Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные установки двух парадигм в исследовании психического развития
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ» Для студентов 2 курса ФП Практическое занятие № 1. Тема: Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе Семинар носит проблемный характер, для которого отобраны узловые, важнейшие разделы курса, составляющие концептуальное содержание учебной дисциплины. Форма семинара – семинар-дискуссия. Для подготовки к семинарскому занятию необходимо: · Используя рекомендованные источники, теоретически проработать узловые проблемы дискуссии. · Современный психолог Л. Ф. Обухова, опираясь на позицию Л.С. Выготского относительно принципиальных различий «биологизаторского», «натуралистического» и культурно-исторического подходов к развитию, настаивает на выделении и существовании двух главных парадигм в исследовании детского развития: естественно-научной и культурно-исторической. Греческое слово «парадигма» переводится как «модель», «образец». Следовательно, господство научной парадигмы означает, что подавляющее большинство исследований проходит в рамках и в русле одного теоретического направления. Т.е. большинство ученых смотрят на изучаемые ими явления именно сквозь призму утвердившейся научной парадигмы. Проведите сравнительный анализ двух парадигм в исследовании развитии (См. таблицу). Основные установки двух парадигм в исследовании психического развития
Подготовить проблемные вопросы для дискуссии. Темы для обсуждения: 1. Понятие развития в современной психологии. Рост и развитие. 2. Закономерности психического развития. Понятие о гетерохронности. 3. Проблема соотношения биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. 4. Естественно-научная и культурно-историческая парадигма исследования психического развития ребенка (сравнительный анализ). Литература: 1. Баттерворт Д. Харрис М. Принципы психологии развития. – М., 2001. – С. 36-46. 2. Бочаров В.В. Антропология возраста. – СПб., 2001. – С. 7-22, 29-30, 44-45. 3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000. – С. 5-42. 4. Шмидт В.В. Периодизация психического развития в методологии психологического исследования // Психология старости и старения. - №1 (17). – 2002. – С. 6-17. 5. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - № 5. – 1996. 6. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002 («Психологическая энциклопедия»). 7. Психология развития / под ред. Е. Строгановой. – СПб: Питер, 2001 (Хрестоматия по психологии). 8. Психология развития / под ред. Т.Д. Марциновской. – М., 2001. 9. Крайг Р. Психология развития. – СПб, 1999. – С.669-670. 10. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 1997. – С. 118-127, 217-235. 11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2001.
|