Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Элементы и признаки политического режима
Политический режим можно определить не только содержательно, но и структурно, через набор определенных элементов и признаков, выражающих и отражающих его суть. Ж.‑ Л. Кермонн выделяет следующие четыре элемента: 1. Принцип легитимности, который включает способы и приемы убеждения граждан в правомерности власти. 2. Структура институтов, под которой понимаются политические институты в социологической трактовке, т. е. как нормы и правила выборов, формирования правительства, принятия решений и т. д. 3. Партийная система. 4. Форма и роль государства. Более развернутую систему элементов, или признаков, режима дали Е. В. Макаренков и В. И. Сушков: • наличие политических партий, их внутреннее устройство и принцип взаимоотношений в партийной системе; • соотношение управления и самоуправления, роль местных органов власти в политическом процессе; • место и роль армии, полиции, спецслужб в политической жизни общества; • степень разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; • положение личности в обществе, состояние ее прав и свобод; • степень вовлеченности граждан в политику и управление общественными процессами; • уровень гласности в работе органов власти, их открытость для контроля и воздействия со стороны общественного мнения; • наличие возможностей выражения и реализации различных интересов, контроля гражданского общества за деятельностью государства; • способ формирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров; • характер отношений с оппозицией, методы разрешения конфликтных ситуаций. [106] В том случае, когда политологи принимают полную идентификацию понятий «политический режим» и «политическая система», им, прежде чем выделять элементы и определять признаки режима, следует, по мнению Э. Хейвуда, ответить на следующие вопросы: • Кому, собственно, принадлежит власть? Ограничивается ли политическое участие верхами общества либо оно охватывает все население? • Как достигается общественное согласие или подчинение – через применение силы или угрозу силы, через переговорный процесс и «торг», через компромисс? • Каков характер правительственного управления – централизованный или децентрализованный? Какие сдержки и противовесы действуют в политической системе? • Как происходит завоевание и передача власти? Является ли система открытой и соревновательной, или она закрыта для конкуренции политический сил? • Каковы отношения между государством и индивидом? Как распределяются права между правительством и гражданами? • Каков уровень экономического развития страны? Каков в ней уровень жизни, насколько ровно распределено материальное богатство? • Как организована экономическая жизнь? Ориентирована ли экономика на рынок, или на централизованное планирование, какова роль правительства в экономике? • Насколько стабильна система? Сколь долгую историю имеет данный режим, способен ли он реагировать на новые требования и вызовы? [107] Э. Хейвуд считает, что, ответив на эти вопросы, можно перейти к типологизации режимов, критериями при этом должны служить политические, экономические и культурные факторы, точнее, не столько сами факторы, сколько их сочетание, взаимодействие в реальной жизни. Структурные элементы, признаки и сочетание факторов служат дополнительными характеристиками при определении режима, они более четко выделяют его основные составляющие, что позволяет политологам более глубоко анализировать, более широко сравнивать и типологизировать все существовавшие и существующие политические режимы.
|