Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее представление о языке телодвижений






 

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20 - 40 % информации передается с помощью вербальных (словесных) средств общения.

Эти данные заставляют задуматься над значением “невербалики” для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка - языка телодвижений, на котором все мы с вами разговариваем, даже не осознавая этого.

Можно ли обучиться языку телодвижений, овладеть им и применить его со знанием дела? Это не только возможно, но и жизненно необходимо.

Наше знание людей основывается на множестве часто неосознанных впечатлений от их поведения. При этом необходимо учитывать, что мы соизмеряем поведение других людей с имеющимися у нас представлениями о том, как себя следует или не следует вести, и с нашим предварительным опытом и впечатлениями, находя симпатичными тех, кто более всего соответствует нашим представлениям и ожиданиям. Но это вовсе не означает, что данный человек вызывает симпатию или антипатию и у других. Поэтому к первому впечатлению, часто выдаваемому за самое верное, следует относиться как предварительному.

Чем больше мы знаем о поведении людей, тем чаще меняются наши представления о них. Это связано с тем, что мы учимся различать те оттенки поведения, которые прежде были нам не ясны. Большинство людей неохотно берутся за труд обстоятельно подумать о поведении другого человека, склонны к поспешным суждениям и оценкам, облегчая себе этим многое в жизни. Не спешите с выводами, то, что выражено языком телодвижений, чаще всего зависит от каждой конкретной ситуации, окружения, роли человека, его сиюминутного самочувствия и пр. Научиться читать человека как книгу может помочь особая наука - кинесика.

Кинесика – это наука, изучающая отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм, вибрация голоса), пространственный рисунок (зона, территория, собственность и пе­ремещения), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), которая может быть решающей в интерпретации значения произносимых высказываний.

Невербальные проявления, как произвольные, так и непроизвольные, первоначально являясь целесообразной реак­цией в ситуациях защиты (неприятия, отторжения), нападения (приятия, присвоения), сосредоточения (ожидание, ритуа­лы и переходные состояния), в доречевой период эволю­ции человека были самостоятельным средством коммуникации, а в вербальном периоде закрепились в качестве полу­сознательного выразительного средства, сохранив функции предыдущих этапов. Жесты, являясь для исполнителя, например, средством удобства, мнимо целесообразными или делаемыми просто так, для на­блюдателя предстают как символы специфического язы­ка образов. Отсюда произошли впоследствии многие выражения, такие как «обмяк», «застыл», «встал, как вкопанный» и пр.

Родоначальниками невербальной коммуникации были актеры немого кино, для которых это было единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для взаимопонимания, коммуникации.

Что касается технической стороны исследования боди лэнгвиджа, то, наиболее влиятельной работой начала ХХ века было исследование Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных», опубликованное в 1872 году. Подобно другим животным, человек подчиняется биологическим законам, которые контролируют его действия, реакции, создавая особый «язык тела» и жесты. Человек редко осознает то, что его поза, жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает его голос.

Действительно, движения рук и тела передают много сведений о человеке.

Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные).

Во-вторых, позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость.

В позе и движениях проявляется и социальный статус человека. Такие выражения, как " идти с высоко поднятой головой", " расправить плечи" или, напротив, " стоять на полусогнутых", представляют собой не только описание позы, но и выражают определенное психологическое состояние человека.

В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком. Например, воспитанный мужчина никогда не будет разго­варивать, сидя рядом со стоящей женщиной, независимо от того, как он оценивает ее личные достоинства.

В-четвертых, жестам и позе приписываются чисто условные сим­волические значения. Таким образом, они способны передать точ­ную информацию.

Можно выделить следующие функции невербального общения, которое:

· поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

· выступает в качестве маскировки “Я”;

· является средством идентификации партнеров по общению;

· является средством социальной стратификации;

· выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений;

· выражает качество и изменения взаимоотношений партнеров по общению;

· является индикатором психических состояний;

· выполняет функцию регулятора, разрядки процесса возбуждения;

· выполняет функцию экономии речевого общения, сообщения;

· выступает в роли уточнения вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного, интенсивность информации.

Значение жестов заключается в следующем:

· они дают дополнительную к вербальной информацию: пси­хическое состояние партнера; его отношение к участникам контакта и обсуждаемому вопросу; желания, выражаемые без слов, или же остановленные сознанием (идеомоторика: захотел встать, но только дернулся); команды, не вошедшие в текст - то, что осталось на уме- рефлекторный багаж рас­четов, выраженный в обобщенной символической форме;

· как правило, жесты выражают отношение не к любой, а к эмоционально значимой информации;

· невербальные проявления могут индуцировать (провоцировать) состояния и отношения;

· обычно сначала появляется жест, а затем формулируется вывод, т.е. можно предсказывать характер вывода.

Причинами появления жестов также могут быть самые разные воздействия:

q мода, холод, чистота, особенности одежды, помещения и т.д.;

q партнер копирует жесты в данный момент присутствующего человека;

q рефлекторно подключены двигательные реакции из прошлых моделей, даже без связи (якобы) с состоянием, которое жест обозначает;

q от слов, произнесенных в данный момент или раньше: если в подходящий момент группе людей сказать, например, «тянет время», то кто-нибудь вытянет ноги или встанет, вытянется.

Но, независимо от причин их появления, жесты в человеке -исполнителе или других людях, прочитывающих жесты бессознательно, могут индуктировать соответствующее состояние и отношение по принципу цепной реакции: партнер почесал затылок, как будто размахнулся, значит нужно скрестить руки, закрыться, а через время пойдет и защитный текст. Жест всегда - «знак возможного действия» (В. Леви).

У большинства людей преобладают навыки так называемого “ левополушарного” общения - понимания произносимых слов. Левое полушарие отвечает за рациональную деятельность, за процессы с четкой структурой. Однако коммуникация не ограничивается словами, которые мы произносим. В последнее время особое внимание уделяется несловесному (невербальному) общению - интерпретации сигналов чувственно-двигательных (их называют кинестетическими), зрительных (образных) и слуховых. Эта деятельность является функцией правого полушария.

Эксперты в области общения продемонстрировали, что несловесные аспекты коммуникации передают 92% всего объема сообщаемой информации, и лишь 8% приходится на слова, которыми мы обмениваемся. Однако, когда люди общаются между собой, происходит столь многое, что большая часть происходящего просто не осознается. Поэтому многие из нас не знают о существовании " правополушарных" навыков и недостаточно способны понимать " полную" коммуникацию. " Недостающие" 92% включают положение тела, жесты рук, выражения лица, ритм дыхания, цвет лица, напряжение мышц, частоту пульса и многое другое. Тон, объем, темп и тембр голоса тоже являются неотъемлемой частью общения. Несловесные сигналы, даже оставаясь неосознанными, постоянно " считываются" и интерп­ретируются нашими собеседниками, формируя определенную поведенческую реакцию, воплощенную в конкретные действия.

Начиная с самых первых моментов взаимодействия, мы воздействуем на партнеров тем, как мы пользуемся своим голосом, телом, словами. В течение первых нескольких мгновений времени (примерно 12 секунд) любого взаимодействия эти сигналы быстро " мелькают" между вами и вашим собеседником. Значение имеет уже то, как вы произносите " Здравствуйте". Например, если вы произносите приветствие и не дожидаетесь ответа, а сразу переходите " к делу", то тем самым вы сообщаете партнеру, что на вас можно не реагировать.

92% производимого вами впечатления определено тем, как вы выглядите и звучите! Вы можете адресовать собеседнику кучу правильных слов, но если эти слова не соответствуют вашим несловесным сигналам - вы в тупике.

Важно не только знать, что видят и слышат ваши партнеры, общаясь с вами, столь же важно уметь разобраться в том, что видите и слышите вы сами, глядя на своих собеседников и слушая их. Полный объем коммуникации несет в себе существенную дополнительную информацию людям, научившимся «настраивать" свое восприятие столь тонко, чтобы понимать этот богатый " другой язык". Возможности для такого рода тренировки восприятия найти несложно: от специальных упражнений на зрительную, слуховую, кинестетическую память до внимательного наблюдения за внешним поведением окружающих и многократных просмотров видеозаписей поведения разных людей в различных ситуациях.

По мере того, как вы будете приобретать опыт в использовании своих пяти чувств, появятся новые полезные навыки мышления. Вы сможете много лучше разобраться в том, что говорит ваш собеседник и чего он не говорит, станете более результативны в контролировании процесса общения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал