Факторы регионализации социальной политики
| Основные социально-эконо- мические решения
| Использование в России в 1990-е гг.
|
1.Дифференциация реальных денежных доходов населения
| Установление разновременности достижения глобальных параметров, вызывающих изменения в структуре доходов населения
| Предпринимались не всегда количественно обоснованные попытки учета данного фактора на федеральном уровне (например, при проведении реформы оплаты жилья и коммунальных услуг). Реально корректировались региональными органами управления с учетом возможностей бюджетов соответствующих регионов
|
| Организация адресной социальной поддержки нуждающихся
| На федеральном уровне сводилась преимущественно к методическому обеспечению (закон непрямого действия " О прожиточном минимуме"). На региональном уровне с учетом возможностей региональных бюджетов разрабатывались конкретные методики, определявшие критерии отнесения семей к нуждающимся и размеры оказываемой им помощи
|
| Создание дополнительных рабочих мест в регионе
| Не использовалось в условиях снижения инвестиционной активности государства и сворачивания реального сектора. Частный капитал ориентировался преимущественно на регионы с высоким платежеспособным спросом населения. Фактор дешевизны рабочей силы в бедных регионах не учитывался ввиду транспортно-географических (периферийные или удаленные от центра регионы) либо национальных (часть национальных республик и автономий) причин
|
2. Несоответствие доходной базы бюджета социальной политики его расходам в разрезе регионов
| Межрегиональное перераспределение средств, предназначенных для финансирования социальной политики
| Практиковались межрегиональные трансферты из федерального фонда финансовой поддержки территорий с целью выравнивания душевых бюджетных доходов в регионах. В рамках действующего законодательства осуществлялось межрегиональное перераспределение в пользу дефицитных регионов средств Пенсионного фонда России, федеральной части Государственного фонда занятости населения, формируемой в процентном отношении к поступившим страховым взносам работодателей (в 1998 г. — 20%) и т.д. Эти механизмы не позволили предотвратить значительных межрегиональных различий в обеспеченности социальной политики ресурсами, например в первом полугодии 1997 г. минимальное и максимальное значения индексов локализации расходов фонда занятости по числу зарегистрированных безработных составили соответственно 0, 16 (Республика Дагестан) и 6, 82 (г. Москва)
|
3. Различия значений параметров социального развития регионов
| Выделение на основе социальных показателей депрессивных территорий и разработка специальных программ их развития
| Комплексная социальная типология регионов — субъектов Российской Федерации — для обоснования управленческих решений не проводилась. Региональная политика носила сугубо политизированный и поэтому стохастический характер. Например, в мае — июне 1996 г. перед президентскими выборами было принято более девяти указов Президента страны, посвященных социально-экономическому развитию отдельных субъектов Российской Федерации, отобранных на основе преимущественно неэкономических критериев. Специальная правительственная комиссия в первой половине 1990-х гг. принимала меры по поддержке регионов, в которых складывалась критическая ситуация на рынке труда, на основе статьи о территориях приоритетного развития Закона " О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. 1991 г.; в 1996 г. данная статья была исключена)
|