Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тормоза






В скутерах сегодня применяются дисковые и барабанные тормозные механизмы. Дисковые тормоза «пришли» из мотоспорта и отличаются значительно большей эффективностью и быстротой срабатывания, нежели барабанные. Как правило, их устанавливают на переднее колесо, так как при торможении загружается именно перед скутера, соответственно и тормозное усилие приходится в основном на переднее колесо. Соотношение тормозного усилия на колеса как правило составляет до 70% на переднее и до 30% на заднее колесо. Барабанные тормоза более склонны к перегреву при интенсивном торможении. Единственный их плюс перед дисковыми системами — высокая грязеустойчивость, ведь барабан и тормозные колодки полностью закрыты со всех сторон, в отличие от открытого «всем ветрам» тормозного диска.

Тормозной барабан обычно выполняется внутри ступицы колеса, где устанав-лен опорный диск с двумя колодками. Наружная поверхность колодок покрыта специальным фрикционным материалом, который контактирует с внутренней рабочей поверхностью барабана, обеспечивая торможение. Каждая колодка упирается одной стороной на специальный цилиндрический упор, а второй — на кулачок, находящийся на тросе привода тормоза. При нажатии на рычаг тормоза кулачок поворачивается, распирая колодки. Обратный ход колодок обеспечивается одной или двумя возвратными пружинами. Также существует вариант тормозного механизма с двумя распорными кулачками, каждый из которых воздействует на свою колодку — этот вариант тормозного механизма гораздо эффективнее однокулачкового.

Дисковый тормоз переднего колеса с гидроприводом

Дисковый тормозной механизм на скутере имеет, как правило, гидравлический привод, в отличие от барабанного механизма. Диск (либо два диска) жестко крепится к ступице колеса, а тормозная скоба (суппорт) — к вилке. В момент торможения диск зажимается с двух сторон тормозными колодками. Тормозные скобы различаются по конструкции и могут иметь от одного до восьми поршней. На скутерах, как правило, используются двух- и четырехпоршневые варианты. Скобы также отличаются по способу крепления к вилке — они могут быть фиксированными и плавающими. Различие их состоит в том, что в фиксированных скобах на каждую колодку давят свои поршни, а в плавающей скобе поршень находится только с одной стороны и равномерное усилие на колодки прилагается благодаря перемещению всей тормозной скобы по направляющим. При уменьшении давления на колодки, скоба возвращается в изначальное положение, образуя зазоры между колодками и диском.

Впрочем, на малокубатурной технике бывает достаточно и барабанных тормозов, так как скорости здесь невысоки, зато на современных «больших» скутерах нередки дисковые тормоза как спереди, так и сзади, на ступице переднего колеса может располагаться два тормозных диска, и, соответственно, два тормозных гидравлических суппорта на вилке.

Тормозные системы на большинстве скутеров имеют раздельное управление — т. е. тормоза заднего и переднего колес приводятся в действие независимо друг от друга. Задний тормоз обычно приводится в действие рычагом на левой рукоятке. Передние тормоза задействуются правой рукояткой (как на мотоцикле).

В последнее время на скутерах с большим объемом двигателя также начали применяться комбинированные тормозные системы с гидравлическим приводом, когда правый рычаг управляет не только передним тормозным суппортом, но и направляет часть усилия на тормоз заднего колеса.

Помимо рабочих тормозов на некоторых «старших» моделях скутеров может применяться стояночный тормоз, использующийся для удержания скутера на уклоне. Как правило, он состоит из барабанного тормоза, встраиваемого в ступицу заднего колеса, и приводится в действие отдельным рычагом.

На современных моделях скутеров с большим объемом двигателя не редкость антиблокировочные системы, которые помогают избежать блокировки колеса при резком торможении. Всего существует несколько разновидностей таких систем, но конечная цель у них у всех одна: не дать тормозам заблокировать колесо, что может привести к падению скутера. Системы АБС интегрируются в гидравлические тормозные системы скутеров, и состоят из блока управления, датчиков вращения колеса и системы гидравлических клапанов, «отвечающих» за уменьшение давления в тормозной магистрали при появлении признаков блокировки колеса.

Дисковый тормоз с АБС

 

6. Органы управления

 

К органам управления относятся все рычаги, кнопки, клавиши и контрольные лампы, необходимые аля полноценного управления скутером.

Органы управления это: руль, с поворотной рукояткой управления «газом», рычаги переднего и заднего тормоза, переключатели ближнего и дальнего света, кнопка и рычаг кик-стартера, контрольные лампы приборной панели, а также спидометр, тахометр и различные датчики, сигнализирующие о работоспособности систем скутера.

Педали переключения передач и тбр-моза на современных скутерах отсутствуют, но они могут встречаться на более старых моделях, так же, как и ручки пускового обогатителя карбюратора.

Руль обычно изготавливается из стальной трубы; тюнинговые рули, выпускаемые сторонними фирмами, могут быть выполнены из алюминиевых и других легких сплавов.

1 - рычаг заднего тормоза; 2 - рычаг переднего тормоза

Крепятся рули при помощи специальных стоек к верхней траверсе вилки, либо непосредственно на кронштейне рулевой колонки.

1. Клавиша переключения дальнего-ближнего света фары; 2. Клавиша включения сигналов поворота; 3. Клавиша включения звукового сигнала; 4. Зеркало заднего вида

На левой стороне руля обычно расположен рычаг заднего тормоза, переключатель дальнего и ближнего света фары, клавиша включения звукового сигнала и мигания дальним светом (не на всех моделях). Кроме того, здесь находится сдвижная клавиша включения сигналов поворота.

1. Клавиша включения стартера; 2. Клавиша аварийной остановки двигателя; 3. Рукоятка управления «газом»; 4. Зеркало заднего вида

На правой стороне находятся рычаг переднего тормоза, клавиша включения стартера и кнопка аварийной остановки двигателя. Поворотная рукоятка управления «газом» также находится на правой стороне руля.

Под рулем, в центральной панели скутера, находится замок зажигания, служащий для включения бортовой электроцепи и противоугонного блокирования рулевой колонки. Обычно замок имеет три положения:

1. ON — все системы включены, рулевая колонка разблокирована, ключ нельзя вынуть из замка зажигания;

2. OFF - все системы выключены, рулевая колонка разблокирована;

3. LOCK - все системы выключены, рулевая колонка заблокирована в повернутом положении.

Приборная панель скутера, необходимая для полного контроля за машиной в движении, имеет, как правило, спидометр со встроенным одометром, тахометр, показывающий обороты двигателя, указатель уровня топлива, сигнальные лампы включенного дальнего света, давления и температуры масла, индикаторные лампы сигналов поворота.

Следует сказать, что, в общем-то, скутеру с автоматической трансмиссией тахометр на нужен. Вариатор сам «подбирает» свое передаточное число, без участия водителя. Однако многие фирмы устанавливают тахометр, он украшает приборную панель и придает солидность маленькому скутеру. Кроме того тахометр облегчает регулировку карбюратора при ремонте и необходим при проведении тюнинга скутера.

Простая приборная панель скутера-«пол-тинника»:
1 - спидометр со встроенным одометром; 2 - тахометр; 3 - указатель уровня топлива; 4 - сигнальная лампа включенного дальнего света; 5 - индикаторные лампы включенного указателя поворота

7. Выбор скутера

 

В жизни каждого начинающего скутериста наступает момент, важность которого сложно переоценить. Это покупка первого «коня». Ведь именно от этого, первого выбора зависит очень многое. Не секрет, что первое впечатление - самое важное. Каким оно будет? В первую очередь это зависит от того, какой выбор будет сделан.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал