Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Дисциплина: «Коммунальная гигиена»
Силлабус
Дисциплина: «Коммунальная гигиена»
Код дисциплины - KG 4202
Специальность: 5В110200 - «Общественное здравоохранение»
Обьём учебных часов (кредитов)- 135 часов / 3 кредита
Курс и семестр изучения: ІV- курс, 7 семестр
Год
Силлабус рассмотрен на заседании кафедры «Гигиена-2»
Протокол № _________ от «__________» _______________2016г.
Зав. кафедрой
к.м.н., и.о доцента _____________ Ескерова С.У.
2. Программа:
Введение
Коммунальная гигиена - одна из ведущих профилактических дисциплин, изучающая влияние природных и антропогенных факторов окружающей среды на здоровье человека в условиях населенных мест, с целью обоснования мероприятий по улучшению среды обитания человека, по предупреждению и снижению заболеваемости населения, для разработки гигиенических нормативов и санитарного законодательства в области коммунальной гигиены.
Коммунальная гигиена является одной из научных отраслей профилактической медицины, знание вопросов которой необходимо бакалаврам по специальности «Общественное здравоохранение».
2.2 Цель дисциплины: подготовка специалиста общественного здравоохранения по проведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области коммунальной гигиены.
2.3 Задачи обучения:
• научить проводить предупредительный и текущий санитарный надзор за объектами коммунальной гигиены;
• научить применять санитарно-гигиенические методы при организации санитарного надзора за основными источниками загрязнения атмосферного воздуха, почвы на территории населенных мест и воды водоемов;
• дать знания по санитарно-гигиенической оценке источников водоснабжения, способов улучшения качества питьевой воды и устройства водопроводных сооружений;
• научить проводить санитарно-гигиеническую оценку систем и видов канализации населенных мест; эффективности работы очистных сооружений по очистке хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод;
• научить проводить санитарно-гигиеническую оценку эффективности работы пылегазоочистных сооружений на различных предприятиях по очистке выбросов в атмосферу населенных мест, определение предельно-допустимого выброса (ПДВ);
• дать знания по изучению влияния факторов окружающей среды (водного, воздушного) на состояние здоровья населения;
• дать знания по санитарному надзору за содержанием и очисткой территории населенных мест от твердых и жидких отходов и способами их обезвреживания;
• научить проводить санитарный надзор за освещением, отоплением и вентиляцией жилых и общественных зданий, различных коммунально-бытовых объектов, лечебно-профилактических учреждений, аптек и спортивных сооружений;
• научить проводить санитарно-гигиеническую экспертизу проектной документации водоснабжения, канализации, по планировке и застройке городских и сельских поселений, жилых и общественных зданий, коммунально-бытовых объектов, спортивных сооружений, лечебно-профилактических учреждений и аптек;
• научить проводить разработку и внедрение санитарно-гигиенических мероприятий по санитарной охране водных объектов, атмосферного воздуха и почвы населенных мест и воздуха закрытых помещений.
2.4 Конечные результаты обучения:
Дублинские дескрипторы
| Компетенции специальности, разработанные в ЮКГФА
| Результаты обучения дисциплины
| Результаты обучения по концепции (ГОСО)
| А
| Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области
| Компетенция в области естественных и специальных наук
| Знает цели и задачи коммунальной гигиены, ее особенности для осуществления профессиональной деятельности.
| Р1
| Знает основные объекты и факторы, влияющие на здоровье населения: качество воздуха, воды и водоснабжения, почвы, микроклимата.
| Р1
| Знает документы коммунального отдела. Знает этапы проведения экспертизы проектов. Знает устройство и принцип работы гигиенических приборов.
| Р3
| Знает методы определения и оценки на соответствие гигиеническим нормативам параметров закрытых помещений и окружающей среды.
| Р3
| Знает методологию маркетинга в здравоохранении.
| Р14
| Знает методологию менеджмента в здравоохранении.
| Р16
| Знает взаимосвязи между факторами окружающей среды и показателями здоровья населения.
| Р17
| Компетенция предпринимательства
| Знает правила организации предупредительного и текущего санитарно-эпидемиологического надзора за основными источниками загрязнения атмосферного воздуха, воды и почвы.
| Р27
| Понимает особенности организации санитарно-эпидемиологической службы.
| Р13
| Компетенция «Адвокат здоровья»
| Знает перечень основных нормативных правовых актов и методических документов, являющихся базой санитарного законодательства.
| Р6
| Знает санитарно-эпидемиологические требования к коммунальным объектам, влияющим на здоровье населения и на окружающую среду.
| Р20
| Компетенция «Навыки научных исследований»
| Знает методику работы с научной литературой по коммунальной гигиене.
| Р9
| Изучает последние научные достижения и базу данных по научным исследованиям в области коммунальной гигиены.
| Р21
| Знает методологию, этические принципы научных исследований по коммунальной гигиене.
| Р21
| Компьютерная и информационная компетентность
| Знает методику поиска информационных баз и IT- технологии.
| Р2
| Знает способы и средства получения и правила хранения нужной информации в различных программах.
| Р2
| Компетенция «Коммуникативные навыки»
| Свободно объясняет информацию на государственном и русском языках.
| Р3
| В
| Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне
| Компетенция в области естественных и специальных наук
| Владеет методами исследования коммунальных объектов.
| Р9
| Проводит санитарно-эпидемиологическое обследование коммунальных объектов и оформляет акт проверки.
| Р9
| Определяет показатели микроклимата жилых и общественных зданий, качества воды, воздуха, почвы и их роль в распространении инфекционных заболеваний.
| Р17
| Проводит оценку освещенности, вентиляции и отопления зданий, коммунальных объектов, спортивных сооружений.
| Р17
| Осуществляет профилактические мероприятия по снижению и ликвидации инфекционных и неинфекционных заболеваний передающихся через водный фактор, почву и атмосферный воздух среди населения.
| Р27
| Проводит экспертизу различных проектов и дает гигиеническое заключение.
| Р9
| Компетенция предпринимательства
| Разрабатывает план по организации и проведения санитарно-просветительской работы различным контингентам населения по вопросам коммунальной гигиены.
| Р27
| Разрабатывает план по организации и проведению предупредительного и текущего санитарно-эпидемиологического надзора за объектами коммунальной гигиены.
| Р24
| Компетенция «Адвокат здоровья»
| Применяет и интерпретирует законодательные документы РК о здравоохранении, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о деятельности специалистов госсанэпидслужбы.
| Р19
| Умеет применять санитарные правила и санитарно-эпидемиологические требования к объектам коммунальной гигиены.
| Р24
| Компетенция «Навыки научных исследований»
| Умеет собирать и провести критический анализ научной информации по коммунальной гигиене, для решения профессиональных задач.
| Р26
| Умеет проводить научное исследование по коммунальной гигиене.
| Р21
|
|
| Компьютерная и информационная компетентность
| Применяет информационные базы для получения необходимых информаций.
| Р10
| Использует информационные технологии для обработки и анализа полученных данных.
| Р26
| Умеет иллюстрировать полученную учебную и научную информацию в программах Word, Internet Explorer, Power Point, Excell.
| Р26
| Компетенция «Коммуникативные навыки»
| Способен работать в команде, демонстрирует стремление к лидерству.
| Р8
| Консолидирует коммуникабельность как личность в обществе.
| Р4, Р8
| Применяет специфические термины на английском языке на уровне Elementry для развития профессиональной деятельности.
| Р3, Р11
| С
| Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области
| Компетенция в области естественных и специальных наук
| Оценивает результаты учебных знаний, объясняет наблюдаемые факты, их причинно-следственные взаимоотношения.
| Р11
| Формулирует выводы в виде рекомендаций по устранению замечании обнаруженных во время обследовании объектов, по улучшению и сохранению здоровье населения.
| Р27
| Формирует аргументы и применяет их в решении проблем коммунальной гигиены с учетом особенностей региона.
| Р12, Р27
| Обосновывает предложенные рекомендации по санитарной охране водных объектов, атмосферного воздуха, почвы и воздуха закрытых помещений.
| Р27
| Анализирует статистические данные для решения проблемы в области коммунальной гигиены.
| Р21
| Компетенция предпринимательства
| Формирует аргументы по результатам лабораторных исследований объектов коммунальной гигиены и применяет их в санитарно-просветительной работе проводимой среди населения.
| Р27
| Компетенция «Адвокат здоровья»
| Ориентируется в системе законодательных и нормативных документов, регламентирующих деятельность санэпид службы.
| Р19
| Использует основные нормативные документы для решения проблем коммунальной гигиены.
| Р19
|
| Компетенция «Навыки научных исследований»
| Обосновывает выводы научного исследования по коммунальной гигиене.
| Р21
| Прослеживает и аргументирует научные достижения в области коммунальной гигиены.
| Р21
| Компьютерная и информационная компетентность
| Осуществляет поиск и сбор информации из различных компьютерных источников для формирования аргументов при решении проблем.
| Р26
|
| Компетенция «Коммуникативные навыки»
| Способен корректно отстаивать личное и коллективное мнение и грамотно приводить аргументы.
| Р8
| Демонстрирует умение работать в команде. Обладает лидерским и организаторским качествами.
| Р8
| Способен самостоятельно предлагать пути решения изучаемой проблемы.
| Р8
| D
| Осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений.
| Компетенция в области естественных и специальных наук
| Внедряет и интерпретирует последние научные достижения к объектам коммунальной гигиены.
| Р3, Р8
| Осуществляет сбор показателей качества по конкретным объектам коммунальной гигиены и интерпретирует возникновения различных заболеваний и информирует население.
| Р17, Р26
| Осуществляет сбор информации по результатам профилактических мероприятий и интерпретирует их показатели.
| Р26
| Компетенция предпринимательства
| Организует подготовку и выход информационного бюллетеня и стенда по актуальным вопросам коммунальной гигиены.
| Р7
| Компетенция «Адвокат здоровья»
| Следует основным положениям Конституции РК, этических и правовых норм регулирующие отношение человека к человеку.
| Р6
| Компетенция «Навыки научных исследований»
| Публикует совместно с преподавателем, студентами и коллегами научные и обзорные статьи по выбранной теме коммунальной гигиены.
| Р22
| Анализирует полученные статистические данные из различных источников.
| Р26
| Компьютерная и информационная компетентность
| Осуществляет сбор информации через базу данных интернета и из учебной и научной литературы, статистических отчетов.
| Р26
|
Компетенция «Коммуникативные навыки»
| Способен представить личные суждения по проблемам коммунальной гигиены, оформить в виде доклада, отчета, презентации, проекта и представить на практических занятиях, заседаниях студенческого кружка, студенческих научных конференциях и др.
| Р26, Р27
| E
| Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам
| Компетенция в области естественных и специальных наук
| Готовит и выступает с докладом о гигиенической оценке по результатам лабораторного анализа воздуха и почвы, питьевой воды и воды из различных водосточников, микроклиматических параметров.
| Р26, Р27
| Принимает участие в санитарном обучении населения и в создании частных объектов по дезинфекционному контролю, а также по обеспечению деятельности по контролю соблюдения санитарных требований в коммунальных объектах.
| Р27
| Составляет алгоритм проверки и гигиенических рекомендаций по улучшению санитарно-эпидемиологического обследования коммунальных объектов.
| Р27
| Осуществляет сбор и интерпретирует информацию по размещению и планировке населенных мест.
| Р26, Р27
| Компетенция предпринимательства
| Разъясняет работу для частных предпринимателей, имеющих объекты коммунального назначения гигиене.
| Р27
| Компетенция «Адвокат здоровья»
| Докладывает о действующих и новых законодательных документах регулирующих санитарно-эпидемиологическую службу.
| Р17, Р27
| Сообщает организованным группам основные санитарные правила с целью охраны здоровье населения.
| Р27
| Компетенция «Навыки научных исследований»
| Информирует студентов, преподавателей и коллег о результатах проведенных научных исследований.
| Р27
| Компьютерная и информационная компетентность
| Умеет использовать различные виды носителей информации.
| Р10
| Извлекает и редактирует полученную информацию на компьютере.
| Р2
| Компетенция «Коммуникативные навыки»
| Способен передавать студентам / преподавателям / экзаменаторам собственные знания и умения при планировании и проведении учебных экспериментов, объяснять наблюдаемые факты и явления, их причинно-следственные взаимоотношения
| Р23, Р26
|
| Умеет проводить поиск и обработку данных для пропаганды среди студентов, детей, подростков, населения по вопросам информации.
| Р26, Р27
| Способен передавать студентам и коллегам собственные знания и умения по работе с информацией (учебной, справочной, научной).
| Р26, Р27
| Владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области.
| Р9, Р27
| Распространяет полученные знания по коммунальной гигиене через компьютерную технику и сетевую технологию.
| Р2
| Владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области.
| Распространяет полученное гигиеническое знание через компьютерную технику и сетевую технологию
|
| Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение
|
| Гигиена детей и подростков, гигиена труда, эпидемиология, общественное здравоохранение.
|
| 2.5 Пререквизиты: основы общей патологии, микробиология, вирусология и иммунология, общая гигиена, окружающая среда и здоровье населения, инфекционные болезни.
2.6 Постреквизиты: эпидемиология, общественное здравоохранение.
2.7 Тематический план: темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия (лекций, практических, самостоятельных работ)
2.7.1 Тематический план лекции:
№
| Темы
| Форма проведения
| Продол-житель-ность занятия (в часах)
|
| Предмет коммунальной гигиены. Государственный санитарный надзор в Республике Казахстан. Структура и функции санитарно-эпидемиологической службы РК.
| обзорная
|
|
| Водоснабжение населенных мест. Вода - как фактор заболеваемости инфекционной и неинфекционной природы. Гигиеническая оценка методов очистки и обеззараживания питьевой воды. Проблемы охраны водных объектов в Казахстане.
| обзорная
|
|
| Гигиеническое значение почвы. Современные проблемы охраны почвы.
| проблемная
|
|
| Основы организации и проведения санитарной очистки населенных мест. Основные методы обезвреживания твердых и жидких отходов
| лекция с ошибками
|
|
| Источники загрязнения атмосферного воздуха. Влияние атмосферных загрязнений на здоровье и санитарные условия жизни населения, факторы риска.
| проблемная
|
|
| Система мероприятий по санитарной охране атмосферного воздуха. Основные принципы нормирования химических веществ в атмосферном воздухе.
| лекция с ошибками
|
|
| Научные основы нормирования микроклимата жилищ. Гигиенические основы нормирования отопления, вентиляции и естественного и искусственного освещения жилых и общественных зданий. Гигиенические значение инсоляции.
| проблемная
|
|
| Гигиена лечебно-профилактических, амбулаторно-поликлинических, санитарно-оздоровительных и санитарно-эпидемиологических учреждений.
| проблемная
|
|
| Гигиенические основы районной планировки. Градообразующие факторы. Организация селитебной территории города. Жилые районы и микрорайоны.
| обзорная
|
|
| Проблема городского шума. Влияние шума на здоровье населения.
| проблемная
|
|
| Всего часов:
| |
|
Тематический план практических занятий
№
| Темы
| Форма проведения
| Продол-житель-ность (в часах)
|
| Система государственной санитарно- эпидемиологической службы Республики Казахстан, его структура и функции. Документация отдела коммунальной гигиены.
|
Дискуссия
|
|
| Централизованное водоснабжение из подземных и поверхностных источников. Методика отбора проб питьевой воды, порядок проведения анализов и оформление их результатов. Коагуляция, отстаивание и фильтрация.
|
TBL
(team based learning)
|
|
| Методика санитарной экспертизы проектов водоснабжения населенных мест. Устройство шахтных колодцев. Дезинфекция и обеззараживание воды в шахтных колодцах. Гигиеническая характеристика особенностей очистки промышленных сточных вод.
| Работа в парах, ситуационные задачи
|
|
| Санитарные правила содержания территории населенных мест. Методика санитарного надзора за сбором и удалением твердых и жидких отходов из населенного пункта.
| SGL
(small group learning),
тестовый контроль
|
|
| Методика изучения влияния атмосферных загрязнений на состояние здоровья населения. Методика организации наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха: стационарные, маршрутные и передвижные посты.
|
Пресс-конференция
|
|
| Гигиеническая оценка организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий. Гигиеническое и эпидемиологическое значение жилища. Требования к участку строительства жилых домов.
|
TBL
(team based learning)
|
|
| Естественное и искусственное освещение помещений жилых и общественных зданий. Отопление и вентиляция помещений жилых и общественных зданий. Гигиенические требования. Нормирование.
|
Пресс-конференция
|
|
| Прачечные. Устройство и содержание, требования к эксплуатации.
| Работа в парах
|
|
| Гигиенические основы планировки и санитарно-технического оборудования лечебно-профилактических учреждений.
|
Дискуссия
|
|
| Особенности планировки, благоустройства и оборудования спортивных сооружений.
|
Круглый стол
|
|
| Гигиеническая оценка шумового режима населенного пункта и помещений жилых и общественных зданий. Методика санитарного надзора за источниками электромагнитных полей. Нормирование шума и уровня электромагнитных полей.
|
SGL(small group learning)
|
|
| Гигиеническая оценка инсоляции террито-рии застройки и жилых зданий микрорайона. Нормирование инсоляции. Санитарно-гигиенические принципы и особенности размещения общественных центров в сельском населенном пункте.
| Работа в малых группах
|
|
| Всего часов:
| |
| | | | | |
Тематический план самостоятельной работы студентов
№
| Темы
| Форма
сдачи
| Количество часов
| Неделя
|
| Организация работы в санитарно-гигиенической лаборатории. Правила заполнения актов, протоколов и заключений обследования объектов коммунальной гигиены и других документов коммунального отдела.
| Подготовка презентаций, составление тестовых и ситуационных задач, разработка профилакти-ческих мероприятий, доклад, проект, работа на платформе G-Global просмотры, комментарии совместно с преподавате-лем.
|
|
|
| Показатели, характеризующие химическую безвредность питьевой воды. Показатели, характеризующие радиационную безопасность питьевой воды.
|
|
|
| Изучение влияния водного фактора на состояние здоровья населения. Значение содержания различных микроэлементов в питьевой воде для состояния здоровья человека. Современные методы очистки питьевой воды с использованием нанотехнологий.
|
|
|
| Пестициды и минеральные удобрения в природных водах: контроль и оценка их влияния. Этапы санитарной экспертизы проектов канализации населенных мест. Определение достаточности представленных документов.
|
|
|
| Современные методы обезвреживания твердых отходов. Правила отбора проб почвы для химического анализа, бактериологических и гельминтологических исследований.
|
|
|
| Влияние радиоактивных отходов на санитарное состояние почвы.Оценка чистоты почвы по данным лабораторных исследований почвы. Экологические проблемы утилизации отходов.
|
|
|
| Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. Динамическое наблюдение за уровнем загрязнения атмосферного воздуха городов Казахстана.
|
|
|
| Рубежный контроль
| Тестирование и решение ситуационных задач, письменный контроль
|
|
|
| Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. Динамическое наблюдение за уровнем загрязнения атмосферного воздуха городов Казахстана.
Достоинства и недостатки современных приборов искусственного освещения, используемых в жилых и общественных зданиях. Санитарная экспертиза проектных материалов систем вентиляции помещений жилых и общественных зданий. Использование в современном строительстве полимерных материалов. Гигиенический контроль и их оценка
| Подготовка презентаций, составление тестовых и ситуационных задач, разработка профилакти-ческих мероприятий, доклад, проект, работа на платформе G-Global просмотры, комментарии совместно с преподавате-лем
|
|
|
| Устройство и содержание, требования к эксплуатации аптек.
|
Посещение объекта.
|
|
|
| Особенности планировки, благоустройства и оборудования театров и кинотеатров, библиотек.
|
|
|
| Бани.Устройство и содержание, требования к эксплуатации
|
|
|
| Гигиенические значения современных нормативов уровней инфразвука в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.
| Презентация, составление тестовых и ситуационных задач, разработка профилакти-ческих мероприятий, доклад, проект, работа на платформе G-Global просмотры, комментарии совместно с преподавате-лем.
|
|
|
| Роль зеленых насаждений в благоустройстве населенных пунктов.
Особенности размещения объектов общегородского назначения в крупных городах
|
|
|
| Рубежный контроль.
| Тестирование, решенеие ситуационных задач,
письменный контроль.
|
|
|
| Всего часов:
| |
| | 2.8 Методы обучения и преподавания:
Лекции: обзорные, проблемные, лекции с ошибками.
Практические занятия: решение тестовых заданий и ситуационных задач, SGL, TBL, дискуссия, пресс-конференция, работа в парах, ознакомление с документами и работа с лабораторными приборами.
Самостоятельная работа студентов: Подготовкапрезентации, составление тестовых и ситуационных задач, разработка профилактических мероприятий, доклад, посещение объекта, работа на платформе G-Global просмотры, комментарии совместно с преподавателем.
2.9 Методы оценки знаний и навыков обучающихся:
Используются следующие виды контроля: текущий, рубежный и итоговый.
Текущий контроль: тестирование, решение ситуационных задач, проверка оформления результатов выполнения заданий и т.д., самооценка и групповая оценка при работе в малых группах.
Рубежный контроль: коллоквиум. Рубежный контроль сдают в 8 и 15 неделе в виде тестирование, письменный контроль и решение ситуационных задач, устный опрос.
Итоговый контроль: тестирование (КТИЦ)
|