Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Развитие западных стран в 19 веке.

 

План:

1. Экономическое развитие.

2. Социальное развитие.

3. Политическое развитие.

4. Духовное развитие.

 

Экономическое развитие выразилось в том, что: 1) в конце 18 веке началась, а в 19 веке продолжилась промышленная революцияпереход от мануфактур к фабрике, от ручного труда к машинному. Промышленная революция невозможна без научно-технического прогресса – развитие науки и техники: а) в 1785 году в Англии запатентован первый механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта, а в 1771 году открылась первая фабрика – промышленное предприятие, основанное на машинном производстве; б) в 1765 году Джеймс Уатт пострил первую паровую машину. Ее особенность: работала на угле. В результате этого выросла добыча угля. Так техническое изобретение способствовала росту добычи угля в частности и росту экономики в целом; в) Эмиль Мартен изобрел специальную печь для переработки чугуна в сталь путем окислительной плавки (мартеновский способ); г) в 1825 году Джордж Стефенсон провел первый пассажирский состав. К 1850 году в Англии железные дороги были построены протяженностью 50 тысяч километров. Значение: развивалась транспортная инфраструктура. Железная дорога – удобный способ доставки не только пассажиров, но и грузов. Строительство железных дорог способствовало развитию торговли и экономики. Усовершенствовалась и логистика; 2) проходил процесс первоначального накопления капитала. Капиталэто деньги или другая собственность, которая приносила доход, прибыль. Капитал, как мы помним, бывает: а) финансовым (деньги); б) физическим (здания, станки, сооружения, агрегаты); в) человеческим (продается рабочая сила – способность человека умственно и (или) физически трудиться); 3) наблюдался быстрый промышленный рост в: а) Англии, которую стали называть «мастерской мира» (сейчас, в 21 веке эти слова используют применительно к Китаю); б) Франции (промышленность выросла на 50%); 4) во второй половине 19 века стали зарождаться монополии. Монополии (с древнегреческого языка: один продаю) – исключительное право на производство или продажу каких-либо товаров, крупные хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над экономикой. Главная цель монополистической деятельности – установить контроль над производством или сбыта товаров для того, чтобы повышать цены и извлекать повышенную прибыль. Образовались следующие формы монополистического производства: а) картель – объединение самостоятельных предприятий, основанных на временном соглашении; б) синдикат – объединение самостоятельных предприятий какой-либо отрасли с целью совместного сбыта товаров; в) трест – форма организации, при которой предприятия теряют свою самостоятельность, подчиняясь единому правлению; г ) концерн – объединение предприятий, банков, торговых фирм.

Таким образом, можно выделить следующие особенности экономического развития: 1) монополизация производства (появление различных форм монополистического производства); 2) цикличность развития: экономический рост сменяется экономическими кризисами. Цикличность происходит примерно по такой схеме: внедрение новой техники – сокращение работников – уменьшение спроса – падение производства. Первый экономический кризис случился в Англии в 1825 году. Первый мировой экономический кризис – в 1858 году. Последствия экономического кризиса: а) разорение предпринимателей (капиталистов), снижение деловой активности; б) объединение предпринимателей с целью противостоять кризису. В итоге – монополизация экономики; 3) неодинаковая роль государства в экономике: а) в первой половине 19 века - сокращение (государственное регулирование мешало развитию предпринимательской активности, А. Смит обосновал тезис о рынке как о саморегулирующемся механизме); б) во второй половине 19 века – увеличение (ведение войн, колониальная политика).

Подведем итоги. Промышленная революция имела большое значение для становления товаро-денежных, рыночных, капиталистических отношений, для появления индустриального общества. В исторической литературе принято выделять последствия промышленной революции: а) экономические – развитие экономики, технологий; б) социальные – привела к господству индустриального общества.

 

Социальное развитие выразилось в том, что на смену аграрному обществу (феодализм) пришло индустриальное (капитализм). Индустриальное общество – это общество с высоким уровнем научно-технического, промышленного развития, общенациональным рынком, характеризующееся значительным прогрессом в различных сферах жизни. Индустриальное общество – закономерный итог процесса индустриализации – перехода от мануфактурного производства к машинному, промышленному.

Характерными чертами индустриального общества, помимо выделенных, являются: 1) главная, ведущая сфера экономики – индустрия (промышленность); 2) господство машинных технологий, машинного, станочного труда; 3) основные классы: а) капиталисты (буржуазия, предприниматели); б) промышленный пролетариат – люди, работающие на фабриках. Пролетариат находился в тяжелом положении: рабочий день – до 18 часов (сейчас – 8); низкая заработная плата, которую хватало для того, чтобы удовлетворить первичные, базовые физиологические потребности; отсутствие рабочего законодательства. В итоге – у рабочих нет прав, гарантий, чувства социальной защищенности. У них – одни обязанности; жесткие законы. Например, за порчу станков (луддизм) – смертная казнь; отсутствие социального обеспечения; 4) в основе социальных отношений между капиталистами и рабочими заложен принцип эксплуатации – присвоение результатов чужого труда. Основа эксплуатации – частная собственность: отсутствие у рабочих средств производства (станков, зданий, инструментов, необходимого оборудования), которые имеются у капиталистов. Эксплуатация, в частности, выражалась в том, что из 18 часов, которые рабочий проработал, капиталист оплачивал 2 часа, а остальную прибыль забирал себе, пуская ее на расширение производства, либо использовав ее как источник обогащения. Сущность эксплуатации и капитализма хорошо выразил К. Маркс. Он писал о том, что в результате развития капиталистических отношений происходит отчуждение человека (рабочего) от результатов его деятельности. Человек, по Марксу, должен испытывать радость от трудовой деятельности. Ведь именно благодаря труду человек выделился из животного мира. Но, осуществляя трудовую деятельность в нечеловеческих, антигуманных условиях, человек ощущает себя животным. И лишь удовлетворяя физиологические потребности (сон, еда, секс), что объективно сближает человека с животным миром, он ощущает себя не животным, а человеком. Таким образом, эксплуатация превратила трудовую деятельность из радостного события, выступающая средством самоактуализации, в тягостную животную необходимость. Чтобы покончить с этим, К. Маркс предложил уничтожить эксплуатацию и ее основу – частную собственность с помощью социальных революций. Главная заслуга К. Маркса, с моей точки зрения, состоит не в том, что он обосновал необходимость революции, а в том, что раскрыл конфликтогенную сущность эксплуатации; 5) урбанизация – рост городов. Города росли в первую очередь как промышленные, индустриальные центры; 6) развитие инфраструктуры: (строительство железных дорог, различных коммуникаций)

Подведем итоги. В 19 веке окончательно институционализировалось (утвердилось, оформилось) индустриальное общество. Корни институционализации индустриального общества – в развитии капиталистических отношений, в промышленных, социальных революциях. Однако индустриальное общество содержало в себе достаточно мощный конфликтогенный заряд в форме эксплуатации. Не случайно, что политические процессы рассматриваемого периода зачастую приобретали конфликтную форму (революции 1848 года во Франции, Германии).

 

Политические процессы рассматриваемого периода целесообразнее рассмотреть в двух пространственных формах – внутри страны и за ее пределами. Можно выделить следующие особенности внутриполитического развития западных стран: 1) демократизация политической системы (увеличение численности электората): а) в 1832 году – избирательная реформа в Англии: расширение круга избирателей; б) появление в Англии чартисткого движения. Цель движения – бороться за всеобщее избирательное право; 2) политический процесс в западных странах нередко приобретал конфликтные формы: а) в 1848 – 1849 гг. во Франции, Германии прошли социальные революции. Их итоги – во Франции провозглашена империя во главе с Наполеоном Третьим, в Пруссии «железный канцлер» Отто фон Бисмарк взял курс на объединение Германии «мечом и кровью». В 1871 году провозглашена империя во главе с Вильгельмом Первым; б) в 1861 – 1865 гг. в США шла гражданская война между Севером (промышленность, фермеры, капитализм, передовое развитие) и Югом (плантации, рабство, феодализм, отсталость). Итоги гражданской войны: в 1862 году был решен аграрный вопрос (нерешенность аграрного вопроса в России привела к социальным революциям), в 1863 г оду отменено рабство, победил Север; 3) появление рабочего движения, его активизация и интернационализация. Рабочие заявили о себе как о политической силе, с интресами которой необходимо считаться. Рабочий класс – одним из важных субъектов политического процесса, имеющий свою философию, идеологию, организацию. В ведущих странах Западной Европы, в США – рабочее движение. Рабочие боролись за улучшение условий труда, повышение заработной платы. Главным средством борьбы стала забастовка или стачка – прекращение работы с целью заставить владельцев предприятий выполнить требование рабочих. Помимо экономических требований (сокращение рабочего дня, повышение заработной платы), рабочие стали выдвигать политические (право участвовать в выборах). Постепенно в рабочем движении усиливалось влияние философии марскизма и социализма. В 1864 году в Лондоне собрались представители рабочих организаций Англии, Франции, Германии, Италии, Польши. Они создали Международное товарищество рабочих – Первый интернационал. В конце 80-ых годов 19 века волна забастовок по всем странам. В 1889 году в Париже был создан Второй интернационал. Рабочие в большинстве стран были политически бесправными: не участвовали в выборах, не имели профсоюзов. Второй интернационал способствовал созданию рабочих партий и организаций, вел борьбу за их политические права. К концу 19 века социалистическое движение стало значительной силой, люди стали голосовать за социалистов. Самая сильная социал-демократическая партия – в Германии.

Внешнеполитическое развитие, и в этом его сходство с внутриполитическим, часто приобретало конфликтную форму. Причины: стремление западных стран к эксплуатации более отсталых (колониальные войны), экспансионистская политика Наполеона Бонапарта (наполеоновские войны).

С 1793 по 1812 гг. Франция, во главе которой стоял император Наполеон Бонапарт, вела войны со странами Западной Европы. В итоге этих войн к Франции были присоединены Бельгия, немецкие земли по левому берегу Рейна, к западу от Рейна, захвачены и завоеваны Голландия, Австрия, часть Италии, Испании, Швейцария. В 1812 году Наполеон принимает решение о вторжении на территорию России, но война для него – неблагоприятный оборот: в 1813 году остатки наполеоновских войск бесславно покидают российскую территорию, преследуемые российской армией. В результате Россия и ее союзники вынуждают Наполеона сдаться. В 1814 – 1815 гг. в Вене проходит конгресс стран-победительниц. По решению Венского конгресса России отошла большая часть Польши, к Австрии отошла часть Италии, Пруссия получила часть Саксонии, Рейнскую область, Великобритания – Цейлон, колонии в Ю. Африке, 39 немецких государств были объединены в Германский союз. Таким образом, конгресс сформировал новую международную систему, которая получила название Венской. В Венской международной системе большую роль играли следующие страны: Россия, Великобритания, Австрия, Пруссия. Позже Венская система трансформировалась в Священный союз императоров ведущих стран, к которому присоединилась Франция. Свою главную задачу Священный союз видел в том, чтобы бороться с революциями. Таким образом, страны, входившие в Священный союз, являлись оплотом контрреволюционной политики.

Однако между бывшими союзниками вскоре возникли противоречия. Вначале выявились противоречия между Россией, с одной стороны, и Францией, Англией, - с другой. В 1853 – 1856 гг. шла Восточная (Крымская) война между Россией и Турцией. Победа России была близка, но в войну на стороне Турции вмешались Англия и Франция: им не выгодно было усиление России на Балканах. В итоге Россия проиграла. Крымская война также вскрыла экономическую и технологическую отсталость России по сравнению с западными странами (гладкоствольные и нарезные ружья).

В конце 19 века набирала силу и Германия. В результате франко-прусской войны Франция потерпела поражение. К Германии отошли Эльзас и Лотарингия – области богатые ископаемыми. Российско-германские противоречия отчетливо проявились после русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. Германия сделала все возможное для того, чтобы нивелировать победу России.

В таких условиях в конце 19-начале двадцатого века стали складываться военно-политические блоки. Вначале, в 1882 году, Германия, Италия, Австрия образовали Тройственный союз. В 1907 году закончилось формирование Антанты ( «сердечного соглашения). В Антанту вошли: Россия, Франция, Англия.

Подведем итоги. Политическое развитие западных стран часто приобретало конфликтную форму: социальные революции 1848 года во Франции и Германии, гражданская война в США в 1861-1865 гг., политическая борьба за всеобщее избирательное право в Англии, колониальные и наполеоновские войны, вооруженные конфликты между Германией и Францией за господство в Западной Европе, вооруженные конфликты между Россией и Турцией. Поскольку эти конфликты затрагивали сферы интересов различных стран, начался в конце 19 века, а в начале 20 века завершился, процесс формирования военно-политических блоков - Тройственного союза и Антанты. Конфликт геополитических интересов был институционализирован. Этот процесс – опасен: потенциально содержится угроза мировой войны.

 

 

Изменения, проходившие в экономической, социальной, политической сферах социума, должны были найти отражение в духовной подсистеме общества, в сфере общественного сознания. Гегель говорил, что «сова Минервы вылетает ночью». То есть сначала должно произойти событие, а потом оно подлежит осмыслению. Гегелю, но уже с позиции философского материализма, вторил Маркс: бытие опережает сознание. Иначе говоря, вначале явление (феномен) бытийствует, а потом он осмысливается, осознается.

Мы уже видели, как К. Маркс осмыслил сущность капиталистических отношений, основанных, по его мнению, на эксплуатации. Мы также выявили идеологические последствия философии марксизма, рассматривающую социальные революции как «локомотив истории», а социальное насилие, выступающее спутником революции, - в качестве ее «повивальной бабки». Мы подчеркнули актуальность философии марксизма: концепты, образующие ее основу, вполне актуальны в процессе социально-экономического анализа современного состояния капиталистической системы.

Философия марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс) исходит из материалистического посыла, согласно которому материя – продукт длительной эволюции природы. Сознание марксистами рассматривается как высшая форма развития материи. Социальное бытие, согласно марксисткой философии, сложное образование, поскольку состоит из базиса (социально-экономических отношений) и надстройки (политических, духовных отношений). Социальное бытие – тоже продукт развития материи. Социальное бытие развивается благодаря социальным конфликтам. Суть социального конфликта – в неравномерном развитии производственных сил и производственных отношений. Производственные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. В результате – социальные р6еволюции.

Появлению философии марксизма предшествовал социалистический утопизм. Социалисты предлагали способы построения справедливого мира, где не будет бедных и богатых. Виднейшие представители – Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн.

Сен-Симон полагал, что раскол в обществе может быть преодален с помощью новой, научно-сконструированной религии, которая будет основываться на лозунге «все люди – братья». Шарль Фурье считал, что для зарождения гармоничного общества следует создать фаланги – небольшие объединения людей, совместно владеющих средствами производства и совместно занимающихся трудовой деятельностью. За обобществление средств производства выступал и Роберт Оуэн.

Капитализм породил не только Первую мировую войну. Он выступил в качестве источника появления философии «вселенского пессимизма» А. Шопенгауэра. А. Шопенгауэр утверждал, что мир представляет собой арену замученных существ, в котором одно существо выживает за счет гибели другого. Сам мир он рассматривал в виде маятника, качающегося между скукой и разочарованием.

Если К. Маркс выявил античеловеческую сущность капитализма, трактуя его как эксплуатацию человека человеком, раскрыв причины отчуждения человека от трудовой деятельности, то А. Шопенгауэр утверждал, что в капиталистическом мире господствуют законы дарвинизма. Однако капитализм как общественно-политическая система содержал в себе достаточно мощный заряд активности. Развитие предпринимательских отношений немыслимо без активных, решительных действий капиталиста. Неслучайно в девятнадцатом веке появляется философия субъективного идеализма Фихте. В философской системе Фихте внешний мир или «Не-Я» предстает результатом активной, сознательной деятельности человека, то есть «Я». «Действовать, действовать, действовать!» был основным девизом Фихте.

Девятнадцатый век – это век развития. В экономической сфере – промышленная революция, явившаяся результатом научно-технического прогресса. В социальной сфере – окончательное оформление или институционализация индустриального общества. В политической сфере – социальные революции, политическая борьба за расширение избирательных прав, политическая борьба рабочих за свои права. То есть во всех подсистемах общества происходили существенные изменения. Поэтому неслучайно, что в девятнадцатом веке стала развиваться диалектика – философское учение о развитии бытия. Гегель создал диалектическое учение о развитии сознания. Герцен назвал философскую систему Гегеля «алгеброй революции», поскольку она обосновывала закономерный характер развития общества. На основе идеалистической диалектики Гегеля Маркс создал материалистическую систему развития или материалистическую диалектику. Он доказал, что законы развития применимы не только к сознанию, но и к материи.

Развитие науки, научно-технический прогресс способствовал секуляризации общественного сознания. С позиций философского атеизма выступал Л. Фейербах. Он заявил о необходимости перенесения религии с небес на землю. Немецкий философ считал, что люди должны любить не Бога, а друг друга. Для Фейербаха Бог – не что иное, как идеализированный образ человека, то есть Бог – это то, кем человек хотел бы быть: бессмертным и всемогущим.

Философия является квинтэссеницей духовной подсистемы социума, ее слепком. Но духовная сфера общества не ограничивается философией. К духовной сфере общества, помимо философии, относят религию, искусство и науку.

В литературе в конце 18 и в начале 19 века большую роль играли идеи романтизма. Романтики ценили вдохновение, непосредственность чувств. Своеобразным манифестом французских романтиков стал роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери».

В 20-ые годы 19 века зарождается критический реализм. Представители этого направления воспроизводили действительность во всей ее полноте и многообразии, проявляли склонность к широким обобщениям. Художники отражали дейсвительность такой, какой она есть, весьма противоречивой. Наиболее яркие представители кртического реализма – Оноре де Бальзак и Чарлз Диккенс.

Бальзак представлял общество как систему насилия над естественными страстями человека, как спошную драмму. Писатель углубленно исследовал причины, следствия, закономерности социального бытия. При этом его внимание сосредотачивалось не на самих катастрофах, а на условиях, которые их вызвали.

Диккенс считал своим долгом «показать суровую правду жизни», чтобы устранить в жизни зло. Обличая пороки общественного бытия в Англии, он показывал душевные качества простых людей, которые выдержали тяжелые жизненные испытания.

Немецкий поэт Генрих Гейне начинал свой творческий путь как романтик. Вершина его творчества – политическая поэма «Германия, зимняя сказка». Поэт смеялся над теми, кто пытался успокоить народ сказками о загробном мире. Гейне хотел «землю в небо превратить и сделать землю раем».

Важным направлением в литературе 19 века был натурализм. Натуралисты считали, что факты ценнее вымысла и писатель должен фиксировать события реальной жизни. Яркий представитель – Эмиль Золя.

В конце 19 века в искусстве - новые стили и направления. Происходит переоценка ценностей. Изменения в жизни общества, научно-технический прогресс – все это требовало осмысления, нового взгляда. К этой задаче по-разному подошли реализм и декаданс.

Символизм – одно из самых значительных явлений в литературе декаданса сформировался во Франции. Символисты называли себя певцами заката, упадка, гибели, безнадежности и разочарования. Они отказались от изображения реальности, противопоставив ей внешний образ, видимость. Для символизма характерны многозначительность, мистические намеки, образы, лишеные конрктности, ориентация на чувства. Самый значительный представитель английского символизма – Оскар Уайльд.

Английский писатель Герберт Уэллс является создателем научной фантастики. Он писал о проблемах, к которым можнт привести научно-технический прогресс, затрагивал тему ответственности ученого за свои изобретения, указывал на необходимость соотносить прогресс и нравственные нормы.

Ярким событием в изобразительном искусстве конца 19 века стало появление импрессионизма. Его возникновение связаон с творчеством Эдуарда Мане. Для импрессионистов характерно стремление отразить мимолетное, изменчивое, случайное.

Романтизм 19 века широко прявил себя в музыке. Романтические направления тесно переплетались с реалистическими элементами. Такое переплетение – для творчества Джузеппе Верди.

Франц Шуберт стремился воплотить в музыке неповторимое мгновение, глубоко интимное переживание, - все, что связано с человеческими чувствами. Роберт Шуман создавал музыку взволнованную, мятежную, в которой отразилась его реакция на жизненные впечатления. Музыка Фридериха Шопена пронизана народными ритмами и поэтичностью.

В 20-ые годы 19 века крупнейшие изобретения в области электричества были совершены Андре Ампером. В 1826 году Антуан Жер Балар открыл бром. В этом же году немецкий физик Георг Симон Ом сформулировал основной закон электрической цепи. Генрих Герц открыл электромагнитные волны, Вильгельм Рентген икс-лучи. Ученые уже изучали радиоактивность. Было положено начало созданию физики атомного ядра.

Важные открытия - в области теоретической химии. В 1869 – 1871 гг. Д. И. Менделеев разработал Периодическую систему химических элементов, основанную на их «атомном весе и химическом сходстве».

Переворот в естествознании – книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов». В ней он доказывал, что вся природа сформировалась постепенно, путем длительной эволюции.

19 век – время рождения автомобилестроения. В 1855 году Карл Бенц построил и испытал первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Готлиб Даймлер разработал бензиновый двигатель. В конце 19 века реализовалась мечта человечества о летательных аппаратах. В 1900 году в Германии совершил первый полет дирижабль Фердинанда Цепеллина. Эти изобретения – большое значение. Они способстввали пересотру представлению людей о врмени и пространстве.

Таким образом, в духовной сфере общества – кардинальные изменения. Появляются в философии, биологии концепции развития материи и сознания. В области искусства – плюрализм: художники в поиске концептуальных основ, описывающих действительность. В естествознании, технических науках - прорыв: исследуется природа электричества, радиоактивности, создается физика атомного ядра. В двадцатом веке – последствия: атомная энергия. Создаются автомобили, летательные аппараты. Время и пространство сжимаются.

Подведем итоги. Развитие западных стран коснулось всех сфер общества. В экономической – промышленная революция, первый мировой экономический кризис. В социальной сфере – институционализация индустриального общества. В политической – зарождение и активизация рабочего движения, институционализация рабочего класса в качестве полноправного актора политического процесса. В духовной сфере – появление философии марксизма, диалектики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие западных стран в первой половине двадцатого века | Развитие западных стран во второй половине двадцатого века.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал