Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическое учение К. Маркса.






Карл Маркс (1818-1883) как один из завершителей классичес­кой политической экономии. " Капитал" (т. 1, 1867); 2 и 3 тома подготовил к изданию Ф. Энгельс (1885 и 1894). Основные труды: " Экономическо-философские рукописи" (1844), " К критике гегелевской философии права" (1844), " Святое семейство" (1845), " Немецкая идеология" (1845-1846), обе совместно с Ф. Энгельсом; " Нищета философии" (1847), " Критика Готской программы" (1875).

Творческое наследие К.Маркса имеет много общего с дости­жениями его предшественников по «классической школе» эконо­мической мысли, особенно А.Смита и Д.Рикардо. Однако их тео­ретико-методологические позиции, как полагал автор «Капитала», стали лишь вершиной основ «буржуазной» экономической теории, и после их трудов «классическая политическая экономия» себя исчерпала. Тем не менее, можно констатировать, что предметом политической экономии ученый, как и все клас­сики, считал приоритетное исследование проблем сферы производ­ства.

К.Маркс исходил из трех научных источников:

-английской классической политической экономии Смита-Риккардо (им заимство­ваны концепция экономического либера­лизма, трудовая теория стоимости, положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного труда и др.)

- немец­кой классической философии Гегеля-Фейербаха (идеи диалектики и материализма)

- французского утопического социализма (поня­тие классовой борьбы, элементы социального устройства общества и др.)

Рассматривал по­литику и государство как вторичные явления по отношению к со­циально-экономическим, предпочитая, следуя каузальному подходу, классифицировать экономические категории на первич­ные и вторичные, считая экономические законы, капитализм и соответственно рыночный механизм хозяйствования преходящи­ми.

Концепция о базисе и надстройке. Центральное место в методологии исследования К.Маркса за­нимает его концепция о базисе и надстройке, о которой он зая­вил еще в 1859 г. в «Критике политической экономии». Совокупность производственных отношений составляет экономическую струк­туру общества, реальный базис, на котором возвышается юриди­ческая и политическая надстройка и которому соответствуют оп­ределенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их созна­ние. Организация производства играет решающую роль, предопределяя социальную и политическую структуру, и основ­ной упор он делает на материальных благах, целях и процессах, конфликте между рабочими и капиталистами и всеобщем подчи­нении одного класса другому.

Модель идеального общества. Капитализм исключает гуманизацию общества и демократию из-за частной собственности на средства производства и анархии рынка. В этой системе трудятся ради прибыли, имеет место эксплуатация одного класса другим, а человек (и предприниматель и рабочий) становится чуждым самому себе, так как не может самореализоваться в труде, деградировавшем лишь в средство существования в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкурентной борьбы. Что касается подлинной свободы вне труда, т.е. свободного времени, то оно, по Марксу, «мерилом богатства» станет не при капитализме, а при коммунизме.

В доводах К.Маркса о не­избежном крахе капитализма главным является не нарушение рыночных принципов распределения доходов между классами об­щества, а то, что эта система не обеспечивает полной занятости, тяготеет к колониальной эксплуатации и к войнам. Обще­ственным идеалом он считает социализм и коммунизм, называя их фазами неантагонистического коммунистического общества, при котором средства производства не будут более объектом индивиду­ального присвоения и каждый человек обретет свободу.

Теория классов. Центральной идеей является классовая борьба с тенден­цией к упрощению и поляризации общественных групп вокруг главных классов общества. Еще в «Манифесте Коммунистической партии» К.Маркс пи­сал: «История всех до сих пор существовавших обществ была ис­торией борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетаю­щий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную то скрытую, то явную борьбу, всегда кончав­шуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов». Не явится ис­ключением, по Марксу, и капиталистическое общество с его на­растающими противоречиями: буржуазия как господствующий класс создает более производительные средства производства, а составляющий большинство пролетариат остается в нищете. Отсю­да неминуем революционный кризис, посколь­ку вызванное развитием производительных сил обнищание (пау­перизация) в конце концов, станет настолько всеобъемлющим, что возрастающая за счет других слоев общества численность проле­тариата (пролетаризация) позволит ему конституироваться в класс большинства населения и совершит пролетарскую революцию по взятию власти не ради меньшинства, что было свойственно рево­люциям прошлого, а в пользу всех. В результате пролетарской рево­люции и диктатуры пролетариата не станет ни капитализма, ни классов, поскольку «на место старого буржуазного общества с его классами и классо­выми противоположностями приходит ассоциация, в которой сво­бодное развитие каждого является условием развития всех».

Почему в теории классов К.Маркса речь идет о двух классах? Значение ренты как источ­ника дохода в силу растущей индустриализации всей экономики будет уменьшаться, поэтому останутся два больших источника доходов - прибыль и заработная плата, и два больших класса - владеющий рабочей силой пролетариат и присваивающие приба­вочную стоимость капиталисты.

Теория капитала. «Капитал» срав­нивается со «средством эксплуатации» рабочего и установления власти над рабочей силой. У К.Маркса основная идея о том, что ка­питал есть, в сущности, средство господства над производством.

У К.Маркса, однако, есть еще трактовки «капитала». Капитал - самовозрастающая стоимость.

Элементом «новизны» в теории капитала К.Маркса можно назвать введение в главе 23 тома I «Капитала» понятия «органическое строение капитала», которое составляет соотноше­ние между постоянным и переменным капиталом. Именно через это понятие он переходит к важной характеристике - норме эксплуатации (норме прибавочной стоимости), определяемой как отношение между прибавочной стоимостью и переменным капиталом. Подраз­деляя капитал на постоянный и переменный (а не как у А.Смита и Д. Рикардо - на основной и оборотный), К.Маркс имеет в виду как специфику движения выделяемых им частей капитала, так и специфику влияния каждой из этих частей на массу прибавочной стоимости в стоимости продукта. В частности, о движении капита­ла: постоянный капитал свою ценность переносит на создаваемый продукт частя­ми, а переменный - полностью, т.е. подлежит возмещению после каждого производственного цикла. Разница здесь в том, что основ­ной в отличие от оборотного капитала может воплощаться либо в машинах и оборудовании, либо в необходимом для производства сырьевом материале и прибавочной стоимости не создает.

Накопление капитала - это, по Марксу, результат увеличения в конкурентной борьбе размеров фирм и компаний, т.е. «концентра­ции и централизации» капитала, сопровождающегося одновремен­но увеличением «промышленной резервной армии», или, говоря по-другому, ростом абсолютной величины безработицы и «официаль­ного пауперизма». Такую природу накопления капитала К.Маркс назвал не иначе как «абсолютный, всеобщий закон капиталистичес­кого накопления».

Теория стоимости. О трудовой теории стоимости речь заходит уже в главе 1 тома I «Капитала», где формулируется тезис о принципе обмена товаров в соответствии с ценностью, пропорциональной требуемому для их производства количеству труда. С учетом качественных разли­чий труда, т.е. неодинаковой интенсивности и квалификации тру­да, далее вводится положение о среднем общественном труде, а точнее - «общественно необходимом рабочем времени», или о затратах времени «при среднем в данное время уровне умелости и интенсивности труда». Таким образом, трактовка стоимости, ос­нованная на измерении трудовых затрат, является, по Марксу, един­ственно правильной, несмотря на то что в зависимости от спроса и предложения цена товара может расти или снижаться относительно стоимости.

Переход К.Маркса к обоснованию концепции «цены производства» как категории вторич­ной по отношению к первичной категории «стоимость». Цена про­изводства объявляется здесь всегда соотносимой с «покупной це­ной». Основной аргумент сводится при этом к тому, что только при «простом товар­ном производстве», т.е. в дорыночной экономике, а также при ка­питализме с уровнем «капитала среднего органического строения» было бы вполне правомерно полагать, что «цены фактически ре­гулируются исключительно законом стоимости». В развитой же капиталистической экономике, утверждает К.Маркс, «под превра­щением ценности (стоимости) в цены производства скрывается от непосредственного наблюдения самая основа для опреде­ления ценности.»

Итак, К.Маркс не отказывается от трудовой теории стоимости, Просто, заявляет он, в развитой экономике в превра­щении стоимости в цену производства «скрывается от непосред­ственного наблюдения» ее основа - труд, и поэтому «цена про­изводства» - это то, что Адам Смит называет естественной це­ной, Рикардо - ценой производства, или стоимостью производ­ства, а физиократы - необходимой ценой, так как в длительной перспективе цена производства является обязательным условием предложения».

Теория денег. По поводу сущности и стоимости денег Маркс почти полностью разделяет положения Рикардо- Милля (Деньги, согласно его концепции, появляются в результате развития форм обмена. Из двух обмениваемых товаров один всегда играет активную роль и представляет собой относительную форму стоимости (ценности). Второй товар противостоит первому в качестве эквивалента и представляет собой эквивалентную форму стоимости. Развитие обмена приводит к тому, что эквивалентная форма стоимости монопольно закрепляется за каким-либо одним товаром - золотом или серебром. Так появляется денежная форма стоимости, т. е. собственно деньги. По К. Марксу: 1) деньги есть товар, стихийно выделившийся из мира товаров на роль всеобщего эквивалента; 2) полноценными деньгами являются золото или серебро; 3) бумажные деньги есть заменители полноценных денег) за исключением одного - количественной тео­рии денег. Его главный аргумент при этом - ссылка на непосто­янный характер за установленный период времени числа торго­вых оборотов и оборотов денежной массы.

Теория прибавочной стоимости. Хотя рабочая сила как товар продается по стоимости, но именно этот товар является тем единственным и специфическим товаром, ценность которого (в товарах, необходимых для рабоче­го и его семьи) не может устанавливаться при капитализме в точ­ном соответствии с принципом трудовой теории ценности (стоимо­сти). Разгадка этого явления у К.Маркса такова: труд количественному измерению поддается с точностью, а оценка ценности рабочей силы - это, в большей сте­пени проблематика, определяемая «состоянием нравов и коллективной психологии».

Поэтому вывод автора - источником прибавочной стоимости является только «неоплаченный труд» про­изводительных рабочих, продающих свою рабочую силу. Причем ме­ханизм извлечения прибавочной стоимости в понимании К.Мар­кса: в течение «необходимого времени», которое всегда меньше фактически отра­батываемого времени, рабочий отрабатывает своим «необходимым трудом» ценность своей рабочей силы, чтобы получить ее в форме заработной платы, а в течение «прибавочного времени» имеет место уже «прибавочный труд», который и создает желанную капиталис­тами «прибавочную стоимость».

Теория производительного труда. Труд производителен, во-первых, если производит прибавочную стоимость, растущую в форме не «абсолют­ной», а «относительной прибавочной стоимости», которая позволяет удешевлять стоимость (ценность) жизненных средств; и, во-вторых, если признать, что производительный труд может создавать приба­вочную стоимость только в сфере производства, а не обращения.

Теория доходов

1) Заработная плата. Маркс трактует получение наемным рабочим заработ­ной платы как результат обмена с капиталистом за продаваемую «рабочую силу», а не за сам труд, как полагали основоположники классической политической экономии. За­работная плата эквивалентна количеству товаров для поддержания жизни рабочего и его семьи. Ее уровень зависит от производитель­ного труда, которая, в свою очередь, обусловлена степенью меха­низации и технологического оснащения производства, что в ко­нечном счете, становится препятствием для роста заработной пла­ты, поскольку технико-экономический прогресс порождает посто­янный излишек рабочей силы.

Таким образом, по Марксу, поскольку рабочий продает рабо­чую силу, а не труд, то «неоплаченный труд», который можно выявить и измерить, к за­работной плате отношения не имеет, а «неоплаченная рабочая сила» не может быть зафиксирована, ибо «сделка» осуществляется в обмен за ценность целостной рабочей силы рабочего.

По убеждению К.Маркса, реальная заработная плата «никогда не растет пропорционально увеличению производительной силы труда» и даже профсоюзы, на которые могли бы рассчитывать рабочие, в условиях экономики свободной конкуренции не могут сколько-нибудь серьезно изменить такую ситуацию. Более того, снижение ценности товаров и ус­луг в денежном выражении благодаря росту производительности труда будет всякий раз вызывать адекватное снижение цен поку­паемых рабочим товаров, и реальная заработная плата в итоге су­щественно не увеличится, а отсюда недалеко и до «пауперизации» и «умственной деградации» рабочего класса.

2) Прибыль и норма прибыли. Особенность теории прибыли К.Маркса состоит в том, что этот вид дохода, как и любой доход предпринимателей, является внешней, т.е. превращенной, формой возникающей в про­цессе эксплуатации наемного рабочего прибавочной стоимости. От­сюда у него, в отличие от Д. Рикардо, речь идет не про­сто о норме прибыли, а о ее неких специфических отличиях от так называемой нормы прибавочной стоимости или, по его же терми­нологии, нормы эксплуатации.

Так, доля прибавочной стоимо­сти на предприятии или в отрасли экономики тем больше, чем больше доля переменного капитала и труда, но тем меньше, чем больше в органическом строении капитала доля постоянного ка­питала, т.е. высок уровень механизации и насыщенности предпри­ятия или отрасли машинами и оборудованием. По замыслу же то­ма III «Капитала» должна наступить развязка в «кажущемся» про­тиворечии, когда К.Маркс рекомендует различать понятия «нор­ма прибавочной стоимости» и «норма прибыли». И если первое сво­дится им к показателю, рассчитываемому как отношение приба­вочной стоимости к переменному капиталу, то второе (поскольку речь идет о «внешней форме» прибавочной стоимости) рассмат­ривается как исчисление отношения прибавочной стоимости к со­вокупному капиталу, т.е. к сумме постоянного и переменного ка­питала. При этом смысл исторического фено­мена развязки состоит в том, что норма прибыли имеет тенденцию к понижению не в связи с положениями Рикардо- Милля о повы­шении цен на продукты первой необходимости, вызываемыми демографическими факторами и убывающим (в силу «закона») плодородием земли, а из-за трансформации органического строе­ния капитала в сторону уменьшения в общем капитале доли перемен­ного капитала, обусловленного накоплением капитала.

3) Рента и абсолютная рента. Суть теории ренты в «Капитале» почти аналогична теории рен­ты Д. Рикардо. Разница в дополнении К.Маркса о су­ществовании наряду с «дифференциальной» рентой ренты «абсо­лютной». Возникновение последней автор связывает со специфически низкой в сельском хозяйстве органической струк­турой капитала и с частной собственностью на землю. В связи с первым фактором ценность сельскохозяйственной продукции всегда выше ее «цены производства», а в силу второго фактора в сельском хозяйстве не может срабатывать механизм «перелива капитала», который бы довел норму прибыли здесь до среднего показателя. В результате собственник земли получает воз­можность требовать с фермера-арендатора арендную плату, превышающую естественный уровень ренты, т.е. получать сверхпри­быль аналогично той, что приносит при прочих равных условиях лучшее качество (плодородие) земли или разноудаленность земель­ных участков от рынков сбыта.

4) Теория воспроизводства. Рассматривая особенности воспроизводственного процесса в условиях экономики свободной конкуренции и механизм дости­жения макроэкономического равновесия и экономического роста, К.Маркс критикует тех, кто, следуя Смиту- Сэю, валовой национальный продукт отождествлял с суммой доходов классов общества. По этой причине их суждения сводились лишь к анализу простого, а не расширенного типа воспроизвод­ства. С учетом этого выдвигает собствен­ную схему анализа всех типов воспроизводства, в которой экономика делится на отрасли двух подразделений (по производству соот­ветственно средств производства и предметов потребления).

Суть одного из вариантов доктрины экономического кризиса недопотребления сводится к утверждению о том, что из-за своей низкой заработной платы рабочие, составляющие большую часть потребителей, не в состоянии покупать по складывающейся цен­ности произведенную ими же товарную продукцию. Следователь­но, кризисы не могут быть предотвращены до тех пор, пока капи­талисты и землевладельцы не возобновляли, как полагал Т.Маль­тус, расходы, связанные с деятельностью «третьих лиц», т.е. так называемых непроизводительных слоев общества.

Согласно другому варианту доктрины экономического кризиса недопотребления темпы роста потребления отстают от темпов роста мощностей, создаваемых той частью доходов, которая направля­ется на инвестиции, и поэтому возникают избыточные мощнос­ти, превышающие реально существующий спрос, что в свою оче­редь требует снижения инвестиций, вызывая сокращение доходов и спад экономики. Стало быть, наступление кризиса связано с недопотреблением на основе избыточного сбережения, т.е. пересбережения. При этом К.Маркс критикует экономистов, кто подобно Сэю-Рикардо признавал лишь «периодический избыток капитала», а не «общее перепроизводство товаров».

В строгом смысле слова в «Капитале» дана не столько теория кризисов, сколько каузальная (причинно-следственная) оценка накоп­ления капитала и распределения доходов при капитализме, неизбеж­но приводящих к периодам «общего перепроизводства». Циклический процесс, по Марксу, начинается с подъема, вызываемого ростом совокупного спроса для накопления ради максимизации прибы­ли, к которой стремятся капиталисты, - это причина; заканчи­вается цикл спадом, так как растущий в период подъема спрос на труд превышает его реальное предложение и приводит к повыше­нию заработной платы и устранению безработицы, что оборачи­вается затем снижением нормы прибыли и замедлением накопления - это следствие. И вновь начинается очередной экономичес­кий цикл, в течение которого происходит новая переструктуриза­ция экономики.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал