Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА : Трудовая деятельность, сфера занятости и рынок труда.

Лекция № 6

План:

1. Труд: его роль и значение в жизни человека и общества.

2. Рынок труда и особенности его функционирования.

1. Чем бы ни занимался человек, решающая роль в его жизни принадлежит труду, который является вечным естественным условием нашей жизни. Лев Толстой писал: " Труд - великий двигатель человеческой природы: он единственный источник земного счастья и добродетели". Проблемы трудовой деятельности находились в центре научных интересов О. Конта, Э. Дюркгейма, К.Маркса, М.Вебера и сегодня они волнуют современных социологов, экономистов, других обществоведов.

В экономической социологии исходным пунктом категориального анализа выступает сам труд как процесс, совершающийся во взаимодействии людей друг с другом и природой, в котором человек между собой и природой помещает специфический предмет - орудие труда.

Социологическое исследование труда как специфического процесса человеческой деятельности включает в себя выяснение его основных особенностей:

1. всеобщность труда. Именно труд лежит в основе остальных общественных явлений и процессов. Без и помимо труда общество не может возникнуть, существовать и развиваться.

2. труд представляет собой основную форму жизнедеятельности человека и общества. Труд обусловил и выделил человеческое общество из природы, а человека из животного мира.

Экономико-социологический анализ и осмысление трудовой деятельности устанавливают двойственный характер труда. С одной стороны, труд выступает как обмен веществ между природой и человеком. Основная задача этой стороны - воспроизводство человека как живого существа; при помощи труда удовлетворяется потребность в пище, жилье, одежде и т.д. Эта сторона трудовой деятельности называется простым процессом труда. Люди вступают в контакт друг с другом, с государством, традициями, обычаями - в многогранные, сложные отношения. Эта сторона выступает как общественная определенность труда, обусловленная разделением труда, формами собственности, зависит от типа общества (рабовладельческое, феодальное и т.д.).

Необходимо подчеркнуть, что труд как сложный социальный процесс обладает определенной структурой. К компонентам структуры труда отнесят:

1. Предметы труда - вещество природы, на которое человек воздействует средствами труда. /Земля-плуг/. Предметы труда подразделяются на: сырье /уголь, газ/; полуфабрикаты /нефть/- естественные; искусственные /хим. волокно/.

2. Средства труда: а) орудия труда /инструменты, станки и т.д./; б) всеобщие материальные условия труда /здания, ж. / д.; средства связи, авто и т. д./.

3. «Продукт труда - это получившее окончательную обработку вещество природы, превращенное трудом человека в вещь - стол, костюм, авто и т. д.

Существенно важное значение в социологии придается содержанию труда, представляющее собой комплекс трудовых функций. Содержание труда воплощает в себе функции в трудовом процессе - управленческие, исполнительские, контроля, регистрации и т. д. Оно отражает особенности соединения работника со средствами производства, уровнем развития производительных сил.

И, наконец, характер труда обуславливается целями общественного производства, господствующими в обществе отношениями собственности, а также социально-экономической системой. Известно, что в рабовладельческом, феодальном обществах труд носит принудительный характер и здесь господствует внеэкономическое принуждение. При капитализме - труд формально свободен, а фактически существует экономический характер принуждения. Работник продает свою раб.силу /жизнь/ на рынке труда.

Трудовая деятельность всегда протекает в определенных условиях труда, которые представляют собой совокупность факторов, оказывающих различное /благоприятное или нет/ влияние на здоровье и самочувствие работника, на эффективность и качество его трудового поведения. Условия труда классифицируются на: 1. физиологические; 2. санитарно-гигиенические; 3. эстетические; 4. социально-психологические. Эти группы условий оказываются органически взаимосвязанными.

Большое значение в социологии имеет выяснение функций, выполняемых человеком в процессе труда, и функций самого труда, как специфической человеческой деятельности. Основные функции труда таковы:

Ø создавать условия и средства жизни человека;

Ø развивать человека как социальное существо, как личность;

Ø приносить удовлетворение человеческой потребности в деятельности;

Ø приносить удовлетворение /неудовлетворение/ общением в процессе труда с другими людьми.

Задумаемся, так какие же функции выполняет человек - работник, включенный в процесс труда? Наиболее существенные из них состоят в следующем:

1. Человек в процессе труда достигает его основную цель - создание определенного продукта труда;

2. В процессе труда человек осуществляет простое обслуживание производственной деятельности - транспортировку, перемещение, вспомогательные работы /уборка, т.д./

3. В процессе труда осуществляется и сложное обслуживание производственной деятельности - наладка, ремонт машин, механизмов и т. д.;

4. Важной функцией является организация трудовой деятельности на рабочих местах, которую осуществляют административные работники;

5. Существенное значение имеет управление трудовой деятельностью, которую осуществляют специалисты экономической, юридической службы предприятия отделов снабжения, маркетинга и т.д.

6. Стимулирующую роль выполняет разработка научных основ трудовой деятельнооти, которой занимаются специалисты психологи, менеджеры и т. д.;

7. Центральной функцией, выполняемой в процессе трудовой деятельности, является организация труда в системе производства.

И так, какой бы аспект труда мы бы ни анализировали, основным его фактором и движущей силой всегда была и остается трудовая деятельность человека, являющегося субъектом трудового процесса.

Трудовая деятельность представляет собой относительно жестко фиксированный в социальном пространстве и времени целесообразный ряд операций и функций, осуществляемый людьми в целях создания материальных и духовных благ, служащих средствами жизнеобеспечения индивида, социальной группы и общества в целом.

Кстати, трудовая деятельность зависит от:

1. личностных качеств субъекта труда - пола, возраста, семейного положения, профессионально-квалификационного уровня и т.д.;

2. материально-технических условий труда /энерговооруженность, техн.оснащенность и т.д./;

3. совокупности трудовых операций, определяемых целью и содержанием трудового процесса;

4. способа организационно-технологической и социально-экономической связи субъекта труда со средствами труда и условиями их функционирования;

5. особенностей непосредственной социальной среды;

6. мотивации и стимулирования труда;

7. организации труда;

8. отношения личности и общества к труду.

Стоит подчеркнуть, что в качестве основных мотивов трудового поведения выступают потребности, установки, ценностные ориентации личности, её функциональные состояния, а также внешние побуждения - стимулы, которые подразделяются на материальные и моральные. Важными мотиваторами активного трудового поведения, кроме перечисленных выше факторов, являются ожидания достижения в процессе труда значимой цели и удовлетворенности трудом. Наиболее эффективная мотивация труда осуществляется тогда, когда люди ожидают /а лучше - уверены/, что их усилия позволят им достичь цели, приведут к желаемому вознаграждению, приведут не только к удовлетворению потребностей /еда, отдых и т.д./, принесут удовлетворенность самим процессом труда и его результатами.

Каковы бы ни были содержание, характер или условия трудовой деятельности, важнейшую роль в её осуществлении выполняет человек - работник. В качестве участника трудовой деятельности, человек прошел 3 основные стадии развития - единичного, частичного и совокупного работника. В качестве единичного он выступает, когда единолично производит готовый продукт /на даче, дома и т.д./. Специфика частичного работника заключается в том, что он сконцентрирован на выполнении одной операции, обусловленной сложившимся разделением труда. Совокупный работник - это комбинация работников разного уровня образования и различных профессий. В состав совокупного работника включаются рабочие и служащие, менеджеры и т.д. Понятия частичный и совокупный работник связаны с существующим в обществе разделением труда. Этой проблеме, кстати, уделяли серьезное внимание К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и др. Парсонс, например, развивая идеи Дюркгейма и Вебера, отмечал, что " деньги и рынок действуют там, где существует довольно широкое разделение труда".Он рассматривал значимость и роль разделения труда в органической взаимосвязи с динамикой социальной структуры общества и социальной дифференциацией.

2. Необходимо подчеркнуть, что сфера оплачиваемой трудовой деятельности функционирует как рынок труда, охватывающий всех работников всех сфер производственной и непроизводственной деятельности, а также лиц, стремящихся занять рабочие места.

Для человека, предлагающего на продажу услуги своего труда, первостепенное значение имеет выяснение следующих вопросов:

1. следует ли выносить на рынок труда свою способность к трудовой деятельности?

2. сколько часов в неделю, в день необходимо работать?

3. сколько можно получать за свой труд?

Наиболее характерные особенности современного рынка труда, как нам представляется, возможно обобщить и свести к следующему:

1. Из-за свободного перелива рабочей силы из одной сферы трудовой деятельности в другую не существует единого рынка труда.

2. На различных рабочих местах и в разных отраслях производства или непроизводственной сферы не существует единой оплаты труда.

3. Выбор рабочего места зависит не только от размера вознаграждения, но и содержания, условий труда, престижа профессии или должности.

4. Положение потенциального работника на рынке труда обусловлено демографическими характеристиками пола, возраста, семейного положения и т.д.

5. Жители больших населенных пунктов находятся в более выиграшном положении, чем жители малых городков, сёл относительно вариантов трудоустройства.

6. Уровень образования работника существенно влияет на определение рабочего места и спектра возможностей.

7. Интенсивность предложений труда в решающей степени зависит от динамики спроса на те или иные виды трудовых услуг.

В следствие неупорядоченности, неоднородности рынка труда в современном обществе существует стратификация занятости, т.е.распределение реальных и потенциальных работников на различные страты /слои/. Приоритет за работниками, занятыми полное рабочее время. Они - в ядре системы. На периферии - работники, занятые неполный день, занимающиеся самостоятельной трудовой деятельностью /частный авторемонт, портной и т.д./, занятые домашним хозяйством. За пределами занятости - безработные.

На социальную стратификацию занятости влияет гендерная дискриминация, когда более практичные, высокооплачиваемые рабочие места чаще занимают мужчины. В современном обществе существует и возрастная дискриминация, приводящая к тому, что молодежь в трудовой деятельности занимает невысокие ступени, чаще оказывается в числе безработных.

Таким образом, совокупное влияние спроса на труд, существующих в обществе профессионально-квалификационных различий между работниками; разнообразие предпочтений и вариантов в предложениях трудовых услуг; наличие социально-демографических /гендерных, возрастных/ дискриминаций в трудовых отношениях приводит к тому, что в обществе складывается несколько типов занятости:

Ø Полностью занятые - имеют постоянную работу и заняты трудом полный рабочий день и неделю;

Ø Частично занятые - имеют работу, но заняты неполное рабочее время, а хотели бы быть заняты полностью;

Ø безработные – не имеют работы, но ищут её, готовы приступить к работе;

Ø полубезработные - не имеют работы, не ищут её, не готовы начать работу по разным основаниям;

Ø ни занятые - ни безработные - работы не имеют, её не ищут и не хотят работать.

Когда мы говорим о формировании, становлении рынка труда, то имеем в виду важнейшие социально-психологические механизмы /наряду с экономическими/ этого сложного процесса. Наиболее сильнодействующий из них составляет стремление человека к максимально выгодному применению своей способности к труду и соответствующей оплате, поиск подходящего места работы, готовность выдержать конкуренцию за более выгодное рабочее место и готовность рисковать.

Любопытно, но готовы рисковать ради более высокого заработка предприниматели и коммерсанты, за ними в порядке убывания: студенты, служащие, инженеры, технические работники, крестьяне. Готовность к риску на рынке труда в гораздо более высокой степени свойственна молодежи /20-25 лет/, но неуклонно снижается по мере увеличения возраста. Существенно зависит такая готовность и от уровня образованности: у людей с неполным средним образованием она меньше, чем с высшим.

В целом за последние годы произошла явная переоценка отношений людей к труду. Можно уверенно констатировать, что сегодня широко распространены мотивы меркантильного характера. В наше время говорят: " Труд - это дело. Чем больше платят, тем больше делаю". Если для большинства неквалифицированных рабочих труд - это просто дело, которое является необходимым, но не очень интересным, желательным, то среди специалистов так считают менее половины.

Таким образом, существенные сдвиги в мотивации труда обусловлены социально-экономическим кризисом, а преодоление спада производства вселяет надежду на улучшение ситуации в сфере труда. Важнейшее значение здесь приобретает повышение эффективности производства, рост рентабельности, прибыли, повышение качества, конкурентноспособности и как следствие - рост реальных доходов населения. Такая ориентированность развития экономической сферы дает возможность возвысить социальную значимость труда в нашем обществе, усилить социально-экономические механизмы его мотивации и стимулирования, поставит оплату труда в зависимости от квалификации работников и качества выполняемых работ. В перспективе труд превратится в основное мерило человеческого достоинства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процесс принятия решения о покупке | Тема №6. Аварийный инструмент.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал