Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 8. Структура критического выступления и её элементы






Поиск оптимальной структуры и композиционного решения – принципиальная и актуальная задача для любого вида искусства, любого рода литературы, в том числе и – критики. В то же время, нужно отметить, что наряду с общими свойствами в этой сфере литературы обнаруживаются свои специфические черты.

Традиционная литературная композиция обычно содержит в себе следующие элементы: вступление (пролог, зачин); экспозицию (обозначение места и времени действия, знакомство с основными персонажами); завязку (начало действия, интриги); развитие действия; кульминацию (наивысший эмоциональный и энергетический пункт); понижение напряжения; концовку (развязку, финал); эпилог.

У критики свои законы и обязанности: в этой сфере практически отсутствует нарративное (повествовательное) начало, зато усилен интеллектуальный, эссеистский, культурологический и иной информативный элемент. Разумеется, это обстоятельство не могло не наложить своего отпечатка на структуру и архитектонику критического выступления: какие-то составляющие отсутствуют или ослаблены, какие-то выделены особым образом; помимо того – присутствуют элементы, которых практически не бывает ни в прозе, ни в поэзии, ни в драме.

Структура критического выступления, как и любого иного рода сочинений, в течение исторического развития претерпела существенные изменения. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что ускорение общего темпа жизни приводит к тому, что критик, как правило, находится в более жёстких временных рамках. В прежние времена читатель журнала или альманаха мог позволить себе неспешно разрезать страницы свежего номера и углубиться в размеренный ход критических рассуждений. В наши дни информацию о книжных новинках зачастую приходится ловить буквально на бегу. Критика, естественно, приспосабливается к новейшим веяниям. Особенно это коснулось начала критического выступления: у современного аналитика нет времени на раскачку – вместо того, чтобы посвящать целые страницы философским и этическим рассуждениям, он должен сразу брать читателя в оборот, привлекать его внимание оригинальным и ярким началом, держать в напряжении всеми средствами, в том числе, и увлекая обещанием последующих неожиданных выводов.

В газетах и журналах развлекательного плана (так называемая, гламурная пресса) критическая заметка сегодня чаще всего представлена почти в виде библиографического сообщения, но и оно призвано цеплять потенциального читателя на крючок интереса, провоцировать его на поиск и приобретение данной новинки.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал