Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 24. СССР в середине 1940-середине 1960-х гг.






24.1. Советское общество в послевоенный период

Восстановление народного хозяйства- было главной задачей внутренней политики в послевоенный период. Среди ряда хозяйственных руководителей и экономистов сформировалось мнение о необходимости реорганизации системы управления экономикой и допущении элементов рыночной экономики. В 1946 г. принят четвертый пятилетний план развития народного хозяйства. В целом, план воспроизводил методы экономической политики 1930-х гг. Сохранялась тенденция не преимущественное развитие тяжелой промышленности. Послевоенная реорганизация органов управления привела к усилению роли и значения партийного аппарата.

В целом промышленность была восстановлена в рекордные сроки, уже в 1948 г. объем промышленного производства достиг довоенного времени. Восстановление сельского хозяйства продвигалось труднее. Во- первых, село понесло значительные людские потери, (около трети трудоспособных крестьян), во –вторых на оккупированных территориях было сожжено более 70 тыс. сел и деревень. В таких условиях государство продолжило давление на колхозы: государство увеличивало размеры обязательных поставок сельскохозяйственной продукции, при том, что цены на нее оставались на довоенном уровне. Кроме того, колхозников лишили части приусадебных участков, их передали в колхозный фонд, а сборы и налоги с подсобных хозяйств были увеличены. Подсобное хозяйство было главным источником выживания в деревне. Поэтому положение крестьян оставалось крайне тяжелым. К началу 1950 гг. в стране фактически начался аграрный кризис.

Великая победа породила в обществе надежды на либерализацию политического режима. Частично эти ожидания были реализованы: был распущен ГКО, проведены выборы в Советы всех уровней, возобновили деятельность общественные организации, началась подготовка проекта новой Конституции. Однако, в первые послевоенные годы произошло усиление тоталитарного режима. Сталинский политический режим полностью идентифицировался с социалистическим строем в СССР, а великая победа ассоциировалась с именем вождя, в результате чего авторитет Сталина еще больше усилился. Ему удалось восстановить жесткий контроль над обществом, он держал в напряжении всю номенклатуру, и периодически устраивал чистки и перестановки в партийном и государственном аппарате.

Начался новый виток репрессий. В 1949-1952 гг. был организован процесс против партийных и хозяйственных работников, так называемое «ленинградское дело». Гонениям подверглись представители культуры – Прокофьев, Шостакович, Зощенко и др. Репрессии проводились против репатриированных советских граждан.

После 1945 г. СССР стал признанной великой державой на международной арене. Однако в лагере стран – победительниц уже в конце войны стали нарастать противоречия. Советский Союз представлял собой принципиально иное государственное устройство и был закрытым обществом. Советская идеологи была не только не совместима с западной, но и основывалась на идее борьбы с западными основами демократии. Но главное авторитет и влияние СССР в мире в результате победы в войне выросли, усилилось влияние европейских коммунистических партий. США и Англия опасались распространения коммунистических режимов и стремились сузить сферу влияния СССР в мире. 5 марта 1946 г. Черчилль выступая в г. Фултон, призвал западные страны, используя монополию на атомное оружие, остановить расширение влияния СССР. Эта речь положила начало «холодной войне», началась трансформация международных отношений – переход от сотрудничества к противостоянию. Характерными чертами этого процесса было гипертрофированное преувеличение обеими сторонами военной угрозы, гонка вооружений и стремление распространить свое влияние на все большее геополитическое поле.

Ухудшение отношений с западным миром толкали советское руководство к усилению контроля над Центральной и Юго-Восточной Европой. Под давлением СССР страны Восточной Европы отказались от участия в «плане Маршалла» (план предусматривал экономическую помощь США европейским странам для восстановления экономики). В большинстве стран Восточной Европы влияние коммунистических партий было значительным, советское руководство поддерживало мирный переход этих стран к социализму. Таким образом, к концу 1940 гг. сложился социалистический лагерь во главе с СССР. Поддерживать влияние СССР в Восточной Европе приходилось с помощью субсидирования экономики новых союзников, предоставление им льготных кредитов, через созданный в 1949 г. Совета экономической взаимопомощи.

1949-1950 гг. стали апогеем противостояния. В 1949 г был создан военно-политический блок западных стран – НАТО. В 1955 г. страны социалистического лагеря создали блок – Варшавский договор. Противостояние двух систем привело к распаду единой Германии на два государства ГДР, где утвердилась советская модель общественного развития и ФРГ, развивающаяся по пути западной демократии.

24.2. Внутриполитическое развитие СССР в 1953-1964 гг.

Смерть Сталина 5 марта 1953 г. открыла дорогу к реформам, необходимость которых ощущалась в обществе и осознавалась партийными руководителями. Поскольку в Конституции страны не был прописан механизм выборов главы государства, вопрос о новом руководителе решался узким кругом партийных функционеров и всегда сопровождался внутрипартийной борьбой. Главными претендентами на власть, после смерти вождя были: Г. Маленков, занимавший пост Председателя Совета министров, Л. Берия – возглавлявший объединенные министерства внутренних дел и государственной безопасности и Н. Хрущев-первый секретарь ЦК КПСС.

Берия один из первых осознал необходимость отказа от наиболее одиозных проявлений административно - командной системы и выступил против культа личности Сталина, заявил о необходимости амнистии для политических заключенных, предложил новую программу развития экономики. Обеспокоенные возможностью прихода к власти Берии, остальные руководители объединились и выступили против него. Судьба Берии была решена летом 1953 г, он был арестован и расстрелян. Позиции Маленкова так же были ослаблены падением Берии, т.к. они были связаны организацией послевоенных репрессий. Хрущев сумел укрепить свои позиции, опираясь на секретариат, который находился под его контролем. В начале 1955 г. Маленков был снят с поста Председателя Совета министров, а Хрущев фактически становится во главе государства.

С именем Н. Хрущева связывается политика, получившая название «Оттепель».

Итог Либерализация политического режима  
Общественно-политическая сфера: · Критика культа личности Сталина, десталинизация · Реабилитация жертв репрессий · Реабилитация депортированных народов · Расширение прав автономных республик в экономической сфере · Расширение прав Союзных республик по созданию новых краев и областей · Обсуждение вопроса о повышении роли Советов
Схема 1. Реформы периода «Оттепели»

Итог Временный подъем в сельском хозяйстве и промышленности. И последующий спад объемов производства. Продовольственный кризис в начале 1960-х г.  
Экономическая сфера · Реорганизация органов планирования · Децентрализация управления, упразднение отраслевых министерств и организация территориальных Совнархозов · Реорганизация МТС · Укрепление материальной базы колхозов, повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию · Освоение целинных земель · Меры по внедрению научно-технических разработок в производство · Освоение космоса

 

 

Социальная сфера · Увеличение минимальной заработной платы · Пенсионная реформа, введение пенсионного обеспечения для работников колхозов · Введение денежной оплаты труда колхозам · Установление 7-часового рабочего дня · Массовое строительство жилья · Отмена платы за обучение
Итог Некоторое улучшение уровня жизни

 

 


К началу 1960 гг. ухудшилась ситуация в главном детище Хрущева – в сельском хозяйстве. Надежда на повышение производства за счет освоения целинных земель не оправдали надежд, а традиционные сельскохозяйственные области, оставшись без финансирования, (т.к. основные финансовые потоки были направлены на освоение целины) не могли обеспечить потребности страны в хлебе. Сокращалось производство мясомолочной продукции. Правительство вынуждено было, повысить цены на продукты питания, что вызвало массу недовольств и даже открытых выступлений против повышения цен (события в Новочеркасске).

Пытаясь как то отрегулировать ситуацию в стране, остановить спад производства, Хрущев предпринимает ряд организационных мер: он выезжает в деревню, пытаясь на месте наладить управление сельским хозяйством. Способ решения экономических проблем Хрущев по-прежнему видит в очередной перестройке системы управления.

Рис 1. Н. Хрущев решает проблемы сельского хозяйства.

 

Бесконечные реформаторские идеи Н. Хрущева, которые часто имели негативные последствия вызывали растущее недовольство политическим курсом лидера. Недовольство охватило партийный аппарат, который был недоволен бесконечными перестановками и ротацией кадров, в итоге в октябре 1964 г. Н. Хрущев был смещен с поста Первого секретаря ЦК КПСС и отправлен на пенсию. Должность Председателя Совета министров занял А. Косыгин, и Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Л. Брежнев.

24.3. Внешняя политика периода «Оттепели»

Положительный сдвиг в международной обстановке, наметившийся с середины 1950-х гг., стал отражением процесса формирования новых подходов к решению сложных международных проблем. Важнейшими задачами СССР на международной арене стали скорейшее снижение военной угрозы и завершение " холодной войны", расширение международных связей. Это могло быть достигнуто лишь благодаря осуществлению гибкой и динамичной внешней политики с опорой на мощный экономический и военный потенциал (прежде всего ядерный). Реформаторский курс руководства во главе с Н. С. Хрущевым нашел свое отражение в новой внешнеполитической доктрине, обнародованной на XX съезде КПСС (февраль 1956). Ее основные положения сводились к следующему: возврат к ленинским принципам политики мирного сосуществования государств с различным общественным строем. В качестве главного направления в деле обеспечения мира во всем мире Хрущев предложил создать систему коллективной безопасности в Европе, а затем и в Азии, а также приступить к немедленному разоружению. Желая продемонстрировать серьезность этих намерений, советское правительство пошло на одностороннее сокращение Вооруженных Сил, объявило мораторий на проведение ядерных испытаний.

Большой резонанс в мире вызвало выступление Н. С. Хрущева на Генеральной Ассамблее ООН осенью 1959 г. по проблеме всеобщего разоружения. В своей знаменитой речи лидер Советского государства предложил план полной ликвидации национальных армий и флотов с оставлением у государств лишь полицейских сил. Этот первый визит лидера СССР в США резко повысил авторитет и престиж нашей страны на международной арене, способствовал ослаблению напряженности в советско-американских отношениях. Следует отметить, что инициативы СССР по разоружению опирались на значительные достижения советских ученых в совершенствовании вооружений и ракетной техники. В августе 1957 г. в СССР были успешно проведены испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Впервые территория США оказалась потенциально уязвимой для нанесения ракетно-ядерного удара. Попытка осуществления политики мирного сосуществования в период " оттепели" оказалась, как и многие начинания хрущевского периода, незавершенной.

Новым в отношениях соцстранами стала, политика десталинизации. Из Москвы прозвучал призыв к лидерам этих стран осуществить демократизацию своей внутренней и внешней политики по образцу СССР. Этот призыв вызвал рост демократического движения. Летом 1956 г, в Познани (Польша) вспыхнула всеобщая забастовка, а затем начались уличные беспорядки. Выступление было подавлено армейскими частями. Однако вскоре под влиянием польских событий резко обострилась обстановка в Венгрии. В сентябре - октябре 1956 г. на волне студенческих и рабочих манифестаций новое правительство, встав на позиции реформизма, попыталось выйти из жесткой зависимости от Москвы. В ответ на эти действия советское руководство приняло решение о военном вмешательстве во внутренние дела Венгрии. Народное восстание было подавлено.

С середины 1950-х гг. руководство Китая стало высказывать резкие критические замечания по поводу советской модели построения социализма и развернувшейся в СССР кампании по разоблачению " культа личности". Пекин резко выступил за свертывание отношений с СССР. Обострение советско-китайских отношений началось в 1960 г., когда Китай предъявил претензии на ряд приграничных территорий СССР и Монголии. С 1962 г. начались вооруженные конфликты на советско-китайской границе.

В контексте советско-американских отношений второй половины 1950-х гг. важнейшей проблемой являлось урегулирование вопроса о статусе Западного Берлина, который согласно решениям Потсдамской мирной конференции 1945 г. стал столицей социалистической Германии. Территория же Западного Берлина фактически являлась частью ФРГ. В ноябре 1958 г. советское правительство обратилось к странам Запада с просьбой о пересмотре статуса Западного Берлина, который должен был стать свободным и демилитаризованным городом Решение вопроса о статусе Западного Берлина было отложено на май 1960 г., когда должна была состояться конференция глав правительств СССР, США, Франции и Англии. Но встреча так и не состоялась: 1 мая 1960 г. над советской территорией был сбит американский самолет-разведчик У-2. Отношения Восток - Запад резко обострились. В СССР развернулась широкая антиамериканская (" антиимпериалистическая") кампания. Парижская конференция по проблемам европейской безопасности была сорвана.

Вслед за Берлинским последовал " ракетный" Карибский кризис, который поставил мир на грань катастрофы: СССР и США, как никогда ранее, оказались у черты термоядерной войны. 1 января 1959 г. на Кубе победила революция, в результате которой к власти пришли антиамериканские повстанческие силы во главе с Фиделем Кастро. СССР в сентябре 1962 г. принял решение об оказании Кубе военно-технической и экономической помощи, в соответствии с которым на Кубе в глубокой тайне были размещены советские ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками. Это создавало прямую и непосредственную угрозу безопасности США. Благодаря прямым переговорам между Джоном Кеннеди и Н. С. Хрущевым, удалось предотвратить ядерный конфликт. СССР согласился вывести свои ракеты с Кубы, а США обещали не организовывать прямые вторжения на остров, а также вывести из Турции ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками, нацеленные на СССР. Карибский кризис стал кульминационным моментом в международных отношениях периода " холодной войны".

В целом к середине 1960-х гг. произошла определенная стабилизация всего послевоенного мира. Противостоящие друг другу политические системы во главе с СССР и США сумели погасить крупные, чреватые прямой военной конфронтацией конфликты, приобрели опыт взаимоотношений в новых условиях существования военно-политических блоков, накопления запасов ядерного оружия, изменения политической карты мира в связи созданием новых суверенных государств в результате разрушения колониальной системы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал