Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституция как источник принципа разделения властей
Принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции РФ: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Отдельно отмечается, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.[1] Корректнее говорить о единой государственной власти, разделенной на 3 ветви. В связи с этим отметим, что разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. При этом Президент РФ не входит ни в одну из трех указанных ветвей государственной власти являясь главой государства, образуя (вместе с Администрацией Президента РФ, Советом Безопасности РФ и прочими подобными структурами) особую «президентскую власть». Конкретное содержание принципа разделения властей в российских условиях включает: - законы обладают высшей юридической силой, принимается только законодательными (представительными) органами (Федеральным Собранием РФ и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ); - исполнением законов занимаются органы исполнительной власти, подотчетные главе государства и в некотором отношении парламенту; - между законодательными и исполнительными органами обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра принятия государственно-властных решений, а тем более всей полноты государственной власти на одну из указанных ветвей государственной власти в РФ; - судебные органы независимы, действуют самостоятельно, в пределах своей компетенции; - ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой ветви, а тем более сливаться с ней; - споры о компетенции разрешаются в рамках соответствующей правовой процедуры Конституционным Судом РФ. Надо отметить, что разделение государственной власти и, соответственно, органов государственной власти в России проводится не только по горизонтали, но и по вертикали, - на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. Может показаться, что соблюдение принципа разделения властей не является очень сложным из-за очевидной рациональности его предписаний. Но на практике это не так. Столкновение политических интересов сплошь и рядом принимает форму борьбы полномочий, прав и компетенций. Создание действенного правового механизма разрешения таких конфликтов — важнейшее условие политической стабильности и исключения конституционных кризисов. Кроме президента, в конституции указаны и другие органы государственной власти, не входящие в традиционную систему разделения властей: Администрация президента РФ — обеспечивает деятельность президента РФ; Полномочный представитель президента РФ — представляют президента РФ в высших судебных и законодательных органах РФ, а также в федеральных округах; Органы прокуратуры РФ — Осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, осуществляют уголовное преследование. Генеральный прокурор назначается Советом Федерации по представлению президента; (формально прокуратура входит в судебную ветвь власти. Однако стоит отметить, что уголовное преследование, поддержание от имени государства обвинения только одно из направлений деятельности прокуратуры. Именно многофункциональный характер деятельности прокуратуры способствует решению задач защиты прав и законных интересов человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств. При этом разнообразие и специфика функций, реализуемых прокуратурой в целях обеспечения верховенства закона, не позволяют включить ее в систему ни органов законодательной, ни органов исполнительной власти)[4] Следственный комитет Российской Федерации — федеральный государственный орган в Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере уголовного судопроизводства и иные полномочия в соответствии с законодательством; Центральный банк РФ — председатель Центрального банка РФ назначается Государственной Думой — основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — обеспечивание роста экономического потенциала страны и стабильности, осуществляет эмиссию денежных средств; Центральная избирательная комиссия РФ — проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий; Счётная палата РФ — половина состава и председатель назначается Государственной Думой, половина — Советом Федерации, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета; Уполномоченный по правам человека в РФ — рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав; другие федеральные органы.
|