Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общенаучные методы
В политической теории, как и в каждой теоретической дисциплине, используются общенаучные методы. Рассмотрим основные из них. • Анализ (греч. analysis – разложение, расчленение) – мысленное разложение целого на составные части и исследование этих частей. • Синтез (греч. synthesis – соединение, сочетание) – познание какого‑ либо явления или процесса в единстве и взаимосвязи его составных частей. Следует отметить, что методы анализа и синтеза, как правило, используются последовательно. Чаще всего они тесно связаны и образуют аналитико‑ синтетический метод исследования. • Индукция (лат. inductio – выведение) – логическое умозаключение, построенное по принципу «от частного к общему», от анализа отдельных фактов – к обобщению, от анализа частных случаев – к общему выводу. • Дедукция (лат. deductio – выведение) – логическое умозаключение, построенное по принципу «от общего к частному», от общих суждений – к частным выводам. Индукция и дедукция противоположны по своей внутренней логике, но часто взаимодействуют, образуя неразлучную пару в научном поиске. • Аналогия (греч. analogia – соответствие, соразмерность) – форма умозаключения, когда на основании сходства явлений или процессов в каком‑ либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях. • Противопоставление – форма умозаключения, когда на основании противоположности явлений или процессов в каком‑ либо отношении делается вывод об их противоположности в других отношениях. Соединение аналогии и противопоставления дает ученым прием, который получил название «общее и особенное». • Общее и особенное – поиск на основании общей аналогии и предполагаемых частных различий такой системы характеристик, которая адекватно описывала бы структуру и функционирование предмета исследования. • Сравнение – сопоставление предметов исследования в целом или по частям, по аналогии или противопоставлению, поиск общего и особенного в них. Сравнение может быть пространственным, когда сравниваются два или несколько предметов в одно и то же время, или темпоральным, когда сравниваются один, два или несколько предметов в заранее определенные разные моменты времени. • Классификация – разделение исследуемых предметов на определенные группы; предметы каждой группы при этом должны иметь свои классификационные признаки, отличающиеся от признаков всех остальных групп. • Типология – отнесение предмета исследования к определенному, уже существующему или идеальному, выведенному в теории типу по ряду характерных признаков. • Формально‑ логический метод – исследование в соответствии с законами формальной логики, противоречивые результаты при этом не допускаются. • Логико‑ диалектический метод – исследование явления или процесса во всей его противоречивости, нахождение противоположных частей, тенденций как факторов развития этого явления или процесса.
|