Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






государства и коммерческой корпорации






Корпорация – это добровольное (на основе договора) объединение людей с целью выполнения какой-либо социально полезной деятельности, воля которого определяется групповыми интересами индивидов, входящих в его состав, и которое организационно и в имущественном отношении действует вовне как единое целое от своего имени. Разделить организации на коммерческие и некоммерческие можно по критерию – они имеют целью получение прибыли или нет. Это отличие имеет принципиальное значение и в налоговом отношении: некоммерческие организации получают определенные льготы или совсем освобождаются от налогов, либо получают дотации и средства от государства.

Коммерческие корпорации создаются для выполнения деятельности, которая приносит прибыль, т. е. предпринимательской деятельности. Это объединение не только людей, но и капиталов (имущества). В современном законодательстве разных стран довольно подробно регламентируются различные стороны бизнеса, включая активность разносторонних гражданских ассоциаций предпринимателей (союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, союзов работодателей, лоббистских ассоциаций и др.).

Коммерческие корпорации занимаются бизнесом, который может иметь для общества как положительные, так и отрицательные последствия. В силу этого государство вынуждено влиять на бизнес. Рынок в современном мире давно уже не является механическим порождением частной собственности. Необходимость управления бизнесом, его планирование – главная задача государства.

Существует система государственных средств управления, поддерживающих всю систему бизнеса, систему коммерческих корпораций. Отношения государства с коммерческими корпорациями строятся часто на основе партнерства, конечно, в пределах полномочий соответствующих властных структур. Государство (в лице государственных органов и должностных лиц):

1) устанавливает круг субъектов, которые имеют право заниматься предпринимательской деятельностью;

2) устанавливает юридические нормы, которые определяют порядок официального признания (легализации) коммерческих организаций путем регистрации;

3) регистрирует коммерческие объединения граждан и устанавливает их идентификационный код в органах государственной статистики;

4) гарантирует коммерческим организациям равные права и создает равные возможности для доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым, информационным, природным и другим ресурсам.

5) обеспечивает соблюдение прав и законных интересов коммерческих объединений граждан, официально установленных, – гарантирует неприкосновенность имущества и обеспечивает защиту прав собственности;

6) осуществляет контроль и надзор за соответствием деятельности коммерческих организаций зарегистрированному уставу:

7) предусматривает ответственность уполномоченных лиц коммерческих организаций за нарушение законодательства;

8) не вмешивается непосредственно в деятельность коммерческих организаций, поскольку они не являются объектами государственного управления, однако законодательно обеспечивает свободу конкуренции между ними, защищает потребителя от проявлений недобросовестной конкуренции и монополизма;

9) создает режим наибольшего благоприятствования для функционирования коммерческих организаций.

5. Право, экономика, политика: их взаимосвязь и взаимовлияние

 

Право «живет» в окружении различных социальных явлений, которые влияют на него, но и они испытывают его влияние. К таким явлениям принадлежат экономика и политика.

Каково же соотношение права и экономики? Экономика – одна из сторон материального производства в широком смысле этого понятия, вторая сторона – социальная сфера общества, что обеспечивает существование и воспроизводство физической жизни человека. Взаимодействие этих сторон материальных отношений является объективной основой формирования права. Например, собственность является социально-экономическим явлением действительности. И только в сочетании с юридическим элементом возникает право собственности. Сама по себе принадлежность кому-то имущества означает лишь «привязку» субъекта собственности к объекту, лица к вещи. И только юридическая связь между ними переводит это социально-экономическое явление в правовую плоскость. Только при ее наличии и можно говорить о праве собственности. Отсюда следует, что определенным экономическим отношениям соответствует правовая форма, которая закрепляет их. Экономика влияет на право, или непосредственно, или косвенным путем – через государство, политику, правосознание. Непосредственное влияние экономики на право проявляется в праве государства распоряжаться средствами производства, которые находятся в ее собственности. Типичным является опосредованное влияние экономики на право. Это проявляется в определении государством размера налогов, минимума заработной платы, срока отпуска, установление правил экологической и технической безопасности и др.

Обратное влияние права на экономику происходит в три основных способа:

– право закрепляет сложившиеся экономические отношения, гарантирует их стабильность (право как закрепитель);

– право стимулирует создание и развитие новых экономических отношений, если для этого имеются соответствующие условия (право как стимулятор);

– право поддерживает и охраняет существующие экономические отношения, в особенности вновь возникшие (право как охранитель).

Рассмотрим каждый из указанных способов.

1. Необходимость правовой формы регулирования определенных экономических отношений объективно порождается экономическими потребностями общества. Выступая как закрепитель сложившихся реальных отношений в экономике (напр., определение участников рыночных отношений с помощью регистрационной деятельности компетентных органов государства), право обеспечивает их стабильность. Право соответствует материальным условиям жизни, обусловленное ими, фиксирует их. Оно не может быть выше, чем уровень экономического развития общества.

2. В условиях трансформации экономической системы общества право может выступать как определенный стимулятор развития этих отношений. Право не может насаждать рыночные отношения, но может способствовать их развитию. Оно способно снять преграды на пути к рынку, создать дополнительные экономические стимулы, закрепить экономические основы рыночной динамики, определить круг субъектов рыночных отношений и проч. Однако новые, более развитые по своему наполнению производственные отношения не могут появиться раньше, чем будут подготовлены необходимые материальные предпосылки.

3. Право влияет на экономику, выступая как хранитель существующих экономических отношений. Это выражается в запрете законом порочных средств ведения хозяйства и коммерции; применении санкций при злоупотреблении рекламой, товарными знаками и т.п. (антимонопольное законодательство). Это проявляется в регламентации порядка разрешения рыночных дел и споров о праве; восстановлении нарушенного положения, возмещении вреда; установлении юридической ответственности, прежде всего материальной – по воле потерпевшей стороны (а не по указанию сверху).

Итак, определяясь экономикой, право оказывает обратное влияние на экономику – или способствует развитию экономики, ускоряет или тормозит поступательное движение вперед. Торможение происходит в том случае, когда экономические требования в праве отражаются в искаженном виде. Советское законодательство, к сожалению, в течении нескольких десятилетий устанавливали такие методы правового регулирования и закрепляло такую структуру управления народным хозяйством, что препятствовало развитию рыночных отношений, подрывали экономические стимулы трудовой деятельности.

Каково соотношение права и политики? Политика – это система отношений между людьми и их объединениями по поводу власти в государстве. Борьба за власть и ее удержание, участие в делах государства, формирование и функционирование институтов демократии – это сфера политики. Политика появилась вместе с государством. Другие субъекты политической системы (партии, общественные объединения и тому подобное) формировались постепенно, приобретая навыки влияния на разработку и осуществление политики. Политика может проводиться в разных территориальных рамках – государстве, регионе, области, городе, районе и тому подобное. Мы рассматриваем политику государства, которая (политика) может быть определена как стратегический курс государства (имеет три вида деятельности: выработки курса политики, выбор этого курса, реализация выбранного курса). Выработка курса политики, как правило, - прерогатива политических партий. Избиратели, которые голосуют на выборах за программу той или иной партии, выбирают курс политики государства. Реализация выбранного курса политики осуществляется через механизм государства правительством, сформированным партией (или блоком партий), победившей на выборах. Государство ответственно за реализацию политического курса, который должен отвечать интересам общества.

Политика и право тесно взаимосвязаны. Процесс принятия закона (законодательный процесс) также является политическим по своему характеру. Принципы справедливости и свободы, заложенные в праве, осуществляются социальными группами, классами, народами (нациями), а процесс их реализации в любом случае приобретает политический характер.

Право зависит от политики:

– любые интересы людей перед тем, как стать правом, должны быть опосредованы государственной политикой (деятельностью законодательных и других правотворческих органов государства);

– политика в праве формируется в виде формально закрепленных прав и обязанностей. Политические требования становятся правом лишь в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государством. Политика зависит от права, которое является средством выражения политики, ее реализации, гарантом пропаганды в пользу определенной политики.

Право воздействует на политику:

– конституционно закрепляет политический строй общества, механизм действия политической системы (разделение власти, политический плюрализм, статус партий, избирательное право), политические права и свободы граждан;

– делает легитимными политические решения и органы государственной власти, что обеспечивает им поддержку населения (в том числе не допускает противодействия власти в случае принятия непопулярных решений), определяет границы и возможности деятельности, как оппозиции, так и правящих структур;

– гарантирует (охраняет и защищает) политические права и свободы граждан, обеспечивает механизм их реализации. Право выступает как своеобразный индикатор зрелости политики того или иного класса, народа (нации), государства.

В демократическом государстве легитимация официальной политики предполагает ее соответствие праву, а легализация – закрепление в правовом законе.

 

Выводы

 

Политику следует рассматривать как общественную деятельность, содержание которой составляют организация, регулирование и контроль отношений между людьми, социальными группами с точки зрения общезначимых для общества тенденций. Поэтому главным в политике является участие в управлении государством, стремление к овладению государственной властью как организацией, которая способна использовать ресурс общества в общенациональном масштабе.
Учитывая тематику государствоведения ведущим при освещении вопроса о политической системе становится тезис о том, что в современном демократическом обществе государство является стержневым субъектом отношений политической власти, не должно претендовать на монополию в решении проблем политического развития страны. Провозглашение политического многообразия как одной из основ государственного устройства, функционирования и развития современной государственности означает признание активной роли политических партий в обществе, когда общие направления социального развития аккумулируются и формируются, прежде всего, в плоскости интересов гражданского общества на основе свободной конкуренции политических взглядов и программ.

Структура политической системы – совокупность властных институтов, которые связаны между собой и создают устойчивую целостность. Структуру политической системы составляют: политические отношения; политическая организация общества (государственно-правовые органы, политические партии, политические движения, массовые общественные организации, трудовые коллективы и объединения); средства массовой информации; политические принципы и нормы; политическое сознание и культура.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал