Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приемы и способы поднятия энтузиазма сотрудников компании
Ознакомимся с приведенными ниже высказываниями. Сотрудник финансового отдела компании GeneraI Motors. " Видите ли, я был в литейном цехе. Разве рабочие литейного цеха могут распевать на работе песни, подобно японцам или девушкам из Tupperware? " Второй человек (со Среднего Запада). " Caterpillar изготавливает первоклассное оборудование. Работники этой компании являются членами профсоюза " Объединенные рабочие автомобильной и авиационной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения" (UAW). Этих стреляных воробьев не проведешь на дешевых приемчиках и трюках, предназначенных для поднятия энтузиазма". Третий человек (также со Среднего Запада). " Меня перевели на работу в Пеорию. Я не работал в компании Caterpillar. Но каждый год они отмечали так называемый " машинный день". Все работники Caterpillar вместе со своими семьями выезжают на испытательный полигон компании и получают там бесплатное пиво и бутерброды. Темой прошлогоднего пикника была " Ковбои и индейцы". Все машины были необычно разукрашены, каждой из них было присвоено собственное имя. Затем машины участвовали в соревнованиях, преодолевая насыпи и другие препятствия. Никто из присутствующих не остался равнодушным". Второй сотрудник компании General Motors. " Вы должны побывать в Саут-Гейте. Директор завода настоящий весельчак. Стены завода увешаны множеством плакатов с призывами " Побьем Японию" и т. п. Более того, они заманили на один из своих недавних митингов каких-то типов из банды мотоциклистов " Ангелы ада", заставив их спеть гимн " Боже, храни Америку". Так что же, американцев действительно так трудно соблазнить дешевыми приемчиками и трюками, предназначенными для поднятия энтузиазма? Нужны еще примеры? Когда Элмо (Бад) Зумволт, поняв важность ориентации на людей, занялся реформированием Военно-морских сил США, он потратил немало времени на один, казалось бы, пустячный элемент на замену символа речевого вызова на своем корабле. Он сформулировал ситуацию в следующем официальном обращении к своему начальству. Приняв недавно под свое командование корабль Arnold J. Isbell, этот офицер обратил внимание на чересчур вялый подтекст использовавшегося в то время символа речевого вызова, передаваемого по радио. Рядом с такими энергичными названиями, как FIREBALL (Шаровая молния), VIPER (Начальник) и т. п., несколько странно и, более того, совершенно неподобающе для идентификации человека столь мужественной профессии, как военный моряк, звучало довольно-таки унизительное название SAPWORTH 36. (Sapworth — слово, допускающее множество толкований, в частности, оно может обозначать " то, что можно съесть", " то, что можно зазубрить" и даже " то, что может сделать только круглый дурак". — Примеч. пер.) Через шесть месяцев после преодоления множества бюрократических препон изменение символа речевого вызова было одобрено начальством. Эта перемена произвела неожиданно сильный эффект. Зумволт заключает: " Голосовое обращение Hellcat (" Чертова кошка"), передаваемое по системе радиосвязи, оказалась чрезвычайно популярным 37. Офицеры и матросы корабля Arnold J. Isbell с гордостью носили на рукавах и головных уборах нашивки с изображением черной кошки с высоко задранным хвостом, выходящей из адского пламени и когтями лапы впивающейся во вражескую подводную лодку. Влияние этого символа на моральный дух членов экипажа оказалось огромным". В компании Kyocera (в Сан-Диего и его окрестностях) работают 2000 служащих 38. Kyocera является филиалом компании Kyoto Ceramic, названной недавно " самой передовой компанией в Японии". Каждый день все 2000 работников шести американских заводов собираются утром, чтобы выслушать краткий доклад руководства о текущем положении компании. Затем они все вместе выполняют комплекс упражнений ритмической гимнастики. По мнению руководства компании, " выполняя каждый день что-нибудь совместно, сотрудники вырабатывают у себя чувство единства компании. Кроме того, это доставляет им удовольствие и повышает настроение". Высшие руководители компании обходят заводские цеха, общаясь с рядовыми работниками. Это общение носит " исключительно персональный и эмоциональный характер", не имея ничего общего с так называемыми " запланированными инцидентами". Во время нашей второй встречи с представителями Hewlett-Packard, пока мы ожидали начала встречи в вестибюле, из репродукторов звучал голос главного исполнительного директора Hewlett-Packard Янга, знакомившего сотрудников компании с результатами работы компании за прошлый квартал. Янг — человек с мягкими, вежливыми манерами, но если и существует такое понятие, как " ненавязчивое лидерство", то именно Янг является его идеальным воплощением. Питер Вайль — специалист по так называемым " высокопроизводительным системам" (компаниям, оркестрам, футбольным командам и т. п.) 39. Такие системы, согласно Вайлю, ведут себя в точном соответствии с предсказанным ими сценарием — система работает именно так, как и было задумано. Питер Вайль отмечает неизбежное появление " частного языка и совокупности символов": люди " ловят кайф" потому, что у них что-то получилось, и, если им разрешают, начинают действовать по-новому. Когда они действуют по-новому, у них получается еще что-то. " Удачи приводят людей в восторг, они буквально бурлят от радости, передавая свою радость и возбуждение другим. Люди едят, спят и дышат своей работой. Возникает явление " Зала славы" … У людей возникает эстетическая мотивация". И, наконец, в организации возникает атмосфера непобедимости и всемогущества. Мы не располагаем систематическими данными, поэтому не можем со стопроцентной уверенностью заключить, что исследованные нами успешные компании тратят на обучение своих сотрудников гораздо больше времени, чем остальные компании. В то же время есть немало свидетельств высокой интенсивности обучения в успешных компаниях, а это позволяет сделать вывод, что наше предположение не так уж далеко от истины. Наиболее очевидным свидетельством этого являются университеты, например Университет Dana, Университет Disney и Университет гамбургеров. Как мы уже говорили, IBM инвестирует в обучение значительные средства. Аналогично, Caterpillar проводит для своих работников интенсивные курсы обучения: например, все инженеры по сбыту проводят по многу месяцев на испытательных полигонах компании, изучая работу оборудования. " Ударные дозы обучения" непосредственно на рабочем месте практикуются также в Hewlett-Packard, Procter & amp; Gamble и Schlumberger. Один из элементов обучения непосредственно на рабочем месте в компании Bechtel является, наверное, самым необычным. Эта компания, построившая в Аравийской пустыне городя на общую сумму 5 миллиардов долларов, совершенно сознательно берется за выполнение мелких, нерентабельных проектов. " Единственной целью является предоставление возможностей молодым руководителям проектов как можно быстрее набить руку на выполнении реальных проектов уже в самом начале своей карьеры", — отмечает один из руководителей компании. (Это, между прочим, соответствует традиции Альфреда Слоуна в General Motors. Он почти всегда направляет своих молодых специалистов в крошечные подразделения, где они могут уже с первых дней своей работы уяснить общую картину происходящего и не затеряться в " катакомбах" Chevrolet.) Еще одним замечательным аспектом ориентации успешных компаний является способ, посредством которого они социализируют руководителей, поступивших в компанию со стороны. Первым элементом этой системы является, конечно, прием на работу. Отсев потенциальных кандидатов носит достаточно жесткий характер. Многие из компаний, с представителями которых нам приходилось общаться, " пропускают" кандидатов на занятие вакантных руководящих должностей через семь–восемь собеседований. Они хотят быть уверенными в людях, которые поступают к ним на работу. Кроме того, они говорят кандидатам: " Познакомьтесь с нашей компанией. Подумайте хорошенько, впишетесь ли вы в нашу культуру". Затем наступает очередь начальной должности. Возможно, это является самым важным элементом системы. В успешных компаниях руководителей-новичков принято назначать на так называемые " грязные работы", которые относятся к основному направлению деятельности компании. В Hewlett-Packard, как говорит главный исполнительный директор компании Янг, " молодые обладатели степени MBA и магистры электронного машиностроения (MSEE) должны получить практический опыт освоения выпуска новых продуктов. Это — типичная начальная должность руководителя в нашей компании. Такой подход служит усилению общей концепции выведения на рынок новых продуктов, которая имеет огромное значение для нашей компании". Аналогично, автор статьи в газете Business Week отмечает, что " потенциальные руководители Caterpillar всегда начинали свою карьеру с самых низких должностей — где-то у производственного конвейера. В этой организации нет " звезд", которым удавалось бы сделать карьеру за несколько дней" 40. Процесс социализации руководителей путем назначения их на так называемые " грязные работы" разительно отличается от того, что мы видели во многих других крупных компаниях. Поскольку обладатели степени MBA и другие руководители-новички являются весьма дорогостоящими работниками, они начинают свою деятельность на различных административных должностях, работают на этих должностях многие годы и не имеют возможности на собственном опыте ознакомиться с реалиями того бизнеса, которым они занимаются. Важным результатом подхода, используемого успешными компаниями, является реализм. Маловероятно, что тех, кто начинает свою трудовую деятельность в компании с " основополагающих", базовых должностей, производства или сбыта продукции, впоследствии, когда их выдвинут на более высокие руководящие должности, легко введут в заблуждение абстракции планирования, исследований рынка или систем управления. Более того, у таких руководителей вырабатывается определенное экономическое чутье. Они обучаются управлять не только на основе чисел, но и — что гораздо важнее — на основе реального понимания бизнеса. Они уже на собственном опыте знают, что это такое. У них выработались определенные " инстинкты". Очень хорошо это сформулировано в известном лозунге компании Bechtel: " Тонкое чутье на реально осуществимые цели". Следующей составляющей этого жизненно важного процесса социализации является обучение посредством ролевых моделей — героев и мифов. Новый сотрудник учится правильно работать, слушая и анализируя " истории битв". В IBM эти истории, как правило, связаны с обслуживанием клиентов. В 3M в этих " историях битв" нередко рассказывается о неудачах, связанных с внедрением инноваций, однако — и это самое главное — в них неизменно рассказывается об упорстве " героев", которое, в конце концов, приносит им успех. В Procter & amp; Gamble большинство историй касается качества продукции. Hewlett-Packard использует, если можно так выразиться, непосредственный подход к решению этой проблемы, заполняя свою фундаментальную " книгу наставлений" (The HP Way) поучительными историями о тех сотрудниках, кто начинал буквально с нуля и кто а конце концов достигал самых высоких руководящих постов. Более того, Hewlett-Packard систематически собирает истории о том, " как это делается в Hewlett-Packard ". Для сбора таких историй даже существует специальный ящик, в который сотрудники компании могут также опускать письма с интересными, на их взгляд, предложениями, идеями и пожеланиями.
|