Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экватор геомагнитный – линия, по которой земную поверхность пересекает плоскость, проходящая через центр Земли перпендикулярно оси ее однородной намагниченности.






Экваториальный пояс – географический пояс Земли, расположенный по обе стороны экватора от 5–8 ° с.ш. до 4–11 ° ю.ш. Характерны постоянно высокие температуры (на равнинах 24–28 °С), обильные в течение всего года осадки (1500–3000 мм, местами – до 10000 мм). Преобладают густые многоярусные леса с исключительным разнообразием флоры и фауны.

 

Экзосфера – внешний слой атмосферы, начинающийся с высоты в несколько сотен км, из которого быстро движутся легкие атомы водорода могут вылетать в космическое пространство.

Экзогенные процессы – геологические процессы, происходящие на поверхности Земли и в самых верхних частях земной коры (выветривание, эрозия, деятельность ледников и др.); обусловлены главным образом энергией солнечной радиации, силой тяжести и жизнедеятельностью организмов.

Экваториальный климат – очень теплый и влажный климат низменных равнин, располагающихся по обе стороны от экватора.

 

Экологизация – процесс неуклонного и последовательного внедрения систем технологических, управленческих и других решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и условий наряду с улучшением или хотя бы сохранением качества природной среды (или вообще среды жизни) на локальном, региональном и глобальном уровнях (от отдельного предприятия до техносферы.

Экологическая система (экосистема) – любое сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими элементами (компонентами). Выделяют: 1) микроэкосистемы (например, ствол гниющего дерева, муравейник и др.); 2) мезоэкосистемы (например, лес, пруд, болото и др.); 3) макроэкосистемы (например, океан, континент и др.). Глобальная система одна – биосфера.

Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей их средой. В современной экологии большое значение придается взаимосвязям не только между различными видами, но также и между отдельными представителями одного и того же вида. Объектами экологии являются виды, популяции организмов, сообщества, биомы, частные экосистемы и биосфера Земли в целом. Изучением общих закономерностей взаимоотношений природы и общества занимается экология человека, что существенно выходит за рамки традиционной биологии. Основоположником экологии считается немецкий биолог-эволюционист Эрнст Геккель (1834 – 1919 гг.).

Экспозиция склонов – ориентировка горных хребтов, холмов по отношению к потокам вещества и энергии. Вызывает на склонах дифференциацию микроклиматов, влияющую на животных и растения. Различия в экспозиции склонов – одна из причин разнообразия почвенного покрова.

Экстразональные сообщества – сообщества, образующие за пределами данной зоны зональные сообщества, но, выходя за границы «своей» зоны, оказывающиеся приуроченными к незональным условиям. Так, например, широколиственные леса, образующие особую самостоятельную зону, в степи не встречаются на водоразделах, а спускаются по склонам речных долин и в степные балки, где они образуют байрачные леса.

Экстраполяция – перенесение данных, полученных в одной какой-либо точке, на более или менее обширные аналогичные площади (или вычисление последующего ряда значений какого-то свойства, исходя из характера кривой его предыдущего изменения). Экстраполяция – это своего рода «продление» известного ряда тенденций на заданный отрезок времени или на еще неизвестное, но предполагаемое аналогичное пространство. Особой формой экстраполяции служит перенос с наблюдаемого на численной или натуральной модели явления на реальную местность или процесс.

Элемент химический – определенный вид атомов с одинаковым положительным зарядом ядра. В настоящее время известно 108 элементов. Из них 90 существуют в природе, а около 70 содержатся в организме человека. Для обозначения химических элементов введены химические знаки (химические символы). Их обозначают начальной или начальной и одной из последующих букв латинского названия данного элемента: например, кислород, Oxigenium – O; натрий, Natrium – Na; цинк, Zincum – Zn и т. д.). Каждый элемент занимает в Периодической таблице элементов Д. И. Менделеева определенное место, т. е. имеет свой порядковый номер.

Элементарные частицы – мельчайшие известные частицы физической материи, характерной особенностью которых является способность к взаимным превращениям. Число элементарных частиц очень велико. Каждая частица (за исключением абсолютно нейтральных частиц) имеет свою античастицу. Всего вместе с античастицами открыто около 300 элементарных частиц. Из них стабильны: фотон, электронное и мюонное нейтрино, электрон, протон и их античастицы. Остальные – самопроизвольно распадаются за время от 103 с для свободного нейтрона до 10-11 – 10-24 с для резонансов.

 

Элювиальные почвообразующие породы (элювий) продукты выветривания коренных пород, оставшиеся на месте их образования. Элювий формируется в горных областях или на равнинных плато.

Эндогенные процессы – геологические процессы, протекающие в недрах Земли и обусловленные в основном энергией, выделяемой при развитии ее вещества, а также действием силы тяжести и сил, возникающих при вращении Земли. Эндогенные процессы проявляются в виде тектонических движений, процессов магматизма, метаморфизма и др.

 

Энергия – общая количественная характеристика (мера) движения материи. Фундаментальные законы превращения энергии исследует термодинамика, а преобразование энергии в биологических системах (в том числе и экологических) – биоэнергетика. Это преобразование подчиняется определенным законам, в том числе первому и второму законам (началам) термодинамики. Исходя из этих законов, физическое и химическое загрязнение среды неустранимы. Однако это не означает, что скорость процессов загрязнения не может быть существенно замедлена. В связи с потребностью снижения темпов теплового загрязнения среды необходимо деление видов энергетики не только и не столько на традиционные и альтернативные, как это принято, но и на виды, добавляющие и не добавляющие энергию (тепло) в биосферу Земли по сравнению с естественным притоком энергии к планете. Добавляющие виды имеют существенные термодинамические ограничения, пренебрежение которыми может привести к неблагоприятным изменениям климата, вредному отеплению вод и т.д. Для недобавляющих видов эти ограничения значительно ослаблены.

Эоловые отложения – материнские породы, перенесенные в данное место ветром (например, лесс, пески). Формируются в основном за счет песчаных отложений, морского, дельтового, аллювиального, пролювиального, озерного и флювиогляционного генезиса.

 

Эоловые формы рельефа – формы рельефа, которые образуются в результате активной дефляции (ветровой деформации, эрозии), т. е. выдувание и перемещение под действием ветра больших масс рыхлого материала.

Эоляция – ветровая эрозия суши частицами пыли, песка и снега, переносимыми ветром.

 

Эпифиты – живущие на других растениях непаразитарные «воздушные растения», не имеющие корней в почве. Поглощают атмосферную влагу через все тело или через воздушные корни. Эпифиты не имеют прямого физиологического или биохимического контакта с хозяином, поскольку живут не за счет его самого.

Эродированные почвы – почвы, верхние слои которых разрушены или удалены под воздействием естественных или антропогенных факторов. См. Эрозия почвы.

Эрозия – процесс разрушения горных пород и почв водным потоком. Различают поверхностную (сглаживание неровностей рельефа), линейную (расчленение рельефа), боковую (подмыв берегов рек) и глубинную (врезание русла потока в глубину).

Эрозия нормальная (геологическая, денудационная) – эрозия поверхности литосферы (главным образом почвы), идущая с темпом, перекрываемом скоростью почвообразования и других форм поверхностного литогенеза. В результате сохраняется сложившийся в послеледниковый период характер поверхности планеты.

 

Эрозия овражная (линейная) – тип склоновой эрозии, при которой под воздействием концентрированных потоков воды образуются ложбины, размывы и глубокие линейные впадины (овраги), сглаживаемые и не сглаживаемые (в зависимости от степени размыва поверхности земли) в процессе сельскохозяйственной обработки почвы. Форма антропогенной эрозии, водной эрозии и эрозии почв.

 

Эрозия плоскостная (плоскостной смыв) – сравнительно равномерный снос почвенных частиц мелкими струями талых и дождевых вод. Тип водной, склоновой эрозии.

 

Эрозия подземная – подземное разрушение горных пород, вызванное горизонтальным и вертикальным движениями подземных вод и растворением ими этих пород. Обычна на известняках и лессах. Тип водной эрозии.

 

Эрозия почв ветровая (дефляция, выдувание) – процесс разрушения и переотложения почвенных частиц воздушными потоками. Наиболее разрушительна дефляция на песчаных и торфяных почвах. При очень сильном процессе дефляции возникают пыльные (черные) бури.

 

Эрозия почв водная – процесс разрушения и переотложения почвенных частиц водными потоками. Наиболее четко проявляется в образовании оврагов.

 

Эрозия почв механическая (агротехническая, техногенная): 1) систематический сдвиг почвы вниз по склону в результате работы сельскохозяйственных машин и орудий при пахоте и других видах обработки земель. Ярче всего выражена при холмистом рельефе местности; 2) любые виды эрозии почв под воздействием их обработки.

 

Эрозия почвы – процесс разрушения и переноса почвы и подстилающих ее пород водой и ветром. Факторы, инициирующие эрозию почвы, могут быть естественного и антропогенного происхождения. В зависимости от природы эродирующих сил различают водную эрозию почвы, ветровую эрозию почвы, техногенную эрозию почвы, техногенную эрозию почвы; по характеру проявления поверхностную и глубинную. Процессы естественной (нормальной) эрозии почв резко нарушаются при нерациональном воздействии человека на природу, что может сопровождаться явлениями деградации ландшафтов. Предупреждение и борьба с эрозией почв включает осуществление значительного комплекса противоэрозионных мероприятий.

Эрозия регрессивная – врезание русла и подмывание им берегов. Форма водной эрозии.

 

Эрозия техногенная – все формы эрозии, вызванной техническими средствами. Фактически одна из разновидностей антропогенной эрозии.

 

Эрратические валуны – валуны, перенесенные ледником на большие расстояния и состоящие из пород, отсутствующих в местах их нахождения.

Эффективное излучение – разность между излучением земной поверхности и противоизлучением атмосферы. Измеряется пиргеометром. Эффективное излучение – один из элементов теплового баланса земной поверхности.

Ю

Южный океан – условное название прилегающих к Антарктиде южных частей Атлантического, Индийского и Тихого океанов, встречающееся в литературе и выделенное в самостоятельный океан в советском атласе Антарктики (1969 г.).

ЮНЕП (Программа ООН по окружающей человека среде) – межправительственная программа, начатая по инициативе Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972 г.) и решению Генеральной Ассамблеи ООН (1973 г.). Посвящена наиболее острым проблемам современного экологического кризиса (опустыниванию планеты, деградации почв, обезлесиванию (обезлесению) Земли, резкому ухудшению качества пресных вод, загрязнению Мирового океана, радиоактивному загрязнению почв, воды и воздуха и др. Штаб-квартира ЮНЕП находится в г. Найроби (Кения).

ЮНЕСКО (Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры) – межправительственная организация, образованная в 1946 г. как специализированное учреждение ООН, содействующее укреплению мира и безопасности, способствующее сотрудничеству народов путем распространении образования, науки и культуры. Выпускает несколько десятков периодических и непериодических изданий на многих языках мира, в том числе по проблеме природопользования и охраны природы ежеквартальный журнал «Природа и ресурсы». Штаб-квартира ЮНЕСКО находится в г. Париже (Франция).

Я

Ядро Земли – центральная наиболее глубокая геосфера Земли. Средний радиус около 3, 5 тыс. км. Делится на внешнее ядро и субъядро. Температура в центре ядра Земли, по-видимому, достигает 5000 °С. Плотность около 12, 5 т / м3. Давление до 361 ГН/м2. Предполагают, что внешнее ядро – жидкое, а субъядро – твердое.

Ярус: 1) часть слоя в сообществе растений, к которой приурочены функционально различные их органы (надземные – листья и стебли; подземные – корни, корневища, клубни и луковицы); 2) толща, образованная надземной частью растительной экобиоморфы (деревьями, кустарниками, травами и т.д.) и сопряженными с нею консументами и редуцентами. Ярус (как полог и слой) – материально-энергетический блок в системе биогеоценоза, специфически воспринимающий и преобразующий вещество и энергию и функционирующий при неповторимых в других ярусах режимах света, тепла, влажности, концентрации кислорода, минерального питания, движения воздуха, воздействия животных-консументов и организмов – редуцентов.

 

Ярусность надземная – распределение по ярусам растений с различной потребностью в солнечном свете. Верхние ярусы состоят из светолюбивых, нижние – из более теневыносливых видов.

 

Ярусность подземная – распределение по вертикали корневых систем разных видов растений, определяемое изменением с глубиной степени увлажнения и плодородия почв.

 

Ярусность сообществ – вертикальное (этажное) расслоение растительного сообщества на ярусы. Обусловлено различными потребностями растений в солнечном свете, воде и пище, свойствами корневых систем, особенностями субстрата.

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Аношко, В. С. Мелиоративная география: учеб. пособие для геогр. спец. вузов / В. С. Аношко. – Мн.: Вышэйшая школа, 1987. – 254 с.

2. Антипова, Е. А. Геодемографические проблемы и территориальная структура сельского расселения Беларуси / Е. А. Антипова. – Мн.: БГУ, 2008. – 327 с.

3. Баландин, Р. К., Бондарев Л.Д. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988. – 391 с.

4. Беларуская Савецкая Энцыклапедыя: у 12 т. – Мн.: БелСЭ, 1969–1975. – Т. 1–12.

5. Берлянт, А. М. Образ пространства: карта и информация / А. М. Берлянт. – М.: Мысль, 1986. – 240 с.

6. Биологическое разнообразие Национального парка «Припятский» и других особо охраняемых природных территорий: сб. науч. тр. Национального парка «Припятский». – Мозырь: Белый Ветер, 1999. – 360 с.

7. Брилевский, М. Н. География Беларуси: учебн. пособие для 10 кл. / М. Н. Брилевский, Г. С. Смоляков, Н. Т. Яльчик. – Мн.: Народная асвета, 2007. – 373 с.

8. Вахрушев, В. А. Камень. Человек. Время / В. А. Вахрушев. – Новосибирск: Наука, 1991. – 174 с.

9. Вахрушев, В. А. Камень в культуре народов мира с древнейших времен до наших дней / В. А. Вахрушев. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 1999. – 232 с.

10. Вахрушев, В. А. Загадочные псевдокристаллы / В. А. Вахрушев // Записки Всероссийского минералогического общества. – 2003. – № 6. – С. 87–89.

11. Вернадский, В. И. Начало и вечность жизни / В. И. Вернадский. – М.: Советская Россия, 1989. – 704 с.

12. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетарное явление / В. И. Вернадский. – М.: Наука, 1991. – 272 с.

13. Водохранилища Белоруссии: природные особенности и взаимодействие с окружающей средой / В. М. Широков, П. С. Лопух [и др.]; под ред. В. М. Широкова. – Мн.: Университетское, 1991. – 207 с.

14. Воронов, А. Г. Биогеография с основами экологии / А. Г. Воронов. – М.: МГУ, 1987. – 263 с.

15. Галай, Е. И. Использование природных ресурсов и охрана природы / Е. А. Галай. – Мн.: Амалфея, 2008. – 252 с.

16. Геаграфiя Беларусi: энцыкладедычны даведнik / Л. В. Казлоуская [i iнш.]; пад рэд. Л. В. Казлоускай. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 1992. – 383 с.

17. Геаграфiя Брэсцкай вобласцi / С. В. Арцеменка [i iнш]; пад рэд. С. В. Арцеменкi, У. А. Грыбко. – Мн.: БГУ, 2000. – 387 с.

18. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук / Г. В. Ф. Гегель. В 3 т. – Т. 2. – Философия природы. – М.: Мысль, 1975. – 695 с.

19. География Гомельской области / Г. Н. Каропа [и др.]; под ред. Г. Н. Каропы, В. Е. Пашука. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2000. – 286 с.

20. Геология антропогена Белоруссии / А. С. Махнач, Р. Г. Гарецкий, А. В. Матвеев [и др.]. – Мн.: Наука и техника, 1973. – 152 с.

21. Геология Беларуси /А. Г. Махнач [и др.]; под ред. А. Г. Махнача. – Мн.: ИГН НАН Беларуси, 2001. – 815 с.

22. Гиренок, Ф. И. Экология. Цивилизация. Ноосфера / Ф. И. Гиренок. – М.: Наука, 1987. – 182 с.

23. Глобальная экологическая проблема / Г. И. Морозов, Р.А.Новиков [и др.]. – М.: Мысль, 1988. – 208 с.

24. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности; пер. с англ. и франц. / Cост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолова; вводн. ст. Ю. А. Шрейдера – М.: Прогресс, 1990. – 496 с.

25. Гофман, Дж. Чернобыльская авария. Радиационные последствия для настоящего и будущего поколений; пер. с англ. / Дж. Гофман. – Мн.: Высшая школа, 1994. – 574 с.

26. Гурский, Б. Н. Река Сож / Б. Н. Гурский, М. Г. Ковхуто, Е. Г. Калечиц. – Мн.: Мн.: Университетское, 1986. – 96 с.

27. Ермакова, Г. Г. Физическая география России и сопредельных государств: курс лекций / Г. Г. Ермакова. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2008. – 86 с.

28. Изменения климата Беларуси и их последствия / В. Ф. Логинов [и др.]; под ред. В. Ф. Логинова. – Мн.: Тонпик, 2003. – 330 с.

29. История и современное состояние географического изучения Белоруссии: учеб. пособие для вузов / Б. Н. Гурский [и др.]; под ред. Б. Н. Гурского. – Мн.: Университетское, 1988. – 156 с.

30. Казлоўская, Л. В. Гомельская вобласць / Л. В. Казлоўская // Беларуская энцыклапедыя. Т. 18. Кн. II. Рэспублика Беларусь / Рэд. кол. Г. П. Пашкоў [i iнш.] – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2004. – С. 736 – 737.

31. Калесник, С. В. Основы общего землеведения / С. В. Калесник. – М.: Учпедгиз, 1955. – 660 с.

32. Калесник, С. В. Общие географические закономерности Земли / С. В. Калесник. – М.: Мысль, 1970. – 550 с.

33. Калинин, М. Ю. Водные ресурсы Гомельской области / М. Ю. Калинин, А. А. Волчек; под ред. М. Ю. Калинина. – Мн.: Белсэнс, 2007. – 144 с.

34. Каропа, Г. Н. Общее землеведение: курс лекций / Г. Н. Каропа. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2006. – 153 с.

35. Каропа, Г. Н. Минимум географических названий по курсу «Общее землеведение» / Г. Н. Каропа. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2008. – 87 с.

36. Каропа, Г. Н. Общее землеведение: учебная программа курса / Г. Н. Каропа. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2005. – 13 с.

37. Каропа, Г. Н. Принцип системной дифференциации в разработке учебных программ по географии / Г. Н. Каропа // Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы. Высшая школа в условиях инновационного развития // Материалы научно-методической конференции (г. Гомель, 17 – 18 апреля 2008 г.). - В 3 ч. – Ч. 1. – С. 130 – 133.

38. Каропа, Г. Н. Об экологическом подходе к обучению географии / Г. Н. Каропа // Научнi днi // Материалы IV международной научно-практической конференции (г. София, 1–15 апреля 2008 г.). – София: Бял ГРАД-БГ, 2008. – С. 65–67.

39. Каропа, Г. Н. Принцип системной дифференциации и проблемы школьной географии / Г. Н. Каропа // Геаграфiя: Праблемы выкладання. – 2008. – № 6. – С. 3–12.

40. Каропа, Г. Н. Вопросы окружающей среды и устойчивого развития в современной общеобразовательной школе / Г. Н. Каропа. – Гомель: БелГУТ, 1998. – 96 с.

41. Каропа, Г. Н. Концепция устойчивого развития: глубинные течения и подводные рифы / Г. Н. Каропа, С. В. Артеменко // Брэсцкi геаграфiчны веснiк. – 2005. – Том IV. – Выпуск 1. – С.56–73

42. Каропа, Г. Н. Системный подход к экологическому образованию и воспитанию / Г. Н. Каропа. – Мн.: Университетское, 1994. – 212 с.

43. Каропа, Г. Н. Теоретические основы экологического образования / Г. Н. Каропа. – Мн.: НИО, 1999. – 188 с.

44. Каропа, Г. Н. Экологическое образование школьников. Ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги / Г. Н. Каропа. – Мн.: НИО, 2001. – 210 c.

45. Каропа, Г. Н. История и методология географии: курс лекций / Г. Н. Каропа. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2006. – 278 с.

46. Каропа, Г. Н. Методика преподавания географии: курс лекций / Г. Н. Каропа. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2004. – 248 с.

47. Каропа, Г. Н. Биогеография с основами экологии: курс лекций / Г. Н. Каропа. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 265 с.

48. Каропа, Г. Н. Физическая география Беларуси: курс лекций / Г. Н. Каропа. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 149 с.

49. Каропа, Г. Н. Биогеография с основами экологии: словарь терминов и понятий / Г. Н. Каропа, Е. Н. Михалкина. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2008. – 157 с.

50. Каропа, Г. Н. География почв с основами почвоведения: словарь терминов и понятий / Г. Н. Каропа, Е. Н. Михалкина. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2008. – 195 с.

51. Каропа, Г. Н. К созданию методики экологического образования школьников / Г. Н. Каропа // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 69 –73.

52. Каропа, Г. Н. Проблемы и тенденции обучения географии в современной общеобразовательной школе и педагогическом вузе / Г. Н. Каропа // Материалы II международной научно-практической конференции «Непрерывное географическое образование: новые технологии в системе высшей и средней школы» (г. Гомель, 23–25 апр. 2009 г.) / редкол.: Г. Н. Каропа (науч. ред.). – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – C. 3–9.

53. Каропа, Г. Н. Новая парадигма экологического образования: содержание, принципы, перспективы / Г. Н. Каропа // Материалы II международной научно-практической конференции «Непрерывное географическое образование: новые технологии в системе высшей и средней школы» (г. Гомель, 23–25 апр. 2009 г.) / редкол.: Г. Н. Каропа (науч. ред.). – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – C. 155–160.

54. Каропа, Г. Н. Парадигмальные сдвиги и новые тенденции в экологическом образовании школьников / Г. Н. Каропа // Адукацыя I выхаванне. – 2009. – № 9. – С. 15 – 21.

55. Кирвель, И. И. Пруды Беларуси как антропогенные водные объекты, их особенности и режим / И. И. Кирвель. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2005. – 234 с.

56. Кириенко, Е. Г. Социально-экономическая география Республики Беларусь: учеб. пособие / Е. Г. Кириенко. – Мн.: Аверсэв, 2003. – 400 с.

57. Климат Беларуси / В. Ф. Логинов [и др.]; под ред. В. Ф. Логинова. – Мн.: Ин-т геол. наук АН РБ, 1996. – 235 с.

58. Козловская, Л. В. Социально-экономическая география Беларуси: курс лекций. В 3 ч. Ч. I. Условия и факторы социально-экономического развития и территориальной организации хозяйства Беларуси / Л. В. Козловская. – Мн.: БГУ, 2002. – 107 с.

59. Коротун, С. І. Екологічна регламентація використання земельних та водних ресурсів у сільськогосподарському виробництві Рівненської області / С. I. Коротун // Історія української географії. Всеукраїнський науково-теоретичний часопис. – Тернопіль: Підручники і посібники, 2003. – Випуск 8 (2). – С.90–94.

60. Коротун, С. І. Еколого-економічні підходи до оцінки земельних ресурсів та відшкодування збитків, нанесених забрудненням земельних ресурсів / С. I. Коротун // Вісник Національного університету водного господарства та природокористування / Зб. наук. праць. Економіка, 2009. – Випуск 2 (46). – С.152–159.

61. Коротун, С. І. Коріння сучасних екологічних проблем Західного Полісся та перспективи їх вирішення / С. I. Коротун // Історія української географії. Всеукраїнський науково-теоретичний часопис. – Тернопіль: Підручники і посібники, 2009. – Випуск 19. – С. 50–56.

62. Коротун, С. І. Особливості розвитку екологічної освіти закордонном / С. I. Коротун // Проблеми і перспективи екологічної освіти: Матер. міжн. наук.-практ. семінару. – Львів: Вид. центр ЛНУ, 2009. – С.58–64.

63. Красная книга Республики Беларусь. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных / Г. П. Пашков [и др.]; под ред. Г. П. Пашкова. – Мн.: Беларуская Энцыклапедыя, 2004. – 320 с.

64. Красная книга Республики Беларусь. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды дикорастущих растений / Г. П. Пашков [и др.]; под ред. Г. П. Пашкова. – Мн.: Беларуская Энцыклапедыя, 2005. – 456 с.

65. Красовский, К. К. Брестская область в экологическом и медико-демографическом измерении / К. К. Красовский, Н. В. Михальчук, В. А. Гордеко. – Брест: издатель С. Б. Лавров, 2002. – 124 с.

66. Кудельский, А. В. Подземные воды Беларуси / А. В. Кудельский, В. И. Пашкевич, М. Г. Ясовеев. – Мн.: ИГН НАН Беларуси, 1998. – 260 с.

67. Кудельский, А. В. Минеральные воды Беларуси / А. В. Кудельский, М. Г. Ясовеев. – Мн.: ИГН НАН Беларуси, 1994.– 260 с.

68. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун; пер. с англ. – М.: Прогресс, 1977. – 300 с.

69. Ландшафты Белоруссии / Г. И. Марцинкевич [и др.]; под ред. Г. Марцинкевич. – Мн.: Университетское, 1989. – 239 с.

70. Лопух, П. С. Закономерности развития природы водоемов замедленного водообмена, их использование и охрана. – Мн.: БГУ, 2000. – 332 с.

71. Манак, Б. А. Экономико-географический анализ демографической ситуации и размещение населения на территории Республики Беларусь / Б. А. Манак, Е. А. Антипова. – Мн.: БГУ, 1998. – 292 с.

72. Марцинкевич, Г. И. Основы ландшафтоведения / Г. И. Марцинкевич, Н. К. Клицунова, А. Н. Мотузко. – Мн.: Высшая школа, 1986. – 206 с.

73. Матвеев, А. В. Современная динамика рельефа Белоруссии / А. В. Матвеев, Л. А. Нечипоренко. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1991. – 102 с.

74. Матвеев, А. В. Рельеф Белорусского Полесья / А. В. Матвеев, В. Ф. Моисеенко, Г. И. Илькевич. – Мн.: Наука и техника, 1991. – 131 с.

75. Медоуз, Д. Х. Пределы роста / Д. Х. Медоуз, Д. Л. Медоуз, Й. Рэндерс, В. III Беренс; пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ. – 1991. – 207 с.

 

76. Мильков, Ф. Н. Словарь– справочник по физической географии / Ф. Н. Мильков. – М.: Географгиз, 1960. – 271 с.

77. Мильков, Ф. Н. Основные проблемы физической географии / Ф. Н. Мильков. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1967. – 172 с.

78. Мильков, Ф. Н. Ландшафтная сфера Земли / Ф. Н. Мильков. – М.: Мысль, 1970. – 208 с.

79. Мильков, Ф. Н. Физическая география: современное состояние, закономерности, проблемы / Ф. Н. Мильков. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1981. – 400 с.

80. Мильков, Ф. Н. Общее землеведение / Ф. Н. Мильков. – М.: Высшая школа, 1990. – 336 с.

81. Мильков, Ф. Н. Терминологический словарь по физической географии / Ф. Н. Мильков, А. В. Бережной, В. Г. Михно. – М.: Высшая школа, 1993. – 288 с.

82. Минеральные воды и лечебные пелоиды Беларуси. Ресурсы и современное использование / М. Г. Ясовеев [и др.]; под ред. М. Г. Ясовеева. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2005. – 346 с.

83. Михалкина, Е. Н. Принципы конструирования содержания экологического образования / Е. Н. Михалкина // Материалы II международной научно-практической конференции «Непрерывное географическое образование: новые технологии в системе высшей и средней школы» (г. Гомель, 23–25 апр. 2009 г.) / редкол.: Г. Н. Каропа (науч. ред.). – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – С. 170–171.

84. Михалкина, Е. Н. Радиоактивное загрязнение почвенно-растительного покрова Гомельской области / Е. Н. Михалкина // География в XXI веке: сб. материалов Междунар. научн.-практ. конф., Брест, 17–18 апреля 2008 г. – Брест: БрГУ, 2008. – С. 70–71.

85. Моисеев, Н. Н. Универсум. Информатизация. Общество / Н. Н. Моисеев. – М.: Устойчивый мир, 2001. – 199 с.

86. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. – Мн.: Юнипак, 2004. – 200 с.

87. Нацыянальны атлас Беларусi. – Мн.: Камiтэт па зямельных рэсурсах, геадэзii i картаграфii пры Савеце Мiнiстраў Рэспублiкi Беларусь, 2002. – 292 с.

88. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МК ОСР); пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989. – 376 с.

89. Неклюкова, Н. П. Общее землеведение / Н. П. Неклюкова. – М.Просвещение, 1967. – 392 с.

90. Непрерывное географическое образование: новые технологии в системе высшей и средней школы / Г. Н. Каропа, Т. Г. Флерко [и др.]; под ред. Г. Н. Каропы – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 191 с.

91. Одум, Ю. Экология. В 2 т. / Ю. Одум; пер. с англ. – М.: Мир, 1986. Т. 1. – 326 с., Т. 2. – 376 с.

92. Пирожник, И. И. Основы географии туризма и рекреационного обслуживания / И. И. Пирожник. – Мн.: Университетское, 1985. – 253 с.

93. Природная среда Беларуси / В. Ф. Логинов [и др.]; под ред. В. Ф. Логинова. – Мн.: НОО–ОО «БИП–С», 2002. – 424 с.

94. Природно-хозяйственные регионы Беларуси / А. Н. Витченко [и др.]; под ред. А. Н. Витченко. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2005. – 278 с.

95. Прогноз изменения окружающей природной среды Беларуси на 2010–2020 гг. / В. Ф. Логинов [и др.]; под ред. В. Ф. Логинова. – Мн.: Минсктиппроект, 2004. – 180 с.

96. Реймерс, Н. Ф. Природопользование / Н. Ф. Реймерс. – М.: Мысль, 1990. – 640 c.

97. Савенко, В. С. Радиоэкология / В. С. Савенко. – Мн.: Дизайн ПРО, 1997. – 221 с.

98. Савцова, Т. М. Общее землеведение / Т. М. Савцова. – М.: Academia, 2003. – 416 с.

99. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2007. – Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2007. – 617 с.

100. Структура географической среды и ландшафтное разнообразие Беларуси / В. С. Аношко [и др.]; под ред. И. И. Пирожника, Г. И. Марцинкевич. – Мн.: БГУ, 2006. – 196 с.

101. Хаггет, П. География. Синтез современных знаний; пер с. англ. / П. Хаггет. – М.: Прогресс, 1979. – 688 с.

102. Харвей, Д. Научное объяснение в географии; пер. с англ. / Д. Харвей. – М.: Прогресс, 1974. – 504 с.

103. Человек и природа / Г. Н. Каропа, Т. В. Авдоника [и др.]; под ред. Г. Н. Каропы. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 1997. – 46 с.

104. Фiзiчная геаграфiя Беларусi / Б. М. Гурскi [i iнш.]; пад рэд. Б. М. Гурскага, К. К. Кудло. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1995. – 184 с.

105. Философский словарь; под ред. И. Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с.

106. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер; пер. с нем. – М.: Прогресс, 1992. – 576 с.

107. Широков, В. М. Формирование малых водохранилищ гидроэлектростанций / В. М. Широков, П. С. Лопух. – М.: Энергоатомиздат, 1986. – 144 с.

108. Шкляр, А. Х. Климатические ресурсы Белоруссии и их использование в сельском хозяйстве / А. Х. Шкляр. – Мн.: Унiверсытэцкае, 1973. – 256 с.

109. Шубаев, А. П. Общее землеведение / А. П. Шубаев. – М.: Высшая школа, 1977. – 460 с.

110. Экономика Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей: учеб. пособие / Т. А. Шмарловская [и др.]; под ред. Т. А. Шмарловской. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 253 с.

111. Энцыклапедыя прыроды Беларусi: у 5-цi т. – Мн.: БелСЭ, 1983–1986. – Т. 1–5.

112. Якушко, О. Ф. Озероведение. География озер Белоруссии / О. Ф. Якушко. – Мн.: Высшая школа, 1981. – 223 с.

113. Ясовеев, М. Г. Водные ресурсы Гомельской области: факторы формирования и проблемы рационального использования / М. Г. Ясовеев, И. И. Кирвель, О. В. Шершнев. – Мн.: Право и экономика, 2005. – 166 с.

114. Ясовеев М. Г. Экология рационального природопользования / М. Г. Ясовеев [и др.] – Мн.: Право и экономика, 2005. – 373 с.

115. Barker, S. Initial Teacher: Education in Secondary Schools / S. Barker. – Warwick: University of Warwick, 1995. – 214 p.

116. Carrick, T. Humans as Organisms / T. Carrick. – Oxford: Oxford University Press, 1990. – 80 p.

117. Education for Sustainability; ed. J. H. Hale and S. Sterling. – London: Earth Publications Limited, 1996. – 236 p.

118. Ellis, B. Introducing Humanistic Geography Through Fieldwork / B. Ellis // Journal of Geography in Higher Education. –1993. – Vol. 17. – № 2. – P.131–139.

119. Environmental Education in the European Union. – Luxembourg: European Commission, 1997. – 147 p.

120. Environmental Education in the Schools: Creating a Program that Works!; ed. J. A. Braus, D. Wood. – Washington: NAAEE, 1993. – 500 p.

121. Environmental Education: Strategies Toward a More Livable Future; ed. J. A. Swan, W. B. Stapp. – NY: John Wiley& Sons, 1974. – 349 p.

122. Geography and Social Education; ed. Colin J. Tucker. – Moray: Moray House College of Education, 1982. – 215 p.

123. Handbook of Research on Curriculum: A Project of the American Educational Research Association; ed. P. W. Jackson. – NW: Macmilan Publishing Company, 1992. – 1088 p.

124. Karopa, G. Eastern European Perspective: Environmental Education in Belarus / G. Karopa // Environmental Education. – 1999. – Vol. 61. – P. 31.

125. Karopa, G. Psychological Aspect of Environmental Education / G. Karopa // YII International Congress of Ecology: Abstracts: Florence, 19–25 July 1998. – P.217.

126. Karopa, G. Life After Chernobyl: A Look Into the Future / G. Karopa, N. Kulik // TEG News. – 1999. – Issue 25. – P. 24 – 27.

127. Key Issues in Environmental Education; ed. W. L. Filho, J. A. Palmer. – Bradford, 1992. – 101 p.

128. Massey, N. B. Patterns for the Teaching of Science / N. B. Massey. – Toronto: Macmillan Company of Canada Limited, 1966. – 278 p.

129. UNESCO: Innovations in Science and Technology Education; ed. D. Layton. – Vol. 3 – 1990. – 89 p.

130. Wilson, E. Sociobiology / E. Wilson. – Cambridge: Harvard University Press, 2000. – 697 p.

131. Working Together; ed. B. Ellis. – Sheffield: Geographical Association, 1977. – 70 p.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.033 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал