Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рельеф и геопластика

Элементы ландшафтной композиции

Все составные части ландшафта неразрывно связаны между собой. Среди трех основных его компонентов ведущая роль принадлежит рельефу и воде. Растительность — производный, но зато динамичный и в то же время совершенно незаменимый компонент. В принципе парк можно создать на ровной местности и без водоемов, но без растений парка в общепринятом значении не будет. Для того чтобы глубже изучить эстетические и иные закономерности построения ландшафта, понять его как единое целое, необходимо проанализировать каждый из основных составляющих компонентов во взаимосвязи с остальными.

 

Рельеф и геопластика

 

Рельеф — основа садово-паркового ландшафта, которая нередко предопределяет все его композиционные построения, архитектонику, общий характер зрительных впечатлений, в значительной мере функциональную структуру территории. Формы земной поверхности диктуют расположение водоемов и водотоков, организацию растительности, воздействуют на микроклимат. Так как рельеф наиболее стабильный компонент ландшафта, то остальные ландшафтные составляющие в значительной мере являются его производными.

Формы рельефа уже сами по себе способны оказывать определенный психоэмоциональный эффект. Так, замечено, что пониженные, замкнутые формы стимулируют состояние сосредоточенности, ощущение интимности. Напротив, человек, поднявшийся на вершину горы или холма, склонен испытывать чувство душевного подъема, бодрости, восторга. Поэтому чередование таких точек вдоль прогулочного маршрута предопределяет эмоциональное восприятие парка и должно рассматриваться как важный композиционный фактор.

Многие классические парки обязаны своим неповторимым своеобразием прежде всего умелому использованию естественного рельефа — вилла д’Эсте и Альгамбра, Петродворец и Павловск,
Софиевка, Воронцовский парк в Алупке. Старые китайские и японские сады представляют собой горные пейзажи в миниатюре, знаменитые сады итальянских вилл основаны на сложной системе террас, английские парки трактуются как идеализированная всхолмленная местность.

Геопластика — одно из самых перспективных направлений в современной ландшафтной архитектуре — представляет собой разновидность вертикальной планировки, которая в большой степени преследует архитектурно-художественные цели.

Примеры создания искусственного рельефа — холмов, террас, земляных валов, амфитеатров и т. п. — известны с древних времен, но именно в наше время возможности техники выросли настолько, что формирование рельефа применяется в массовом паркостроительстве. Современная техника позволяет создать практически любой рельеф, это налагает на архитектора особую ответственность, и выбор того или иного решения зависит от его знаний, вкуса, определенной творческой позиции. Вопросы композиции здесь тесно связаны с экологией, экономикой, агротехникой и требуют серьезного научного анализа, проведения экспериментальных работ.

Цели работ по формированию искусственного рельефа в садах и парках могут быть как утилитарного, так и эстетического порядка. К первым относятся, например, возведение шумозащитных брустверов, горок для санного спуска. Моделирование рельефа может преследовать и чисто художественные цели, например, для усиления выразительности ландшафта при плоском рельефе, для создания земляной насыпи — пьедестала, закрытия нежелательной перспективы, организации визуальной «рамки», заглубления партера, наконец формирования так называемого скульптурного рельефа.

Все разнообразие приемов пластической обработки рельефа можно условно разделить на три категории. Первая — воссоздание, имитация встречающихся в природе форм, вторая — создание подчеркнуто геометрических, регулярных или «абстрактных» форм и третья, когда архитектор, не подражая естественному ландшафту, в то же время не стремится и к нарочитой регулярности, отталкивается прежде всего от функции объекта, находя именно в этом источник композиционной выразительности.

Первый путь — воспроизведение искусственным путем натуральных форм — можно считать традиционным для классического, например, русского паркостроительства. В том или ином виде его можно наблюдать и в парках, созданных в самые последние годы — острова Сказок в детском парке Анапы, холм в парке Авиаторов в Ленинграде, гора в южной части олимпийского комплекса в Мюнхене и т. д.

Подчеркнуто искусственные формы рельефа можно наблюдать, например, в некоторых мемориальных выставочных и детских парках. Геометрически правильный, конусовидный объем холма Славы под Минском благодаря четкости своей формы хорошо выделяется на фоне окружающей его равнины.

Земляные скульптуры абстрактной формы в парке Флорали вместе с подчеркнуто условной стилизованной организацией зелени, дорожек, водоемов придают своеобразный характер некоторым зонам этого выставочного парка. Самые разнообразные и неожиданные формы рельефа можно видеть в детских парках — «пирамиды», «кратеры», лабиринты, фантастические и «лунные» пейзажи. Так, в г. Эркрат создан «игровой» рельеф, представляющий собой 15-метровой высоты гору, склоны которой образуют правильные амфитеатры и «желоба» для спуска.

Еще большие возможности открывает последний из трех вышеуказанных приемов организиции искусственного рельефа. Форма огромного насыпного холма стадиона им. Кирова в Петербурге определена прежде всего утилитарными соображениями — разместить трибуны и подсобные помещения, укрыть от ветров спортивную арену и т. д. Но этот мощный многоярусный объем одновре-
менно служит и композиционным ориентиром парка, оживляет его плоский рельеф. Издалека он воспринимается как естественное возвышение, вблизи работает как архитектурное сооружение — монумент.

Искусственные «лагуны» гидропарка в Торонто, не имитируя настоящие, организованы так, чтобы обеспечить наибольшие удобства для пользования пляжем, учесть требования инсоляции, ветрового режима и др. Мягкие очертания берегового склона вблизи плавающей сцены в уже упоминавшемся выше Олимпийском парке образуют оптимальные уклоны для размещения зрителей.

Характерной особенностью одного из парков Ульяновска стали насыпные холмы с плоскими вершинами, на которых сосредоточены парковые сооружения. Эти «городки» возвышаются на низменной пойменной территории, изредка затапливаемой паводковыми водами.

Спортивные поля парка Трамбле в Париже, образуя в плане гигантский цветок, расположены таким образом, чтобы открыть перспективы на центральную арену и главный корпус из всех уголков парка. Эта возможность обеспечивается ступенчатообразным понижением рельефа от краев к центру.

Работая над искусственным рельефом, необходимо учитывать ряд специфических требований. Формы, рожденные творческим воображением архитектора, должны тщательно проверяться на макетах, в противном случае их реальный эффект может резко отличаться от задуманного. При этом надо иметь в виду, что одни и те же уклоны выглядят в натуре более крутыми, чем при рассматривании макета сверху. Проектирование рельефа в этом случае мало чем отличается от работы скульптора.

Как «геометрический», так и «натуральный» искусственный рельеф должны соотноситься со сложившимся ландшафтным окружением, согласовываться с ним стилистически и масштабно. Новая форма может быть контрастной по отношению к своему фону, но не должна вносить дисгармонии в парковый пейзаж.

 

Вокруг вашего дома территория должна быть интересной и удобной. Больше ценятся не простые участки, а те, которые разработаны более оригинально, имеющие особенные черты ландшафта: ручей или озеро, кустарники, колодцы и другие элементы рельефа. Это является отличительными особенностями вашего участка. Вложений будет меньше, если на участке уже есть некоторые созданные природой условия. Профессионалы ландшафтного дизайна и озеленения умело используют природные заготовки для своих замыслов. Но чаще мастер сам придумывает дизайн участка и воплощает его в реальность. Если говорить о подготовительных ландшафтных работах, то её следует выполнять в следующей последовательности: отвод участка, укрепление участковых границ, проведение работ по разбивке участка, а затем производится инженерная подготовка участка. Больше внимания стоит уделить этапу создания рельефа территории, поскольку в начале работ участок находится не в лучшем состоянии. Использования разнообразных способов можно достичь только при сложном рельефе территории.

Создать рельеф ландшафта - дело сложное даже для профессионалов, специализацией которых является ландшафтный дизайн. И далеко не каждому удается сделать это идеально. Если архитектор не хочет выходить за высотные рамки, то вертикальные преобразования участка получаются вполне удачными, причем работы ведутся на данном участке практически с нуля. При изначально хорошей проработке дизайна территории он не вызывает дискомфорта в будущем. Рекомендуется изготовление уменьшенной копии предполагаемого рельефа, чтобы заранее оценить его преимущества и исправить недостатки. Несомненно, важную роль играет работа инженера. Он должен грамотно провести пути вывода сточных вод за пределы участка.

Далее следуют обычные процедуры благоустройства участка: постройка заборов, посадка деревьев, засевание газона. По периметру водоема кладут красивые камни, сажают экзотические растения и цветы. Благодаря этому рельеф приобретает естественный, живой оттенок. Для создания более строгого стиля идеально подойдет насыпь ровных дорожек. Если предполагается наличие массивных участков газона или цветов, то можно создать клумбу из нескольких этажей. По обе стороны от дорожек для создания видимых границ устанавливают небольшие перегородки или прокладывают мелкий камень.

Сад считается хорошим, если он хорошо гармонирует с окружающей природой, и искусственно созданные объекты ландшафтного дизайна и озеленения не бросаются в глаза при рассмотрении участка. Известно, что глаз обычного человека замечает малейшее отклонение от естественного вида природы - даже без специального обучения!

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лестницы. Правила устройства лестниц | Общие положения
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал