Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные сведения о функциональных стилях речи
Стиль
| Сфера употребления
| Задача речи
| Языковые особенности стиля
| Разговорный
| Неофициальная, непринуждённая обстановка.
| Общение (обмен мыслями, мнениями, впечатлениями по преимуществу на бытовые темы).
| Речь эмоциональная, насыщенная языковыми средствами субъективной оценки, с помощью которых передаются разнообразные чувства, эмоции, настроение (фамильярность, неодобрение, ирония и т.д.). Разговорный стиль – это в большинстве стиль диалога.
Лексические средства языка: разговорные (иногда просторечные) слова и фразеологизмы, «сниженные» по сравнению с нейтральными словами: капать (ябедничать), без дураков (серьёзно), брякнуть (сказать не подумав), на меня наехали (придрались), меня достали (довели до раздражения), беситься с жиру, давеча, завсегда и др.
Морфологические средства: междометия, модальные частицы, усиливающие экспрессию; слова с суффиксами эмоциональной оценки (лисонька, Зоенька, работяга и др.), а также усечённые формы существительных и глаголов (Нин, Вань, прыг, хлоп и др.)Синтаксические средства: неполные предложения, обращения, вводные слова и вводные предложения; побудительные, вопросительные и восклицательные предложения, простые, сложные бессоюзные предложения.
| Официально-
деловой
| Деловые отношения между людьми и учреждениями (деловые бумаги, законы, документы и др.).
| Точная передача деловой информации практического характера.
| Эмоциональная окраска речи и экспрессия неуместны. Слова употребляются только в их прямом значении.
Лексические средства языка. В законах и документах употребляются слова нейтрального стиля из общественно-политической сферы общения (гражданин, общество, выборы, права человека, свобода совести и др.) и отглагольные абстрактные существительные (применение, выполнение, соблюдение, признание и др.); языковые штампы (стандартные фразеологические сочетания) для выражения часто встречающихся однотипных видов сообщений: мы, нижеподписавшиеся; на том основании, что…; с целью ознакомления; доводим до вашего сведения и др.)
Морфологические средства: сложные союзы (ввиду того что; благодаря тому что; между тем как; несмотря на то что; тогда как), отымённые предлоги (в целях, в течение, за счёт, при помощи, путём, в свете и др.), числительные. Так как в деловых бумагах нередко даются предписания (указания, распоряжения, приказы), в них часто используются слова должен, обязан, необходимо и подобные, а также глаголы в форме инфинитива (в приказах): поручить, считать в отпуске, обязать и т.д.
Синтаксические средства: прямой порядок слов (инверсия недопустима), предложения повествовательные по цели высказывания, распространённые, с причастными оборотами, большим количеством однородных членов, выполняющих функцию уточнения.
| Научный
| Общение в научной сфере жизни (научные труды, учебники, доклады, рецензии и др.)
| Сообщение научной информации; обоснование результатов исследований.
| Употребление слов в прямом значении, отсутствие эмоционально окрашенной лексики; наличие терминов и специальных фразеологизмов; сложные синтаксические конструкции, в которых логические связи между мыслями выражены с помощью подчинительных союзов и вводных слов; предложения с обобщающими родовыми наименованиями.
| Публицисти-
ческий
| Общественно-
политическая жизнь общества (выступления на митингах, собраниях, статьи в газетах, журналах).
| Воздействие на слушателя (читателя) с целью формирования у него определённого отношения к тем или иным проблемам жизни. Средство воздействия – логические доводы.
| Речь, как правило, эмоциональная и экспрессивная, может достигать пафоса (страстного воодушевления); в журналистике речь более спокойная.
Лексические средства: употребление слов торжественной лексики (держава – а не государство, воздвигнуть – а не построить, монумент – а не памятник; поднимать голос – а не говорить, покрыть себя славой – а не прославиться, чёрное золото – а не нефть и др.); употребление многозначных слов, слов в переносном значении, ярких эпитетов, метафор, сравнений, гипербол, воздействующих на читателей (властный голос, вечно живут, величайшие богатства, безграничная даль, крылатая мудрость – о пословицах и др.); сочетание книжных и разговорных слов и выражений.
Из морфологических средств отметим употребление глаголов в повелительном наклонении; с их помощью формулируются прямые обращения автора к читателям.
Синтаксические средства: обращения, восклицательные предложения, риторические вопросы, вводные слова, обратный порядок слов в предложении, синтаксический параллелизм предложений; предложения с однородными членами, построенные по законам градации (усиления значения), повторы слов и союзов и др.
| Художествен-
ный
| Словесно-
художественная сфера деятельности.
| Воздействие на читателя, его чувства и мысли путём создания живых образов и картин жизни.
| Используются все средства выразительности: фонетические (звукопись), словообразовательные (индивидуально-авторские образования, повторы слов с одинаковыми морфемами), лексические и фразеологические (богатство синонимии), морфологические (особенно употребление глагольных форм в обобщённом и переносном значении), синтаксические. Широкое использование тропов: метафор, сравнений, олицетворений, гипербол и др. Использование всех типов речи (повествование, описание, рассуждение) и языковых средств, присущих другим стилям.
|
Литература
Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения. - М.: Дрофа, 2003
|