Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные выводы. 1. В социальной политике используется свой терминологический аппарат, в состав которого входят: общие термины (социальная стратегия






1. В социальной политике используется свой терминологический аппарат, в состав которого входят: общие термины (социальная стратегия, объекты и субъекты социальной политики и т.п.); частные, или предметные, термины, разделяющиеся на функциональные (бюджет социальной политики, социальное страхование и др.) и отраслевые (используемые в конкретных отраслях социальной сферы); термины, характеризующие домохозяйства (доходы населения, уровень бедности, уровень занятости и т.п.); вспомогательные термины, необходимые для раскрытия понятий, относящихся к первым трем группам (например, прожиточный минимум).

2. Любое общество разрабатывает совокупность долгосрочных и среднесрочных целей своего развития в области уровня и качества жизни населения (социальную стратегию), которая реализуется проводимой государственной социальной политикой. Предметное поле социальной политики включает демографию, труд, доходы населения и социальную инфраструктуру.

3. Социальная политика имеет объективные ограничения, разделяющиеся на экономические (увеличение расходов на реализацию ее отдельных направлений невозможно без соответствующего роста их доходного обеспечения) и политические (часть общества оказывается не готова принять предлагаемые социальные изменения).

4. При проведении социальной политики используются различные механизмы. В их состав входят: правовое обеспечение, финансовый механизм, налоговые рычаги и стимулы, административный ресурс и политические методы. Государственная социальная политика проводится при помощи институциональных структур, которые для социальной политики могут быть либо профильными либо непрофильными.

5. Экономический и социальный эффект и эффективность социальной политики могут быть оценены количественно.

6. Общество вынуждено постоянно разрешать противоречия между экономической и социальной политикой, для чего используются различные способы: утверждение государственным законодательством минимальных социальных гарантий общества перед домохозяйствами, создание альтернативных госбюджету источников финансирования социальной политики, стимулирование экономической самостоятельности домохозяйств и установление размеров социальной ответственности государства в зависимости от типов домохозяйств и уровня их душевых доходов.

7. Социальная политика нуждается в региональной адаптации, что объясняется объективно имеющимися социально-экономическими различиями административно-территориальных единиц (регионов) любого государства.

Контрольные вопросы и задания

А. Контрольные вопросы

1. Расскажите о структуре терминологии, используемой в социальной политике.

2. Дайте определение социальной стратегии. Объясните, как соотносится это понятие с понятием социальной политики.

3. Что вы понимаете под предметным полем социальной политики?

4. Почему социальная политика не может сделать счастливыми все без исключения домохозяйства? Расскажите об ограничениях социальной политики. Вспомните о социальной ответственности домохозяйств.

5. Перечислите основные механизмы социальной политики. Как, по вашему мнению, они должны использоваться?

6. Можете ли вы уточнить табл. 2.5, в которой приводится схема взаимодействия институциональных структур социальной политики?

7. Почему социальная политика нуждается в регионализации?

Б. Деловая игра " Пределы социальных аппетитов общества"

Основной задачей игры является обсуждение " идеальной" модели социального бюджета, ориентированного на удовлетворение потребностей членов общества (социальных утопий в истории общественно-политической мысли) и определение причин, в силу которых данная модель не может быть реализована на практике. В процессе игры определяется разрыв между идеальным и реальным социальным бюджетом и рассматриваются возможности его уменьшения. Основные ролевые группы — потребители бесплатных социальных услуг (или нуждающиеся в социальной поддержке), управленцы-макроэкономисты, финансисты, арбитры.

8. Эссе " Социальное иждивенчество: пути смягчения"

Требуется дать оценку феномену социального иждивенчества, выделяя его неизбежную и субъективную составляющие. Обязательным разделом эссе являются предложения по предотвращению социального иждивенчества, обусловленного (мотивированного) несовершенством действующего законодательства.

Литература

Бородкин Ф.М. Третий сектор в государстве благоденствия // Мир России. 1997. № 2.

Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: Между планом и рынком: Учебное пособие. М., 1996.

Быков С.В. Социальная политика государства: Учебное пособие. Хабаровск, 1997.

Гордон Л.А. Область возможного. М., 1995.

Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения: Основные категории, характеристики и методы оценки. М., 2002.

Зомбарт В. Идеалы социальной политики. СПб., 1900.

Сидорина Т.Ю. Социальная политика и ее акторы // Мир России. 1998. № 1-2.

Смирнов С.Н. Демократия в России невозможна без социальной политики // Мир России. 1997. № 2.

Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М., 1999.

Территориальные проблемы социальной политики / Под ред. Э.Б. Гилинской, С.Н. Смирнова. М., 2000.

Шаронов А.В., Ильин И.А. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов // Экономист. 1999. № 1.

Социальная энциклопедия. М., 2000.

Geyer R.R. Exploring European Social Policy. Cambridge, 2000.

Pierson K. Beyond the Welfare State? The New Political Economy of Welfare. Cambridge, 1998.

Readings in Social Welfare. Theory and Policy / Ed. by R.E. Kuenne. Oxford, 2000.

Social Policy / Ed. by N. Manning. Oxford, 1999.

Social Policy and Social Justice: Reader / Ed. by J. Franklin. Cambridge, 1998.

The Welfare State Reader / Ed. by K. Pierson, F. Casteles. Cambridge, 2000.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал