Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б) Односоставные предложения именной структуры
Номинативные предложения – это такие односоставные предложения, главный член которых обозначает наличие, существование предмета или явления в настоящем времени или вне времени. Главный член номинативных предложений выражается именем сущ., личным местоимением или субстантивированной частью речи в форме И. п., а также количественно-именным сочетанием с главным словом в форме И. п. Номинативные предложения, такие, как Зима; Полночь, – это прежде всего предложения, поэтому они должны обладать категорией предикативности (состоящей из синтаксической модальности и времени). Зима; Полночь; Дождь; Снег; Тишина (реальная модальность, наст. время, бытийное значение). Вот оно, глупое счастье, с белыми окнами в сад (указательное знач.). А еще дворянин! (оценочное значение) Только бы не смерть; Если бы счастье… (ирреальная модальность желательности). Не обладают предикативностью и поэтому не являются номинативными предложениями: 1. названия, надписи на вывесках, заголовки (Дворец спорта; Универмаг; «Евгений Онегин»); 2. конструкции с именительным темы (изолированный именительный падеж в предложениях следующего типа: Станиславский! Это имя дорого каждому культурному человеку; Итальянцы… Нельзя не влюбиться в этот народ); 3. некоторые виды неполных предложений – Вы кто? – Вы кто? – Я ваш новый учитель (дв/с, полное). – Ваш новый учитель (дв/с, неполное). Номинативные предложения употребляются в самых разных жанрах художественной литературы. Особенно характерны для драматургии (выступают в качестве ремарок: Кремлевские палаты. Москва. Дом Шуйского. Ночь. Сад. Фонтан → Пушкин «Борис Годунов»). В поэзии номинативные предложения помогают нарисовать картину в виде ярких штрихов, сосредоточить внимание на деталях: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Все будет так. Исхода нет. Умрешь – начнешь опять сначала, И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. (А. Блок) Тринадцать лет. Кино в Рязани, Тапер с жестокою душой, И на заштопанном экране Страданья женщины чужой. (К. Симонов) Очень употребительны номинативные предложения в современной художественной прозе (также в качестве описания, штрихового портрета крупными мазками, эскиза картин обобщающего типичного характера): Неистовая любовь в сорок пять лет. Конский топот пульса. Неистовая боль в груди, подтверждающая, что любовь – только в сердце. Таблетки против бессонницы, фантазии, унижения. И отражение, отражение в таких чужих, родных глазах. Эту беспомощность и бессилие вам не опишут. Это на одних восклицаниях. (М. Жванецкий) Вокативные предложения – это такие односоставные предложения, в которых главный член в форме И. п. существительного, реже – местоимения, называет лицо, которому адресуется речь, и выражает нерасчлененную мысль, волеизъявления или чувства говорящего. По форме ВП напоминают обращения, но выражают, в отличие от обращений, нерасчлененную мысль, волеизъявления или чувства, следовательно, обладают предикативностью, а значит, являются предложениями. В учебнике «Соврем. рус. яз.» (Ч. 3, под ред. П.П. Шубы, 2-е изд., Минск, 1998) приводится в качестве наглядного примера диалог из повести В. Тендрякова «Расплата»: – У них там что-то страшное, ма-ма! (обращение, адресат речи) – Но почему он к нам? Что мы, родня ему близкая? - Мама!! (ВП, мысль: ‘так нельзя говорить’, ‘ты неправа’, ‘как ты можешь так говорить’; с особой интонацией укоризны). По значению (т.е. по содержанию нерасчлененной мысли) ВП делятся на: 1. Побудительные (= призыв откликнуться, обратить внимание: «Дедушка! а, дедушка! – проговорил я (И. Тургенев); = призыв совершить определенные действия: «Бондаренко!» - выкрикнул зычным голосом Сероштан» (Куприн), т.е. призыв выйти из строя; ср. вызов к доске; = призыв прекратить какое-либо действие: пример из повести В. Тендрякова). 2. Эмоционально-оценочные (выражают различные виды эмоций: «Сережа! Мальчик мой милый!» → слова Анны Карениной к сыну после долгой разлуки). Генитивные предложения – это односоставные предложения с количественным значением (genitive– Род. п.). Главный член выражен существительным в Р.П., обозначающим примерное количество, меру. По выражаемому значению ГП бывают: 1. Утвердительными (главный член обозначает избыточное количество): Цветов! Грибов! Народу! Добра-то, добра! Ошибок! 2. отрицательными: Ни звука! В доме ни крошки! (НЕ ПУТАТЬ: В доме нет ни крошки → безличное предложение).
|