Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Месяца октября в 29 день [по н. ст. – 11 ноября] преставление преподобного отца нашего Авраамия архимандрита Богоявленского, ростовского чудотворца

Преподобный отец наш Авраамий был сыном благочестивых родителей. Оставил он родителей своих и мирскую суету, принял крест Христов и последовал Христу, и от младых ногтей Господу себя предназначил. И был он монахом, вместилищем чистоты святого духа, потому что покорил плоть духу и возобладал над плотскими страстями, отдав себя строгой и полной лишений жизни, изнурив себя трудами. И был он устроителем иночества, и, пожив ангельским житием и омыв душу свою слезами, приобрел благодать исцелять неисцелимые страсти. Видел преподобный искушение идольское, ведь не все еще приняли святое крещение, но Чудской конец [так назывался район города Ростова – Ред.] по бесовскому помрачению поклонялся каменному идолу. Жил в идоле злой бес, и поэтому никто не смел проходить близ него, напускал он на христиан наваждения и страшные видения, наводя на них помрачение. Преподобный же Авраамий помолился Богу такими словами: «Господи Боже вышний, призри с высоты своей святой на раба твоего. Дай мне силу и благодать Святого Духа разорить этого хитрого, коварного идола». Но не смог он этого сделать, не дал тот [идол. – Ред.] даже близко подойти злыми своими чарами. Авраамий скорбел и недоумевал о случившемся и вдруг увидел старца, идущего к нему. Преподобный встретил его, оба поклонились друг другу, взяли друг у друга благословение и сели рядом. Блаженный Авраамий обратился к старцу: «Откуда идешь, отче, и какой страны ты, праведник Божий?» Сказал ему старец: «Я родом из Царьграда [то есть из Византии. – Ред.] и в вашей стране пришелец, чужеземец. Скажи мне, отче, почему сидишь скорбный близ презренного этого идола Велеса?» Сказал блаженный Авраамий старцу: «Стараюсь и молюсь Господу Богу (надеясь на помощь его) разрушить презренного этого идола Велеса. Но нельзя мне, так как не принял Господь Бог мое моление, и вот поэтому скорблю». Сказал же старец Авраамию: «Если хочешь, отче, желаемое получить, иди в Царьград, а там – к дому Иоанна Богослова. Войди в дом его и поклонись его образу, и не выйдешь оттуда с пустыми руками, но получишь желаемое. Если же не пойдешь в дом Иоанна Богослова, то желаемого не получишь». Опечалился Авраамий о долгом пути, а старец сказал ему: «Господь Бог превратит его в короткий». Блаженный Авраамий исполнился Духа Святого, взял благословение у старца и пошел, забыв о долготе пути. Вот перешел он реку Ишню и встретил человека чудесного, благочестивого образом, имеющего высокий, открытый лоб и большую круглую бороду и необыкновенно красивого, держащего в руке трость. Блаженный поклонился ему, припав к его ногам. Сказал ему дивный этот человек: «Куда, старче, идешь?» Рассказал ему блаженный все по порядку, по какой причине идет искать дом Иоанна Богослова. Сказал ему дивный человек: «Возьми, старче, эту мою трость и возвратись назад. Подойди к большому идолу и проткни его тростью во имя Иоанна Богослова, и рассыплется в прах окаянный». И тотчас стал невидимым. И узнал блаженный в нем Иоанна Богослова, и, объятый страхом и радостью, возвратился вспять. Подошел он беспрепятственно к идолу, проткнул его тростью во имя Иоанна Богослова, и тотчас идол Велес рассыпался в прах. А на том месте, где встретил Иоанна Богослова, блаженный вскоре поставил церковь во имя Иоанна Богослова, которая стоит там и сейчас. По благословению епископа построил он небольшую церковь и на том месте, где прежде был идол Велес, во имя святого Богоявления Господа нашего Иисуса Христа. Поставил кельи и созвал иноков и, заботясь о них, создал общину. Но много зла он принял от нечестивых. Однажды они хотели разорить и сжечь святыню [храм. – Ред.], но Бог не позволил им этого сделать по молитвам и терпению преподобного. Через малое время он всех привел к Христу Богу мудростью, и крестились они от мала и до велика. Начали женщины и отроки ходить на церковные службы Божии и на всенощное бдение. Преподобный же книжным чтением и духовным поучением наполнил сердца их радостью, которая слаще медовых сотов. И многие отроки, оставив родителей своих, тайно при- ходили к нему и становились монахами. Преподобный же без возражения всех приходящих постригал, словно виноград сажал при водах и поил их водою учения божественных слов. И умножил он монашество, и церковь большую построил, и украсил ее как невесту Христову дивными иконами и святыми книгами, в ней еще более множилось святое богослужение. Князья ростовские возымели великую веру к монастырю, к отцу своему Авраамию и ко всем инокам, и много давали богатства на строение монастыря и землю на прокорм инокам. Увидел же епископ Федор, как растет монастырь, становясь изобильным всем необходимым. Решил епископ Илларион устроить совет с великим князем Владимиром и князем Борисом, чтобы сделать эту обитель архимандритией. И рукоположив преподобного Авраамия, поставили его архимандритом. И стал он еще больше подвизаться, труды к трудам прилагая, отдав себя молитве и посту. Он был примером для всех, приобретя большое смирение и оказывая нелицемерную любовь ко всякому приходящему, одинаково к знатному или простому человеку. Исконный же ненавистник добра дьявол ополчился на преподобного, причиняя ему вред днем и ночью, но никак не мог устрашить преподобного своими наваждениями, так как он был огражден Христовою благодатью и крестным знамением.

Однажды, когда святой хотел совершить установленную службу и принятые молитвы перед причастием, хотел он умыть руки. Дьявол вошел в умывальницу и в воду, чтобы причинить ему вред через воду. Преподобный понял, что в сосуде находится лукавый дух, и, взяв честной крест, положил его сверху, и со всех сторон оградил его крестным знамением. И не повредив сосуда, оставил его на многие дни, бес же, сжигаемый в сосуде крестною силой, не мог выйти из него. Был же у князей обычай каждый день ездить в поле на охоту и, возвращаясь обратно в город, входить в монастырь поклониться церкви и у святого принять благословение. И в этот раз как обычно князья пришли в келью преподобного для благословения. Случилось так, что в то время преподобный был в пекарне, мó я власяницы [одежда из грубой ткани, которую носили монахи. – Ред.] для братии. У преподобного был обычай каждый день трудиться для братии, иногда он рубил в поварню дрова, иногда мыл власяницы, иногда воду носил в поварню и в пекарню. Услыхал преподобный о князьях, что пришли в его келью, и пошел в свою келью, чтобы благословить их. Когда преподобный еще не дошел до своей кельи, а князья ждали его в ней, увидели они сосуд, накрытый крестом, и удивились этому. Один же из них дерзнул взять крест с сосуда, чтобы им осенить себя. Тотчас бес вышел из сосуда как черный и смрадный дым, что устрашило всех бывших там. Встретил лукавый дух преподобного, идущего в келью, и начал ему говорить дурные слова: «Как ты мне сделал, окаянный, мучиться силой невидимого Бога и сжигаться крестною силою, так же и я тебе в скором времени наврежу и одолею тебя, возведу на тебя козни, и сотворю тебе наказание в укор всем видящим тебя. На- веду на тебя муки тяжкие, будешь посажен без седла на пегую ослицу и в женские красные сандалии будешь обут. Сделаю тебе много других бед против тех, что я принял от тебя». Как только преподобный оградил себя крестным знамением, тотчас он исчез. Князья же спрашивали преподобного о произошедшем, о смрадном дыме, вышедшем из сосуда. Он же ничего им о том не рассказал. Благословив и наставив князей, преподобный отпустил их с миром. В скором времени принял бес образ воина и пришел к великому князю Владимиру во Владимир, и начал на преподобного возводить навет: «Господин царь, хочу тебе поведать великую тайну, какую следует тебе знать. В твоем государстве, царь, в городе Ростове есть некий инок Авраам – колдун, взявший на себя образ святого, прельщающий людей своим якобы смирением. Он нашел в земле большой клад – медный сосуд полный золота, который достоин быть твоим. Этому золоту, и золотому поясу, и цепям невозможно высказать цены, сколько же там серебра и других драгоценностей – невозможно передать. На это сокровище он монастырь построил и церковь большую поставил, а тебе, государь, о том не рассказал». Князь Владимир разгорелся сильным гневом на преподобного и послал очень жестокого воина за преподобным, сказав: «Где найдешь старца, то не говори ему ни единого слова, но в чем найдешь его, в том и поставь передо мной» – по подсказке оболгавшего его воина, на самом деле – беса. В то время, когда преподобный после соборной службы, в одной власянице и необутый стоял на келейной молитве, пришел к нему злой, свирепый воин, не имеющий милости к преподобному. Не дал он преподобному ничего сказать, ни одеждой укрыться, ни обуться, так сатана захватил его сердце. Увидел преподобный вражду дьявольскую, воз- веденную на него, но не устрашился, а еще больше благодарил Бога о приключившейся ему беде. Взял же его воин, посадил с собой на своего коня и быстро поскакал к Владимиру. На другой стороне озера встретился им поселянин верхом на пегой ослице, держащий в руках красные женские сандалии. Посадил воин преподобного на ослицу, а на ноги его надел сандалии, и в скором времени поставил его перед господином великим князем Владимиром в одной власянице и без должного почета. На преподобном не было другой одежды кроме нательной власяницы. Приказал великий князь Владимир поставить перед собой и воина, противника. Воин теми же лживыми словами начал наговаривать на преподобного о нахождении большого клада, как раньше было сказано. Преподобный же воздел руки к небу и остановил духа лукавого, сказав: «Налагаю на тебя наказание именем Господа нашего Иисуса Христа. Скажи мне, кто ты, оклеветавший меня такими словами перед великим князем Владимиром». Бес же задрожал и сказал: «Я – бес Зефеус, изначально не допускающий добра роду человеческому, особенно же инокам, боящимся Бога. Узнай же вот что, монах. Что я тебе обещал, то тебе и сделал за то первое твое безумство, когда ты мучил меня в убогом сосуде». Сказал это и тотчас стал невидим. Князь же Владимир увидел, что это чары дьявольские, и преподобного, стоящего в поругании, так что глазам даже невозможно смотреть. Объял страх всех бывших там с князем великим Владимиром. Стал князь великий Владимир покорно молить старца, прося прощения о том, в чем согрешил против него, говоря старцу со слезами: «Я, отче, повинен в том, что тебя насильно привели, и жестоко тебя обидел. Прости же мне, отче, что тебя прогневал, так как этот враг одурманил мне сердце, разгневал меня против тебя и вверг меня в этот грех». Старец же сказал: «Господь простит тебя … так как это дело старого врага – дьявола, поэтому, царь, не удивляйся. Издревле он борется с людьми, более же – с иноками, боящимися Бога, стараясь причинить им вред». Князь же великий Владимир, увидев смирение преподобного, услышав его тихие и смиренные слова, сказанные ему, как будто не претерпел он никакого зла, стал восхвалять преподобного и оказывать ему почести. Дал он на построение монастыря много сел и дворов и сделал своим монастырем, утвердив его выше всех обителей, которые были в Ростове. Также дал много работников в дом святого Богоявления и много жалованных грамот [грамота, предоставляющая льготы, привилегии в чем-либо. – Ред.], которые хранятся и имеют силу и до сего дня. И отпустил он преподобного с великими почестями к его монастырю. Жил преподобный в своем монастыре в великом смирении и трудах, и в великом же смирении отошел ко Господу, которого возлюбил с малых лет. Похвала святому. Как мне вознести хвалу преподобному? Память твою восхваляя молитвенными песнями, празднуем. Благодарственные венки приносим тебе со словами: Радуйся, преподобный Авраамий. Прими венец от Вседержителя Бога. Радуйся, святое начало, инокам учитель и кормчий. Радуйся, отче, с тобою мы, бывшие во тьме, свет познали. Радуйся, древо священного рая, произрастившее побеги множества иноков, от которых и ныне иноки питаются духовными поучениями и принимают прощение грехов. Радуйся, подвижник веры Христовой. Радуйся, разрушивший идола, ты вспахал землю сердец нечестивых людей святым крещением и засеял ее учением святых книг, от которых иноки пожинают снопы покаяния. Иные недостойные уже едят пищу в царствии небесном, которой удостоимся и мы грешные, раскаивающиеся в грехах своих, только лишь молитвами о нас преподобного.

Богу нашему слава и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

<== предыдущаЯ лекциЯ | следующаЯ лекциЯ ==>
Дизайн логотипа | Десять лет назад было сложно себе представить, что ребенок будет шантажировать родителей тем, что покончит с собой.

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал