Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и инструменты социальной политики в странах с различными экономическими системами






В течение последних полутора-двух веков правительства большинства экономически развитых государств вне зависимости от тех политических и экономических систем, которые существовали в них, провозглашали фактически идентичные цели в области социальной политики. Количество этих целей было ограниченным, а в их состав, как правило, включались:

рост денежных доходов населения;

улучшение условий жизни населения и его потребления;

улучшение пенсионного обеспечения;

развитие отраслей социальной сферы;

поддержка доходов беднейших групп населения и некоторые другие.

Сами эти цели носят политически и экономически нейтральный характер и поэтому могут рассматриваться как единая компонента социальной политики в большинстве стран.

Различия проявляются на стадии реализации поставленных целей социальной политики, когда возникает необходимость в использовании тех или иных экономических инструментов. Рассмотрим, какие из этих инструментов будут использоваться для достижения целей социальной политики в " чистых" плановой и рыночной экономиках. При этом усилим эти различия допущением, что первое государство является социалистическим, и в нем основная часть средств производства находится в государственной собственности, а второе — построено на основах либерализма и частной собственности на средства производства.

В первом из наших государств основным инструментом социальной политики будут государственные законы и нормативно-правовые документы властных структур, предписывающие конкретные размеры увеличения заработных плат, повышения пенсий, изменения цен на товары народного потребления, строительство объектов социальной инфраструктуры и т.п. Возможность использования подобного инструмента определяется тем, что государство контролирует основную часть финансовых потоков (в государственном бюджете), стремясь не допускать в сколько-нибудь значимых размерах экономической и финансовой самостоятельности домохозяйств. При этом государство ранжирует членов общества по их значимости, регламентируя их уровень доходов и объемы потребления. Каждый член общества может четко прогнозировать их пределы при своем перемещении по социальной лестнице. Отсутствуют рынки ценных бумаг, реальное (а не формальное) социальное страхование и другие инструменты финансовой независимости домохозяйств.

В легальном секторе экономики СССР существовало относительно небольшое количество вариантов превышения фактически установленных государством объемов частного потребления. Например, учащиеся вузов могли получить доходы, работая во время каникул в студенческих строительных отрядах. Лица интеллектуального труда могли заниматься, например, переводами, а в учебных и научных организациях — выполнять хоздоговорные исследования (предельный доход по последним также устанавливался государством). Для граждан рабочих профессий дополнительным источником доходов могли становиться сверхурочные работы. Лица, достигавшие пенсионного возраста, могли работать и получать пенсию одновременно.

Шире были возможности у участников " серой" экономики (работа в бригадах " шабашников"; сдача внаем квартир и дач; предоставление за плату формально бесплатных услуг, спрос на которые превышал их предложение; перепродажа дефицитных товаров по их реальным рыночным ценам и т.п.), но подобная деятельность, как правило, преследовалась в административном либо уголовном порядке.

Строительство объектов социальной инфраструктуры в плановой экономике определяется не столько реальными потребностями (платежеспособным спросом) населения в их услугах, сколько политикой государства, направленной на сглаживание межрегиональных различий в обеспеченности населения этими объектами.

Рассмотрим теперь наше второе государство. Доминирование в его экономике негосударственного сектора определяет, что основными инструментами реализации целей социальной политики являются поддержание платежеспособного спроса на услуги, а также система формируемых и финансируемых государством минимальных социальных гарантий. Эти гарантии предоставляются любому члену общества, а их состав и размеры зависят от его демографических, социальных и иных характеристик.

Роль государственных законов и других нормативно-правовых документов в этом государстве также достаточно велика, однако ее содержание существенно меняется. Из директивного инструмента они превращаются прежде всего в инструмент контроля за соблюдением субъектами экономических отношений установленных социальных норм. Директивная функция законодательства в рассматриваемом государстве распространяется только на те предприятия (организации), которые финансируются за счет государственного бюджета, включая региональные и местные (муниципальные) бюджеты.

Социальная политика, проводимая в каждом из рассматриваемых государств, имеет свои достоинства и недостатки. (Мы уже говорили о них, когда рассматривали два подхода к социальной политике в гл. 1). Основным достоинством социальной политики первого (планового) государства является так называемая " уверенность в завтрашнем дне", когда члену общества при отсутствии каких бы то ни было усилий с его стороны гарантируется определенный уровень потребления в зависимости от его социального статуса. Недостатком при этом является фактическая невозможность выхода за пределы предписанного уровня потребления.

Второе государство снимает ограничения на потребление, что является его очевидным достоинством. Однако, с другой стороны, оно предъявляет серьезные требования к самим членам общества, обязанным вносить свой вклад в формирование бюджета социальной политики, с тем чтобы гарантировать себе определенный уровень потребления в случае возникновения тех или иных экстремальных ситуаций (заболевание, потеря работы) либо ситуаций, обусловленных естественными причинами (достижение пенсионного возраста). Вклад граждан в формирование бюджета социальной политики в таком государстве определяется их участием в различных системах социального страхования — в соответствии с упомянутыми нами случаями — медицинского, при потере работы, пенсионного). Таким образом, недостатком данного государства является необходимость переключения части доходов домохозяйств с текущего потребления на социальное страхование, или отложенное потребление.

 

[1] См., например, определение политики, общества, социальности, собственно социальной политики в энциклопедическом словаре " Webster's Desk Dictionary of the English Language" (N.Y., 1990).

[2] Российская статистическая энциклопедия. М., 1998. С. 397.

[3] См.: Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости. М., 1997. С. 78.

[4] Заславская Т.И. Социальные результаты реформ и задачи социальной политики // Куда идет Россия? М., 1998.

[5] См.: Социальная энциклопедия / Горкин А.П., Карелова Г.Н., Катульский Е.Д. и др. М„ 2000. С. 131-132.

[6] Социальная энциклопедия. С. 253.

[7] См.: Российский рынок труда: Становление и развитие: Учебное пособие. М. 1995. С. 62.

[8] Напомним, что при прогнозировании роста денежных доходов, как и любых других показателей, характеризующих социальное развитие, необходимо использовать либо показатели прироста, как в рассматриваемом случае, либо цепные индексы роста. При использовании последних в условиях приведенного примера денежные доходы населения за пятилетний период увеличатся не в 2, а почти в 2, 5 раза (1, 15 х 1, 2 х 1, 2 х 1, 2 х 1, 25).

[9] В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, принятого 30 декабря 2001 г., работодатель определяется как физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В отдельных случаях, предусмотренных федеральным законодательством, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры с работником.

[10] С 2001 г. эти выплаты осуществляются из средств федерального бюджета.

[11] Manning N., Shaw I. The Millenium and Social Policy // New Risks, New Welfare: Signposts for Social Policy / Ed. by N. Manning, I. Shaw. Oxford, 2000. P. 1—11.

[12] Manning N., Shay I. Op. cit. P. 2.

[13] Mollat M. The Poor in the Middle Ages. New Haven, 1986. P. 15.

[14] Manning N., Shaw I. Op. cit. P. 4.

[15] Manning N., Shaw I. Op. cit. P. 6—7.

[16] Ibid.

[17] Manning N., Shaw I. Op. cit. P. 7.

[18] См.: Miller St. The Development of Social Policy // Social Policy / Ed. by J. Baldock, N. Manning, S. Miller, S. Viskerstaff. N.Y., 1999. P. 16-35.

[19] Miller St. Op. cit. P. 18.

[20] См.: Burnett J. A Social History of Housing 1815—1970. L., 1978; Wohl A.S. Endangered Lives: Public Health in Victorian Britain. L., 1984.

[21] См.: Miller St. Op. cit. P. 19. См. также: Поланьи К. Великая трансформация: Политические и экономические истоки нашего времени. СПб., 2002.

[22] Miller St. Op. cit. P. 19.

[23] Miller St. Op. cit. P. 20.

[24] Концепция государства всеобщего благосостояния и особенности ее реализации; Великобритании подробно рассмотрены в гл. 4 данного учебного пособия.

[25] Экономическая энциклопедия / Под ред. Л.И. Абалкина. М., 1999. С. 971.

[26] Шумпетер Й.А. История экономического анализа: В 3 т. / Пер. с англ, под ред. B.C. Автономова. СПб., 2001. Т. 3. С. 1010-1011.

[27] Шумпетер Й.А. Указ. соч. С. 1058.

[28] См.: Фотина Т. Эффективная рыночная экономика не может не быть социально ориентированной // Человек и труд. 1996. № 11. С. 4.

[29] См.: Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994; Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М., 1985.

[30] Цит. по: Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению. М., 2001. С. 26.

[31] При подготовке этого подраздела учебного пособия были использованы материалы О.А. Филипповой.

[32] Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997. Кн. 1. II. 12.

[33] Аристотель. Указ. соч. Кн. 1. II. 13.

[34] Там же. Кн. 3. I. 3.

[35] Там же. I. 4.

[36] Там же. I. 5.

[37] Там же. I. 8.

[38] Там же. I. 9.

[39] Аристотель. Указ. соч. Кн. 3. VII. 13.

[40] Там же. Кн. 1. II. 21.

[41] Там же. Кн. 3. IV. 4.

[42] Там же. Кн. 1. V. 3.

[43] Там же. Кн. 3. IV. 7.

[44] Аристотель. Указ. соч. Кн. 1. II. 17.

[45] Там же. Кн. 3. V. 10.

[46] Там же. V. 11.

[47] Там же. IV. 1.

[48] Там же. V. 1.

[49] Там же. XII. 1.

[50] Там же. Кн. 4. IX. 3.

[51] Там же. IX. 7.

[52] Аристотель. Указ. соч. Кн. 3. VII. 1.

[53] Там же. Кн. 4. IX. 8.

[54] Там же. X. 5.

[55] Там же. Кн. 5. VII. 20.

[56] Там же. Кн. 7. IV, 8,

[57] Там же. IV. 6.

[58] Аристотель. Указ. соч. Кн. 5. VII. 8.

[59] Там же. I. 1.

[60] Там же. I. 7.

[61] Там же. Кн. 6. V. 13.

[62] Там же. XIII. 23.

[63] Там же. Кн. 7. XIII. 9.

[64] Аристотель. Указ. соч. Кн. 7. X. 3.

[65] Там же. XIV. 1.

[66] Там же. XIV. 9.

[67] Там же. XIV. 10.

[68] Там же. Кн. 8. I. 1.

[69] Аристотель. Указ. соч. Кн. 8. I. 1.

[70] Там же. I. 3.

[71] Там же. И. 1.

[72] Там же.

[73] Там же. И. 3.

[74] Там же. III. 1.

[75] Аристотель. Указ. соч. Кн. 8. III. 5.

[76] См.: Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Избранные сочинения. Калининград, 2000. С. 8-85.

[77] См.: Семибратова И. Путешествие по странам мечты // Зарубежная фантастическая проза. М., 1989. С. 5-16.

[78] Семибратова И. Указ. соч. С. 5—16.

[79] Вступительные письма // Мор Т. Утопия. М., 1978. С. 93-94.

[80] Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М., 1991. Т. 2. С. 269.

[81] Там же.

[82] См.: Хюбнер К. Указ. соч. С. 106.

[83] См.: Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1998.

[84] Цит. по: Хюбнер К. Указ. соч. С. 106.

[85] Там же.

[86] Там же. С. 107.

[87] Там же.

[88] Там же. С. 107-108.

[89] Хюбнер К. Указ. соч. С. 109.

[90] Там же.

[91] Хюбнер К. Указ. соч. С. 111.

[92] См., например: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. IV. М., 1961. С. 332.

[93] См.: Социальное рыночное хозяйство в Германии: истоки, концепции, практика / Под ред. А.Ю. Чепуренко. М., 2001. С. 13.

[94] Там же.

[95] Социальное рыночное хозяйство в Германии: истоки, концепции, практика. С. 14.

[96] Там же. С. 15.

[97] Милль Дж.С. Основы политической экономии. Т. 3. М., 1981. С. 347, 348.

[98] Милль Дж.С. Указ. соч. С. 79.

[99] См. Ярская В.Н. Социальная политика, социальное государство и социальный[менеджмент: проблемы анализа // Журнал исследований социальной политики. ДЛ». С. 12.

[100] Ярская В.Н. Указ. соч.

[101] См.: Филатов В.П. Обществознание. М., 2004. С. 116—117.

[102] См.: Филатов В.П. Указ. соч. С. 118—119.

[103] См.: Роик В. Социальная политика времен отказа от патернализма и иждивенчества // Человек и труд. 1997. № 2.

[104] См.: Федотова В.Г. Социальное государство и рынок // Свободная мысль -- XXI в. 2002. № 1. С. 78-94.

[105] Федотова В.Г. Социальное государство и рынок. С. 82.

[106] См.: Мацонашвили Т. Проблема перестройки государства в Западной Европе // Pro et Contra. 2001. Т. 6. № 3.

[107] Федотова В.Г. Социальное государство и рынок. С. 83.

[108] См.: Социал-демократия перед лицом глобальных проблем / Отв. ред. Б.С. Орлов. М., 2000; Федотова В.Г. Третий путь // Свободная мысль — XXI в. 2002. № 2.

[109] См.: Giddens A. Runaway World: How Globalization Is Reshaping Our Lives. L., 2000.

[110] См.: Федотова В.Г. Социальное государство и рынок. С. 84.

[111] См., например, о концепции Ж. Ж. Руссо в гл. 2 данного учебного пособия. См. также: Хюбнер К. Указ. соч. Гл. 3- 5.

[112] См.: Miller St. Op. cit. P. 6-7.

[113] См,: Экономическая энциклопедия. С. 283.

[114] См.: Webster's Desk Dictionary of the English Language. N.Y., 1990. P. 1020.

[115] См.: Фомина В.Н. Государство всеобщего благоденствия // Энциклопедический социологический словарь. М, 1995. С. 142.

[116] Экономическая энциклопедия. С. 131.

[117] Васина Л.Л. Социальное рыночное хозяйство: Словарь терминов. М., 1997. С. 156—157.

[118] См.: Экономическая энциклопедия. С. 579.

[119] См.: Ярская В.Н. Указ. соч. С. 12.

[120] См.: Григорьева И.А. Социальная политика: основные понятия // Журнал исследований социальной политики. 2003. № 1. С. 43; Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы. Введение в профессию: Пер. с англ. М., 1994.

[121] См.: Григорьева И.А. Социальная политика: основные понятия. С. 43.

[122] Декоммодификация — замещение принципа рыночного распределения товаров и усиление бюрократизации. Декоммодификация имеет место тогда, когда та или иная услуга предоставляется как право и когда индивид может поддержать свой уровень благосостояния независимо от степени своей включенности в рыночные отношения. См.: Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Cambridge, 1990. P. 37.

[123] См.: Manning N. The Politics of Welfare // Social Policy / Ed. by J. Baldock, N. Manning, S. Miller, S. Viskerstaff. P. 55.

[124] См.: Esping-Andersen G. Op. cit. P. 62.

[125] См.: Ярская В.Н. Указ. соч. С. 12.

[126] См.: Manning N. Op. cit. P. 54—57.

[127] По крайней мере, считает Эшинг-Андерсен, если определять Welfare State исходя из качества социальных прав, из социальной стратификации и из отношений между государством, рынком и семьей. См.: Esping-Andersen G. Op. cit. P. 21-33.

[128] См.: Manning N. Op. cit. P. 50—51.

[129] См.: Линдбек А. Шведский эксперимент // Очерки о мировой экономике: выдающиеся экономисты мира в Московском центре Карнеги. М., 2002. С. 69—145.

[130] Линдбек А. Указ. соч. С. 72.

[131] Линдбек А. Указ. соч. С. 77.

[132] Линдбек А. Указ. соч. С. 81.

[133] Линдбек А. Указ. соч. С. 82.

[134] Линдбек А. Указ. соч. С. 85—86.

[135] Линдбек А. Указ. соч. С. 124—126.

[136] Корнай Я. Дефицит: Пер. с венг. М., 1990. С. 586.

[137] См.: Управление социальной сферой: Учебник/ Под ред. В.Э. Гордина. СПб., 1998.

[138] Шкаратан О.И. Тип общества — тип социальных отношений: о современной России // Мир России. 2000. № 2. С. 78.

[139] Шкаратан О.И. Указ. соч.

[140] Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000. С. 38.

[141] Кастельс М. Указ. соч. С. 79.

[142] Там же.

[143] См.: Управление социальной сферой: Учебник / Под ред. В.Э. Гордина.

[144] Управление социальной сферой: Учебник / Под ред. В.Э. Гордина.

[145] Развитие этой темы см. в гл. 5 " Социальная политика в переходной экономике".

[146] См.: Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998. С. 34.

[147] См.: Ярская В.Н. Указ. соч. С. 13.

[148] От лат. ordo — порядок.

[149] " Порядок хозяйства" — нем.

[150] См.: Социальное рыночное хозяйство в Германии: истоки, концепция, практика. С. 42.

[151] См.: Васина Л.Л. Социальное рыночное хозяйство: Словарь терминов. С. 109.

[152] См.: Гутник В. Как проводилась реформа Эрхарда // Финансовые вести. 1993. 1 июля; Гугаик В. Реформа в Германии: Открытая дверь в социальное рыночное хозяйство // Глобус. Международный вестник. 1993.

[153] Шлехт О. Благосостояние для всей Европы. М., 1996. С. 3—4.

[154] См.: Социальное рыночное хозяйство в Германии: истоки, концепции, практика. С. 72-79.

[155] Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991. С. 231.

[156] Эрхард Л. Благосостояние для всех. С. 231.

[157] Там же. С. 237.

[158] Эрхард Л. Полвека размышлений. Речи и статьи. М., 1996. С. 338.

[159] См.: Социальное рыночное хозяйство в Германии: истоки, концепции, практика. С. 126-128.

[160] Эрхард Л. Полвека размышлений. Речи и статьи. С. 585.

[161] Там же. С. 581.

[162] Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1994.

[163] При подготовке этого раздела учебного пособия мы опирались на материалы статьи: Miller St. Op. cit. P. 16—36.

[164] Источник: Beveridge W. Social Insurance and Allied Services. L., 1942. P. 120. Цит. по: Miller St. Op. cit. P. 22.

[165] Morgan K.O. Labour and Power, 1945-1951. Oxford, 1984. P. 142.

[166] См.: Miller St. Op. cit. P. 22—24.

[167] Sullivan M. The Politics of Social Policy. Hemel Hempstead, 1992.

[168] Ibid.

[169] Macleod I., Powell E. The Social Services: Needs and Means. L., 1952.

[170] Miller St. Op. cit. P. 25-26.

[171] Меритократия означает свободную конкуренцию по строго установленным правилам.

[172] Taylor-Gooby P. Public Opinion, Ideology and State Welfare. L., 1985.

[173] См.: Miller St. Op. cit. P. 27.

[174] Miller St. Op. cit. P. 27.

[175] Sullivan M. Op. cit; Johnson N. The Welfare State in Transition: The Theory and Practice of Welfare Pluralism. Brighton, 1987.

[176] См.: Miller St. Op. cit. P. 28.

[177] Social Policy Towards 2000: Squaring the Welfare Circle / Ed. by V. George, St. Miller. L., 1994. P. 9-10.

[178] См.: Miller St. Op. cit. P. 29-32.

[179] См.: Rosanvallon P. La crise de 1'Etat-providence. Paris, 1981; Розанваллон П. Новый социальный вопрос: Пер. с фр. М., 1998.

[180] См.: Розанваллон П. Новый социальный вопрос. С. 11.

[181] Розанваллон П. Новый социальный вопрос. С. 13.

[182] Розанваллон П. Новый социальный вопрос. С. 14.

[183] Розанваллон П. Новый социальный вопрос. С. 15.

[184] См.: Stryker R. Globalization and Welfare State // International Journal of Sociology and Social Policy. 1998, Vol. 18. N 2-4. P. 48-49.

[185] Дойчман К. Будущее государства благосостояния // Государство благосостояния и его социально-экономические основы: Сборник статей. СПб., 1998. С. 17.

[186] См., например: Pontusson J. At the End of the Third Road: Swedish Social Democracy in Crisis // Politics and Society. 1992. N 20. P. 305-332: Hirst P., Thompson G. Globalization and the Future of the Welfare State // Economy and Society. 1995. N 24. P. 408—442.

[187] Stryker R. Op. cit. P. 6.

[188] См. например: Pontusson J. Op. cit.

[189] См.: Pierson P. Dismantling the Welfare State? Reagan, Thatcher and the Politics of Retrenchment. Cambridge; N.Y., 1994.

[190] См.: Stryker R. Op. cit. P. 6.

[191] Stryker R. Op. cit. P. 8.

[192] Stryker R. Op. cit. P. 9.

[193] O'Connor J. Bringing the International Economy back in: Welfare System Change in Sweden, Britain and the United States. Globalization and Welfare State // International Journal of Sociology and Social Policy. 1998. Vol. 18. N 2—4. P. 42—86.

[194] Stryker R. Op. cit. P. 12.

[195] Stryker R. Op. cit. P. 17.

[196] См.: Jordan В., Leibfried S., Rieger E. Wohlfahrtsstaat und Globalisieung. Arbeitpapier // Des Zentrums fur Sozialpolitik an der Universitat Bremen. 1995. N 15.

[197] European Commission. Social Protection in Europe. Directorate-General Employment, Industrial Relations and Social Affairs. Luxembourg, 1995. P. 37.

[198] Дойчман К. Указ. соч. С. 16.

[199] European Commission. P. 61.

[200] Дойчман К. Указ. соч. С. 20—21.

[201] Дойчман К. Указ. соч. С. 22.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.029 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал