Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мультимедийные системы и виртуальный мир






Мультимедиа — это объединение нескольких каналов передачи информации от машины к человеку: звук, изображение, реже — движение реальных предметов. Подразумевается и обратная связь — действия человека должны напрямую и существенно влиять на ход событий в системе. Разработчики современных мультимедийных систем стремятся к возможно более точному моделированию реальности, созданию виртуального мира, в котором человек мог бы совершать то, что недоступно ему в реальности, и в котором он занимал бы ведущее место. Для этого прилагаются всевозможные усилия. Так, создан специальный шлем, позволяющий улучшить стереофоническое восприятие звука и изображения.

А теперь попытаемся разобраться в диалектике двуединого начала мультимедийной системы. Но прежде вспомним, чем люди занимались долгие тысячелетия по изгнании их за грехи из рая. Они создавали все необходимое для защиты от холода и жары, изобретали средства передвижения по земле, в воде и в воздухе и т.п. В результате вокруг человека формировалась искусственная среда, отделяющая его от реальной природы. Люди стали пренебрегать естественной средой обитания, активно вторгаясь в нее и засоряя ее бытовыми и промышленными отходами. Плата за все это — приближение глобальной экологической катастрофы, предотвращение которой требует региональных и глобальных мер экологической защиты.

Создание искусственной мультимедийной среды с ее альтернативной реальностью — виртуальным миром — влечет за собой подобные последствия. Основная функция искусственной среды, как изначально предполагалось, заключалась в повышении эффективности автоматического управления машинами. Усложнялась конструкция машин, и вместе с этим становились все сложнее устройства управления. В настоящее время создаются устройства управления микроклиматом жилища, различными средствами транспорта и технологическими процессами. Программирование их работы требует знания не только возможностей технических 342


средств управления, их структуры и специфики, но и свойств рецепторного и рефлекторного аппаратов человека, а также психологии восприятия визуальных и акустических образов. Конечно, развитие работ в данном направлении вполне органично вписывается в более общую проблему совершенствования мультимедийных систем — именно в этом их положительное качество.

Стремительный рост информационного потока активизирует защитную реакцию человека, и неосознанно начинает появляться желание избавиться от внешнего информационного воздействия. Люди нашего поколения, как никогда ранее, почувствовали усталость от различного рода политической информации и прежде всего от явных идеологических спекуляций. В этом заключается одна из причин чрезвычайно большой популярности современной аудио- и видеотехники, позволяющей в определенной степени изолироваться от внешнего информационного потока. Не нужно забывать, что многие видео- и аудиосюжеты выбираются из общего идеологического «корыта», заполняемого чаще всего зарубежными «доброжелателями», преследующими вполне определенные политические цели. При этом наиболее удобны мультимедийные игры.

Сущность их заключается в создании для играющего искусственного информационного пространства — от несложных операций укладки кубиков или сбора яиц в лукошко до почти натуральных вылетов на боевых машинах, когда пробуждается присущее каждому человеку естественное желание обогнать, поразить, победить и т.п. Монотонные и однообразные движения и ритмы усыпляют человека, позволяют легко воздействовать на него, гипнотизировать, парализовать его волю и подспудно вдалбливать в его сознание любую (в том числе вредную и опасную!) информацию. Что-то подобное происходит на некоторых кино- и телепредставлениях, дискотеках и концертах с чрезмерно шумной, одурманивающей музыкой.

Отгораживаясь таким образом от реальной жизни людей с ее голодом, холодом, болезнями, войнами, страданиями и оказавшись в виртуальном пространстве, где нажатием кнопки можно взорвать инопланетный космический корабль, сжечь город, наслать повальные болезни, насладиться интимом с «любимым человеком», наконец, быть «убитому» самому игроку в этих виртуальных видео-аудиотактических мирах, человек теряет ощущение реальности жизни. Он начинает пренебрегать реальными информационными потоками, жить своими интересами в выдуманном мире, где ему хорошо и удобно только одному. Такой человек вряд ли сможет восхищаться ранним восходом солнца с его золотистыми, скользящими по земле лучами. Для него окажутся ненужными ни классическая музыка, ни классические произведения искусства и литературы, на кото-


рых воспитывались многие поколения людей с высокими нравственными качествами.

В той или иной мере всем понятна опасность и страшная губительная сила ядерного, химического и бактериологического оружия, поражающего тело, но остается пока незамеченным другое оружие также массового поражения, которое поражает душу человека, делая его одиноким и беззащитным в придуманном им виртуальном мире. Следует ли ограничивать новые возможности мультимедийных систем? Конечно, нет. Известно, что нож в руках хирурга — добро, а в руках бандита — зло. Полезно помнить, что мультимедийные системы только при разумном их использовании могут непременно способствовать развитию личности и общества. Наиболее полезное использование мультимедийных систем будет не игровым и развлекательным, а научным и учебным, способствующим упрощению и облегчению сложного процесса познания окружающего мира.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал