Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Совесть и честь в критической работе⇐ ПредыдущаяСтр 116 из 116
Совершенно ясно, что подобные нормы человеческого поведения, как совесть и честь, не могут быть каким-либо образом регламентированы. Эти качества во многом определяются врождённым набором душевных качеств, отчасти на них можно воздействовать посредством воспитания, образования, соответствующих жизненных примеров и эмпирического опыта, но вменить их «сверху» вряд ли возможно. Мы можем рассчитывать и надеяться только на то, что в том или ином профессионале в момент принципиального выбора воспреобладают порядочность и достоинство, а не принцип ролевого поведения, соображения практической выгоды и биологические рефлексы (такие, как малодушие, чувство самосохранения, личный интерес и т. п.). Более того, довольно регулярно в критических выступлениях мы обнаруживаем либо следование привычным лекалам, либо стремление к поиску компромисса, либо половинчатость или недоговорённость; вот почему случаи, когда критик поражает нас своей прямотой, мужеством и высокопрофессиональным подходом к делу, не так уж и часты. Но тем ценнее встречаться с его бескомпромиссным, самозабвенным, творческим служением своей профессии. Как уже не раз упоминалось, говорить полную правду, выходить с открытым забралом, идти в своих оценках и выводах до конца – часто требует настоящего мужества и сродни подвигу. И в этом отношении принятие решения оставаться самим собой в острой проблемной ситуации сродни тем поступкам творческих людей, которые безбоязненно выступали за правду, добро и красоту даже там, где это было сопряжено со смертельной опасностью. В 1910 году классик белорусской литературы Янка КУПАЛА (Иван Доминикович Луцевич, 1982–1942) написал поэму «Курган». Её сюжет достаточно прост, но имеет отношение к предмету нашего разговора. В давние времена в белорусском Полесье жил злой и высокомерный князь, который своей жестокостью тиранизировал подданных. Однажды, на свадебном пиру в честь своей дочери для увеселения гостей ему вздумалось пригласить известного в округе гусляра. Искусство старого сказителя обладало удивительной силой: соплеменники утверждали, что во время его вдохновенных песнопений стихала вся природа: замирали лесные звери, замолкали птицы, не шумели листвой деревья, а в дальней чаще леса расцветал волшебный цветок папоротника. Доставленному в роскошный княжеский дворец гусляру было поставлено жёсткое условие: если его выступление понравится гостям, в награду его гусли будут наполнены золотыми или серебряными дукатами; если же его песня будет «не под мысль» (не по нраву) кому-то из присутствующих, то певец получит «конопляную заплату», что можно понимать как верёвку для виселицы. Поставленный перед такой предельно чётко сформулированной дилеммой, после недолгих раздумий седой гусляр ударил по струнам. Однако вместо сладкоголосых гимнов и лирических рулад владетельный князь и его гости услышали из уст народного певца гневную отповедь: «Гэй ты, князь! Гэй, праслаўны на цэлы бел свет, Не такую задумаў ты думу, – Не дае гуслярам сказу золата цвет, Белых хорамаў п'яныя шумы.
Скурганіў бы душу чырванцом тваім я; Гуслям, княжа, не пішуць законаў: Небу справу здае сэрца, думка мая, Сонцу, зорам, арлам толькі роўна…»[307] Тот прямо обвинил его в беззакониях и преступлениях, казнях и пытках безвинных людей, выкрикнул слова обвинения в том, что «властный владар» наслажается богатством и роскошью за счёт ограбленных и униженных им простых поселян. Песня оборвалась. Кажется, последний ход в этой роковой партии остаётся за князем: Я па-князеўску ўсім і плачу, і люблю! Ты не хочаш дукатаў – не трэба!.. Узяці старца і гуслі жыўцом у зямлю! Знае хай, хто тут пан: я – ці неба! [308] Оскорблённый и взбешённый владыка приказывает своим приспешникам схватить старца и вместе с гуслями живьём зарыть в землю. Воля князя исполнена. На месте казни славного и отважного гусляра вырастает огромный холм – курган, который становится символом народной памяти о несправедливом суде над словом правды и преступлении, которому не может быть прощения. Но на этой трагической ноте всё не кончается. Проходят годы и века, и в народе рождается легенда о том, что раз в год ночью из кургана выходит седой старик, строит струны своих гуслей и заводит таинственную, загадочную песню. Народная молва гласит: если кто-то сумеет внять словам бессмертного гусляра, тот навсегда обретёт покой и благодать. Заключительная строфа поэмы звучит так: Кажуць, каб хто калі зразумеў голас той, Не зазнаў бы ніколі ўжо гора... Можна тут веру даць, толькі слухаць душой... Курганы шмат чаго нам гавораць[309]. Очевидно, перевод тут не требуется. Легендарный сказитель проявил несгибаемость и железную волю, высказал всё, что было у него на сердце, не «скурганил» своей души и ценой жизни обрёл всенародное признание и бессмертие. Честь и совесть творца остались неприкосновенными. Этот кажущийся простым сказочный образ есть возможность трактовать по-разному. Можно интерпретировать его как постановку остросоциальной проблемы: катастрофическое неравенство людей, несправедливость жизненного устройства и необходимость для творческого человека – быть на стороне людей, которые подвергаются жестокому прессингу со стороны сильных мира сего. Но это не единственное истолкование (заметим, что поэма была создана за семь лет до буржуазно-демократической и социалистической революций в России). Имеет право и «пушкинская» интерпретация поэмы Я. Купалы: поэт, чьё вдохновение сродни солнцу, звёздам и орлам, сам избирает предмет для своих песнопений: ни толпа, ни власть не могут задавать направление его творческой интенции. Но для предмета теории литературной критики наиболее существенным будет следующее понимание этого многозначного образа: за время существования литературы было создано море произведений, написаны и изданы целые горы, курганы книг. И критик, приступающий к литературным раскопкам, должен помнить о том, что в глубине этого кургана находится живой вдохновенный певец, а поэтому исследовательские работы необходимо проводить с максимальной осторожностью и бережностью. Этот подход и станет проявлением его профессиональной чести и совести. Заключение Размышляя о сути и назначении литературно-критической деятельности, необходимо сделать несколько достаточно уверенных выводов: · Литературная критика является специфическим, но равноправным родом литературы, находящемся на стыке художественного и научного мировосприятия. · Она возникла на самых ранних стадиях развития творчества, прошла ряд значимых этапов, видоизменялась, эволюционировала, и имманентно сопутствует культурному прогрессу. · Эта форма общественного сознания находится в тесном контакте со многими другими гуманитарными областями знания, занимая в общей системе своё определённое место. · Критика призвана выполнять широкий круг эстетических, общественных и идеологических функций: рассмотрение, анализ, оценка и интерпретация литературного произведения; просвещение и информация общества; организация литературного процесса; выстраивание культурных иерархий и участие в эстетических спорах; влияние на общественные настроения и нравственное состояние общества и др. · Человек, становящийся литературным критиком, берёт на себя ряд существенных обязанностей, в том числе, и этических – например, быть независимым, объективным, осведомлённым, внимательным арбитром в эстетических спорах, знать и учитывать особенности человеческого восприятия и индивидуальной психики; · С профессиональной точки зрения, критик обязан понимать психологию людей, обладать достаточным уровнем образования, квалификации, технической оснащённости, гибкостью и разнообразием в выборе средств – безусловно, при наличии соответствующих литературных способностей; · На вооружении литературного критика есть множество методологий, способов и приёмов, которые можно использовать в рамках существующих и вновь возникающих жанров; · Самореализация литературно-критической деятельности происходит посредством его сотрудничества с издательствами, печатными и иными средствами массовой информации, поэтому он должен знать особенности их функционирования; · Будучи вовлечённой в систему государственного и общественного устройства, критика входит в соприкосновение с различными административными и социальными структурами, а следовательно, обязана учитывать их интересы, запросы и пожелания; · Индивидуальное владение художественным словом и другими секретами профессионального мастерства – непременная обязанность и долг литературного критика; это качество делает его выступления справедливыми, убедительными и авторитетными, а сам он приобретает значение фигуры, занимающей существенное место в исторической ретроспекции и современном литературном ландшафте. Исходя из всего этого, критик может и должен занять подобающее ему высокое положение в современной цивилизационной модели, которая, естественно, постоянно развивается, видоизменяется и эти изменения с необходимостью нужно правильно воспринимать, влиять на них, принимать и утверждать благотворные тенденции и отсеивать очевидно вредоносные. Если эта, отнюдь не кажущаяся невыполнимой программа будет успешно реализована, то свою магистральную задачу критик может считать решённой.
[1] Г ё т е И.В. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 10. М., Художественная литература, 1980. С. 424. [2] П у ш к и н А.С. О литературе. Избранное. М., Детская литература, 1977. С. 108. [3] Б е с т у ж е в – М а р л и н с к и й А.А. / Декабристы. Антология в двух томах. Т. 2. Л., Художественная литература, Ленинградское отделение, 1975. С. 402. [4] Б е л и н с к и й В.Г. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 1. М., Художественная литература, М., 1976. С. 258. [5] Там же. С. 259. [6] К у л е ш о в В.И. История русской критики XVIII – начала ХХ веков. М., Просвещение, 1984. С. 3. [7] К а р а м з и н Н.М. Избранные статьи и письма. М., Современник, 1982. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 143. [8] Г о н ч а р о в И.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 8. М., Художественная литература. С. 24. [9] Р о з а н о в В.В. Опавшие листья. Короб второй и последний. М., С.. [10] Ж у к о в с к и й В.А. Эстетика и критика. М., Искусство, 1985. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 220. [11] Э й х е н б а у м Б.М. О литературе. М., Советский писатель, 1987. С. 109. [12] Г р и г о р ь е в А.А. Искусство и нравственность. М., Современник, 1986. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 44. [13] С о м е р с е т М о э м У. «Тайны ремесла» и магия слова / Искусство слова. М., Художественная литература, 1989. С. 346. [14] Ж у к о в с к и й В. А. Эстетика и критика. М., Искусство, 1985. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 218. [15] Ж у к о в с к и й В. А. Эстетика и критика. М., Искусство, 1985. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 220.
[16] Э л и о т Т.С. Назначение критики / Избранное: Стихотворения и поэмы; Убийство в соборе: Драма; Эссе, лекции, выступления. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2002. С. 284. [17] П о т е б н я А.А. Эстетика и поэтика. М., Искусство, 1976. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 410. [18] К о ж и н о в В.В. Судьба России. М., Молодая гвардия, 1990. – (Свободная трибуна). С. 70. [19] М е р е ж к о в с к и й Д.С. [20] Д о р о ш е н к о Н.И. Выстроить иерархию имён. В сб. Новый реализм: за и против. Материалы и дискуссии последних лет. М., Издательство Литературного института им. А.М. Горького. М., 2007. С. 64. [21] Г а д а м е р Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 304. [22] Х о р у ж и й С.С. Вместо послесловия. В кн. Джойс Дж. Улисс. М., Республика, 1993. С. 650-652. [23] Б р о д М. Узник абсолюта. М., Центрполиграф, 2003. – (Великие имена). С. 203. [24] П е т р о в с к и й М.С. Книги нашего детства. М., Книга, 1986. – (Судьбы книг). С. 27-28. [25] Соловьёв В.С. Литературная критика. М.., Современник, 1990. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 37. [26] Б ё л л ь Г. Опыт о разуме поэзии. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 5. М., Художественная литература, 1996. С. 471. * Содержание второго и третьего разделов даются в реферативном объёме, так как более подробно этот материал изучается в курсах «История русской литературной критики» и «История зарубежной критики». [27] П л а т о н. Избранные диалоги. М., Художественная литература, 1965. – (Библиотека античной литературы). С. 261-262. [28] Там же. С. 272. [29] У ж а н к о в А.Н. «Слово о Законе и Благодати» и другие творения митрополита Илариона Киевского. М., Академика, 2014. С. 82-83. [30] Средневековый роман и повесть. М., Художественная литература, 1974. – (Библиотека всемирной литературы). С. 262. [31] Там же. С. 312. [32] Там же. С. 330. [33] Там же. С. 403. [34] Там же. С. 350. [35] Д а н т е Алигьери. Новая жизнь. М., С. [36] Л е с с и н г Г.Э. Избранное. М., Художественная литература, 1980. С. 383. [37] Там же. С. 388-389. [38] Л е с с и н г Г.Э. Избранное. М., Художественная литература, 1980. С. 390. [39] Там же. [40] Д е р ж а в и н Г.Р. Евгению. Жизнь Званская. [41] К а н т И. Критика чистого разума. М., Мысль, 1994. – (Философское наследие). С. 8–9. [42] К р и в ц у н О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 101. [43] Г ё т е И.В. «La Guzla». Poé sies illiriques / Собрание сочинений в десяти томах. М.: Художественная литература. 1980. Т. 10. С. 414. [44] Г ё т е И.В. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 10. М.: Художественная литература. 1980. С. 424-425. [45] А н и к с т А. Комментарии / Гёте И.В. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Художественная литература. 1980. Т. 10. С. 443. [46] Цит. по: В а к е н р о д е р В.-Г. Фантазии об искусстве. М., Искусство, 1977. С. 209. [47] Декабристы. Антология в двух томах. Т. 2. Л., Художественная литература, Ленинградское отделение, 1975. С. 383-384. * Собств. «De origine, natura et fatis Poёseos, quae Romantica audit» (лат.). [48] Д р у ж и н и н А.В. Прекрасное и вечное. М., Современник, 1988. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 192-193. [49] Т ю т ч е в Ф.И. Последний катаклизм / Стихотворения. Письма М., Современник, 1978. – (Классическая библиотека «Современника»). С. 45. [50] Б о р х е с Х.Л. Проза разных лет. М.: Радуга, 1984. – (Мастера современной прозы). С. 57. [51] С е н т – Б ё в Ш.–О. Дидро / Литературные портреты. Литературные очерки. М., Художественная литература, 1976. С. 109. [52] С е н т – Б ё в Ш.-О. Дидро / Литературные портреты. Литературные очерки. М., Художественная литература, 1976. – (Памятники мировой эстетической и критической мысли). С. 117-119. [53] Л о м б р о з о Ч. Гениальность и помешательство. М., РИПОЛ классик, 2006. С. 23. [54] Э л и о т Т. С. Границы критики / Избранное: Стихотворения и поэмы; Убийство в соборе: Драма; Эссе, лекции, выступления. М., ТЕРРА – Книжный клуб, 2002. С. 298. [55] С е н т – Б ё в Ш.-О. Франсуа Вийон / Литературные портреты. Литературные очерки. М., Художественная литература, 1976. – (Памятники мировой эстетической и критической мысли). С. 491-192. [56] С е н т – Б ё в Ш.–О. Франсуа Вийон / Литературные портреты. Литературные очерки. М., Художественная литература, 1976. – (Памятники мировой эстетической и критической мысли). С. 478. [57] Б р ю н е т ь е р Ф. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Издательство Московского университета. Составитель Г.К. Косиков, 1987. – (Университетская библиотека). С.??? [58] Г р и г о р ь е в А.А. Эстетика и критика. М.: Искусство, 1980. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 90. [59] Цит. по: Часть общепролетарского дела. Литературная критика в дореволюционных большевистских изданиях. М., Современник, 1981. С. 38. [60] Л е н и н В.И. Полное собрание сочинений. Т. 41. С. 462. [61] Цит. по: Часть общепролетарского дела.Литературная критика в дореволюционных большевистских изданиях. М., 1981. С. 83 [62] Цит. по: Часть общепролетарского дела.Литературная критика в дореволюционных большевистских изданиях. М., 1981. С. 71. [63] Там же. С. 310. [64] Второй Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. М., 1956. С. 502. [65] Часть общепролетарского дела.Литературная критика в дореволюционных большевистских изданиях. М., 1981. С. 310-311.
[66] Ф р е й д З. О психоанализе / Психология бессознательного. М., Просвещение, 1990. С. 358. [67] М ё р д о к А. Сон Бруно. Чёрный принц: Романы. М.: Радуга, 1991. С. 434-435. [68] Ю н г К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. – (Страницы мировой философии). С. 268. [69] Там же. С. 267. [70] Ю н г К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. С. 269. [71] Там же. С. 270. [72] Цит. по: Конст. Федин Собрание сочинений в двенадцати т омах. Т. 10. М.: Художественная литература, 1986. С. 82-83. [73] Э л и о т Т. С. Назначение критики / Избранное: Стихотворения и поэмы; Убийство в соборе: Драма; Эссе, лекции, выступления. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2002. С. 277. [74] С а р т р Ж.-П. Стена: Избранные произведения. – М., Политиздат, 1992. С. 451. [75] Б р о д с к и й И. А. Часть речи. М.: Художественная литература, 1990. С. 126. [76] П о л я к о в Ю. М. Писатели и пипы // Литературная газета, 2005, № 52. [77] Г у д и н г Д., Л е н н о к с Дж.Мировоззрение. Человек в поисках истины и реальности. Ярославль, 2004. С. 352.
[78] К а з н а ч е е в С. М. Новый реализм: вчера и сегодня. Основной доклад / Новый реализм: за и против. Материалы писательских конференций и дискуссии последних лет. М., 2007. С. 87. [79] К а р а м з и н Н. М.. Избранные статьи и письма, М., Современник, 1982. С. 39. [80] Л а р о ш ф у к о Ф. де. Максимы / Паскаль Б. Мысли, Лабрюйер Ж. Характеры. М., Художественная литература. – (Библиотека всемирной литературы). С. [81] П у ш к и н А.С. О литературе. Избранное. М., Детская литература, 1977. С. [82] Ж у к о в с к и й В.А. Эстетика и критика. М., Искусство, 1985. С. 218. [83] К и р е е в с к и й И. В. Критика и эстетика. М., Искусство, 1979. С. 334. [84] М и х а й л о в А. В. «Приготовительная школа эстетики» Жан-Поля – теория и роман / Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 7. [85] Ж а н – П о л ь. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 49. [86] Ж а н – П о л ь. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981. – (История эстетики в памятниках и документах). С. 52. [87] Л и х т е н б е р г Г. К. Афоризмы. М.: Наука, 1964. – (Литературные памятники). С. 113; 122. [88] К а р а м з и н Н.М. Речь, произнесённая на торжественном собрании Императорской Российской Академии / Избранные статьи и письма. М., Современник, 1982. – (Библиотека «Любителям российской словесности». Из литературного наследия). С. 143. [89] Ч е с т е р т о н Г. К. О вкусах / Писатель в газете. М., Прогресс, 1984. – (Зарубежная художественная публицистика и документальная проза). С. 237. [90] Т в а р д о в с к и й А. Т. О литературе. М.: Современник, 1973. (Библиотека «О времени и о себе»). С. 385-386. [91] Там же. С. 386. [92] Белинский В.Г. Собрание сочинений в девяти томах. М.: Художественная литература, 1978. Т. 3. С. 14-16; 27, 34. [93] К а р а м з и н Н. М. Карамзин Н.М.: Избранные статьи и письма. М.: Современник, 1982. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 143. [94] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти тт. Т. 2, М.: Художественная литература, 1977. С. 241-242. [95] Х о м я к о в А. С. Хомяков А.С. О старом и новом, М., Современник, 1988. С. 298. [96] Б у а л о Н. Поэтическое искусство. М., Государственное издательство художественной литературы. 1957. – (Памятники мировой эстетической и критической мысли). С. 99. [97] Михайловский Н.К. Сочинения, Т. 6. СПб, Издательство А.Я. Панафидина, 1984. С. 69-70. [98] П ь е ц у х В. А. Вечная тема. О нашей жизни и литературе. М.: Глобулус; НЦ ЭНАС, 2005. С. 7. [99] Там же. С. 12. [100] Там же. С. 44. [101] Там же. С. 76. [102] Там же. С. 79-80. [103] Г о г о л ь Н. В. Собрание сочинений в томах. Т. 7. М.: Правда. – (Библиотека «Огонёк». Отечественная классика). С. 58-59? [104] Х е м и н г у э й Э. Праздник, который всегда с тобой / Собрание сочинений в томах Т. М.: С. [105] Г у м и л ё в Н.С. Письма о русской поэзии. М.: Современник, 1990. С. 215. [106] М а н д е л ь ш т а м О. Э. Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987. С. 248. [107] Т о л с т о й Л. Н. Собрание сочинений в двадцати томах. Т. 15. М.: Художественная литература, 1964. С. 290. [108] Там же. С. 291. [109] Т в а р д о в с к и й А. Т. О литературе. М.: Современник, 1973. – (Библиотека «О времени и о себе»). С. 387-388. [110] М а н д е л ь ш т а м О. Э. Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987. С. 113. [111] Т в а р д о в с к и й А. Т. О литературе. М.: Современник, 1973. С. 416. [112] Б и т о в А. Г. Статьи из романа. М.: Советский писатель, 1986. С. 183. [113] Ю н г К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. – (Страницы мировой философии). С. 268. [114] Э л и о т Т. С. Назначение критики / Избранное: Стихотворения и поэмы; Убийство в соборе: Драма; Эссе, лекции, выступления. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2002. С. 286. [115] Д о с т о е в с к и й Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т. 21. Л., Наука, Ленинградское отделение, 1980. С. 8. [116] С т а р ш и н о в Н. К. Что было, то было... М., Звонница–МГ, 1998. С. 423, 425. [117] Д о с т о е в с к и й Ф.М. Полн. собр. соч. в тридцати томах. Т. 21. Л., Наука, Ленинградское отделение, 1980. С. 31-32. [118] Р о з а н о в В. В. Мимолётное. М.: Республика, 1994. С. 140. [119] https://vikidalka.ru/1-134197.html / Перипетия и катарсис. Схема драматических перипетий " Шинели". [120] Л о м б р о з о Ч. Гениальность и помешательство. М.: РИПОЛ классик, 2006. С. 155. [121] У н а м у н о М. де. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1. Л.: Художественная литература, Ленинградское отделение, 1981. С. 217-218. [122] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 1. М.: Художественная литература, 1982. С. 103-105. [123] Х о д а с е в и ч В.Ф. Воспоминания. М.: Художественная литература, 2009. С. 136. – (Серия литературных мемуаров). [124] Там же. С. 129. [125] Б о д л е р Ш. [126] Г ё т е И. В. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 2. М., Художественная литература, 1976. С. 8. [127] К а в а б а т а Я. Тысячекрылый журавль. Снежная страна. Новеллы, рассказы, эссе. М., Прогресс, 1971. – (Мастера современной прозы). С. 385. [128] А н н е н с к и й И.Ф. Господин Прохарчин / Книги отражений. М.: Наука, 1979. С. 24-25. – (Литературные памятники). [129] С о м е р с е т М о э м У. Упадок и разрушение детектива / Искусство слова. М., Художественная литература, 1989. С. 104. [130] Б р о й н д е Г. Жизнь Жан-Поля Фридриха Рихтера. М., Прогресс, 1978. С. 19. [131] С о м е р с е т М о э м У. Искусство слова. М., Художественная литература, 1989. С. 109-110. [132] Б р ю с о в В.Я. Ремесло поэта. М.: Современник, 1981. – (Библиотека «О времени и о себе»). С. 32. [133] К о ж и н о в В.В. О тютчевской плеяде поэтов / Поэты тютчевской плеяды. М., Советская Россия, 1982. С. 8. [134] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 1. М.: Художественная литература, 1982. С. 168. [135] Г ё т е И.В. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Художественная литература, 1975-1980. Т. 10. С. 427. [136] Л и х т е н б е р г Г. К. Афоризмы. М.: Наука, 1964. – (Литературные памятники). С. 122, 123. [137] П у ш к и н А.С. О литературе. Избранное. М., Детская литература», 1977. С. [138] Р о з а н о в В.В. [139] В а л е р и П. Смесь / П. Валери. Об искусстве. М., Искусство, 1976. С. 183. [140] Т у р г е н е в И. С. Статьи и воспоминания. М.: Современник, 1981. – (Библиотека «Любителям российской словесности». Из литературного наследия). С. 122. [141] Там же. С. 112-113. [142] К о ж и н о в В. В. Стихи и поэзия / Страницы современной лирики. М.: Детская литература, 1980. С. 22. [143] П е т р о в с к и й М. С. Книги нашего детства. М., Книга, 1986. С. 136. – (Судьбы книг). [144] Гончаров И.А. Собрание сочинений в 8 тт., т. 8, М. Художественная литература. С. 148. [145] Д р у ж и н и н А. В. Прекрасное и вечное. М., Современник, 1988. С. 461. [146] Х о д а с е в и ч В. Ф. Воспоминания. М.: Художественная литература, 2009. С. 212. [147] Б о р х е с Х. Л. Проза разных лет. М., Радуга, 1984. – (Мастера современной прозы). С. 280-281. [148] С е н т – Б ё в Ш.-О. Литературные портреты. Литературные очерки. М., Художественная литература, 1976. – (Памятники мировой эстетической и критической мысли). С. 215. [149] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти томах. М.: Художественная литература, 1982. Т. 1. С. 52. [150] З а т о н с к и й Д. В. Художественный мир Петера Хандке / Петер Хандке. Повести. М., Прогресс [151] Г у м и л ё в Н. С. Письма о русской поэзии. М., Современник, 1990. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 75-76. [152] М а н д е л ь ш т а м О. Э. Слово и культура. М., Советский писатель, 1987. С. 247. [153] Ш е р ш е н е в и ч В. Г. Великолепный очевидец. Поэтические воспоминания 1910-1925гг. / Мой век, мои друзья и подруги. Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. М., Московский рабочий, 1990. – (Голоса времён). С. 446-447. [154] Т в а р д о в с к и й А. Т. О литературе. М., Современник, 1973. – (Библиотека «О времени и о себе»). С. 371-372. [155] Там же. С. 373. [156] Там же. С. 376. [157] Т в а р д о в с к и й А. Т. О литературе. М., Современник, 1973. С. 379. [158] Там же. С. 380. [159] Там же. С. 401. [160] Б е с т у ж е в А.А. Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов / Декабристы. Антология в двух томах. Т. 2. Проза. Литературная критика. Л., Художественная литература, Ленинградское отделение, 1975. С. 401-402. [161] Там же. С. 411. [162] Белинский В.Г. Собрание сочинений в девяти томах. М.: Художественная литература, 1982.С. 217. [163] Там же. [164] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти томах. М.: Художественная литература, 1982. Т. 8. С. 191. [165] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти томах. М.: Художественная литература, 1982. Т. 8. С. 344-345.
[166] В я з е м с к и й П. А. Собрание сочинений в двух томах. Т. 2. М., Художественная литература, 1982. С. 215-216. [167] Там же. С. 216. [168] К а р а м з и н Н.М. Избранные статьи и письма. М., Современник, 1982. С. 44. [169] Цит. по: Литературная критика 1800--1820-х годов. / Составитель, примеч. и подготовка текста Л. Г. Фризмана. – М., Художественная литература, 1980. С. [170] Там же. С. [171] Б а т ю ш к о в К. Н. Опыты в стихах и прозе. М.: Наука, 19. – (Литературные памятники). С. [172] Там же. С. [173] Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе; сост. Г.К. Косиков, М., Издательство Московского Государственного университета, 1987. – (Университетская библиотека). С. [174] Б р о д М. Узник абсолюта. М.: Центрполиграфиздат, 2003. – (Великие имена). С. 142-143. [175] Х а р т в и г Ю. Аполлинер. М.: Прогресс, 1971. С. 211. [176] З а т о н с к и й Д. В. Художественный мир Петера Хандке / Хандке П. Повести. М.: Прогресс, 1980. С. 5. [177] А р х и п о в Ю. И. / Томас Бернхард. Избранное: Рассказы и повести. М.: Радуга, 1983. С. [178] М о э м У. С. Искусство слова. М., Художественная литература, 1989. С. 341. [179] Г у с е в В. И. Совесть и дни человека / Андрей Битов. Дни человека. М., Молодая гвардия, 1976. С. 347-348. [180] М а р и н е т т и Ф. Т. Первый манифест футуризма. В сб. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. М., Прогресс, 1986. С. 160-161. [181] https://www.m-battle.ru/warfare.php? part=2& author=119& poems=832. [182] Б р е т о н А. Манифест сюрреализма. В сб. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. М., Прогресс, 1986. С. 56–57. [183] Там же. С. 57. [184] https://www.stepantsov.ru/? news=257& o=proekt [185] У н а м у н о М. де. Собрание сочинений в двух томах. Т. 2. Л.: Художественная литература, Ленинградское отделение, 1981. С. 318-319.
[186] https://az.lib.ru/s/spasowich_w_d/text_1897_merezhkovsky.shtml. [187] Л и х т е н б е р г Г. К. Афоризмы. М.: Наука, 1964. С. 120. [188] Г ё т е И. В. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 10. М., Художественная литература, 1980. С. 428. [189] Н о в и к о в Н.И. Избранное. М., Правда, 1983. С. 448-449. [190] К а р а м з и н Н.М. Избранные статьи и письма. М., Современник, 1982. С. 71-72. [191] Митрополит Е в г е н и й (Б о л х о в и т и н о в). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Римской церкви. М., Русский двор, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 286. [192] О г р ы з к о В. В. Русские писатели. Современная эпоха. Лексикон. – М., Литературная Россия, 2004. С. 372-373. [193] М а р ц и а л М. В. Эпиграммы. М.: Художественная литература, 1958. – (Библиотека античной литература). С. 31. [194] Ж а н - П о л ь. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981. С. 189. [195] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 4. М.: Художественная литература, 1979. С. 386-387. [196] Там же. С. 386. [197] Ч е р н и к о в а Е. В. [198] В я з е м с к и й П. А. Письмо с Липецких вод / Русский театральный анекдот. Л., Искусство, Ленинградское отделение, 1991. С. 46. [199] П о л е в о й Н. А. «Рука Всевышнего Отечество спасла» / Русский театральный анекдот. Л., Искусство, Ленинградское отделение, 1991. С. 102-103. [200] Т э ф ф и. Ностальгия: Рассказы, Воспоминания. Л., Художественная литература, Ленинградское отделение, 1989. С. 183-184. [201] В а с и л ь е в В. В. Беглый взгляд на эпиграмму. В кн.: Русская эпиграмма. М., Художественная литература, 1990. С. 3. [202] Г ё т е И. В. Собрание сочинений в десяти тт. Т. 1. М., Художественная литература, 1975. С. 242. [203] Там же. С. 244. [204] П у ш к и н А. С. [205] Т у р г е н е в И. С. [206] Стихотворная сатира первой русской революции. Л., Советский писатель, Ленинградское отделение, 1969 (Библиотека поэта). С. 194-195. [207] М у з и л ь Р. О книгах Роберта Музиля. В сб. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. М., Прогресс, 1986. С. 368. [208] Там же. С. 367. [209] К а в а б а т а Я. Тысячекрылый журавль. Снежная страна. Новеллы, рассказы, эссе. М., Прогресс, 1971. С. 390. [210] Л а о Ш э. Избранное. М., Прогресс, 1981. С. 493. [211] Там же. С. 510-511. [212] К о ж и н о в В. В. «Самая большая опасность – может быть, даже единственная опасность» / Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М.: Молодая гвардия, 1990. – (Свободная трибуна). С. [213] Б у а л о Н. Поэтическое искусство. Государственное издательство художественной литературы, 1957. С. 63. [214] В е н е в и т и н о в Д. В. Стихотворения. Проза. М.: Наука, 1980. – (Литературные памятники). С. 128. [215] Средневековый роман и повесть. М., Художественная литература, 1974. – (Библиотека всемирной литературы). С. 312. [216] Изборник. М., Художественная литература, 1969. – (Библиотека всемирной литературы). С. 197. [217] З а б о л о ц к и й Н. А. Огонь, мерцающий в сосуде. М., Педагогика-Пресс, 1995. С. 696. [218] Г о н ч а р о в И. А. Собрание сочинений в 8 тт. М., 1980. Т. 8. С. 148. [219] Как мы пишем. М., Книга, 1989. С. 45-46. [220] К о ж и н о в В. В. Судьба России. М.: Молодая гвардия, 1990. С. 200-201. [221] Г е р ц е н А. И. Былое и думы. В трёх томах. М. – Л., Academia, 1932. Т. 1. С. 446. [222] Г е р ц е н А. И. Былое и думы. В трёх томах. М. – Л., Academia, 1932. Т. 1. С. 449; 452; 456; 463. [223] П а н а е в а А. Я. (Головачёва). М., Правда, 1986. – (Литературные воспоминания). С. 115. [224] Ч у к о в с к и й К.И. Панаева и её воспоминания / А.Я. Панаева (Головачёва). М., Правда, 1986. С. 6. [225] См. Примечания в кн. А.Я. Панаева (Головачёва). М., Правда, 1986. [226] П а н а е в И. И. Литературные воспоминания. М., Правда, 1988. С. 163-164. [227] Х о д а с е в и ч В. Ф. Воспоминания. М., Художественная литература, 2008. С. 171. [228] Б у н и н И. А. Собрание сочинений в девяти томах. М., Художественная литература, 1967. Т. 9. С. 302-303. [229] Г о н ч а р о в И. А. Собр. соч. в восьми томах. Т. 8. М., Художественная литература, 1980. С. 164-165. [230] А к с а к о в К. С. Ты древней славою полна, или Неистовый москвич. М., Русскiй мiр, 2014. – (Большая Московская библиотека). С. 276. [231] Г о г о л ь Н. В. Собрание сочинений в семи томах. Т. 7. М., Художественная литература, 1979. С. 309. [232] Б е л и н с к и й В. Г. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 8. М., Художественная литература, 1982. С. 283. [233] Гоголь Н.В. Собр. соч. в семи томах. Т. 7. М., Художественная литература, 1979. С. 357. [234] Т о л с т о й А.К. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 1. М.: Правда, 198. С. [235] Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского. М., Искусство, 1979. С. 128. [236] Там же. С. 213-215. [237] Там же. С. 63. [238] Д о с т о е в с к и й Ф. М. Бесы: Антология русской критики. М., Согласие, 1996. С. 8-9. [239] К а т а е в В. П. Святой колодец. Трава забвенья. М., Советский писатель, 1969. С. 187. [240] Там же. С. 189. [241] В о з н е с е н с к и й А. А. ….. [242] С о л о в ь ё в В. С. Литературная критика. М., Современник, 1990. С. 236. [243] П а с т е р н а к Б. Л. Стихотворения и поэмы. М.- Л., Советский писатель, 1965. – (Библиотека поэта. Большая серия). С. 371. [244] Там же. С. 464. [245] Там же. С. 447. [246] З а б о л о ц к и й Н. А. Огонь, мерцающий в сосуде. М., Педагогика-Пресс, 1995. С. 669-670. [247] Рубцов Н.М. Сочинения. М., Российский писатель, 2006. С. 163. [248] Там же. С. 462. [249] Там же. С. 249.
[250] Ф е д я к и н С. Р. Художественная проза Василия Розанова. Жанровые особенности. М., Литературный институт им. А.М. Горького, 2014. С. 40. [251] Р о з а н о в В. В. Опавшие листья. Короб второй и последний. [252] Г а л к о в с к и й Д. Е. Бесконечный тупик. Т. 1. Издательство Дмитрия Галковского, М., 2008. С. 215. [253] Н е к р а с о в Н. А. Поэт и гражданин. М., Современник, 1982. С. 257-258. [254] П р у т к о в К.П. Избранные сочинения. Л., Советский писатель, 1953 (Библиотека поэта. Малая серия). С. 397. [255] Там же. С. 404. [256] Л о п у с о в Ю. А. Фугасом по Парнасу. М., Московская городская организация Союза писателей России, 2001. С. 22; 12. [257] П у ш к и н А. С. Полное собрание сочинений в 17 тт. М., 1994–1996. Т. 1. С. 105. [258] Л о п у с о в Ю. А. [259] Ц в е т а е в а М. И. [260] Г о г о л ь Н. В. Собрание сочинений в восьми томах. М., Правда, 1984. Т. 7. С. 184-189. [261] Ф а д е е в А. А. В ЦК КПСС / Александр Фадеев. Письма и документы. М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2001. С. 215. [262] Б у л г а р и н Ф. В. [О Пушкине] / Видок Фиглярин. Письма и агентурные записки Ф.В. Булгарина в III отделение. М.: Новое литературное обозрение, 1998. С. 228. [263] Там же. [Письмо А.Х. Бенкендорфу 25 января 1830] / Видок Фиглярин. Письма и агентурные записки Ф.В. Булгарина в III отделение. М.: Новое литературное обозрение, 1998. С. 381-382. [264] Ф а д е е в А. А. В Совет Народных Комиссаров СССР, Тов. Вышинскому / Александр Фадеев. Письма и документы. М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2001. С. 94. [265] Ф а д е е в А. А. А.К. Тарасенкову / Александр Фадеев. Письма и документы. М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2001. С. 135-136. [266] Ф а д е е в А. А. В ЦК ВКП (б), Тов. Жданову А.А., Тов. Суслову М.А. / Александр Фадеев. Письма и документы. М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2001. С. 137. [267] «Честно я тянул мой воз». Александр Твардовский (1910–1971). Стихи. Проза. Дневники. Письма. Документы. Голоса современников. М.: МИК, 2010. С. 296-297. [268] К у з н е ц о в Ю. П. Золотая гора / Юрий Кузнецов. Стихотворения. М.: Эксмо, 2011. – (Всемирная библиотека поэзии). [269] В я з е м с к и й П. А. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Художественная литература, 1982. С. 208-210. [270] С а п п а к В.С. Телевидение и мы. М.: 1963. С….. [271] С а п п а к В. С. Телевидение и мы. М.: 1963. С….. [272] История немецкой литературы в трёх томах. Т. 1. М., Радуга, 1985. С. 310. [273] К р и в ц у н О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 181. [274] Д р у ж и н и н А.В. Прекрасное и вечное. М: Современник, 1988. (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 192-193. [275] Цит. по: Попов В.Г. Зощенко. М.: Молодая гвардия, 2015. – (Жизнь замечательных людей). С. 179–180. [276] Ч у к о в с к и й К.И. От двух до пяти. М.: Советский писатель, 1960. С. 209. [277] Т в а р д о в с к и й А.Т. [278] Г е р ц е н А.И. Былое и думы. В трёх томах. Т. 1. М. –Л. 1932. Academia. С. 446. [279] П о т е б н я А.А. Эстетика и поэтика. М: Искусство, 1976. С. 122. [280] Г ё т е И.В. Собрание сочинений в десяти тт. Т. 10. М., Художественная литература, 1980. С. 224.
[281] П о п А. Опыт о критике /Из истории английской эстетической мысли XVIII века. М., Искусство, 1982 (История эстетики в памятниках и документах). С. 53. [282] П о п о в М.М. Серебряные веки. М., Академика, 2012. С. 53. [283] А в е р и н ц е в С.С. / Гилберт Кит Честертон, или Неожиданность здравомыслия. В кн. Честертон Г.К. Писатель в газете. М., Прогресс, 1984 (Зарубежная художественная публицистика и документальная проза). С. 330. [284] Т а р а б у к и н И.М. Михаил Александрович Врубель. М., Искусство, 1974. С. 9-10. [285] М а я к о в с к и й В.В. Избранные сочинения в двух томах. Т. 2. М., Художественная литература, 1982. С. 29. [286] Там же. Т. 1. С. 41. [287] П е с к о в А.М. Михаил Николаевич Загоскин / М.Н. Загоскин. Сочинения в двух томах. М., Художественная литература, 1987. С. 12-13. [288] М а й о ф и с М. Воззвание к Европе: Литературное общество «Арзамас» и российский модернизационный проект 1815-1818 годов. М., Новое литературное обозрение, 2008. С. 13. [289] Б у а л о Н. Поэтическое искусство. Государственное издательство художественной литературы, 1957. С. 99.
[290] О д о е в с к и й В.Ф. О литературе и искусстве. М., Современник, 1982. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 33. [291] Б е с т у ж е в (М а р л и н с к и й) А. А. Взгляд на старую и новую словесность в России / Декабристы. Антология в двух томах. Т. 2. Л., Художественная литература, 1975. С. 385. [292] Там же. С. 386. [293] С о м е р с е т М о э м У. «Тайны ремесла» и магия слова / Искусство слова. М., Художественная литература, 1989. С. 361. [294] Х о м я к о в А.С. О старом и новом. М. Современник, 1988 (Библиотека «Любителям российской словесности». Из литературного наследия). С. 296. [295] Там же. С. 296-297. [296] Там же. С. 297. [297] Там же. С. 297. [298] Там же. С. 298. [299] Там же. [300] Там же. [301] С т р а х о в Н.Н. Литературная критика. М., Современник, 1988. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. 268. [302] Г о н ч а р о в И.А. Собрание сочинений в 8 тт. Т. 8. М., Художественная литература, 1980. С. 24. [303] Д о с т о е в с к и й Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т. 25. Л.: Наука, Ленинградское отделение. С. 27. [304] С т р а х о в Н.Н. Литературная критика, М., Современник, 1988. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Из литературного наследия»). С. [305] П у ш к и н А.С. Египетские ночи / Пушкин А.С. о литературе. Избранное. М., Детская литература», 1977. С. [306] Г о г о л ь Н.В. Собрание сочинений в томах. Т.6. М., Художественная литература, 198. С. [307] К у п а л а Янка. Тры паэмы. Минск, Беларусь, 1977. С. 15. [308] Там же. С. 19. [309] К у п а л а Янка. Тры паэмы. Минск, Мастацкая литература, 1977. С. 21. [HP1]ти
|