Лошадь и жаба.
После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлёпать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи – хорошо ей. Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да ещё хохочут. Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул... Колёса глубоко увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки собрала она все силы и объехала жабу. Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» – сказал он. Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.
(Л.Н. Толстой)
(155 слов)
1. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте.
а) Окольная, непрямая дорога вокруг селения; б) изгородь вокруг деревни; в) окраина селения.
3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?
а) Отвратительное, мерзкое животное; б) земноводное (живущее на земле и в воде животное); в) отвратительный, мерзкий человек.
4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?
а) Отвратительное, мерзкое животное; б) земноводное (живущее на земле и в воде животное); в) отвратительный, мерзкий человек.
5. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему?
6. Какой нравственный урок получили дети?
ИСТОРИЯ О ГЛУПОМ ВОЛКЕ.
Один голодный волк отправился поискать себе чего-нибудь на обед. Тут ему повстречалась коза. Волк ей говорит: — Иди-ка сюда, я должен тебя съесть! А коза ему отвечает: — Если уж этого не миновать, то нечего делать, но видишь, какая я худая, во мне немного толку, а вот я побегу домой и принесу своего козленка, тогда уж тебе, по крайней мере, будет чем полакомиться. Волк согласился, а коза убежала — только ее волк и видел. Волк, прождав ее напрасно, наконец, отправился дальше, чтобы поискать опять чего-нибудь поесть. Ему навстречу идет овца. — Овца, я должен тебя съесть! Овца отвечает: — Разве ты не можешь взять кого-нибудь другого? Ведь я лучший танцор, и было бы очень жаль, если бы я погибла. — А ты умеешь танцевать? — спрашивает волк. — Как же, я тебе это сейчас покажу. Овца стала танцевать и, танцуя, делать все большие круги, пока не убежала.
(Казахская народная сказка)
(146 слов)
Вопросы и задания:
1.Назови персонажей сказки.
2. Объясни смысл слова полакомиться.
3.Как обхитрили коза и овца волка?
4.Какие чувства у тебя вызывают персонажи сказки?
1 уровень
ХЛЕБ.
Я помню, как мы с мамой шли когда-то по улице, и вдруг мама наклонилась и что-то подняла. – Что ты нашла, мама? – Хлеб, – ответила она. Я увидел в её руке запылённый кусок хлеба. – Так он же грязный! – воскликнул я. – Брось его! – Хлеб не бывает грязный. Хлеб нельзя бросать, – ответила мама. Прошли годы, и я узнал настоящую цену хлеба. И теперь, когда вспоминаю тот случай, мне становится мучительно стыдно.
(66 слов) (Ю. Яковлев)
Вопросы и задания:
1. Какими воспоминаниями детства поделился с нами писатель Юрий Яковлев? 2. Какой урок на всю жизнь ему преподнесла мама? 3. Просмотри текст и подумай: какие слова из текста могут быть пословицей? (Подсказка: таких выражений два.) 4. Что осталось у тебя в душе после прочтения этого рассказа?
2 уровень
ЛИСА И КОЗЕЛ.
Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идёт козёл – умная голова; идёт, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает: – Что ты там, лисонька, поделываешь? – Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь. А козлу давно пить хочется. – Хороша ли вода-то? – спрашивает козёл. – Отличная! – отвечает лиса. – Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет. Прыгнул сдуру козёл, чуть лисы не задавил, она ему: – Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не сумел – всю обрызгал. Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, сама вон из колодца. Чуть было не пропал козёл с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.
(Русская народная сказка)
(118 слов)
Вопросы и задания:
1. Почему лиса попала в колодец?
2. С какой целью она заманила козла к себе?
3. Как можно по-другому озаглавить эту сказку?
3 уровень
|