Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая характеристика диалогической речи.

ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Психологическая характеристика диалогической речи.

2. Лингвистическая характеристика диалогической речи.

3. Обучение диалогической речи.

4. Система упражнений для обучения диалогической речи.

5. Диалогическая речь как средство обучения.

6. Требования Госстандарта и программы. Способы контроля.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Психологическая характеристика диалогической речи.

Диалог – форма социально-речевого общения, основа сотрудничества и взаимопонимания между людьми в процессе совместной деятельности. В диалоге имеет место спонтанность, меньшая развёрнутость. Для диалогической речи характерны взаимодействие процессов понимания и высказывания, возможность быстрого изменения ситуации, необходимость переключения с одного мыслительного процесса на другой. Реактивная и инициативная речь переплетаются. Реактивность – использование готовых фраз в той или иной ситуации (характерная черта ДР).

Основные характеристики диалога: реактивность и ситуативность.

Реактивность обусловливает объективные трудности овладения ДР:

§ Непредсказуемость реакции, отсутствие реакции (необходимо менять первоначальную логику разговора, применять разнообразные дискурсивные приёмы) Дискурс – связный текст, свехфразовое единство.

§ Отсутствие у учащихся социальных навыков общения – неумение входить в контакт с людьми, вежливо отвечать на вопросы, проявлять заинтересованность, поддерживать разговор, адекватно использовать мимику, жесты.

§ Диалог предполагает умение аудировать: речевой слух, компенсаторные умения, вероятностное прогнозирование. Учащимся необходимо овладеть набором реплик реагирования, компенсаторными технологиями.

Ситуативность определяет мотив говорения, который является источником порождения речи. Успешность общения на уроке зависит от заданной ситуации и понимания учащимися речевой задачи общения. Ситуативность предопределяет логику общения.

Особенности диалога заключаются в следующем:

  • в рамках одного речевого акта имеет место сочетание рецепции и репродукции;
  • речевое целое конструируется двумя (или несколькими) собеседниками;
  • каждый из участников поочерёдно выступает в качестве слушающего и говорящего. Совокупность этих обстоятельств влияет на продукт РД.
  • необходимость следовать за ходом мысли собеседника, порой неожиданным, приводящим к смене тем, отсюда спонтанность реакций, невозможность заранее распланировать ход диалога.

В качестве экстралингвистических черт диалога выделяются следующие:

· коллективность информации,

· возможная разноплановость информации,

· различия в оценке информации,

· активное участие в речи мимики, жестов, действий партнёров;

· влияние предметного окружения собеседников;.

· Использование разговорных клише, эллиптических предложений.

2. Лингвистическая характеристика диалогической речи.

Отличительная черта диалогического высказывания – двусторонний характер. В отличии от монолога, где автор сам определяет логику высказывания и выбор языковых и речевых средств, в диалоге мы всегда зависим от партнёра. Для диалога характерны: наличие единой ситуации, контактность собеседников, использование невербальных элементов, сокращённость, спонтанность, эмоциональность и экспрессивность, использование готовых образцов, разговорных клише, эллиптических предложений.

Диалогическая речь значительно менее развёрнута, чем монологическая, поскольку в условиях естественного общения она восполняется общностью ситуации, совместным опытом говорящих. Эти обстоятельства усугубляют трудности понимания собеседника в процессе диалога на ИЯ. О блегчающие факторы – предсказуемость реакций на основе общности ситуации, возможность опереться в процессе понимания на мимику и артикуляцию партнёра, на типичные для диалога повторы.

Диалогическая речь – это обмен высказываниями, порождаемыми одно другим в процессе разговора между двумя или несколькими собеседниками. Эти высказывания называются репликами.

Реплика – это высказывание, границей которого является смена говорящего. Две или более смежные реплики, взаимосвязанные между собой по смыслу, с помощью лексико-грамматических и ритмико-интонационных средств, называются диалогическими единствами. Реплика в составе диалогического единства не тождественна предложению. Она может быть выражена одним словом, словосочетанием или представлять собой развёрнутое высказывание, носящее характер монолога.

Для диалогической речи характерно употребление готовых языковых форм, застывших конструкций, неподдающихся членению, разговорных клише, эллиптических предложений.

Типы диалогических единств:

-вопрос – ответ

-вопрос – контрвопрос

-сообщение и вызванный им вопрос

-сообщение и вызванное им сообщение

-сообщение и реплика-подхват, которая продолжает или дополняет высказанную мысль

-побуждение – сообщение

-побуждение – вопрос

За исходные единицы обучения диалогической речи чаще берут вопросно-ответные единства, так как они обладают наибольшей речевой активностью.

Разновидности диалога: свободные и стандартные (типовые).

В реальном общении чаще встречаются стандартные диалоги (мы в роли покупателей или продавцов, пассажиров или водителей, учителей или учеников, врачей или пациентов и т.д.). Та или иная роль жёстко регламентирована ситуацией общения. К свободным диалогам относятся беседы, дискуссии, интервью. В них логика развития разговора не фиксируется социально речевыми ролями. Границы между свободными и стандартными диалогами подвижны, могут легко трансформироваться в зависимости от изменения речевой ситуации.

3. Обучение диалогической речи.

Цель обучения диалогической речи – научить общаться в условиях непосредственного общения, понимать и реагировать (вербально или невербально) на устные высказывания партнёра по общению в рамках сфер, тематики и ситуаций, обозначенных программой.

Обучение диалогу путем " сверху вниз " является наиболее оптимальным для обучения стандартным диалогам. Оно проходит следующим образом.

Действия учителя:

1) Определяет наиболее типичные ситуации диалогического общения в рамках изучаемой темы.

2) Изучает материалы УМК и имеющихся учебных пособий, соответствующих возрасту и уровню языка своих учащихся.

3) Отбирает или составляет диалоги-образцы с использованием типичных для данной ситуации речевых клише, моделей речевого взаимодействия и т.д.

4) Знакомит учащихся с новыми словами и речевыми структурами предъявляемого диалога.

5) В случае необходимости комментирует социокультурные особенности речевого общения в рамках данной ситуации.

6) Читает диалог или проигрывает запись диалога.

7) Организует его отработку, обращая внимание на правильность фонетического оформления речи, использование других паралингвистических средств.

8) Организует работу с текстом диалога, направленную на его полное понимание и запоминание, а также частичную трансформацию с учетом уже знакомых синонимичных моделей.

9) Частично видоизменяет речевую ситуацию с целью привнесения элемента аутентичности в решение речевой задачи, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи учащихся.

10) Планирует пары опрашиваемых учеников и последовательность их опроса.

Действия учащихся в значительно большей степени основаны на процессах запоминания и репродукции, причём в качестве исходного объекта усвоения выступает готовое речевое произведение. Данный образец речи расчленяется в процессе работы над ним, преобразуется путём подстановок и замещений. Основная нагрузка ложится здесь на память учащихся и их действия не всегда удаётся в достаточной мере коммуникативно мотивировать и стимулировать. Если идти в работе над диалогической речью только этим путём, то в условиях ограниченного времени в школе это никогда не приведёт к формированию достаточно мобильных продуктивных речевых умений.

При обучении диалогу путём " снизу вверх " у учащихся нет диалога-образца. Следует научить учащихся: задавать вопросы разных типов, логично и последовательно отвечать на вопросы, использовать различные реплики реагирования, употреблять речевые клише и различные вводные структуры, пользоваться различными способами реализации речевых функций (согласие, сомнение, просьба, вежливый отказ). Самое трудное – научить использовать вопросы (особенности порядка слов, вспомогательные глаголы). Учащиеся не умеют сформулировать содержательно ценный вопрос, который не столько запрашивает информацию, сколько несёт её, облегчая понимание речевой задачи для партнёра.

Рекомендация учителям:

§ Собственные вопросы на уроке сделать более содержательными, проблемными, творческими.

§ Обучать новым способам мышления, не отрывая учебные задания от реальных жизненных ситуаций.

§ Учить учащихся мыслить самостоятельно, спорить и задавать вопросы учителю.

§ Использовать творческие игры и задания для формирования различных стратегий использования вопросов (отгадывание героев, стран, слов), проведение викторин, интервью; осуществлять взаимоконтроль.

4. Система упражнений для обучения диалогической речи.

Для обучения диалогической речи могут быть рекомендованы упражнения в воспроизведении диалогов-образцов, подстановке реплик диалога, конструировании диалогов из заданных реплик (ключевых слов), в вопросах или ответных репликах, в инсценировании диалогов, завершении диалогов.

Система работы по обучению диалогической речи состоит из четырех этапов:

1) Овладение отдельными репликами.

2) Сочетание реплик в рамках сверхфразового единства (конечный продукт – микродиалог)

3) Тематический развернутый макродиалог.

4) Формирование умения вести относительно свободную беседу, парную или групповую на основе опор.

На первом этапе работы овладение отдельными репликами происходит на основе речевых образцов и цепочки ABCDE. Осуществляя действия на этом уровне, сообщая информацию (А), уточняя её, переспрашивая (В), возражая (С), запрашивая информацию (D), побуждая к какому-либо действию (Е), ученики овладевают простейшими действиями для ведения диалога и одновременно грамматическими механизмами структурного оформления речи в рамках основных коммуникативных типов предложения. Побуждающие реплики–стимулы учителя в серии стереотипных условно-коммуникативных упражнений АВСDЕ служат на первых порах достаточным мотивационным фактором для учащихся. Учитель даёт образец каждого речевого действия, выступающего для ученика в качестве ориентира, и затем с помощью побудительной реплики побуждает ученика к аналогичному действию. Например:

 

П. This is a city. Am I right? Is it correct? У. Yes, this is a city.

П. And this? Is this also a city? У1. У2, is this a city?

У1 ask У2 if this a city is. У2: У1, this is a city.

С помощью реплик: Am I right? Is that right? Ask if … Ask who, when, where … Let Y1 go to the blackboard. Ask Y2 to give you a book и др. учитель осуществляет пошаговое управление речевыми действиями учащихся.

При этом ученики используют такие операции, как имитация, подстановка. Они учатся слушать, наблюдать, ориентироваться в простейших коммуникативных действиях и ситуациях учебного общения. На этом уровне существенное значение имеет выработка стереотипов, прочных автоматизмов, без которых последующее комбинирование и перенос в новые условия не могут быть успешными.

Второй этап – вербальное взаимодействие. Для словесного реагирования партнеров необходимо отработать реагирующие реплики, соотнесённость реплик, обучить взаимодействию, научить вести диалог с пошаговым управлением. Объектом целенаправленного формирования диалогической речи должно стать именно взаимодействие партнёров общения, взаимосвязь их реплик, сочетание этих реплик друг с другом.

Учащимся предлагаются для инсценирования " готовые" диалоги: они читаются по ролям, затем воспроизводятся, как правило, целиком, без изменения, потом с заменой выделенных реплик данными на выбор.

Помимо использования ролевых и других игр, учащиеся обучаются активной речевой реакции на невербальные стимулы (картины и др. средства наглядности) и на вербальные стимулы, в частности описание ситуаций. Эффективно использование в качестве стимула " провоцирующей" реплики учителя, как бы вызывающего на спор. Например: What do you think of the weather today? To my mind it's bad. Поскольку это не должно соответствовать действительности, ученики побуждаются к опровержению данного утверждения учителя. Имеет место диалог-обмен мнениями.

Заданность речевого поведения должна идти по нисходящей, т.е. должна увеличиваться степень свободы их речевого поведения. Этому способствует постепенное освобождение от опор: реплик-подсказок учителя, различных вербальных опор, данных в учебниках: вопросов, начала ответа, ключевых слов и др. В качестве объектов усвоения на II уровне выступают 3 основных структурно-функциональных типа микродиалогов: а) односторонний расспрос; б) двусторонний диалог-расспрос и диалог-обмен мнениями, а также в) диалог-волеизъявление.

На третьем этапе работы по обучению диалогической речи необходимо комбинировать диалоги при помощи ролевой игры, ситуаций, инсценировок. Ученики учатся комбинировать указанные микродиалоги, разграничение которых условно.

Четвертый этап – это полная самостоятельность партнеров, элементы спора, переход к другим темам. Это менее всего регламентированный вид диалогического общения, предполагающий высокую степень самостоятельности партнёров. Речь может переходить с одного предмета на другой, включать монологические высказывания. Путь к свободной беседе лежит через овладение групповым обсуждением, в том числе с элементами спора.

5. Диалогическая речь как средство обучения.

Диалогическая речь используется для целенаправленной активизации речевого материала при руководящей роли учителя. Говорение широко используется при формировании произносительных, грамматических и лексических навыков. Формирование произносительных навыков осуществляется нак речевых единицах, речевых образцах или на структурах. Это – условно-коммуникативная, условно-информативная, учебно-мотивированная речь. Тематика и учебные ситуации определяют отбор языковых единиц: слов, сочетаний слов, грамматического материала. Учащиеся усваивают языковой материал в ходе работы над речевыми единицами, речевыми образцами. Для работы по формированию грамматических и лексических навыков используется цепочка ABCDE. Это учебная коммуникация, а не подлинная естественная речь, которая используется с определёнными учебными целями. Для обучения лексике и грамматике используют описание картинок по вопросам учителя.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Www.n-vartovsk.ru | Особенности диалогической речи как формы речевого общения
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал