Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие западных стран в первой половине двадцатого века

План:

1. Экономическое развитие.

2. Социальное развитие.

3. Внутриполитическое развитие.

4. Внешнеполитическое развитие.

5. Духовное развитие.

В первой половине двадцатого века западные страны продолжили экономическое развитие. Источники экономического развития: 1) монополизация способствовала беспрецедентному ускроению экономического развития ведущих стран Запада. Процесс монополизации сопровождался дальнейшим расширением международных экономических связей. В начале двадцатого века начинается процесс широкого образования международных монополий; 2) эксплуатация колоний и вывоз капитала. Именно за счет эксплуатаций колоний Великобритания оставалась в числе развитиых стран; 3) милитаризация промышленности. В Германии развитие тяжелой промышленности было в значительной степени вызвано потребностями армии и флота. Германия перманентно увеличивала военные расходы. В 1914 году она имела 232 новых боевых корабля и занимала второе место в мире после Великобритании; 3) научно-технический прогресс. Отличительная особенность – быстрый количественный и качественный рост промышленности, который сопровождался не менее быстрым ростом ее научно-технической основы. Наибольшее значение имели: а) электрификация промышленных предприятий и транспорта. Были усовершенствованы изобретения: электродвигатель Джозефа Генри, динамо-машины Зеноба Грамма, разработаны способы передачи электричества по металлическим проводам, создание лампочек накаливания; б) развитие средств коммуникаций. Генрих Герц открыл радиоволны. На основе этого изобретения А.С. Попов создал радио. Все больше использовался телефон, изобретенный Александером Беллом в 1876 году; в) автоматизация и переход к конвейерному производству. Фредерик Тейлор пришел к выводу, что сужение функций работника может резко повысить производительность его трудовой деятельности. Следовательно, процесс производства необходимо разделить на простейшиие операции. На основе этой теории Генри Форд разработал и начал использовать на своем автомобильном заводе конвейер. По специальной ленте двигался автомобиль, а каждый рабочий, не сходя с места, совершал определеные действия по его сборке. В результате автомобиль собирали в 3-4 раза быстрее; г) использование двигателей внутреннего сгорания, развитие автомобильной промышленности; д) совершенствование химических технологий.

Особо следует выделить развитие военой техники, которая нашла свое применение в годы Первой мировой войны (1914 – 1918). Первая мировая война дала мощный толчок развитию военной техники. Главной проблемой ведения военных действий был прорыв позиционного фронта. Появление танков и новых видов ариллерии усилило огневую и ударную мощь наступающих войск. В 1916 году англичане впервые применили танки в бою. При поддержке 18 танков пехота смогда продвинуться на 2 километра. Первым случаем массированного применения танков является сражение при Камбре в 1917 году, где было задействовано 378 танков. Внезапность и большое превосходство в силах позволили англичанам прорвать немецкую оборону.

Война способстовала также и развитию авиации. Первоначально самолеты служили только средством разведки и корректировки артиллерийского огня. Затем их стали оснащать пулеметами, бомбами. Самолеты превратились в мощную боевую силу.

Наиболее известными самолетами были немецкий «Фоккер», английский «Сопвич». Но л учшим тяжелым самолетом в годы Первой мировой войны был русский самолет «Илья Муромец». Он поднимал до 800 килограмм бомб и был вооружен 3 – 7 пулеметами.

Качественно новым видом вооружений было химическое оружие. В 1915 году, в Бельгии немцы применили хлор. Они его выпустили из баллонов 180 тонн. В результате химической атаки пострадало около 15 тысяч человек, из них 5 тысяч погибли. Первые средства защиты от химических атак появились позже, в 1916 году. Этим обстоятельством объясняется большое коичество человеческих жертв от стравнительно малотоксичного хлора. Всего отравляющими веществами (а помимо хлора немцы использовали в 1917 году иприт – горчичный газ) в годы войны было поражено около 1 млн. человек.

Можно выделить следующие особенности экономического развития: 1) в начале двадцатого века Германия выдвинулась на первое место в Европе. Немецкая экономика была милитаризирована, развивалась преимущественно тяжелая промышленность, велика роль государства в экономике; 2) Великобритания за счет колониальной политики, счильного флота, развитой промышленности оставалась в числе ведущих держав; 3) не смотря на значительный промышленный рост, Франция отставала от Великобритании, Германии, США. Причина относительной экономической отсталости – ростовщический характер французской экономики. Французские капиталы широко вывозились за границу, часто в виде государственных займов; 4) торгово-экономические противоречия, борьба за сферы сбыта продукции и источников сырья, стремление к захвату чужых колоний и сохранение своих, вообщем экспансоинисткая политика, направленная на экстенсивное экономическое развитие, породили Первую мировоую войну (1914 – 1918). Первая мировая война способствовала усилению роли государства в экономике. Во всех воюющих странах (Великобритания и Франция воевали против Германии) были созданы государственные военно-экономические управления, которые поставили под свой контроль промышленность и сельское хозяйство. Государственные органы распределяли заказы и сырье, распоряжались продукцией предприятий. Они руководили производственным процессом, регулировали условия труда, размер заработной платы. Государственное регулирование экономики дало зримый эффект. Это породило представление о благотворности такой политики; 5 ) цикличный характер развития экономики, свойственный для рыночных экономических систем, капитализма в целом: а) в 20-ые годы в большинстве западных стран наблюдался устойчивый экономический рост. Исключением являлась Германия, которая проиграла в Первой мировой войне. К 1923 году ситуация в немецкой экономике была катострафической. Резко обесценилась марка. За буханку хлеба или отправку письма немцы платили триллионы марок. В стране господствыовала гиперинфляция. Причина экономического кризиса в Германии – в итогах Первой мировой войны. Германия в войне проиграла, и по условиям мирного договора должна была выплачивать репарации. Кроме того, Германия лишилась ряд областей, важных с экономической точки зрения. б) в 1929 году разрозился мировой экономический кризис. Его особенности: центром экономического кризиса стали США. Основная причина: после Первой мировой войны экономический центр мира пересестился в США. США наименее всего пострадали от Первой мировой войны. Кроме того, в Северной Америке применяли новые технологии в производстве, массово выпускали новейшую продукцию (автомобили, радиоаппаратуру, лекарства); причины мирового экономического кризиса – в американской экономике: спекуляция акциями, цена которых намного превышала их реальную стоимость, крах фондового рынка ценных бумаг, банкротство, затоваривание, падение цен, прекращение производства, массовая безработица ( в 1929 – 1933 гг. объем промышленного производства в США сокртился на 50%, безработными стали 13 млн. человек), сокращение мировой торговли. Таким образом, мировой экономический кризис 1929 года был вызван перепроизводством, возникшим дисбалансом между финансовым и реальными секторами экономик. Еще одна его характерная черта – маштабность. Главное последствие кризиса – смена рыночной классической парадигмы А. Смита, согласно которой рыночная система представляет собой саморегулирующийся механизм, и поэтому государственное вмешательство не допустимо: рынок сам, с помощью спроса и предложения, будет стремиться к макроэкономической стабилизации. Проводником подобной экономической парадигмы – президент США Герберт Гувер, который считал недопустимым помощь государсва экономике в целом и отдельным гражданам в частности. На смену экономической парадигмы А. Смита (модель классической рыночной экономической системы) – экономическая парадигма кейнсианства (модель смешанной экономики, в основе которой – идея сочетания государственного регулирования и рыночного механизма). Джон Кейнс считал, что государство в период экономического кризиса должно за счет своего бюджета поддерживать объем спроса и потребления на производимые товары, не допуская кризиса перепроизводства и безработицы. В условиях кризиса государственная экономическая политика должна быть направлена на увеличение расходов, понижение налогов, банковского процента, а в условиях быстрого развития экономики, напротив, на сокращение расходов, повыщение наологов и банковского процента. Кейнс предусматривал развитие социального партнерства между предпримателями и работниками на основе взаимных соглашений и компромиссов. Концепцию Кейнса реализовывал в своей политике президент США Ф. Рузвельт, который в 1932 году победил на президенских выборах. Став президентом, Рузвельт в течение 100 дней провел ряд мероприятий, которые изменили облик страны и ее будущее. Государственное вмешательство в дела частных банков способствовало нступлинию стабилизации в банковской сфере в частности и в финансовой системе в целом. Была осуществлена экстреная помощь безработным. Для молодежи создавались трудовые лагеря, где за выполнение общественных работ кормили и выдавали 1 доллар в день. Были введены кодексы честной конкуренции. Предприниматели каждой отрасли должны были выработать единые условия производства, которые их ставили бы в равное положение. Цены и объемы производства определялись с учетом объема рынка. Усилиями правительства такими кодексами было охвачено 95% промышленности. Была оказана государственная помощь фермерам. Рузвельт способствовал принятию ряд социальных законов, улучшающих права трудящихся, их социальные гарании (о трудовых отношениях, о страховании, о справедливых условиях найма). Такая политика американского президента Рузвельта получила наименование в историографии «нового курса». Итоги «нового курса» Рузвельта – позитивные: с помощью государственного вмешательства в экономику страну удалось вытащить из лап экономического кризиса. Идеи кейнианства легли в основу экономической политики не только США, но и Великобритании.

А. Гитлер, пришедший к власти в 1933 году, проводил экономическую политику, схожую с «новым курсом» Рузвельта. В Германии усилилась роль госудства в экономике. Немецкое правительство организовывало обшественные работы. Фактически была ликвидирована безработица. Немалую роль в создании рабочих мест сыграла политика вооружения. Иначе говоря, безработица была ликвидирована при помощи милитаризации экономики. Государственным промышленникам предоставлялись крупные кредиты, их снабжали сырьем.

Таким образом, можно выделить шестую, главную особенность экономического развития западных стран – усиление роли государства в экономике. В качестве факторов активизации государственного вмешательства в экономическую подсистему социума являлись Первая мировая война 1914 – 1918 гг. и мирвой экономический кризис 1929 – 1933 гг.

В годы Второй мировой войны (1939 – 1945 гг.) возрасла роль государства в экономике, как и в период Первой мирвой войны. Вторая мировая война оказала разрушительнное воздействие на экономику. О том, как Вторая мировая война подорвала экономику западных стран, свидетельсвуют слова У. Черчелля, который охарактеризовал послевоенное экономическое положение как трагедию. Великобритания окончательно превратилась в младшего партнера США. Британская экономика дого не могла возродится после войны. До начала 50-ых годов в Англии сохранялась карточная система распределения продуктов. Во Франции выход из экономического кризиса видели в национализации промышленности. Таким образом, вторая мировая война способстовала этатизации экономики.

В отличии от европейских стран, экономика США не только мало пострадала от Второй мировой войны, но и получила значительные прибыли. Возрасли добыча угля, нефти, выработка электроэнергии, выплавка стали, производство сельскохозяйственной породукции. Основой экономического подъема американской экономики стали военные заказы правительства. США окончательно заняли лидирующее положение в мировой экономике.

Фактором обеспечения экономической и научно-технической гегемонии США явился импорт идей и специалистов из других стран. Уже накануне и в годы Второй мировой войны в США эмигрировали многие ученые. После войны из Германии были вывезены большое коичество немецких специалистов и огромная научно-техническая документация, разработки немецких инженеров.

Наступление мирного времени не остановило государственное вмешательство в экономику. Несмотря на похвалы свободному рынку, развитие экономики уже не мыслилось без регулирующей роли государства. Была реализована программа стрительства дорог, электрстанций, других объектов.

Подведем итоги. В качестве драйверов экономического роста выступили следующие факторы: научно-технический прогресс (внедрение техники и новых технологий в сферу материального производства), милитаризация экономики (Германия, второе место в Европе), экспансонисткая колониальная политика (колонии для митрополий - дешевый рынок сырья, выгодный рынок сбыта), монополизация экономики (только за период одного экономического цикла с 1903 по 1907 гг. суммарная мощность промышленного производства выросла на 40-50%). В первой полвине двадцать первого века экономическое развитие носило циклический характер: на смену экономическому росту в 1929 году пришел экономический кризис, возникший в США. Кейнсинанство приняло форму «ответа» на наступивший «вызов» в виде экономического кризиса. Экономическая концепция Кейнса легла в основу эффективного «нового курса» Рузвельта. В рассматриваемый период наиболее экономически развитыми странами являлись: Великобритания, Германия, США, Франция. Относительная экономическая отсталость французской экономики объясняется ростовщическим ее характером. Первая мировая война имела важные экономические последствия: во-первых, экономический центр мировой экономики переместился из Великобритании в США; во-вторых, политика немецкого правительства, взявшего курс на милитаризацию экономики, потерпела крах: уже в двадцатых годах экономку Германии затронул экономический кризис, который, в свою очередь, способствовал росту популярности национал-социализма; в-третьих, в годы войны продолжилось усиление роли государства в экономике. Об этом свидетельствует экономическая политика Рузвельта и Гитлера. Вторая мировая война способствовала дальнейшей этатизации экорномики, окончательному превращению США в вежущую экономическую державу, которая играла «первую скрипку» в мировой экономике. Наротив, экономика стран Западной Европы была существенно подорвана Второй мировой войной, что и обеспечило американскую экономическую гегемонию.

 

К началу двадцатого века западное общество значительно изменилось. В большинстве стран Западной Европы, США, Японии завершился процесс модернизации, то есть процесс перехода от аграрных, традиционных обществ к индустриальным, промышленным. Индустриальное общество на Западе к двадцатому веку окончательно сложилось.

Господству индустриального общества в западных странах способствовал научно-технический прогресс. Помимо промышленности новая техника находила все большее применение в сельском хозяйстве, что привело к коренным переменам в этой древнейшей сфере деятельности человека. Технические достижения меняли быт людей, который становился более разнообразным. Сроительство железных дорог, развитие автомобильной промышленности, самолетострение способствовало тому, что представление людей о времени, пространстве изменились. Стали возможными длительные путешествия, географическое пространство как бы «сжималось».

Однако не во всех странах модернизация была завершена. В Африке и в значительной части Азии модернизация еще не началась. В двадцатом веке модернизация была далека от своего завершения в России. Можно утверждать, что в двадцатом веке неравномерность общественного развития обнаружилась еще ярче. В этой связи выделяют следующие «модернизационные эшелоны»: страны первого модернизационного эшелона (страны Западной Европы, США, Япония), страны второго модернизационного эшелона (страны Восточной Европы, включая Россию), страны третьего модернизационного эшелона (большинство стран Азии и Африки). Подобная картина неравномерности общественного развития, сложившаяся в двадцатом веке, сохранилась вплоть до сегодняшних дней.

Большое влияние на социальное развитие, на само общество оказала Первая мировая война. Во-первых, война в связи с массовым примененим научно-технических достиженийна поле боевых действий поставила вопрос не только об этической ответственности ученого за свои изобретения, но и вообще о будущем человеческой цивилизации. Немецкий философ О. Шпенглер написал книгу в двух томах с говорящим названием «Закат Европы». Первый том вышел в 1918 году, а второй – в 1922 году. В своей монографии Шпенглер рассматривал культуру как живой организм, последовательно проходящий стадии зарождания, расцвета и гибели. Согласно Шпенглеру, культуре как живому организму противостоит понятие цивилизации, основанной на развитии техники и технологий. При этом по Шпенглеру, цивилизация – это конечный этап в развитии культуры. Таким образом, в соответствии с концепции Шпенглера цивилизация (техника) погубит культуру (жизнь). Массовое применение техники в годы войны дало Шпенглеру богатый эмпрический материал для философских концептуальных обобщений.

Во-вторых, в обществе происходили изменения и в сфере общественного сознания. Помимо националистических, патриотических настроений стали распространяться интернационалитсткие, пацифитские. На фронте имело место братание солдат. В России был выдвинут лозунг о трансформации Первой мировой войны в гражданскую. В Циммервальде, в Швейцарии, в 1915 году, состоялась конференция социал-демократических и левых сил России, Германии, Франции, Италии. На конференции представители этих стран выступили с заявлением против войны, призвали народы к миру.

В-третьих, Первая мировая война оказала воздействие на этническую структуру общества. В ряде стран уилились национальные движения. В 1916 году в Ирландии вспыхнуло восстание против английского империализма, в России – восстание казахов против русского империализма.

В-четвертых, Первая мировая война оказала воздействие на демографическую структуру общества: война сопровождается большим количеством жетрв, особенно среди мужского населения и молодежи. Женщины стали вовлекаться в систему общественного производства.

В индустриальном обществе двадцатого века вызревал идеал раскрпощенной, независимой личности, обладающей правом на свободный поступок, торжествующий над мощью природы и стихией случая. Техногенная цивилизация востребовала самого человека как носителя суммы определенных качеств и навыков. Человек стал мыслиться как полная безликость и лишь как носитель определенных функций.

В первой половине двадцатого века изменилось не только представление о человеке, но и поменялось само положение человека в обществе, его включенность в систему социальной структуры. Социальное пространство человеческой жизни раскололось на публичную и частную сферу, на «труд» и на «отдых». Статусная идентификация индивида все больше зависла от его вовлеченности в публичную, производственную системы отношений. Личностные, ценностные устремления человека оказывались второстепенными, малозначимыми для его ролевого набора. Такая двойственность порождала устойчивые ощущения изоляции, одиночества, отчуждения. Традиционные сословно-корпоративные механизмы социальной идентификации теряли прежнюю силу. Формирование групповой идентичности оказалось в прямой зависимости от отношения индивидов к средствам производства и их роли в общественном производстве.

Важнейшей причиной усиления классовых форм социальной стратификации в начале двадцатого века стали изменения во внутренней иерархии самих классов. В этот период заметно ускоряется консолидация класса капиталистов или буржуазии. Процесс монополизации, развитие новейших форм ассоциированного банковского капитала привели к ослаблению средней и мелкой предпринимательской буржуазии, стиранию ораслевых отличий буржуазных групп. Продолжался процесс сближения буржуазных слоев со старой родовой аристократией. Происходила унификация жизненных стандартов и поведенческих стеретипов высших социальных групп. Все это создавало предпосылки для формирования единой социальной элиты, консолидации всех имущих слоев как целостного социального класса.

В структуре рабочего класса к началу двадцатого века тоже происходили перемены. Из люмпенизированого слоя городской бедноты, с низкой квалификацией и заработной платой, позволявшей лишь поддерживать физическое существование, рабочий класс превратился в мощную социальную группу, способную выработать свои мировоззренческие ценности, свою философию. Такой философией, наиболее адекватной выражающая интресы рабочего класса, стала философия марксизма.

Индустриальная модель социальной стрнатификации, превратившая буржуазию и рабочий класс в базовые социальные группы социума, привела к значительному численному сокращению и снижению общественной роли традиционных средних слоев – крестьянства, ремесленников, мелких торговцев. В первые десятилетия двадцатого века начался стремительный рост рыночного спроса на лиц наемного нефизического, умственного труда. С этого времени категория служащих становится основой городских средних слоев.

По сравнению с рабочими служащие обладали рядом преимуществ. Они имели высокий образовательный уровень. Представляли собой высококвалифицированную рабочую силу. В связи с этим категория служащих пользовалась устойчивым сросом на рынке труда. В то же время в среде городского населения начинался постепенный рост так называемого «нового среднего класса ». В 1920 году к среднему классу относили себя 10% населения промышленно развитых стран. Это были, главным образом, юристы, врачи, преподаватели, высококвалифицированные инженеры, банковские клерки, служащие частных компаний и государственной администрации.

Значительную эволюцию претерпели сельские слои населения. Падение цен на сельскохозяйственную продукцию, многолетняя стагнация аграрного сектра, привели к тому, что на смену традиционному крестьянству постепенно пришло фермерство. Процесс фермиризации оказал существенное влияние на демографическую модель воспроизводства сельского населения: на смену патриархальным многодетным крестоянским семьям, состоящим из нескольких поколений, в которых хозяйственная функция оказывалась главной, приходили «малые» фермерские, включающие, как правило, супружескую пару и несовершенолетних детей.

Институт семейных отношений достаточно чутко реагировал на укрепление классовой социальной структуры общества. Быстро утрачивался патриархальный стиль внутрисемейных отношений. Главенствующее положение в семье все чаще занимал индивид, обладающий в силу рода своих занятий наиболее четким и устойчивым классовым профессиональным статусом. Социальное положение семьи все больше зависило от профессиорнальной занятости ее членов, а не от этнической принадлежности, вероисповедания.

Эти тенденции уже в первой полвине двадцатого века спровоцировали обострение межпоколенных отношений, способствовали эскалации конфликта «отцов» и «детей». В условиях быстрой модернизации общественного производства молодежь получала дополнительные возможности для достижения социального успеха и все в меньшей степени зависила от социального статуса ролителей. Огромное значение имело и массовое вовлечение женщин в общественное производство. Оно началось на фоне Первой мировой войны и получало массовое распространение в дальнейшем. Социальная роль и ролевой набор женщины изменились: из «хранительницы домашнего очага» она превращалась в производителя, в «семейного добытчика». По мере приобретения женщинами равноправного профессионального статуса складываллись предпосылки для гендерного «выравнивания» внутрисемейных отношений. Именно в это время возникает феминизм, представляющий собой радикальную реакцию на распад традиционной структуры семейно-половых социальных ролей.

Таким образом, социальная структура, сложившаяся в индустриальном обществе, носила ярко выраженный биполярный характер. На фоне сокращения численности и общественной значимости средних слоев лицом к лицу оставались два основных класса – буржуазия и наемные работники.

Ускоренная модернизация, формированная «сверху» с помощью реформ, оказала негативное воздействие на социальную структуру. Ломка экономического механизма подрывала положение многочисленных традиционных средних слоев. Росло количество людей, не восстребованных обществом, лищенных перспектив на будущее. Модернизация представляла собой слом традиционного общества, идеалами которого являлись стабильность, традиции, спокойствие, неприятие новаций. На смену им приходили мобильность, предприимчивость, психологическая гибкость. Происходил разрыв привычных социальных отношений. Рушился понятный и знакомый мир. Под угрозой – привычный уклад жизни сотен тысяч людей. Не все смогли «вписаться» в новое, измененное жизненное пространство, которое несло жесткую социальную конкуренцию, необходимость постоянного выбора, борьбы за существование. В связи с этим вспомним немецкого философа А. Шопенгауэра, которму мир представлялся «как арена замученных существ», в котром одно существо выживает за счет гибели другого. Закономерным результатом этого становилась массовая маргинализация общества.

Понятие «маргинальность» (marginalis – находящийся на краю) характеризует одну из наиболее тяжелых форм кризиса идентичности. Маргинальные реакции порождаются ценностным и ролевым дуализмом, возникающим при переходе в новую социальную среду. Это означает, что приобретаемый социальный статус или образ жизни вступает в мощное противоречие с внутренними установками, привычными социальными стереотипами и идеалами. Таким образом, питательной средой для вызревания маргинальности выступает конфликт ценностей. Маргинализация, возникающая в условиях модернизации, провоцирует в человеке особенно острые переживания собственной некчемности, ничтожности, неприкаянности, своеобразной «бездомности». Болезненно воспринимается необходимость нести личную ответственность за собственную судьбу, включаться в жесткую социальную конкуренцию. Свобода в маргинальном сознании ассоциируется с одиночеством, изоляцией, порождает растерянность и разочарование. По определению социальных философов и социальных психологов Т. Адорно и Э. Фромма, маргинализированный человек приобретает черты «авторитарной личности». Мировосприятие маргинала, согласно исследователям, базируется на основе категорий «силы» и «бессилия». Сила привлекает маргинала в качестве фактора стабильности, обустроенности, порядка, спокойствия. «Бессилие» вызывает у маргиналов презрение и агрессию. Маргинальная масса испытывает острую потребность в сильном «Мы», в коллективной идентичности, в руководящей и направляющей силе, в вожде. Появление тоталитарных режимов в формах фашизма, национал-социализма, коммунизма – это реализация «социального запроса» маргинализированной массы. Тоталитарные идеологии воплотили столь необходимые для маргинализированной массы «великие идеи» и «великие цели».

Вторая мировая война оказала существенное воздействие на общество в целом и на трансформацию социальной структуры в частности. Социальные последствия Второй мировой войны можно оценить как гуманитарную катастрофу. Вторая мировая война была самой кровопролитной войной в истории человечества. Она опустошила целые страны. Людские потери были по меньшей мере в пять раз больше, чем в Первой мировой войне. Общие потери только одной страны-участницы СССР оцениваются экспертами в 27 млн. человек.

Подведем итоги. В начале двадцатого века завершился процесс модернизации, окончательно оформилось индустриальное общество, в котром человек предстал как совокупность социально полезных функций. В первой половине двадцатого века общество претерпело следующие изменения: 1) на смену сословной стратификации пришла стратификация классовая; 2) законился процесс интеграции социальной элиты и правящего класса: буржуазия инкорпорировалась в аристократические круги; 3) помимо буржуазии, в индустриальном обществе выделился еще один основной оциальный класс – класс рабочих, который из группы городских люмпенов превратился в настящую социально-политическую силу со своей организацией и идеологией; 4) на фоне возросшей роли буржуазии, рабочего класса, «нового среднего класса», состоящего из служащих, роль и значение крестьянства падало; 5) крестьянство было подвержено процессу фермеризации, что способствовало трансформации семейных отношений на селе: на смену расширенной семье пришла семья нуклеарная; 6) существенные изменения затронули не только семейные отношения на селе, но и всю семью как социальный институт. Патриархальная, классическая, расширенная семья, включающая несколько поколений, канула в небытие. Во внтурисемейных отношений изменился и статус женщины, ее ролевой набор. Женщины стали вкючаться в систему производственных отношений. Снизилась роль и значение статусно-профессиональной, хозяйственной функций семьи. Обострился конфликт «отцов» и «детей»; 7) индустриализация принесла так называемый «побочный эффект» в форме маргинализации социальной структуры. Маргинализация индустриального общества имело главное последсвие: она послужило питательной средой для роста тоталитарных политических режимов, господство которых, в свою очередь привели человечество ко Второй мировой войне и гуманитарной катастрофе.

К началу двадцатого века по форме правления в западных странах преобладали монархии. При этом республиканская форма правления господствовала в Америке. В Европе республиками являлись Франция и Швейцария. Однако буржуазные революции не прошли бесследно для Европы. В большинстве европейских государств власть монарха была органичена парламентом, то есть господствовала парламентская монархия. Это такие страны как Великрбритания, Австро-Венгрия, Германия. В России монархия была абсолютной, хотя в результате социальной революции 1905 – 1907 гг. были сделаны шаги в сторону парламентской монархии. Выборы нигде не были всеобщими, хотя электоральная база расширилась. Избирательных прав были лишены женщины и малоимущие.

Рабочий класс становился полноправным актором политического процесса. Рабочие объединялись в различные организации, чтобы совместно боротся за свои права. В 1886 году возникла Американская федерация труда (АФТ). В 1895 году, во Франции была создана Всеобщая конфедерация труда. Рабочие выдвигали требования повышения заработной платы и установление 8-часового рабочего дня. Но рабочее движение не было однородным. Анархо-синдикалисты отвергали политическую борьбу, считая, что основной формой борьбы должны быть «прямые действия» - стачки, бойкот, сабатаж.

Социальная база политического процесса расширялась не только за счет рабочего класса, но и за счет крестьян, фермеров. Массовое движение фермеров получило распространение в США. Выступления крестьян характерны для Италии и Франции.

Для сохранения стабильности в обществе и под напором политической борьбы наиболее дальновидные представители правящих кругов стремились к продолжению социальных реформ. В Великобритании левое крыло Либеральной партии выступало в роли посредника между предпринимателями и рабочими. В 1906 году был принят Закон о компенсации работникам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве. В 1908 году был установлен 8-часовой рабочий день для шахтеров. Вводились пенсии для рабочих с 70-летнего возраста. Появился Закон о страховании рабочих по болезне и безработице. В 1909 году министр финансов, видный политический деятель Ллойд Джордж предложил бюджет, названный «народным»: 10 млн. фунтов выделялось на социальные расходы. В США президент Теодор Рузвельт провозгласил компанию против злоупотребления со стороны монополий. Были приняты законы в области охраны природных богатств.

Таким образом, закономерным результатом политического конфликта между политическим классом, с одной стороны, и рабочими, фермерами, крестьянами, с другой, была активизация социальой политики, направленной на смегчение эксплуатации, улучшение положения народа.

Первая мировая война оказала влияние на политическое сознание народных масс. Начало войны вызвало взрыв патриотических чувств во многих странах. Проходили массовые митинги в поддержку действий правительства. Однако к концу 1915 года положение начало меняться. Всюду росло стачечное движение, усиливалась опоозиция, в том числе и парламентская оппозиция. Во всех странах активизировалось «левое движение» в среде социал-демократов. В 1915 году, в Циммервальде представители левых групп в социал-демократических партиях выступили с заявлением против войны. В Циммервальд, в Швейцарию съехались представители из России, Германии, Франции, Италии. Около 30% делегатов во главе с лидером россйиских большевиков В.И. Лениным высказались за «превращение империалистической войны в войну гражданскую».

В октябре 1917 года политическая обстановка в России обострилась до предела. Политический конфликт вступил в острую, завершающую стадию. В России сложилась революционная ситуация, при которой «»низы» не хотели жить по-старому, а «верхи» не могли управлять по-новому» (В. И. Ленин). П. А. Сорокин отмечал, что для возникновения революционной ситуации необходима блокировка базовых, физиологических потребностей. Так обстояло дело и в России. Первая мировая война блокировала потребность в жизни, безопасности, продолжении рода. Неспособность Временного правительства обеспечить бесперебойное снабжение население хлебом – потребность в еде. Поэтому социальная революция, в результате которой политическую власть в свои руки взяли большевики, была закономерной. Социалистическая революция в России вызвала широкий международный резонанс. Она для «левых сил» Запада была своеобразным сигналом к решительным действиям. Мощнейшим революционным фактором являлась Первая мировая война. Вернее, те тяготы, которые были с ней связаны.

К ноябрю 1918 года обострилась политическая обстановка и в Германии, которая, как и в России, переросла в революцию. Революция началась с подавления выступления моряков в Киле, где были образованы первые Советы – солдатский и рабочий. Соеты стали возникать и в других городах. 9 ноября 1918 года монархия в Геормании была свергнута. Политическая власть оказалась в руках совета народных уполномоченных во главе Фридерихом Эбертом. Левые социал-демократы во главе с Карлом Либкнехтом и Розой Люксембург выступали за углубление революции. Они в декабре 1918 года создали Коммунистическую партию. В январе 1919 года между правительством и рабочими вспыхнула вооруженная борьба. Правительственные войска подавили выступления. К. Либкнехт и Р. Люксенбург были убиты. В 1919 году революция была подавлена.

Память о видных политических деятелях, немецких революционерах К. Либкнехта и Р. Люксембург живет и в Волгограде. В Дзержинском районе есть улица К. Либкнехта, на которой, не смотря на незначительную ее протяженность, располгаются значимые объекты: Волгоградский технологический колледж, диллерский центр «Шкода-Волгораст», клиника Соловьева. В честь Р. Люксенбург названа одна из улиц в Кировском районе города Волгограда.

Социальная революция 1918 – 1919 гг., проходившая в Германии потрепела поражение. Но, не смотря на это, немецкая революция имела огромное историческое значение. Революция заставило немецкое правительство учесть требования рабочих. Летом 1919 года в городе Веймере была принята Учредительным собранием Конституция. Веймерская конституция устанавливала всеобщее избирательное право.

Активизация «левых сил» вылилась не только в социальные революции в России и Германии. В ноябре 1918 года в Венгрии образовалась Коммунистическая партия во главе с Беллой Куном. В марте 1919 года была провозглашена Венгерская советская республика. Были национализированы банки, промышленые предпрития, помещечьи земли. На борьбу с Венгией Антанта направила войска Румынии и Чехословакии. В августе 1919 года советская власть в Венгрии была ликвидирована. Фактически страной стал управлять адмирал Миклош Хорти. Миклош Хорти был провозглашен регентом, так как в Венгии формально сохранялась монархия.

Выступления рабочих проходили и в Италии. В 1920 году рабочие захватили предприятия и почти месяц управляли ими. К рабочим присоединились и крестьяне. Они стали занимать земли помещиков. Правительство Италии не осмелилось применить оружие. Итальянское правительство, отвергнув силовой способ разрешения политического конфлика, пошло на переговоры. Оно пообещало принять закон о введении рабочего контроля на предприятиях, повысить заработную плату. Однако своих обещаний правительство не выполнило: закон так и не вступил в действие.

Таким образом, Первая мировая война выступила мощным детонатором в политических конфликтах, которые приняли форму острой политической борьбы в России, Германии, Италии, Венгрии. Группы рабочих, крестьян превратились в самостоятельную политическую силу. Они заявили о себе как о полноправных акторах политического процесса. Представители «левого движения» попытались возглавить политический процесс. Однако «левые» не представляли собой однородную политическую силу. Социал-демократы выступали за парламенские формы борьбы. Коммунисты признавали насильственный способ захвата политической власти. Стоит также отмтить, что социалистическая революция победила только в России, то есть в той стране, где рабочий класс и крестьянство находились в наиболее бесправном положении. Большевики, совершившие государственный переворот, не только захватили политическую власть, но и во главе с лидером В.И. Лениным взяли курс на мировые, интернационалистические социальные революции. Попытка провалилась: революции потерпели поражения в Германии, Венгрии. Однако большевики не смирились. В 1919 году, в Москве было объявлено о создании Коммунистического Третьего Интернационала (Коминтерна). Главными задачами Коминтерна объявлялись борьба за мировую революцию и создание всемирной советской республики.

Если говорить об особенностях политического процесса в странах Запада, то помимо активизации рабочего движения, эскалации политических конфликтов, приведших к социальным революциям, можно назвать и вторую важную особенность политического процесса – установление недемократических режимов: тоталитарных и авторитарных. Недемократические политические режимы имели много общих черт. Во-первых, власть сосредотачивалась в руках одного человека (вождя), то есть происходил процесс монополизации политической власти. Складывается культ вождя – вождизм. Во-вторых, устанавливалась однопартийность. Политическая оппозиция подавлялась. Политические партии запрещались. В-третьих, происходила этатизация всех сфер общества. В-четвертых, происходил процесс идеологизации: господствующая идеология внедрялась тоже во все подсистемы социума. Таким образом, авторитарные и тоталитарные политические режимы ознаменовали отказ от демократической формы правления.

Отказ от демократии был обусловлен следующими причинами: 1) Первая мировая война – кризисные явления – необходимость мобилизации ресурсов – идея о сильной власти; 2) Первая мировая война – усиление роли государства в экономике (установка максимальных цен, минимальной оплаты труда) – эффективная борьба с экономическими кризисами; 3) Первая мировая война – активизация политической борьбы – возможность социальных революций – страх буржуазии – необходимость в сильной власти. Таким образом, Первая мировая война является основной причиной господства недемократических политических режимов.

Э. Фромм в монографии «Бегство от свободы» выявил социально-психологические механизмы господства авторитарных режимов. Согласно его точке зрения, поскольку возросший объем различных свобод предполагает возросшее бремя ответственности, человек бежит от свободы для того, чтобы не нести ответственности: вождь, господствующая политическая партия решают, чем заниматься человеку, во что и в кого он должен верить.

Господство недемократических политических режимов выразилось в том, что: 1) в Италии с 1922 года господствовал тоталитарный политический режим Б. Муссолини в форме фашизма. Согласно принятым в стране законам, только премьер-министр, то есть сам Б. Муссолини. Устанавливалась однопартийность: все политические партии, кроме фашисткой, были запрещены. Значимые государственные должности занимали только фашисты. Муссолини объявлялся дуче – вождем; 2) в Германии с 1933 года господствовал национал-социализм. Политический лидер – А. Гитлер. В Германии были ликвидированы свободы слова, печати, собраний, под контроль членов нацисткой партии перешли органы государственного управления и радио. Гитлер добился принятия в рейхстаге закона о полномочиях рейхсканцлера, что позволяло ему издавать собственные законы. Одним из первых законов стал запрет деятельности коммунистической партии. Была установлена однопатрийность. Гитлер объединил посты президента и рейхсканцлера. Он стал фюрером – вождем. Контроль за политической деяительностью осуществляла тайная полиция – гестапо во главе с Генрихом Гиммлером. Гестапо подчинялось управление трудовых и контрационных лагерей. Национал-социалисты провозгласили, что помимо коммунистов, у них есть главный враг – евреи. В стране последовательно проводилась антисемитская политика. Евреям было запрещено работать в правительственных учреждениях, они были занесены в особые списки, лишены гражданских и политических прав. Евреи-бизнесмены были лишены государственной поддержки. В октябре 1938 года в Германии произошла хрустальная ночь: были разбиты стекла и витрины 7 тыс. магазинов, которые принадлежали евреям. Началась массовая эмиграция еввреев из Германии. В частности, из Германии в США был вынужден эмигрировать видный социальный философ, социальный психолог Э. Фромм, поскольку он был еврейского происхождения. Евреи, оставшиеся в Германии, были подвергнуты гонениям, оскорблениям. Они физически уничтожались в массовом порядке. Фактически против евреев проводилась политика геноцида. Для пропоганды нацистких идей было создано специальное Министерство народного просвещения и пропоганды во главе с Йозефом Геббельсом. В массовом порядке стали уничтожать книги неугодных писателей; 3) в Советской России в частности и в СССР в целом после социалистической революции 1917 года господствовал тоталитарный коммунистический режим. Как и в национал-социалистической Германии, в фашисткой Италии, в СССР была установлена однопартийность, оппозиционные политические партии запрещены, их лидеры были уничтожены. Объявлялась одна государственная идеология – марксизм-ленинизм - сталинизм. Демократические свободы ликвидировалась. Политическая власть была монополизирована в руках одной партии и ее вождя – И.В. Сталина. Происходила этаьтизация, идеологизация всех сфер общества. Произошло сращивание государственного и партийного аппарата. Как и в Германии, проводилась политика санации – очищение общества от «неблагонадежных элементов». Для неугодных политическому режиму и для подозрительных создавались контрационные лагеря. Проводились массовые репрессии. Иедологизации, как и в национал-социалистической Германии, подверглось молодежное движение. Если в Германии создавали для детей с 6 до 14 лет Дойче Юнгфольк, а для подростков – 14 – 18 лет – «Гитлерюгенд», то в СССР были движения для детей младшего школького возраста – октябрята, для среднего школького возраста – пионеры, а для старшего школьного возраста, для молодежи – движение комсомольцев; 4) в Венгрии, Польше существовали диктаторские, авторитарные режимы. В Венгрии диктатор М. Хорти к 1931 году сумел окончательно подавить оппозицию. В 1926 году была установлена диктатура Ю. Пилсудского в Польше, авторитарный режим возник в Потругалии. В 1934 году диктатура фактически установилась в Эстонии и Латвии.

Еще одна особеность политического процесса заключается в том, что политические конфликты протекали не только в форме социальной революции, но и в форме граждснких войн. В Советской России, после Октябрьской социалистической революции 1917 года, эскалация политического конфликта приобрела форму гражданской войны, которая шла до 1920 года, по мнению одних историков, и до 1922 года, - по мнению других исследователей. Большевики воевали с разношерстными своими противниками. Гражданская война закончилась в Советской России победой большевиков.

Гражданская война проходила и в Испании. В 1936 году все левые силы Испании объединились в Национальный фронт. В этом же году Народный фронт одержал победу на парламентских выборах и создал свое правительство. С итогами парламенских выборов были не согласны испаснкие фашисты во главе с Франсиско Франко. Сторонники Франко подняли военный мятеж. Испанских фашистов открыто поддержали Германия и Италия. Началась гражданская война. Великобритания и Франция заняли позицию «невмешательства». Против фашистов выступил СССР. В 1937 – 1938 гг. военные действия шли с переменным успехом. Однако с середины 1938 года фашисты стали теснить республиканцев. Итог гражданской войны в Испании: в 1939 году на всей территории страны был установлен режим Франко. Фашисты победили.

Вторая мировая война способствовала изменению политического ландшафта западных стран. В США в послевоенные годы активизировалась антикоммунистическая политика. Во Франции - социальная политика: расширились социальные права и гарантии населения. В 1946 году французы приняли новую конституцию, которая установила новый политический режим – режим Четвертой республики. После распада Германии образовались два государства – ГДР и ФРГ. В ГДР был установлен коммунистический режим. В ФРГ – демократический политический режим. Правительство ФРГ возглавил лидер ХДС Конрад Аденауэр.

Подведем итоги. Политический процесс первой половины двадцатого века часто приобретал конфликтные формы: политическая борьба рабочего класса за свои права приводила либо к активизации социальной политики государства, как в Великобритании, либо к социальным революциям как в России, Германии, Венгрии. В политический процесс в качестве акторов активизировались представители «левого движения». Не все политические силы были согласны с их победой. В результате в России и в Испании началась гражданская война, а в Германии и Венгрии победа «левых сил» была краткосрочной: их власть была свергнута. И лишь только в России по причине бесправности народных масс, умелым организаторским действиям болоьшевиков и разрозненности антибольшевистких сил, представители «левого» движения смогли удержаться у власти. Еще одна важная особенность политического процесса рассматриваемого периода – это господство недемократических политических режимов в форме фашизма в Италии и Испании, национал-социализма в Германии, коммунизма – в СССР. Эти режимы по своей сущности тоталитарны. К авторитарным политическим режимам можно отнести диктатуру Хорти в Венгрии и диктатуру Пилсудского в Польше. Заметим, что недемократические политические режимы господствовали либо в странах, относимых ко «второму модернизационному эшелону» (это страны Восточной Европы: Россия, Польша, Венгрия), либо в стране, наиболее пострадавшей в ходе и по результатам Первой мировой войны (Германия), либо в южных странах Европы, где экономическое положение было достаточно сложным (Испания, Италия). В странах-победительницах, экономически развитых, господствовали демократические политические режимы (США, Великобритания). Вторая мировая война способствала активизации антикоммунистической и социальной политики, которая была реакцией на увеличение политического веса СССР в мире.

К началу двадцатого века в мировой политике сложились два военно-политических блока: Тройственный союз (Германия, Авсро-Венгрия, Италия), созданный в 1882 году, и Антанта (Франция, Россия, Великобритания), который складывался с 1891 по 1907 гг. В составе этих военно-политических блоков позже произошли изменения: на стороне Тройственного союза выступили Болгария и Турция. Тройственный союз покинула Италия, которая перметнулась на сторону Антанты. Антатну также в годы войны поддерживали Черногория, Япония и США. Страны, образующие Тройственный союз и Антанту, вынашивали грандиозные планы по переделу мира. Поэтому неслучайно, что в советской историографии применительно к Первой мировой войне утвердился эпитет «империалистическая».

Теперь о планах стран. Великобритания стремилась утвердить свой статус «Великой Британии», «владычецы морей». Германия вынашивала планы стать центром «Срединной Европы», захватить новые колонии. Франция мечтала вернуть Эльзас, Лотарингию, присоединить Рур. Россия хотела овладеть Черономорским проливами. Австро-Венгрия – подчинить Балканский полуостров. Свои экспансоинисткие планы вынашивавли Япония и США.

Борьба за передел мира уже развернулась в конце 19 века. В 1898 году США напали на Испанию. В результате Куба стала владением США. Американской колонизации подверглись Филиппины, острова Пуэрто-Рико, Гуам. К США отшли также Гавайские острова.

Германия в конце 19 века захватила ряд территорий в Африке. Япония завдадела Тайванем. В 1904-1905 гг. шла борьба за передел мира между Японией и Россией.

К 1914 году гонка вооружений достигла небывалых размеров. Германия вместе со своей союзницей Австро-Венгрией имела в распоряжении 8 млн человек, обученных военному делу.

В качестве причин Первой мировой войны (1914 - 1918 гг.) можно назвать целый комлекс геополитических факторов, в основе которых лежали экономические интересы воюющих сторон (политика – концентрированное выражение экономики): территориальные споры, борьба за сферы сбыта продукции и источников сырья, торгово-экономические противоречия. Поводом к войне (повод – это пусковой механизм для реализации скрытых причин конфликта) послужило убийство в июне 1914 года в городе Сараево сербским националистом Гаврилом Принципом наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда. Война началась 1 августа 1914 года: Германия объявила войну России, а затем Франции. Таким образом, инициатором войны выступил Германский блок. Основные события Первой мировой войны: 1) «чудо на Марне», когда анго-французским войскам удалось остановить немцев на подступах к Парижу и перейти в контрнаступление (сентябрь 1914 год). Это «чудо» стало возможным благодаря наступление русских войск, в результате которого русские войска вторглись в Восточную Пруссию; 2) разгром русской армией австро-венгерских войск, взятие Львова, блокировка крепости Перемышль, выход к Карпатам (песня «Любэ» «Сестра»); 3) пассивность союзников России – Франции и Англии привели к тому, что в 1915 году русские войска покинули Галицию, Польшу. В итоге потери России – 2 млн. человек. На сторону Антанты перешла Италия; 4) июнь 1916 год – прорыв генерала А. Брусилова (брусиловский прорыв): прорвана немецкая оборона от 80 до 120 км. Немцы перебросили 17 дивизий. На стороне Антанты в войну вступила Румыния. Брусиловский прорыв облегчило поражение французской армии под Верденом. Сам прорыв закончился неудачно: русская армия – в окружение, сам Брусилов застрелился; 4) революции 1917 года «выбивают» Россию из войны. С Германией заключили перемирие, а позже – Бресткий мир («мир любой ценой»). События в России сорвали планы Антанты по разгрому Австро-Венгрии. На стороне Антанты выступают США; 5) в марте-июле 1918 года - неудачное наступление немецких войск на Париж; 6) август 1918 г. – англо-французские войска переходят в наступление, в сентябре – наступление на всем фронте. В результате: Германия признает поражение, заключает в 1918 году Компьенское перемирие.

Главный итог Первой мировой войны – Германия и ее союзники потрепели поражение. В 1919 году на Парижской мироной конференции были подписаны мирные догворы, с Германией – Версальский мирный договор. Согласно этим договорам, Германия и ее союзники лишились значительных территорий, существенно ограничили свои вооруженные силы, были вынуждены платить большие репарации. Парижская мирная конференция приняла решение о создании Лиги Нации – международной организации, которая должна была не допустить следующей мировой войны. Со своей миссией Лига Нации не справилась.

Послевоенное мирное урегулирование завершила Вашингтонская конференция (19121 – 1922 гг.). Ее инициатор – США, неудвовлетворенная результатами Парижской конференции. США удалось добится приницпа «свободы морей». Этот принцип был направлен на ославление Великобритании как морской державы. Также принцип «свободы морей» преследовал со стороны США еще одну цель – потеснить Японию. Еще США удалось добится утверждения принципа «равных возможностей» для всех стран, подписавших договор, в осуществлении торгово-экономической деятельности в Китае.

Таким образом, к 1922 году сложилась Версальско-Вашингтоская система, регулирующая международные отношения вплоть до Второй мировой войны, то есть до 1939 года. Эта система в максимальной степени отражала интресы стран-победительниц и позволила США заявить о себе не только в качестве экономической, но и геополитической державы. Весальско-Вашингтонская система способствовала установлению американской гегемонии в международных отношениях. Это первое последствие Версальско-Вашингтонской системы. Второе последствие – численый рост субъектов международных отношений. На политической карте мира появились новые государства: Австрия, Венгрия, Чехословакия, Югославия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Финляндия. Появление новых государств – результат распада Австро-Венгерской, Российской империй. Третье последствие заключалось в том, что эта система содержала в себе все необходимые условия для начала Второй мировой войны. Это, в частности, выразилось в том, что страны-победительницы думали о реализации своих геополитических амбиций, совершенно не думая о том, в какое унизительное положение они ставят Германию. По условиям Версальского договора 1919 года, Германия теряла Эльзас и Лотарингию, которые отходили к Франции. Кроме того, Франция оккупировала Рейнский регион Германии. Угольные копи Саара перешли к Франции на 15 лет. Германия должна была выплачивать репарации. Всеобщая воинская повинность в Германии запрещалась. Германии нельзя было иметь подводные лодки, военную авиацию. Она могла иметь добровольную армию, но ее численность не должна была превышать 100 тысяч человек. Германские колонии в Африке поделили между собой Франция и Великобритания. Национальное самолюбие немцев задевала оккупация Рура. Все эти условия, которые немцы считали унизительными, выступили в качестве благодатной почвы для появления и развития ультраправых и ультралевых политических сил. А. Гитлер умело сыграл на настрениях немцев. Поэтому неудивительно, что в Германии с приходом А. Гитлера к власти возобладали реваншисткие настроения.

В марте 1935 года А. Гитлер объявил о введении в стране всеобщей воинской повинности и об отказе от обязательств не иметь военной авиации. В марте 1936 года Германия ввела свои войска в Рейнскую область, что было запрещено Версальским договором. В 1936 году между Германией и Японией заключен Антикоминтерновский пакт, к которому примкула Италия. Этот пакт был направлен прямым образом против мирового коммунистического движения, косвенным образом – против СССР как центра этого движения. Но главное значение Антикоминтерновского пакта состояло в том, что позже этот пакт превратился в военный союз.

В 1938 году Германия осуществила присоединение (аншлюз) Австрии. В 1939 году была присоединена Чехословакия. Англия и Франция проводила политику умиротворения агрессора, направленную на то, чтобы направить немецкую угрозу на Восток, то есть на СССР. Особенно ярко эти стремления проявились на Мюнхенской конференции в 1938 году. На этой конференции присутствовали главы Германии (А. Гитлер), Великобритании (Н. Чемберлен), Франции (Э. Даладье), Италии (Б. Муссолини). Представители Чехословакии не были приглашены на конференцию, а президенту Чехословакии Эдуарду Бенешу было сообщено условие Мюнхенского соглашения – передать Германии все пограничные районы. Лидеры западных стран решали судьбу Чехословакии за «закрытыми дверями», потворствуя возросшему аппетиту Гитлера. Поэтому в отечественной историографии Мюнхенская конференция называется Мюнхенским сговором.

Захватив Автрию и Чехословакию в 1938 году, А. Гитлер предъявил Польше требование о передаче Германии путей через Польский коридор. В этих условиях Великобритания и Франция примают предложение СССР о заключении договора о взаимопомощи. Но в Москву отправили второстепенных чиновников, не имеющих полномочий для заключения договоров. Для западных стран СССР был недружественной державой: СССР являлся центром мирового коммунистического движения, направленного на свержение власти существующих правительств; СССР проводил агрессивную политику – советско-финская война, в результате которой СССР был исключен из Лиги Наций. Кроме того, СССР был для западных стран «слабым союзником»: сталинские репресии подорвали обороноспособность страны, и совестко-финская война выявила слабые стороны Красной Армии. Кроме того, позиция Польши не способствовала заключению догвора: она не хотела поскать в случае необходимости Красную Армию через свою территолрию, помня о неудавшемся экспотре коммунизма в период советско-польской войны. Таким образом, сорванные переговоры – это закономерный итог эскалации противоречий между СССР и странами Запада.

В связи с тем, что советско-англо-французские переговоры зашли в тупик, СССР принимает предложение Германии о переговорах. 23 августа 1939 года СССР и Германия подписали договор, который получил название в честь министров иностранных дел СССР и Германии – пакт Молотова-Риббентропа. СССР и Германия – две страны с мощными геополитическими амбициями, «страны-изгои», не вписанные в систему международных отношений в качестве «полноправных игоков», бывшие военные союзники по Рапалльскому договору, смогли найти обшие «точки соприкосновения», забыв о существующих противоречиях. Согласно советско-германскому пату, обе стороны обязывались воздерживаться от нападения друг на друга. Пакт Молотова-Риббентропа содержал и секретный протокол. В соответствии с этим протколом, были разграничены сферы интресов в Европе. К сфере интресов СССР относились Эстония, Латвия, Литва, часть Польши. Фактически это был договор двух агессоров о сферах влияния. Стратегически этот договор можно охараткеризовать как неудачную попытку СССР направить агрессию Германии в другую сторону, в частности, против Великобритании, о чем мечтал И. Сталин. По своему содержанию это был антизападный протокол, с помощью которого СССР стремился обезопасить себя, «выйти из-под удара». Тактически этот проткол был направлен против Японии: в период заключения пакта шли советско-японские бои в районе Халкин-Гол, и СССР опасался, как бы Германия не пришла на помощь своему союзнику. Таким образом, СССР, заключая советско-германский пакт, преследовал следующие цели: во-первых, сорвать попытки западных стран направить агрессию исключительно против СССР; во-вторых, нанести удар по германо-япоскому союзу. Однако, как показала история, А. Гитлер переиграл И. Сталина, «усыпив» его бдительность.

Вторая мировая война началась с того, что 1 сентября 1939 года немецкие войска без объявления войны вторглись в Польшу. 3 сентября Великобритания и Франция объявили войну Германии. Война стала мировой. Необходимо отметить, что Великобритания и Франция вели «вначале странную войну»: британские войска и французская армия, располагающая 90 дивизиями, бездействовали 9 месяцев, имея перед собой 33 дивизии противника.

10 мая 1940 года Германия вторгась в Бельгию, Нидерланды, Люксенбург, Францию. В итоге – страны завоеваны, во Франции был установлен коллаборационисткий вишисткий политический режим во главе с Анри Петеном. Всех, кто добровольно сотрудничал с немецкими оккупантами, называют коллаборационистами.

16 июля 1940 года Гитлер издал директиву о вторжении в Великобританию. Началась «Битва за Ангию», в ходе которой германская авиация так и не смогла установить господство в воздухе.

В конце 1939 года СССР усиливает военно-политический нажим на Эстонию, Латвию, Литву, Финляндию. Итог: прибалтийские государства присоединены в качестве советских республик к СССР, в ходе советско-финской войны 1939-1940 гг. Финляндия потерпела поражение, а к СССР отошел ряд земель, включая Выборг. СССР был признан международным сообществом как страна-агрессор и исключен из Лиги Наций.

22 июня 1941 года Германия нападает на СССР. Начинается Великая Отечественная война, которая стала неотъмлемой частью Второй мировой войны.

К первому этапу Второй мировой войны можно отнести следующие наиболее важные военно-политические события: 1) битва за Смоленск (10 июля – 10 сентября 1941 г.). Итог битвы: Смоленск взят, открыта дорога на Москву. Значение битвы: немцы впервые в ходе Второй мировой войны перешли к обороне; 2) Московская битва (30 сентября 1941 – 20 апреля 1942 г.) Итог: отстаяли Москву.Значение битвы: Германия впервые во Второй мировой войне потрепела поражение, под Москвой разгромлены 38 немецких дивизий; 3) боевые действия на Тихом океане (7 декабря 1941 – 1942). Итог: США добились успехов, японский флот перешел к обороне.

Ко второму этапу Второй мировой войны относят следующие события: 1) Сталинградская битва (17 июля 1942 – 2 февраля 1943 г.). Итог: Сталинград отстояли, немецкую армию и их союзников разбили. Значение: Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе всей Второй мировой войны; 2) военные действия в Северной Африке, битва под Эль-Аламейном. Итог: капитуляция итало-немецких войск. Английская армия победила; 3) создание антгитлеровской коалиции из СССР, США, Великобритании. СССР выделялся беспроцентный кредит в 1 млрд долларов, погашение которого должно начаться через пять лет после войны. Постоянно поднимался вопрос об открытии Второго фронта; 4) битва на Курской дуге (5 июля - 23 августа 1943г.), битва за Днепр (сентябрь – ноябрь 1943г.) Итог: немецкая армия потерпела поражение, советская армия перешла в контранступление, были освобождены Орел, Белгород, Харьков, Донбасс, Брянск, Смоленск, Таманский полуостров. Только под Курском немцы потеряли 500 тыс. человек, 1, 5 тыс. танков. Значение: битва на Курской дуге и битва за Днепр завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Резко изменилось соотношение сил впользу СССР; 5) военные операции СССР 1944 года – «десять сталинских ударов». Итоги: ликвидирована блокада Ленинграда, освобождена Одесса, Крым, Выборг, из войны вышла Финляндия, освобождены Минск, Вильнюс, взят Львов, освобождена Болгария, Эстония. На сторону союзников перешла Румыния; 6) нормандская операция – 6 июня 1944 года. Значение: открыт Второй фронт, создан плацдарм для наступления во Францию; 7) битва за Берлин. Итог: 8 мая 1945 Германия подписала капитуляцию. Значение: закончена 9 мая 1945 года Великая Отечественная война; 8) советско-японская война. Итог: 2 сентября 1945 года Япония капитулировала. Значение: закончилась Вторая мировая война.

Геополитические последствия Второй мирвой войны состояли в том, что возникли две мощные сверхержавы – США и СССР. Формирование двух полюсов мировой политики – коммунистического и капиталистического, привели в дальнейшем к формированию новой системы международных отношений, которая просуществовала до момента распада СССР, то есть до 1991 года. Такая система получила название двухполюсной.

Подведем итоги. Внешнеполитические процессы стран Запада, как и внутриполитические, приобрели конфликтную форму. Но поскольку речь идет о мировой политике, о системе международных отношений, в качестве акторов которых выступают не отдельные социальные группы, а страны, маштабы конфликта трудно сопоставимы. И если политические конфликты сопоставимы темпорально: Первая мировая война, как и гражданская война в России шла пять лет, то они не сопоставимы по пространственным характеристикам: в арбиту таккого политического конфликта как Первая мировая война, было втянуто большое количество стран. В связи с этим можно утверждать, что «узловым событем» в международной политике первой половины двадцатого века был такой глобальный политический конфликт как Первая мировая война: если начало двадцатого века можно рассматривать как подготовку к Первой мировой войне, второе десятилетие двадцатого века – как трансформацию итогов Первой мировой войны во Вторую мировую войну. Советско-польская, советско-финская война, гражданская война в Испании, «аншлюз» Австрии и Чехословакии – это региональные политические конфликты, своеобразная «прелюдия» ко Второй мировой войне. От

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Показатели эффективности инвестиций в инновационные проекты | Тема: Развитие западных стран в 19 веке.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал