Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности научной работы и положения этики научного труда






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

по дисциплине: «Основы научных исследований»

на тему: «Научно-исследовательская работа студента вуза»

 

 

Выполнила: Житник Н.А., студент

1-го курса очной формы обучения

факультета таможенного дела,

группа Тс02/1608

 

Проверила: О. А. Овсянникова,

доцент кафедры, кандидат педагогических наук,

 

Оценка ____________________________

Подпись____________________________

«» ________________2016г.

 

 

Люберцы

 

Оглавление

 


 

Особенности научной работы и положения этики научного труда

Научная работа отличается от всякой другой своей целью – получить новое научное знание. Именно в процессе этой работы вырабатываются и теоретически систематизируются объективные знания о действительности. Однако в науке мало установить какой-либо научный факт, важно дать ему объяснение с позиций науки, показать его теоретическое или практическое значение, а также заблаговременно предвидеть неизвестные ранее новые процессы и явления.

Научная работа – это прежде всего строго плановая деятельность. Хотя в науке известны случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование, позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе и обществе. В дальнейшем идет процесс продолжения целевой обработки первоначального замысла, уточнение, изменение, дополнение заранее намеченной схемы исследования.

Научная работа, являясь творческим процессом, предполагает как обязательное условие ее ведения плюрализм научного мнения.

Хотя такая работа может и должна планироваться, но при этом каждый ученый имеет право на свою точку зрения, он может иметь свое мнение, которое должно, безусловно, уважаться. Любые попытки диктата, навязывания всем общей, единой точки зрения, неуместны.

Основным итогом научной работы является внедрение ее результатов, поскольку конечной целью науки как отрасли народного хозяйства служит внедрение результатов проведенных исследований в практику.

Для ведения научной работы необходимо научное общение. Это обусловлено тем обстоятельством, что любому исследователю, даже самому квалифицированному, всегда необходимо обговаривать и обсуждать с коллегами свои идеи, полученные факты, теоретические построения. Только при этом условии можно избежать заблуждений и ошибок, не пойти по ложному пути научного поиска.

Результаты научной деятельности могут быть представлены в письменном виде: реферат, тезисы доклада, научная статья и научный отчёт. Но кроме письменных видов представления результатов научной работы используются и устные формы научного общения: научные съезды, конгрессы, симпозиумы, конференции и семинары. В научной работе проводятся самые различные исследования, однако все их разнообразие можно свести к двум основным типам: фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные исследования являются важным самостоятельным направлением научной работы и играют значительную роль в развитии самой науки и дальнейшем ее использовании в процессе производства. Результатом этих исследований служит открытие новых законов природы, общества и мышления, систематизация, расширение и углубление знаний по определенной научной проблеме.

К прикладным исследованиям – другому направлению научной работы – относятся исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые ведутся с целью разработки основных принципов изготовления новой техники и прогрессивной технологии, организации производства и развития организационных структур на всех уровнях управления народным хозяйством. Именно благодаря таким исследованиям наука непосредственно входит в производство, превращая научные идеи в материальные процессы и предметы.

В языке науки используется преимущественно книжная и нейтральная лексика, а также специальная терминология, характерная для различных подотраслей науки (медицинская, философская, экономическая, техническая и т.д.). Именно наличие в речи ученых большого количества специальных терминов прежде всего отличает ее от обычного разговорного языка. Для научного стиля характерны также некоторые особенности в использовании синтаксических и стилистических средств. Таковы основные особенности научной работы.

Принимая участие в научном труде, ученый должен соблюдать требования научной этики. Эти нормы не сформулированы в виде каких-то официальных требований и документов, но они существуют. В нормах научной этики находят свое воплощение общечеловеческие моральные требования и запреты, такие как « не лги», « не укради», приспособленные к требованиям научной деятельности. Ложью считается преднамеренное искажение данных эксперимента, а кражей – плагиат.

К моральным ценностям науки необходимо отнести оценку истинности научных утверждений независимо от расы, пола, возраста и авторитета. Так, результаты крупного известного ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты начинающего исследователя. В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание как истину либо как заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием. Они лишь требуют, чтобы этот результат был новым знанием и так или иначе – логически или экспериментально – был обоснованным.

Публикуя результаты своих исследований, ученый должен четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто им самим.

Кроме того, в публикациях исследователь должен привести те доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им результаты. При этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его результатов.

В научном сообществе научное знание должно становиться общим достоянием, а сам ученый должен быть беспристрастным и искать истину бескорыстно. Вознаграждение и признание необходимо рассматривать лишь как возможное следствие научных достижений, а не самоцель.

Этические нормы охватывают и другие стороны научной деятельности: процессы подготовки и проведения исследований, проведения научных дискуссий.

Безусловно, нередки случаи нарушения учеными указанных этических норм. Но нарушающий эти нормы, может потерять уважение и доверие своих коллег. Его научные труды и результаты будут игнорироваться, что является высшей мерой наказания для ученого. Потому что особенность научной деятельности в том и заключается, что результативной она по настоящему оказывается лишь тогда, когда признана и результаты ее используются коллегами для получения новых знаний.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал