Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек — феномен природы






Физиологические особенности человека. Физиология — наука о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, клеток, органов, функциональных систем. Это весьма разветвленная наука, охватывающая многие проблемы, связанные с механизмами различных функций живого организма (ростом, размножением, дыханием и др.), с их взаимодействием, регуляцией и приспособлением к внешней среде, происхождением и становлением в процессе эволюции. Одна из основных задач физиологии животных и человека — изучение регулирующей и интегрирующей роли нервной системы в организме. В решение этой задачи существенный вклад внесли выдающиеся российские физиологи И.П. Павлов (1849—1936), создавший учение о высшей нервной деятельности (он удостоен Нобелевской премии 1904 г.), и И.М. Сеченов (1829—1905), обосновавший в классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности. В частности, И.П. Павлов разработал метод условных рефлексов и установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга и определяющие основные особенности человека как феномена природы.

С биологической точки зрения появление человека разумного может казаться вполне ординарным событием. Однако человек — носитель разума, мысли, это особый феномен природы. В процессе развития живых систем сформировался мозг — материальная основа разума. Элементы разумного поведения проявляют многие высшие животные и некоторые птицы. Но полноценное проявление разума в биосфере присуще только человеку, так как лишь в его социальном сообществе сформировалась, а затем развивалась коллективная память, названная В.И. Вернадским научной мыслью. 302


Научная мысль — это созданный человеком разумным на определенной стадии его развития независимый от отдельной особи коллективный аппарат сбора, накопления, обобщения и хранения знания. И только человек в состоянии использовать данный аппарат для решения своих практических проблем. Научная мысль в сочетании с трудовой деятельностью человека стала великой геологической силой, способной преобразовать биосферу. «Научная мысль как проявление живого вещества по существу не может быть обратимым явлением — она может остановиться в своем движении, но, раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени», — так писал В.И. Вернадский.

Характерные особенности и специфика человека, отличающие его от других высших животных, закреплены в материальном носителе разума — мозге. Чем же мозг человека отличается, например, от мозга похожих на него приматов? Каким бы это ни показалось странным, но сравнительно недавно специалисты не видели принципиальных различий в строении их мозга. Только на современном уровне понимания строения и специфики работы мозга, достигнутом в последние 30—40 лет, удалось выяснить, что простейшим функциональным элементом мозга является структурный ансамбль нервных клетокнейронов со сложными и фиксированными разветвлениями взаимосвязей. Один ансамбль обычно управляет вполне определенным процессом или одной функцией организма.

Эволюция мозга, его усложнение происходили не столько за счет роста числа нейронов, сколько за счет организации и упорядоченности как отдельных структурных ансамблей, так и центров, объединяющих отдельные функции в сложные поведенческие реакции. Структурные ансамбли разветвляются в форме вертикальных колонок, включающих клетки древних слоев мозга, расположенных в его нижних пластах, и клетки более поздних поверхностных слоев. В результате усложнения связей и увеличения их числа происходят и качественные изменения структурных ансамблей.

Структурные ансамбли мозга человека и приматов, определяющие такие функции, как зрение, слух и двигательные реакции тела, мало различаются между собой. Существенные отличия выявлены в размерах и связях структурных ансамблей мозга человека, ведающих его речью и двигательными реакциями рук, особенно кистей, и определяющих способность человека к трудовой деятельности. У человека заметно выделяются лобные доли, которые, согласно сложившимся представлениям, осуществляют интеграцию различных функций мозга в целенаправленные поведенческие реакции, а также участвуют в ассоциативных и обобщающих мыслительных процессах. У человека относительно большая


площадь лобных долей мозга — около 25 %, и общее число нейронов — более 1010.

Несмотря на многие достижения современного естествознания, мозг человека остается одним из самых загадочных объектов исследования. Тем не менее к настоящему времени удалось определить функции нейро-медиаторов, с помощью которых передаются биохимические сигналы от одного нейрона к другому, и выяснить механизмы действия кратковременной и долговременной памяти живых организмов. За эту работу известные ученые А. Карлссон (р. 1923), П. Грингард (р. 1925) и Э. Кэндель (р. 1929) удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине за 2000 г.

Мозг как единая система обладает удивительным свойством — памятью. Память — это основной ориентир человека в окружающем мире. Она придает направленность событиям, связывая настоящее с прошедшим и сегодняшнее поколение с нашими предками. Именно благодаря памяти накапливалась информация и передавалась от поколения к поколению. Следовательно, благодаря ей возникла и развивается цивилизация.

Память зависит не только от конкретных биохимических процессов в отдельных нервных клетках, но прежде всего от того, в каких именно клетках они происходят, от расположения их в том или ином отделе мозга и их связи друг с другом. Основа памяти — установление связи между воспринимаемыми образами, нервными клетками и их ансамблями, между отделами и уровнями мозга. Извлечение информации из кладовых памяти подобно игре на удивительном по своей сложности инструменте, из которого опытный исполнитель извлекает чудесные мелодии.

Именно на установлении и последующем поиске связей основана мнемотехника — система приемов, облегчающих запоминание. В трактате «Об оракуле» выдающийся римский политический деятель, оратор и писатель Цицерон (106—43 до н.э.) приписывает открытие правил запоминания поэту Симониду, жившему в V в. до н.э. Вот как это было. Знатный фесселиец Скопас устроил празднество, где Симонид должен был исполнить поэму в честь хозяина. Но Симонид включил в поэму не только хвалу хозяину, но и божественным братьям-близнецам Кастору и Поллуксу. Рассердившийся хозяин заявил, что уплатит ему только половину суммы, а остальное пусть платят братья-близнецы. Через несколько минут поэту сообщили, что на улице его ждут двое молодых людей. Когда Симонид вышел, крыша зала рухнула и погребла под собой хозяина и всех гостей. Юноши, вызвавшие поэта, были воспетые им братья, они наградили его за добрые слова и наказали хозяина за его низость. Тела погибших были так изуродованы, что даже родственники не смогли опознать своих близких, чтобы подобающим образом похоронить их. Им помог Симонид. Он запомнил, в каком порядке люди сидели за столом, и по-304


этому сумел опознать погибших. Этот случай, по словам Цицерона, подсказал Симониду принцип искусства запоминания: главное условие хорошей памяти — это способность упорядочение располагать в мыслях все то, что следует запомнить. Этот принцип позднее лег в основу театра памяти, популярного в эпоху Возрождения, и к настоящему времени стал универсальным. Не его ли мы используем сегодня при написании плана сочинений, при составлении каталога компьютерной базы данных и т.п.? Ответ очевиден: конечно же, он помогает и логично излагать мысли, и рационально использовать компьютер. Более того, по аналогичному принципу строилось классическое университетское образование, нацеленное не столько на запоминание фактов, сколько на нахождение связи между ними, на умение нахождения нужной информации и ее использование, т.е. на умение построить свой театр памяти, помогающий работать с новыми сведениями.

Отметим еще одно характерное свойство мозга. Строение ансамблей нервных клеток, их связи в мозгу программируются генетическим аппаратом. Развитость речевых и двигательно-трудовых структурных ансамблей мозга человека наследуется детьми от родителей. Однако наследуется не речь и не трудовые навыки как таковые, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения. Генетические возможности реализуются только при условии, что с раннего детства конкретный ребенок воспитывается и обучается в сообществе людей, в постоянном общении с ними. Сказка Киплинга о маленьком Маугли, воспитанном волками и другими благородными животными джунглей, а затем уже зрелым юношей, вновь вернувшемся в «человеческую стаю», — только красивая сказка. Редкие реальные случаи подобного рода показывают, что человеческое дитя, силой обстоятельств вырванное из человеческого общества и выжившее в джунглях, вернувшись через много лет к людям, уже никогда в полной мере не сможет овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки, необходимые для сознательной деятельности. Генетический потенциал ограничен во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, то потенциал гаснет, а человек по своему развитию остается на уровне того же примата.

В истории человечества немало примеров, показывающих, что не
только отдельная личность, но и целые сообщества людей обязаны вести
непрерывную работу по овладению, сохранению и приумножению того,
что выделяет людей из животного мира. Малейшее ослабление усилий
или, что еще хуже, сознательное пробуждение в людях низменных начал
в ущерб разуму, когда, например, преследуются неблагородные полити
ческие цели, с поразительной быстротой ведут к потере культурных за
воеваний, возрождению дикости и агрессивности даже в цивилизованном
обществе.
20 - 3290 305


Психология человека. С развитием физиологии во второй половине XIX в. возникла психология — наука о душе, о внутреннем мире человека. Слово «психика» в переводе с греческого означает «душа». Психика — система регуляторов поведения в сложной среде, возникшая в ходе биологической эволюции. В отличие от животных люди способны к преднамеренной совместной деятельности, речевому взаимодействию, использованию опыта человечества, сознательной саморегуляции, созидательной трудовой активности, познанию неявного; они имеют долгое детство и психически развиваются в течение всей жизни. Ориентация в явлениях психики — органическое звено подготовленности профессионала, условие его деловой культуры. Профессионалы различаются по частным психологическим особенностям, но сходны по общей структуре психологического склада.

Знание особенностей психики (своей и других) ориентирует человека в деле самосовершенствования и построения профессионального жизненного пути. Но освоение фактов и закономерностей психологии идет не стихийно, а путем планомерного образования, самообразования.

Психика человека обеспечивается телесными его системами и в то же время влияет на них. Длительные и тяжкие переживания, вызванные чисто социальными и моральными обстоятельствами (утрата собственного признания, идейные разногласия и т.п.), закономерно ведут к телесным недугам, заболеваниям. И наоборот, болезни тела и даже беспечное отношение к себе — путь к утратам психического статуса, не говоря уж о заболеваниях, нарушениях нервной системы, которые напрямую влияют на психику.

Существование и развитие организма в среде обеспечиваются процессами познания и исполнения системой психологических регуляторов поведения. Знания, как отображения некоторых реальностей в голове человека, есть явления психики и, в свою очередь, сами являются реальностью, необходимой для целесообразной регуляции нашей активности. Мы можем знать о том, что недоступно органам чувств, и порождать знание о том, чего нет в культуре или природе. Владение теоретическим знанием качественно улучшает практическое решение задач. Ориентироваться в психологических закономерностях возникновения и динамизма знаний важно для самообразования, организации и улучшения профессиональной деятельности.

Знания о людях и о себе — специфические и важные области явлений, процессов психики. Но не все, что происходит в психике, подотчетно сознанию человека. Бессознательные процессы тоже регулируют нашу активность. Они доступны научному анализу и о них важно иметь достоверные сведения.


Человеческая деятельность характеризуется сложной динамикой. Она связана многообразными отношениями с индивидуальными свойствами личности, общественным и индивидуальным сознанием, опытом человека, его природой и культурной средой. Значение деятельности определяется тем, что психика не только в ней проявляется, но и формируется в течение жизни. О направленности (системе побуждений — идеалов, убеждений, интересов) личности, ее устойчивых отношениях к разным сторонам действительности узнают, анализируя деятельность. Ценные или нежелательные особенности личности складываются в зависимости от того, в какую деятельность включен человек. Если же мы намерены формировать личность в должном направлении, то следует позаботиться об организации его соответствующей деятельности.

Социологические аспекты. Человек как субъект отношений и сознательной деятельности представляет собой личность. Личность — неотъемлемая составляющая общества. Проблемы взаимоотношений личности и общества, а также закономерности массового поведения людей изучает социология. Попытки объяснения особенностей общественной жизни возникли еще в античные времена (Платон, Аристотель и др.). Аристотель, например, считал, что человек рождается политическим существом и несет в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. В практике социальных отношений средневековых мыслителей (Августин, Боссюэ) преобладало божественное начало, в соответствии с которым вся история человечества носит характер борьбы царства благодати с царством зла.

Мыслители XVII—XVIII вв. рассматривали историю общества как продолжение истории природы и стремились вскрыть естественные законы общественной жизни. Такой подход связывался с развитием науки того времени, с поиском единых, универсальных законов мира. Жизнь общества уподоблялась жизни природы. Если исходным звеном в цепи природных процессов являются атомы, то подобным атомом в общественной жизни представляется человек. Как ни резко различаются между собой люди, их объединяет общая цель — стремление к самосохранению, — которая порождает страсти, составляющие своего рода пружину поступков людей. Они управляют поведением людей с такой же математической точностью, как физические силы определяют движение природных тел. Действия людей строго закономерны. Свобода в поведении человека, по образному выражению нидерландского философа Спинозы (1632—1677), равносильна свободе камня, приведенного в движение по законам механики и «воображающего», что он движется «по собственному желанию».

Французский философ-просветитель Ж. Кондорсэ (1743—1794) по
лагал, что в основе общественных отношений лежит безграничное совер-
20* 307


шенствование знаний. «Способность человека к совершенствованию, — писал он, — действительно безгранична, рано или поздно настанет момент, когда Солнце будет освещать Землю, населенную только свободными людьми...». По его мнению, человеческий прогресс подчинен определенным общим законам, знание которых помогает предвидеть, направлять и ускорять дальнейшее развитие.

Широко известно высказывание французского философа П. Гольбаха (1723—1789): «Излишек едкости в желчи фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение у какого-нибудь монарха, прихоть какой-нибудь женщины являются достаточными причинами, чтобы заставить предпринимать войны, посылать миллионы людей на бойню, разрушать крепости, превращать в прах города, погружать народы в нищету и траур, чтобы вызывать голод и заразные болезни, и распространять отчаяние и бедствие на длинный ряд веков».

Значительный вклад в развитие социологии внес выдающийся мыслитель, немецкий философ Г. Гегель (1770—1831), создавший диалектику. Он считал, что люди творят историю не по собственному произволу, а по необходимости. В истории господствуют закономерность и порядок. История — единое целое, в котором каждая ступень лишь определенное звено. Гегель подчеркивал, что развитие общества носит поступательный характер, что в нем обнаруживается прогресс в сознании свободы, а не просто изменение. По его мнению, развитие является движением вперед от несовершенного к более совершенному, причем первое должно быть рассмотрено не в абстракции лишь как несовершенное, а как нечто такое, что в то же время содержит в себе свою собственную противоположность, так называемое совершенное как зародыш, как стремление.

Открытый Гегелем закон отрицания отрицания позволил разделить проблему противоречия между поступательным движением и повторением, возвратом к старому, а глубокое понимание диалектики количественных и качественных изменений давало возможность понять, как новое в истории возникает из старого и как оно в свою очередь стареет и сменяется новым. Некоторые ярые сторонники материализма видели в диалектическом понимании общественных отношений идеалистический подход, противопоставляя поступательному развитию общества идею искусственного вторжения в естественный процесс развития, надеясь на успешное решение социальных проблем. Однако, как показал исторический опыт, такая идея противоестественна: она ведет к деградации общества, а вместе с ним — и личности. Диалектическое понимание развития общества нацеливает каждого человека на созидательную деятельность и кропотливый творческий труд.

Эстетическое восприятие и красота природы. В трудовой деятельности, в процессе развития общественных отношений и практики худо-308


жественного творчества человек в течение длительного времени выработал ценнейшую способность эстетического отражения действительности — этой существенной и богатейшей сферы сознания, без которой при прочих равных условиях живое существо не есть собственно человек, человек культурный и эстетически воспитанный.


В человеке от природы заложена удивительная способность творить красоту. Он способен эстетически воспринимать волнующие своей красотой явления природы, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, величественное и низменное в общественной жизни. Однако можно встретить людей, в силу тех или иных обстоятельств утративших эту способность. Такие люди считают героическим поступком сделать хулиганские надписи на школьной парте, изрисовать подъезды и совершить другие недостойные поступки. Подобными действиями они противопоставляют себя окружающим людям, проявляя при этом неуважение к обществу, к достоинству человека и, следовательно, к самому себе.

Эстетическое сознание выражается множеством категорий: удовольствие, наслаждение, очарование, восторг, упоение и т.п. Какова психологическая тайна эстетических чувств и в чем заключается эстетическое восприятие, например, многоцветной радуги на небе либо волнующей картины раннего восхода Солнца? На эти вопросы пока нет однозначного ответа. Очевидно одно: только эстетически воспитанный человек может испытывать истинное наслаждение от чарующей музыки Моцарта и по-настоящему восхищаться пением соловья, багровым закатом солнца и т.п. Эстетическое воспитание начинается с рождением ребенка, который сам по себе удивительное и прекрасное создание природы и в котором заложена естественная потребность испытывать восторг и восхищение при виде всего того, что окружает нас.

Является ли человек единственно способным воспринимать и творить красоту? Ответ на этот вопрос может быть разным. Глядя на беседковых птиц (живущих в Австралии и Новой Гвинее) с их удивительно прекрасным оперением и на построенную ими беседку, украшенную раковинами, цветами и другими яркими предметами (рис. 7.10), и любуясь красотой лотоса, стрекозы, муравья и т.п., можно без сомнений и с восторгом утверждать: человек безусловно способен творить прекрасное и восхищаться им, но и птицы, все живое, и сама природа способны творить не менее удивительную красоту.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал