Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Благополучного положения в жизни, в % от опрошенных но группе






 

Условия благополучия Очень важно Довольно важно Не очень важно Совсем не важно Трудно сказать
Происходить из богатой семьи 18, 6 34, 8 26, 1 15, 4 5, 0
Иметь образованных родителей 19, 7 39, 5 27, 0 11, 3 2, 4
Самому иметь хорошее образование 57, 1 31, 6 8, 9 1, 7 0, 7
Быть честолюбивым 31, 9 41, 9 17, 0 4, 2 5, 0
Иметь хорошие способности 59, 5 33, 9 4, 3 1, 2 1, 1
Упорно трудиться 56, 4 32, 4 7, 8 1, 9 1, 6
Иметь нужные знакомства 46, 9 40, 2 9, 4 2, 2 1, 2
Иметь политические связи 12, 7 19, 2 32, 9 23, 5 11, 8
Национальность 4, 7 11, 0 38, 8 37, 3 8, 2
Место, откуда человек родом 3, 0 10, 0 32, 9 49, 4 4, 6
Политические убеждения 2, 6 7, 6 32, 4 44, 1 13, 3
Пол 6, 8 19, 7 36, 3 30, 7 6, 6
Неразборчивость в средствах, нахальство   10, 9   21, 4   19, 5   25, 3   24, 9

 

Источник: Социологические исследования. 2000. № 3. С. 17.

 

На первые места среди ценностей вышли хорошее образование, хорошие способности, трудолюбие, а также нужные знакомства. Место рождения, пол, политические убеждения, национальность высокого рейтинга не имеют. Таким образом, главными оказались характеристики, связанные с их личностными особенностями. Понятие “хороших способностей”, которое россияне считают главным фактором успеха, означает готовность и умение жить в условиях конкурентной рыночной экономики и ориентироваться на индивидуальную свободу как высшую ценность.

Если сравнить представление о факторах успеха в России и на Западе, то окажется, что россияне придают личностным факторам успеха гораздо большее значение, а факторам, связанным с образованием, трудом и социальным происхождением, меньшее значение, чем западноевропейцы.

Как показал более глубокий анализ, немалое значение для достижения успеха имеют моральные установки, точнее, готовность нарушить некоторые нравственные и юридические нормы ради достижения успеха и материального благополучия.

С суждением о том, что можно перешагнуть через некоторые нормы морали, если стремишься преуспеть, согласились 54, 9% зажиточных и 13, 9% бедных. А готовность поступиться материальным успехом, лишь бы не идти вразрез с совестью, проявили 45, 1% зажиточных и 86, 1% бедных. Таким образом, вырисовывается интересная закономерность: чем богаче человек, тем с большей готовностью он может переступить нравственные нормы, и наоборот[308] (схема 9.2).

По мере движения вниз вдоль социальной лестницы изменяются экономические ценности. В верхнем слое среднего класса более половины выступают за либеральную модель развития экономики (свободный рынок без вмешательства государства), в среднем слое наиболее популярной является модель рыночной экономики с мягким государственным регулированием, а для низших слоев российского общества экономическим идеалом служит модель госкапитализма (современный вариант нэпа).

 

Я лучше не достигну успеха, Чтобы преуспеть, необходимо

но не пойду вразрез с перешагнуть через некоторые нормы морали.

совестью и моралью

 

Схема 9.2. Правовой и нравственный нигилизм усиливается

по мере роста материального положения людей

 

Российские социологи, применив методику Института демоскопии в Алленсбахе, выявили отношение среднего класса к отдельным элементам социально-экономического устройства общества (табл. 9.4).

Из таблицы видно, что россияне более позитивно, чем немцы, относятся к конкуренции. Те и другие одинаково негативно относятся к уравниловке в распределении доходов.

Таблица 9.4


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал