Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология демократических режимов Хелда






 

Демократические режимы, по мнению Д. Хелда, могут быть соотнесены со следующими моделями.

1. «Протективная» (защищающая) демократия, которая описана Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье. Главной своей задачей считает защиту граждан как от произвола властей, так и от беззакония частных лиц. Важным для этой модели демократии является отделение государства от гражданского общества и невмешательство власти во многие сферы жизни, прежде всего в экономику.

2. «Развивающая» демократия (Ж.‑ Ж. Руссо). Руссо полагал, что демократия – не только государственный механизм. Она через непосредственное участие всех граждан в политической жизни развивает, совершенствует людей. Он был убежденным противником фабричного производства и сторонником мелкой собственности, которую, по его мнению, следовало равномерно распределить между всеми гражданами, и тогда каждый из них станет ответственным за собственное дело, которое также будет способствовать его развитию.

3. Модель «отмирания государства» (Карл Маркс). Маркс видел освобождение людей в прекращении экономической эксплуатации. Так как систему эксплуатации поддерживает государство, то задача построения «подлинной демократии» (а молодой Маркс был именно демократом) заключается в создании условий для постепенного «отмирания» государства. Эти условия – уничтожение частной собственности, установление диктатуры пролетариата, полного социального равенства, выборности всех органов власти – могут быть созданы в результате социальной революции.

4. «Соревновательный элитизм» (Макс Вебер, Йозеф Шумпетер). Создатели этой модели демократии делали упор на отбор наиболее одаренной и компетентной элиты, способной как к законодательной, так и к административной деятельности. Демократия, по мнению Вебера и Шумпетера, препятствует присвоению власти одной из борющихся, «соревнующихся» внутри элиты групп. Эта модель предусматривает сильную исполнительную власть, контроль правящей партии над парламентом, независимую от политического руководства компетентную бюрократию. Роль масс сводится к участию в выборах.

5. «Плюралистическая» демократия (Дэвид Трумэн, Роберт Даль). Эта модель представляет общество как совокупность большого количества малых групп, каждая из которых стремится повлиять на процесс принятия решений. Правительство выступает как посредник в процессе конкуренции между этими группами. В соответствии с этой моделью основная заслуга демократии заключается в защите прав меньшинств и в невозможности какой‑ либо элитарной группы постоянно оставаться у власти. Массы могут вмешиваться в политический процесс, но делают это достаточно пассивно (например, только на выборах), предоставляя правительству и лидерам групп интересов решать проблемы общества.

6. «Легальная» демократия (Фридрих Хайек, Роберт Нозик, «новые правые»). Берет начало в «проективной» демократии Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье и понимается как форма правления, защищающая свободу и власть большинства. Но для обеспечения мудрого и справедливого правления этот принцип необходимо ограничить: поставить закон выше воли народа, т. е. построить правовое государство, отделить гражданское общество от государственных институтов и свести к минимуму, с одной стороны, бюрократическое государственное регулирование, а с другой – деятельность профсоюзов в экономике, регулирующих зарплату. Народы, по мнению Хайека, оказываются на дороге к рабству тогда, когда подменяют демократию коллективизмом.

 

Рис. 11.1. Типология демократических режимов Д. Хелда. Источник: Голосов Г. В. Сравнительная политология.

Новосибирск, 1995. С. 71.

7. «Партиципаторная» демократия (Никое Пулантцас, Кэрол Пэйтмэн, Бенджамин Барбер, «новые левые»). Это демократия участия, в котором авторы этой модели видят основной фактор компетентного, заинтересованного решения проблем, сочетающего индивидуализм и коллективизм. Участие не означает только голосование. Оно заключается в создании самоуправления на локальном уровне, в том числе и на производстве, в демократизации политических партий и социальных движений, институтов власти. Эта модель опирается не столько на верховенство закона, сколько на постоянные изменения и демократизацию всего общества (см. рис. 11.1).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал