Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие технологии социальной работы.






План лекции:

1.Технологический процесс в различных направлениях социальной работы.

2.Социальная диагностика в социальной работе.

3.Технология социальной профилактики и коррекции.

4.Технологии социального консультирования.

5. Социальная опека и попечительство.

 

1. Сущность и структура технологического процесса

Так как социальная работа как деятельность представляет собой технологический процесс, который повторяется при решении новой задачи, нужно остановиться на этом понятии. Процесс – это изменение (динамика) состояния предмета под воздействием внешних или внутренних факторов. Внешние факторы – социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности клиента, а внутренними факторами выступают нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы человека или группы людей

Технологии социальной работы как процессу присуща определенная протяженность во времени, которая охватывает промежуток времени от формулирования цели или задачи до ее практического решения. Устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом – сущностная характеристика технологического процесса.

Основа технологического процесса – это алгоритм действий. Алгоритм – это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций получить результат, определенный исходными данными. В социальной работе – это последовательность действий, направленных на преобразование объекта социальной работы, и перевод его в искомое состояние.

Вторым существенным компонентом технологического процесса являются операции. Операция – это простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели). Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса.

Третьим важным компонентом содержания технологического процесса является применяемый инструментарий. Инструментарий – это арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность.

В общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основных процедурных этапа:

1. Формулирование цели воздействия.

2. Выработка и выбор способов воздействия.

3. Организация воздействия.

4. Оценка и анализ результатов воздействия.

На первом этапе осуществляется сбор и анализ информации, осуществление социальной диагностики, социально-психологическое прогнозирование развития проблемы, выработка программы действий и определение конкретных задач. На втором этапе выявляется и анализируется проблемная ситуация, изучение обоснования, вариантов и способов действий, оценку, выбор оптимального варианта решения проблемы.

Этап организации воздействия включает операции по реализации выбранного варианта. Анализ и оценка результатов социальной работы сопровождаются выполнением таких операций, как сопоставление прогнозируемых и достигнутых результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в организации, обеспечении и осуществлении намеченных мер, формулирование выводов для последующей деятельности.

Содержание технологического процесса

Что же представляет собой содержание технологического процесса. Замкнутый цикл технологического процесса включает следующие этапы и операции:

1. Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения совокупности факторов, обусловивших ее возникновение. В психологическом плане организатор социальной работы настраивается на ее решение, мобилизуя свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал. Уточняются критерии действенности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной конкретной социальной проблемы. При этом критерии оценки успеха действий социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы.

2. Этап целеполагания. На этом этапе осуществляется первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор возможных средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов.

В целевой установке находит выражение замысел и намерения организаторов социальной работы с учетом реально имеющегося инструментария и условий его использования. Цель должна быть сформулирована ясно и конкретно; она должна быть понятна для конкретных исполнителей. С получением дополнительной информации она может корректироваться, уточняться, модифицироваться и даже полностью изменяться.

3. На этапе обработки информации изыскиваются дополнительные источники информации, происходит её сбор и систематизация, ее анализ и обобщение. Выводы составляют базу для уточнения цели и задач.

4. Этап процедурно-организационной работы. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной работы.

5. Контрольно-аналитический этап работы. Это завершающий этап технологического цикла, на котором организаторы социальной работы анализируют итоги деятельности, выявляют факторы, способствовавшие положительному разрешению социальных проблем, выясняют причины, мешавшие успешному решению задач социальной работы, и намечают пути устранения этих причин в дальнейшем

2.Социальная диагностика в социальной работе.

Социальная диагностика

- весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований, принципов диагностики.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными и надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае нельзя использовать во вред человеку, который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Требует, чтобы исследования резюмировались на основе научно обоснованных, объективных данных и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

Социальная диагностика - важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.

Практически социальная диагностика используется в самых разных областях жизни и деятельности людей. Специалист социальной работы выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических, социологических, экономических обследований, занимается консультированием в решении социальных проблем, коррекцией и реабилитацией, формами и методами терапевтического воздействия и т. д. Но чаще всего в деятельности социального работника диагностика выступает как исходная, вполне самостоятельная сфера деятельности. С социальной диагностики состояния клиента должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов.

При проведении диагностических обследований определенная технология освобождает исследователя от субъективистского подхода, отражает уровень компетентности специалиста и адекватно выражает конкретную социальную ситуацию.

Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:

- выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;

- определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;

- описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;

- ранжирование специфических свойств клиента.

В технологии социальной диагностики выделяют ряд процедурных этапов:

- ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей или критериев;

- измерение и анализ показателей;

- формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу.

Социальная диагностика является важнейшим звеном преобразовательной практики в цикле: диагноз - прогноз - программа - внедрение. Как важный технологический инструмент, она прежде всего обогащает кадры социальных служб теоретическими и эмпирическими знаниями, помогает глубже понять социальные проблемы и перспективы их развития.

Разработка диагноза указывает на специфическую профессиональную среду деятельности социального работника, связанную с практической постановкой социального диагноза. Здесь решаются не только теоретические, но и сугубо практические вопросы, относящиеся к ориентации в профессиональной подготовке кадров. Они включают в себя:

- определение профессиональных требований, предъявляемых к социальному работнику как диагносту;

- установление перечня знаний, умений, нравственных качеств и навыков, которыми он должен обладать, для того чтобы успешно справляться со своей работой;

- выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что социальный работник действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом диагностики;

- разработка программ, средств и методов практической подготовки социального работника в области диагностики, а также оценки его компетентности в этой области;

- поиск взаимопонимания между практическим работником и клиентом должен носить двусторонний характер, клиент имеет право и обязан активно участвовать в этом процессе.

Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации в области социальной диагностики, социальный работник должен хорошо овладеть как научными, так и практическими основами диагностики. Знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания и научного обоснования не гарантируют высокого уровня профессионализма в этой области.

Основой применения любой диагностической технологии является знание теории, на которую она опирается. Без этого специалист может совершить серьезные ошибки в анализе, интерпретации и выводах из результатов исследования. Так, например, в контексте бихевиористской, когнитивной, гештальттерапии и других психологических теорий и направлений предполагаются различные варианты и модели технологии диагностики в социальной работе.

Или, например, экспертная оценка в рамках бихевиористского подхода требует использования многих источников информации, включая непосредственное наблюдение индивида, его окружения. Возможно также моделирование реальных условий жизни. Могут использоваться психологические аспекты самоконтроля и самоотчета, в которых формируется цепочка форм поведения, чувств, мыслей, проблем и желаний.

Технологически с бихевиористских позиций экспертная оценка включает следующие этапы: 1) формулирование цели решения имеющихся проблем; 2) сбор и систематизацию информации о формах поведения и результатах; 3) изучение ресурсов личности и среды, которые могут быть использованы для достижения поставленных целей; 4) поиск дополнительных источников информации, общение с другими людьми, которых желательно вовлечь в работу, и план их вовлечения;

5) определение методов воздействия для достижения желаемых результатов; 6) выбор критериев прогресса для оценки результатов; 7) выявление помех и препятствий и разработка плана их преодоления.

Диагностические методы, которые находят практическое применение в деятельности социального работника, требуют специального рассмотрения.

3.Технология социальной профилактики и коррекции.

Профилактика является одним из перспективных и важных направлений консольно-коррекционной деятельности в социальной работе. Своевременная профилактическая, предупредительная деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, «состоявшимися» девиациями.
Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны.
Таким образом, под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

· предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера;

· предотвращение возможных физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп;


в сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии внутреннего потенциала.
Профилактические мероприятия варьируются в зависимости от характера и причин социальных отклонений. В обобщенном виде профилактические мероприятия могут быть определены как нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, ведущих к социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; мероприятия последующего контроля за проведенной профилактической работой. Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме программных, запланированных действий, направленных на достижение желаемого результата, предотвращение возможных проблем и наблюдение за последующим состоянием социального объекта.
Методы профилактики обычно включают в себя обучение клиентов социальной работы новым навыкам, которые помогают им успешно действовать или сохранить здоровье. Часто предметом и содержанием социальной работы на уровне личности, находящейся в кризисной ситуации, становится профилактика девиантного поведения. Вариации девиантного поведения разнообразны: от крайних форм — суицида, преступности, наркомании, токсикомании, алкоголизма — до подросткового нигилизма, отрицания принятых норм, демонстративного поведения, стрессов. В то же время социальные технологии профилактики и коррекции нацелены не только на работу с отдельной личностью, но и с макроструктурой общества. Работа соответствующих социальных служб нацелена на такие изменения социальной среды, которые бы поддерживали и стимулировали нормальную жизнедеятельность человека.
Особое внимание в рамках данной темы следует обратить на методы профилактики суицидального поведения. Суицидальные настроения обычно связаны с чувствами безнадежности, безысходности, гнева, обиды. Заявления о намерениях покончить жизнь самоубийством являются попыткой найти помощь и понимание окружающих. Распространенными методами профилактики суицидального поведения являются постоянное наблюдение за подростками, как группой, более подверженной суицидальным настроениям; наличие телефонов доверия и анонимных психологических консультаций. Профилактика подобной
формы отклоняющегося поведения может быть эффективной лишь в случае формирования системной, широкой зоны действия профилактики. Уровни социальной профилактики должны быть согласованы друг с другом. Наличие социальных работников И социальных педагогов в школах, введение практики территориальной социальной работы, когда участковый социальный работник постоянно взаимодействует с подростками, проживающими на его территории, помогая справляться с возникающими трудностями путем коррекции информирования, организации досуговых форм деятельности.

В последнее время в России появился ряд суицидологических центров и кабинетов социально-психологической помощи, где можно получить профессиональную помощь. В самых критических ситуациях предотвратить самоубийство может только профессиональный психиатр, но не менее важную роль в решении этой проблемы играет и социальный работник. Важно своевременно прогнозировать ситуацию и не допустить, чтобы нерешенные проблемы превращались во всеобъемлющий кризис. Социальный работник содействует решению возникающих перед человеком проблем, при необходимости привлекая к работе других специалистов, в том числе психиатров и психологов.


Исключительно актуальна в настоящее время профилактика жестокости и насилия в семье; жестокого обращения с детьми; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; профилактика наркомании среди подростков и молодежи. Эффективность профилактики этих и иных форм девиаций во многом зависит от скоординированности и целенаправленности действий министерств, ведомств и социальных институтов, занимающихся решением данных проблем. Организация работы в единой команде образовательных, медицинских, правоохранительных, культурно-просветительских, информационных и иных структур позволит существенно продвинуться по пути предупреждения и снижения имеющихся социальных девиаций. Предупреждение антисоциального поведения в зависимости от характера девиации требует мер либо социального пресечения, либо социального контроля, либо социальной коррекции поведения. Коррекция отклоняющегося поведения предполагает, в первую очередь, выявление неблагополучия в системе отношений человека с внешним миром, лечение социальной ситуации, коррекцию социально-психологических позиций семьи, коллектива,. разрешение остро- и вялотекущих конфликтов. Коррекционное воздействие может идти в разных планах:

· восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонений;

· компенсирование заключается в формировании стремления компенсировать тот или иной недостаток усилением деятельности в другой области;

· стимулирование направлено на активизацию положительных качеств социального субъекта, форми - рование определенных ценностных ориентации, установок, создание положительного эмоционального фона;

· исправление предполагает замену отрицательных качеств, свойств социального объекта на положительные. Исправительная функция предполагает применение методов поощрения, внушения, убеждения, информирования.


Коррекция личности с устоявшимися антисоциальными формами поведения предполагает и переориентацию референтной группы, выработку критериев отношения к прежним кругам и формирование новых поведенческих образцов и жизненных идеалов.
В программе коррекционной работы девиантных подростков особое место должно занимать консультирование родителей и педагогов. Для родителей к педагогов это программы, позволяющие преодолеть ригидность мышления, социальные стереотипы, жесткие алгоритмы воспитания и социального воздействия. Для детей и подростков необходимы как групповые программы по преодолению и коррекции негативных социальных установок, снятию синдромов тревожности, агрессивности, замкнутости, так и индивидуальные, диагностико-коррекционные, психотерапевтические и социально-психологические программы.
Коррекционная работа с клиентами, имеющими физические недостатки, прежде всего будет направлена на развитие физических функций, формирование социально значимых навыков, другими словами — осуществление абилитации этих людей. Социальная работа с людьми, имеющими особенности развития, предполагает использование комплекса социальных технологий — коррекция и профилактика, социальное обеспечение, адаптация и социальная реабилитация.

К основным методам социальной коррекции можно отнести: - информационно-коррекционную беседу; - психологические тренинги коррекционной направленности; - аутотренинги; - психодраму; - метод психологического дебрифинга; - психолого-медико-педагогический консилиум; - компенсационный метод; - метод коррекционного погружения в атмосферу семьи (коллектива) и др. К основным направлениям социально-коррекционной работы можно отнести: - коррекцию инвалидов, лиц с существенными патологиями в развитии; - социальную коррекцию детей с проблемами в обучении и ограниченными возможностями здоровья; - коррекционную деятельность в неблагополучных семьях; - коррекционную работу с безработными; - коррекционную работу с лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы и др.

 

4.Технологии социального консультирования.

 

 

Начальный период консультирования. Устанавливается график и очередность консультаций. Консультант по возможности собирает информацию о будущих клиентах, на основе которой составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы воздействия и определяет стиль общения с клиентом.

Основной период консультирования. Консультирование представляет собой непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом. Специалист может вести рабочие записи во время консультации, если это не мешает основной работе и не вызывает возражений клиента. Консультирование включает в себя несколько обязательных стадий, переходящих друг в друга.

Первый этап - психологическая подготовка консультанта. Она начинается задолго до приглашения семьи (членов семьи) в кабинет и завершается первыми словами приветствия. Консультант освежает в памяти сумму сведений об очередном клиенте, намеченный на предварительном этапе план и оптимальный стиль консультирования.

Второй этап - взаимные приветствия будущих собеседников и их представление друг другу. Первое, что должен сделать консультант после приветствия, предложить человеку сесть и чувствовать себя как дома. Необходимо дать клиенту возможность освоиться и осмотреться в помещении в течение одной-трех минут. Консультации целесообразно проводить в изолированном помещении, гарантирующем конфиденциальность общения. Во время консультаций в кабинет не должно быть неожиданных вторжений посторонних лиц. Предпочтителен специально оборудованный кабинет, защищенный от шума, внешних помех, телефонных звонков, обеспечивающий комфортный температурный режим и равномерную освещенность. Целесообразно иметь оборудование для создания цветового и звукового фона. Обстановка должна располагать к доверительному неформальному общению. Желательно иметь компьютер и необходимое программное обеспечение. При проведении беседы специалист и клиент располагаются в креслах или на стульях лицом друг к другу на небольшом расстоянии. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения напряжения и устанавливается психологический климат.

Третий этап - заключение «договора-контракта» (в устной или письменной форме) с семьей или отдельными ее членами о совместной деятельности, которая будет направлена на достижение положительных результатов. Специалист уясняет первичный запрос и требования клиента к предстоящей консультации, принимает решение либо о ее проведении, либо об отказе от консультации и направлении клиента к другому специалисту. После этого консультант в деловом и конкретном стиле доводит до сведения клиента цель и задачи консультации, сообщает ему об этических принципах совместной работы, защищающих интересы клиента, его права и обязанности. На этой стадии консультирования необходимо активное участие обеих сторон, поэтому обсуждение желательно осуществлять в форме диалога.

Четвертый этап - «исповедь». Консультант задает клиенту прямой вопрос: «Расскажите подробно, что вас привело ко мне?». Собеседник получает возможность «выговориться», откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах. Опытные консультанты отводят этой стадии не менее двух третей общего времени консультации. На стадии «исповеди» консультант поддерживает клиента, выражая ему свой интерес, сочувствие средствами невербальной коммуникации (кивок, подбадривающий жест, внимательное выражение лица). При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы. На этой стадии проводится первичная диагностика семьи (более подробно см. параграф 2.1. «Технология социальной диагностики»), в ходе которой специалист по социальной работе по возможности получает представление о семье и ее проблемах. На этом этапе можно применить метод составления схемы семьи. Этот метод позволяет компактно, в виде графической схемы изобразить родственные связи в семье, характер отношений между ее членами и другую необходимую информацию.

Пятый этап - активный расспрос клиента и получение дополнительной информации. Осуществляется более глубокая диагностика. Специалист задает ряд уточняющих вопросов. В результате у него формируется мнение о причинах затруднений семьи, выявляются ключевые проблемы, он намечает оптимальные пути их преодоления. На этой стадии консультант не сообщает своего мнения клиенту.

Шестой этап – совместное обсуждение, поиск вариантов выхода из трудной жизненной ситуации. Этот этап консультации решающий, он требует от консультанта максимальной мобилизации, собранности, профессионального мастерства. На этом этапе вырабатывается совместное разрешение проблем(ы) клиента и их причин; определяется цель воздействия (ожидаемый результат); определяются участники воздействия («узкие» специалисты учреждений). Консультант не должен в безоговорочной форме выражать свое понимание ситуации. Следует внимательно наблюдать за реакцией человека и оценивать степень его согласия с предлагаемой точкой зрения. Если согласие достигается - выдвинутая версия принимается за основу. Но если предположение консультанта оставляет клиента равнодушным, приходится искать другое решение. Этот этап разговора можно считать успешным, если достигнуто взаимоприемлемое понимание причин проблемы и трудностей клиента. Возможно составление плана выхода из трудной жизненной ситуации, чтобы семья (члены семьи) четко представляла последовательность своих дальнейших действий. В этот момент полезна детальная проработка наиболее сложных для членов семьи новых моделей поведения и определение сроков выполнения всех планируемых мероприятий.

Рассмотрим в качестве примера случай обращения к консультанту малоимущей семьи.

В ходе обсуждения проблем семьи выяснилось, что семья относится к категории малоимущих. В комплексе семейных проблем низкий материальный уровень членов семьи является ключевой проблемой, поскольку именно отсутствие средств к существованию порождает и другие проблемы: нарушение детско-родительских и внутрисемейных отношений, алкоголизм. В результате совместного обсуждения выясняется, что основными причинами низкого достатка семьи являются:

а) низкооплачиваемая работа;

б) безработица одного или нескольких трудоспособных членов семьи;

в) неоформленность социальных льгот и пособий.

Наиболее часто встречающиеся из них - это безработица и низкооплачиваемая работа. При поиске работы неработающими членами семьи специалист по социальной работе может оказать им помощь в составлении резюме (см. Приложение 7), в рамках консультации - определиться с выбором нового места работы. Распространенной практикой является ходатайство социальных служб перед различными организациями о трудоустройстве клиента.

Если причиной малообеспеченности является низкооплачиваемая работа или безработица трудоспособных членов семьи, специалист направляет клиента в центр занятости населения для постановки на учет по безработице или поиска вышеоплачиваемой работы. Он может посоветовать семье поинтересоваться у знакомых о вакансиях в организациях, где те работают, предлагает приобрести источники информации о трудоустройстве и т.д.

Достаточно часто члены семей не торопятся трудоустраиваться – в этом случае консультант проговаривает возможность членов семьи обратиться за помощью и содействием к участковому специалисту по социальной работе, который сможет более плотно подключиться к работе с семьей, привлечь общественность, индивидуально работать с отдельными родственниками для оказания позитивного влияния на его сознание.

Если проблема безработицы связана с невостребованностью профессии на рынке труда (в т.ч. по причине физических или возрастных ограничений клиента), специалист может посоветовать семье обратиться в центр занятости с целью переквалификации по другому профилю для дальнейшего трудоустройства.

При отсутствии у клиента профессионального образования специалист может направить его на консультацию в центр занятости населения, где ему окажут содействие в обучении, чтобы в результате человек получил профессию и устроился на работу.

Во время консультации специалист обязан проговорить с семьей и о том, каким образом следует мотивировать членов семьи на лечение алкоголизма, где и какую помощь они могут получить в этом направлении, к кому из специалистов центра могут обратиться для того, чтобы гармонизировать детско-родительские и внутрисемейные отношения. Это могут быть представители других ведомств, общественных организаций, специалисты организаций СОН, КДН и т.д. Консультант может порекомендовать членам семьи принять участие в областной программе мероприятий по выходу малоимущих семей на самообеспечение.

Для содействия в оформлении гарантированных семье пенсий, льгот, пособий специалисту по социальной работе необходимо направить клиента в управление социальной защиты населения либо в отдел пенсионного обеспечения населения по месту жительства к специалисту по начислению пенсий, пособий, льгот, который консультирует и помогает в их оформлении. Специалист социозащитного учреждения может сам дать консультацию клиенту в рамках своей компетентности, помочь собрать или восстановить некоторые справки по начислению пособия, пенсии (имеются в виду детские пособия, пенсии по случаю потере кормильца).

Седьмой этап - завершение общения с клиентом, оценка эффективности консультации ее участниками.

Клиенту предлагают высказать свое мнение о проделанной работе, подвести итоги беседы (краткое обобщение всего произошедшего во время беседы, позволяющее определить, насколько клиент удовлетворен консультацией). Следует провести оценку, предложив клиенту (членам семьи) ответить на вопросы:

1) «Насколько достигнута цель консультации (выявлены проблемы и определены варианты их решения)?»;

2) «Насколько доступной, полной, своевременной была информация и специализированная помощь?»;

3) «Изменилось ли Ваше самочувствие?».

Следует обсудить вопросы, касающиеся дальнейших встреч специалиста по социальной работе с клиентом. Если проблему не удалось решить за одну встречу, намечается дата повторной консультации и ее примерная программа. Оценив ситуацию, консультант может предложить клиенту обратиться за помощью к другим специалистам, если тот видит в этом необходимость (например, к юристу или психологу), следует попросить сообщить, как разрешились проблемы, с которыми обращалась семья (получить обратную связь).

После того как закрылась дверь за клиентом, консультанту необходимо обратить внимание на свое психологическое состояние. Этот этап можно назвать фазой отдыха и освобождения от впечатлений. Консультанту на короткое время необходимо расслабиться и переключиться на другие виды деятельности, восстанавливающие его ресурсы.

Завершающий период консультирования наступает после завершения совместной работы с клиентом. Консультант оценивает качество социальной услуги (консультации):

1) достижение поставленной цели;

2) соблюдение технологии проведения консультации (методическую грамотность);

3) соблюдение этических принципов взаимодействия с клиентом;

4) полнота и своевременность оказанной услуги;

5) удовлетворенность клиента оказанной услугой;

6) позитивное изменение психо-эмоционального состояния клиента.

Оценка эффективности - процесс достаточно сложный и чаще всего отодвинут по времени, поскольку эффективность будет складываться из положительных изменений, сдвигов в жизни семьи. Это будет зависеть не только от консультанта, но и от всех специалистов, связанных с семьей.

Далее консультант осмысливает полученные результаты, оформляет протокол консультации. В протоколе содержатся паспортные данные, информация о семье и состоянии здоровья клиента, указано, кем направлен на консультацию, в чем состоит проблема, перечислены формы и методы консультации, проработанные вопросы, отмечены результаты консультации, поведение человека во время беседы и его отношение к работе, направления дальнейшей работы с клиентом и др.

В этот период работы возможно конкретное взаимодействие с официальными лицами и социальным окружением клиента с целью оптимизации условий для решения его личных проблем.

Продолжительность одной консультации варьирует от 1 до 1, 5 часа. Не следует делать перерывы во время консультации. Соблюдение технологических этапов социального консультирования еще не дает полной гарантии успешности процесса. Консультанту необходимо обратить внимание как на собственную подготовку, так и на организационные моменты встречи с клиентом.

 

 

5. Социальная опека и попечительство и патронаж.

Для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан существуют институты опеки и попечительства.

Отношения, возникающие в связи с опекой и попечительством, регулируются Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. «Об опеке и попечительстве».

Опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ.

Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (п. 2 ст. 31 ГК РФ).

Условием установления опеки является полное отсутствие дееспособности у малолетнего (до 14 лет), а также у граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 29 ГК РФ).

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки и другие юридические действия, за исключением сделок, которые вправе совершать малолетние в возрасте от шести до 14 лег (п. 2 ст. 28 ГК РФ).

В соответствии с гражданским законодательством опекун несет имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе совершенным самостоятельно, если не докажет, что обязательство было нарушено не по его вине (п. 3 ст. 28). Подобным же образом опекун отвечает по сделкам, заключенным им от имени гражданина, признанного судом недееспособным.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (п. 1 ст. 33 ГК РФ).

В отличие от опекуна попечитель лишь дает согласие на совершение частично или ограниченно дееспособным лицом тех сделок, которые подопечный не вправе совершать самостоятельно (ст. 26, 30 ГК РФ).

Кроме этого, попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане.

Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суд заинтересованными лицами.

Опекун или попечитель может быть назначен только с согласия лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве.

Согласие подопечного на установление опеки (попечительства) и в отношении назначения конкретного лица опекуном (попечителем) не является обязательным условием для его назначения, однако, как правило, учитывается.

Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, являются эти учреждения.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 36 ГК РФ).

Опекун (попечитель) вправе распоряжаться доходами подопечного (ст. 26, 38 ГК РФ) только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства, за исключением произведения из этих средств расходов, необходимых для удовлетворения повседневных нужд подопечного (питание, одежда, лекарства и т. п.).

Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления.

Прекращение опеки или попечительства осуществляется на основании соответствующего решения органа опеки и попечительства, за исключением следующих случаев, когда опека (попечительство) прекращается автоматически:

§ при достижении малолетним 14 лет опека превращается в попечительство;

§ при приобретении несовершеннолетним полной гражданской дееспособности (достижении 18 лет, вступлении в брак, эмансипации).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал