Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпоха Возрождения. Великие социальные утопии






Описания никогда не существовавших стран и районов, где человек счастлив и беззаботен, земля щедра и обильна, образ жизни правилен, здоров и разумен, существовали издревле. В фольклоре и памятниках письменности разных народов нашло свое отражение изначально присущее людям стремление к золотому веку всеобщего равенства, братства, любви и благоденствия.

Мечты о совершенном устройстве общества пронизывают творчество многих писателей и философов Средневековья, Возрождения и последующих эпох. " Рай" и " Божественная комедия" Данте, где воплощен идеал автора — патриархальная Флоренция прошлого; Телемская обитель в " Гаргантюа и Пантагрюэле" Рабле; " Сон в летнюю ночь" и " Буря" Шекспира; утопия из " Дон Кихота" Сервантеса; страна гуигнгнмов в " Путешествии Гулливера" Свифта — все это свидетельства поисков страны мира, счастья и благоденствия[77].

Томас Мор " Утопия"

Развитие утопической мысли неизбежно определялось политической, социально-исторической ситуацией, в Средние века — прежде всего волнениями крестьянской и городской бедноты. В XV— XVI вв. с зарождением буржуазии формируется новое, гуманистическое мировоззрение. Гуманисты — предшественники будущей эпохи Просвещения — верили в прогресс человечества, отвергали пессимистические взгляды " отцов церкви" на возможность счастья лишь в загробном мире, отстаивали самоценность личности и право каждого на свободное бытие[78].

Вместе с тем и эта эпоха не лишена социальных проблем и противоречий. Сложный характер эпохи отразился в творении английского гуманиста, государственного деятеля и писателя Томаса Мора (1478-1535) — его знаменитом сочинении " Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии" (1516).

Во второй части этой книги автор подробно знакомит читателя с тщательно разработанной моделью общественного строя, при котором нет частной собственности и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращен до шести часов; граждане Утопии освобождены от выполнения наиболее тяжелых работ.

Если более детально обратиться к выделяемым в современной социальной политике направлениям — так, как мы могли бы проанализировать социальную политику какой-либо из современных стран, то можно отметить предложения автора " Утопии" для сферы здравоохранения, системы образования, в решении проблем занятости и безработицы, обеспечения старости, семьи и т.д.

Итак, здравоохранение в Утопии отличается прежде всего своей бесплатностью. Мор описывает больницы как просторные белые здания со знающими и заботливыми врачами и персоналом. Любой гражданин Утопии при обнаружении симптомов той или иной болезни может по своему желанию совершенно безвозмездно лечиться в них.

Образовательная политика государства прежде всего нацелена на развитие наиболее одаренных представителей населения. В ежедневном расписании, едином для всех жителей Утопии, выделены специальные часы для занятий, которые проводятся в форме лекций. Посещение подобных занятий обязательно для отобранных членов общества, но также свободно и для всех желающих.

В Утопии поддерживается полная занятость населения. Это значит, что все население трудоспособного возраста и способное трудиться занято в общественном производстве. Безработица в Утопии не существует. Для всех жителей находится работа, отказ от работы рассматривается как тунеядство. К числу трудоспособного населения относятся все, достигшие соответствующего возраста, за исключением калек (которым, впрочем, тоже находится общественно полезное занятие), больных и некоторых других категорий. Рабочий день длится всего шесть часов, но, по утверждению Мора, этого вполне достаточно, чтобы удовлетворить все потребности государства в продуктах и произвести даже некоторый излишек.

Жители Утопии не боятся старости. Главным в семье по закону является самый старший. Старики получают такие же права на жилье и пищу, как и остальные члены общества.

Итак, сущность социально-экономической политики в Утопии заключается в том, что благосостояние государства целиком и полностью определяет благосостояние каждого его члена. Государство опекает своих граждан во всех сферах жизнедеятельности, будь то семья, здоровье, средства к существованию, образование или занятость.

Завершая краткое рассмотрение утопического проекта Т. Мора и его идей относительно социального благоустройства жизни граждан, отметим, что этот проект, так же как и другие утопические программы, во многом предвосхитил и даже подготовил будущие модели социальной политики патерналистских систем социального обеспечения.

" И наш век, и последующие века сочтут его историю школой верных и полезных начал, из которой каждый сможет брать и приспосабливать перенятые установления к собственному своему государству, ведь в книге своей Мор показал нам образец блаженной жизни и дал наставление, как жить", — писал один из современников Т. Мора[79].

Томмазо Кампанелла " Город солнца"

Немалый вклад в развитие жанра социальной утопии внес итальянский философ и писатель Джованни Доменико Кампанелла (1568-1639), принявший в монашестве имя Томмазо. Написанная в 1602 г. и опубликованная в 1623 г. его книга " Город солнца, или Идеальная республика" представляет собой программу всеобщего социального преобразования.

Согласно идее Кампанеллы, в идеальном обществе собственность должна быть упразднена; труд обязателен для всех, рабочий день сокращен до четырех часов; огромное внимание уделяется развитию науки, просвещению и трудовому воспитанию. Руководство общиной находится в руках ученых. Община берет на себя и ответственность за воспитание детей. Общественное воспитание детей в государстве Кампанеллы осуществляется сначала с помощью игр. Затем обучение соединяется с трудом в процессе освоения различных ремесел.

По замыслу автора, все в городе солнца призвано поставить людей в одинаковые условия, благодаря чему им становится чужда жадность, неведомы богатство и бедность. Кампанелла вслед за Платоном раскрепощает женщину. Свободная во всем, она занимается трудами и науками наравне с мужчинами, за исключением тяжелых работ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал