Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные виды научно-исследовательских студенческих работ и их особенности






К основным видам научно-исследовательских студенческих работ относят реферат, доклад, научную статью и научный отчет.

Реферат – один из начальных видов представления результатов научной работы в письменной форме. Основное назначение этого вида научного произведения – показать эрудицию начинающего ученого, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать имеющуюся научную информацию. Рефераты подобного рода, как правило, не публикуются.

Различают несколько видов рефератов по их тематике и целевому назначению: обзорный (обзор литературы по данной теме), методический, информационный, библиографический, полемический и др.

 

Для начинающего исследователя (в первый период учебы в магистратуре или аспирантуре) рекомендуется подготовить рефераты двух видов: обзор основной литературы по избранной теме исследования и методический реферат с критическим рассмотрением способов и приемов изучения намечаемого объекта.

Такие рефераты будут очень полезны для дальнейшей научной работы. Молодому исследователю, который только определил тему работы, сформулировал ее название в самом общем, предварительном виде, знакомство с основной литературой по теме помогает ориентироваться в круге вопросов, которые были поставлены другими исследователями, но остались нерешенными. Замечания специалистов по содержанию таких рефератов также очень ценны как консультации.

 

В обзорном реферате важно критически и всесторонне рассмотреть, что сделано предшественниками по намеченной теме исследования, привести эти научные результаты в определенную систему, выделить главные линии развития явления и второстепенные его стороны. Такой критический обзор может послужить основой для вводной части будущего исследования.

Реферат методического характера целесообразно составить в плане сравнительной оценки применяемых приемов и способов решения планируемых задач. Следовательно, основное внимание реферата надо сосредоточить на детальном анализе качества методов и ожидаемых результатов исследования.

 

Цель такого реферата заключается не только в том, чтобы показать коллегам и научному коллективу, где ведется подготовка молодого исследователя, уровень его компетенции, но и в том, чтобы произвести своевременную корректировку в работе, используя деловые критические замечания коллег.

 

Рефераты представляют хорошую форму выполнения заданий по овладению научным методом, главным образом, в начальный период работы, например, в первый год обучения в магистратуре, аспирантуре, а также в процессе работы в научных студенческих кружках и семинарах.

 

Для студентов младших курсов реферат – это научно-исследовательская работа, представляющая собой краткое изложение в письменном виде содержания научных трудов по заданной теме. В реферате студент излагает основные положения, содержащиеся в нескольких источниках, приводит различные точки зрения, обосновывает свое мнение по ним.

 

Работа над выбранной темой имеет следующие этапы: поиск и изучение источников и составление библиографии, разработка плана, написание реферата.

 

Реферат состоит из титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения и списка использованных источников

 

Объем реферата – не менее 5 и не более 15 страниц, отпечатанных через 2 интервала. В реферате следует сделать ссылки на использованные источники. Они должны быть оформлены в соответствии с установленным стандартом.

 

Готовый реферат представляется преподавателю для проверки. Оценивая реферат, он учитывает умение студента работать с научной литературой, анализировать различные точки зрения по спорным вопросам, аргументировать свое мнение, навыки оформления ссылок, составления списка использованной литературы.

 

Если реферат будет оценен положительно, то он может послужить зачетной работой по пройденным темам. В некоторых вузах практикуется защита реферата на кафедрах или заседаниях методической комиссии по проверке знаний студентов.

 

Научные отчеты по теме пишутся молодыми исследователями в последующие периоды подготовки в магистратуре или аспирантуре, или студентами старших курсов при участии в выполнении плановых научных работ вуза.

 

В структуру отчета обычно включают:

 

- титульный лист;

- реферат;

- содержание (оглавление);

- введение;

- аналитический обзор (если это требуется);

- обоснование выбранного направления работы (или метода решения задачи);

- основную часть отчета, излагающую конкретное содержание исследования и полученные результаты;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

 

В отчете освещается центральная идея и замысел исследования, а также намеченные пути его выполнения. Исследователям необходимо объективно осветить положительные и отрицательные результаты своей работы, дать анализ собственных решений.

 

В отчете описываются также сделанные за отчетное время публикации научных результатов, рефераты и сообщения научного характера. Часть материалов может быть дана в виде приложений.

 

Доклад – это запись устного сообщения на определенную тему. Он предназначен для прочтения на семинарском занятии, научной конференции и др. Нередко студенческие доклады являются зачетными работами. Выступление с докладом (сообщением) на научной конференции может быть зачтено вместо курсовой работы по соответствующей дисциплине.

 

При подготовке доклада необходимо учесть время, отводимое на выступление. Поэтому написанный доклад следует, не торопясь, прочесть вслух. Если вы не уложились в установленное время, то придется доклад сократить, избавляясь от второстепенных положений и оставляя только самое главное, в первую очередь, выводы.

 

Текст доклада может быть написан полностью либо в виде тезисов. В последнем случае в логической последовательности записываются только основные мысли.

 

Студенческие доклады, как правило, состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. В первой части обосновываются актуальность, теоретическая и практическая ценность темы, во второй излагаются основные научные положения, в третьей – выводы и предложения.

 

Начинающему исследователю необходимо также помнить, что научная публикация отличается от любой другой своей доказательностью, логичностью, осмотрительностью обращения с фактами, осторожностью и одновременно определенностью в формулировке выводов. В ней обязательно должен присутствовать элемент новизны – пусть даже в зачаточном, гипотетическом виде. Декларации допустимы лишь тогда, когда исследователь ссылается на общепринятые истины как на предпосылку и обоснование своих собственных оригинальных воззрений.

 

Тезисы доклада обычно публикуются для предварительного ознакомления с основными научными положениями доклада, статьи или диссертации. Очень лаконично, почти телеграфным стилем, в них дается информация о содержании намеченного сообщения в виде краткого материала объемом от 1 до 3 страниц машинописного текста.

 

Основная цель тезисов доклада – в сжатой форме изложить только основные итоги проведенного научного исследования. Если есть возможность опубликовать развернутые тезисы доклада, то исследователь может дать более подробное описание «центральной идеи», обосновать свою работу, подчеркнуть ее роль и значение.

 

Научная статья – наиболее важный и предпочтительный вид письменного оформления результатов проведенного научного исследования. Статья считается хорошей, если она содержит, во-первых, анализ проблемы, во-вторых, формулировку гипотезы, в-третьих, описание методики, в четвертых, представление полученных данных, их статистическую обработку и интерпретацию. Особое внимание следует обращать на обоснованность выводов, рекомендуемых для практического использования.

 

Статья обычно имеет строго ограниченный объем в 8 — 10. Поэтому этот письменный документ строится так, чтобы уже первые предложения сразу же вводили в основную проблему.

 

Заголовок статьи должен точно отражать ее содержание. Без многословия, превращающего название в аннотацию, и без излишней краткости, ведущей к размытости содержания.

 

Первый абзац статьи обычно вводит читателя в проблематику исследования, но не дает обзор литературы, уже известной специалистам. Здесь излагаются цель исследования, задачи данной работы, возможности ее практического использования. Эти данные помогают при чтении статьи быстрее уловить суть проблемы.

 

Структура статьи определяется тематикой и особенностями исследования, но во всех случаях приводимые в ней данные представляют собой обобщение тех, что получены в процессе научных изысканий.

 

В настоящее время научная статья, как правило, начинается с ее аннотации (иногда не только на русском, но и английском языках).

 

В соответствии с выделением в научных исследованиях теоретического и эмпирического уровня знания различают теоретические и эмпирические статьи.

 

Теоретические статьи описывают результаты исследований, выполненных с помощью таких методов познания, как абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация, формализация, моделирование.

 

В статьях, где даны расчеты, объектами описания в аналитической или графоаналитической форме являются физические, химические, физико-химические процессы, результаты и методика экономических расчетов и др.

 

В работах, посвященных интерпретации явлений, процессов, проблем, основанных на систематизации научных фактов с выделением главных понятий, принципов, законов, приводятся математические выкладки и модели, но материал излагается преимущественно в текстовой форме. Основное значение в структуре приобретают логические правила и законы.

 

Эмпирические статьи описывают результаты исследований, проводимых с помощью методов эксперимента, наблюдения, измерения и др., а также с использованием и ряда теоретических методов. В их заголовках часто присутствуют слова «расчет», «оценка», «определение», «методика».

 

Здесь представляются методика исследования, средства для его осуществления, даются характеристика и классификация полученного материала, его интерпретация, в случае внедрения содержатся сведения об опытно-промышленной проверке.

 

Заключительная часть статьи, подытоживая материал, должна отвечать на вопросы, поставленные вводной частью, перекликаться с ней и тем самым показывать читателю место работы в системе знаний отрасли.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал