Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изображение светского общества в романе
Подробно в романе показан салон А.П. Шерер. Высшие круги светского общества – придворные, сановники, военные – приезжают отдохнуть, развлечься, узнать новости, обменяться мнениями, попросить об услуге в салон Анны Павловны Шерер. Мир светского общества подается как механический, машинообразный. Для Толстого светское общество — это символ лживости, притворства. Это Анна Павловна Шерер, изображающая энтузиастку, предлагающая гостям виконта, потом аббата. Мысль, чувство, искренность для нее где-то в другом месте. Это постоянный гость в салоне Анны Павловны — князь Василий, который говорит как «заведенные часы». И здесь подчеркивается автоматизм, отсутствие свободы, лицемерие ставшее сущностью человека. Это и красавица Элен, которая всегда и всем одинаково красиво улыбается. При первом появлении Элен ее неизменная улыбка упомянута трижды. Это и Берг, который всегда говорит очень точно, спокойно и учтиво, не расходуя при этом никаких духовных сил, и всегда о том, что касается его одного. Это и Борис Друбецкой, преследующий одну цель – добиться карьеры, проложить себе дорогу к богатству. Это и Жюли Карагина – обладательница огромных имений, способная все купить. В романе Л. Толстой к высшему свету относится не просто отрицательно. Он часто прибегает к иронии, а порой выступает как обличитель и сатирик. Ярче всего ничтожность их показана в то время, когда Россия в опасности. Этому свету в романе противопоставлены семьи Ростовых и Болконских. Они тоже принадлежат к высшему свету.
Болконские Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, его внук Николинька. Из поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души. Болконские — люди чрезвычайно деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности, которые характерны для семей высшего света. Старый князь Болконский, считающий, что на свете " есть только две добродетели — деятельность и ум", неутомимо старается следовать своему убеждению. Сам он, честный и образованный человек, хочет развить в дочери обе добродетели, давая ей уроки алгебры и геометрии и распределяя ее жизнь в беспрерывных занятиях. Он никогда не бездействовал: то писал мемуары, то работал на станке или в саду, то занимался с дочерью. У князя Андрея мы тоже видим эту черту, доставшуюся ему от отца: он — ищущая и деятельная натура, занимается общественной работой со Сперанским, облегчает быт крестьян в своем имении и постоянно ищет свое место в жизни. Ростовы Семейное тепло, уют, атмосфера чистой семейной жизни. Какой чудный мир в доме Ростовых: жизнь чище и разговоры веселее. В большой семье Ростовых главой является Илья Андреевич, добрейший человек, боготворивший свою жену, обожающий детей, довольно -таки щедрый и доверчивый. Несмотря на то, что его материальные дела находятся в расстроенном состоянии, так как он совершенно не умеет вести хозяйство, Илья Андреевич не мог ограничить себя и всю свою семью в привычной роскоши. Сорок три тысячи, проигранные сыном Николаем, он заплатил как ни тяжело ему было это сделать, ведь он очень благороден: собственная честь и честь детей для него превыше всего. Всех представил здесь Толстой: Веру, Николая, Наташу, Петю, родственницу Соню, друга Бориса, не обошел вниманием и будущего мужа Веры — Берга. " Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно... голос у нее был приятный..." Вера слишком " умна" для этого семейства, но ум ее обнаруживает свою ущербность, когда соприкасается с эмоционально-душевной стихией этого дома. От нее веет холодом и непомерным высокомерием, недаром она станет женой Берга — именно ему она под стать, этому наивному эгоцентрику. " Берг и Вера не имеют собственной жизненной программы, довольствуются заимствованной на стороне. Семья Ростовых отличается добротой, душевной отзывчивостью, искренностью, готовностью прийти на помощь, чем и привлекает к себе людей. Именно в такой семье вырастают патриоты, безрассудно идущие на смерть, как Петя Ростов. Родителям тяжело было его отпускать в действующую армию, поэтому они и хлопотали за сына, чтоб попал он не в штаб, а в действующий полк. Вот в такой дружной и доброжелательной семье выросла Наташа. Она похожа на мать и внешне, и по характеру – так же как и мать проявляет такую же заботливость и хозяйственность. Но есть в ней и черты отца – доброта, широта натуры, желание объединить и осчастливить всех. Она - любимица отца. Очень важное качество Наташи – естественность. Она не способна играть заранее заданную роль, не зависит от мнения посторонних людей, не живет по законам света. Героиня наделена любовью к людям, талантом общения, открытостью души. Она может любить и отдаваться любви полностью, а именно в этом Толстой видел главное назначение женщины, а истоки преданности и доброты, бескорыстия и искренности он видел в семейном воспитании. В образе Ростовых Толстой воплотил свои идеал о крепости семьи, нерушимости родового гнезда, дома. Вопросы 1. Что такое «зеленая палочка»? Как рассказ брата отразился в дальнейшем на мировоззрении Л.Н. Толстого? 2. В чем смысл толстовской философии? 3. На какие этапы можно разделить творчество писателя? 4. Можно ли говорить об историчности романа Л.Толстого? Беспристрастны ли его исторические концепции? С чем это связано? Какая сила управляет всем? 5. Как вы понимаете термин «диалектика души»? (по роману «Война и мир») 6. Как раскрывается в романе «мысль народная»? 7. Как вы понимаете смысл названия произведения? 8. Как раскрывается в романе «мысль семейная»? 9. Каким предстает высший свет в романе? 10. В чем заключается своеобразие композиции романа? 11. Какова роль философских отступлений в романе? Приведите примеры.
|