Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический смысл жизни






 

Смысл жизни – это то, ради чего человек живет. Найти свое предназначение и самореализоваться – одна из целей жизни. Растущая личность – это изменяющаяся, способная расширять собственный опыт личность, ориентированная на понимание и раскрытие своих индивидуальных возможностей, на поиск смысла своего существования.

В.Франкл, один из исследователей проблемы смысла жизни, выявил, что для развития человека (как физического, так и психического) необходимо соотносить решения, поступки, переживания с чем-то внеличным, ради чего стоит жить. Такой вывод он сделал, находясь в фашистском концлагере, где выживали лишь те, кому было для чего жить. В.Франкл выделял три возможности обнаружить смысл своей жизни:

Ä работая

Ä переживая ценности (дорожа чем-то)

Ä путем страдания

Так что же такое кризис: наказание или возможность для изменения? Какие слова точнее выражают то, что вы посоветовали бы человеку, попавшему в неприятную ситуацию: «преодолеть кризис» или «использовать кризис»?

Американский психотерапевт Дж.Буженталь выделил четыре составляющие заботы о себе:

Ä Наличие боли (как душевной, так и физической), переживаний, позволяющих человеку заметить кризис, конфликт, наличие проблемы.

Ä Зарождение надежды на возможность решения данной проблемы, исцеление, освобождение.

Ä Поиск сил, энергии, времени, денег и других ресурсов, помогающих выйти из сложившейся ситуации.

Ä Возвращение к себе, своему «Я».

Относитесь к возникшим трудностям, как возможности научиться чему-то новому. У африканских народов есть интересный способ ловли обезьян, разоряющих банановые плантации. В кокосе делают дыру и кладут внутрь лакомство для обезьян. Просунув руку в плод, обезьяна хватает лакомство, рука с ним там застревает и обезьяна держит его, не отпуская. Поймать ее уже не составляет труда. Этот пример можно резюмировать моралью: отпускайте то, что имеете.

Преодолению трудностей и по возможности их комфортному переживанию будет способствовать

· принятие себя и других,

· доброжелательность,

· принятие реальности (не убегать от нее, а знать, понимать),

· автономность, независимость, самостоятельность суждений,

· профессиональная увлеченность, ориентация на цель, задачу,

· различение цели и средства, добра и зла,

· целеустремленность, намерение выполнить действия результативно,

· постоянная новизна, открытость опыту,

· саморазвитие, развитие способностей,

· готовность к решению проблем.
В поисках смысла жизни человек постоянно сталкивается с проблемой

выбора собственного пути. Делая выбор и принимая решения, человек должен осознавать опыт прошлого, отражать настоящее и видеть перспективы будущего.

Однако, мечты о желаемом будущем не всегда побуждают действовать. Можно выделить узловые моменты, в которых может разорваться связь между желанием и действием. Выделим следующие шаги последовательных действий, позволяющих сделать представления о будущем действительностью.

Чтобы желание побуждало человека действовать, оно должно быть:

q соотнесено с конкретным периодом жизни. Без этого мечты становятся лишь приятным развлечением.

Для исследования своей временной перспективы выполните следующее упражнение. Представьте себя в старости. Чтобы было это легче сделать, начните с руки. Посмотрите на свою руку и представьте, как она стареет. Это похоже на то, как если бы вы были создателем спецэффектов в кино. Ваша цель не испугать себя последствиями старения, а заметить переживания, способные повлиять на ваше поведение так, чтобы вы позаботились уже сейчас о том, как вы будете жить отныне и в будущем. Используя свои творческие способности, состарьте руку настолько, чтобы будущее стало для вас реальностью, Тоже следует проделать с лицом, телом.

Вы представляете свое «будущее «Я»» и то, что вы делаете или, напротив, не делаете для себя сегодня повлияет на вашу судьбу.

q Осознано, как изменения, происходящие с вами и вашим окружением, зависят от вашей активности. Любой выбор человека влияет на то, что происходит с ним и вокруг него, даже когда человек промолчал, там, где мог говорить, его молчание – действие. Подумайте, насколько хорошо вы умеете

анализировать свои действия и их результаты, последствия?

Для фокусирования на самоисследовании выполните следующее задание. Подумайте о том, что вы цените в своем настоящем (например, «у меня есть друзья, которые мне дороги», «у меня есть любимый человек», «у меня есть деньги, чтобы модно одеваться» и пр.) Теперь подумайте о том, что вас в настоящем беспокоит, не устраивает? Что происходило в вашей жизни в последние три года, пять лет? Что вы приобрели, либо, напротив, потеряли? Что вы могли бы сделать в вашем прошлом, что сделало бы ваше настоящее лучше, чем оно есть?

Поступки, которые вы реально совершаете либо нет, могут показать, становитесь ли вы тем, кем хотели бы быть. Делайте ваши желания более действенными, а поведение - согласующимся с целями.

Переживая кризис, помните, что все будет хорошо, что если есть тень, то значит есть свет, и используйте переживания для изменения.

Одна притча гласит о том, что у одного крестьянина рано умерла жена и остался он один с сыном. Жил он бедно, кроме лошади, ничего у него не было. Соседи жалели его и приговаривали: «Бедный, ты, бедный». На что крестьянин им отвечал: «Как знать, как знать».

Однажды лошадь паслась в поле и убежала. Соседи опять причитают: «Бедный, ты, бедный». А крестьянин им отвечает: «Как знать, как знать». Вскоре лошадь вернулась да не одна, а привела с собой вороного коня. Соседи радовались и говорили крестьянину: «Какой ты счастливый. Была у тебя одна лошадь, а теперь сразу же две». На это им крестьянин вновь спокойно отвечает: «Как знать, как знать».

Однажды сын крестьянина сел на вороного коня и поехал в поле. Конь погнал и сбросил сына на землю, тот упал и сломал ногу. Соседи охают: «Бедный, ты, бедный. Был сын здоровый, теперь – калека». А крестьянин вновь отвечает: «Как знать, как знать». Началась война, всех мужчин селения, кроме стариков и увечных, забрали воевать, а крестьянский сын остался дома. Соседи ходили и говорили: «Какой ты счастливый. Твой сын с тобой, живой и невредимый, а вот наши сыновья погибли». Крестьянин по прежнему им отвечал: «Как знать, как знать» …

Трансцендентные переживания полноты бытия, гармонии с окружающим миром характеризуют вершинные, пиковые состояния души, являющиеся способом выхода в новое пространство духовных состояний. В такие моменты душа становится посредником между беспредельным Духом и безграничным Телом. Пиковые состояния (катарсис, импритинг, экстаз, инсайт)- это эволюционный эффект и награда человеку за его усилия быть самим собой.

Катарсис - очищение души; импритинг - восхищение, очарованность, чуткое внимание состояниям и движениям души в другом и в себе; экстаз- отзывчивость, откликаемость на душевные состояния других, неограниченная и бескорыстная передача душевного тепла и духовной энергии. Инсайт- озарение, вдохновение, обращенность души к высшим, тонким энергиям духа. Во время пиковых переживаний человек обретает единство, целостность, спонтанность, экспрессивность, непринужденность, отвагу, силу.

Соотношение этих понятий можно условно выразить следующей схемой.

 

 

 

 

Практикум к теме 4

 

1. Какое состояние является оптимальным для человека?

а) Состояние внутреннего комфорта, удовольствия, благополучия.

б) Состояние равновесия навыков (ресурсов) и вызовов ситуации.

в) Состояние динамического неравновесия-возбуждения.

г) Состояние самотрансценденции - преодоление себя и выход за пределы данной ситуации.

 

2. Каков психологический смысл состояний: скуки, тревоги, апатии?

 

3. Почему одни и те же критические ситуации переживаются людьми по разному?

 


4. В чем отличие состояния психической напряженности от психического напряжения?

 

ТЕМА 5


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал