Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Важным фактором формирования социального облика иммигрантских групп является государственная политика в сфере миграционных процессов.






Нередко государство поощряло и даже организовывало переселенческое движение. Показательна история немецких поселений в России. Екатерина П, озабоченная тем, что из-за острой нехватки рабочих рук пустуют земельные массивы, приглашала в Россию иностранных колонистов, предоставляя им многочисленные льготы и обещая не вмешиваться в их внутренние дела. Они жили почти изолированной общиной в условиях наибольшего благоприятствования, созданных для них по манифесту российской императрицы. При императоре Павле было даже заведено, что предписания, направляемые колонистам, составлялись для удобства последних на немецком языке. Русский язык до конца 80-х годов Х1Х в. в немецких конфессиональных школах не преподавался и колонисты, как правило, им не владели.

Последствия государственной политики в области миграции могут негативно сказаться на общей ситуации много лет спустя. Современный Ольстерский конфликт был заложен английской колониальной политикой еще в ХУП веке[86]. Колонизация Ольстера отличалась от остальных земель. В последних были заменены только собственники земли – крупные участки были переданы английским лендлордам. В Ольстере происходил массовый сгон крестьян и замена их средними и мелкими фермерами-протестантами. Земли мятежных кланов конфисковывались. Согласно плану колонизации, земли отдавались крупным фермерам из англичан и шотландцев, которые не имели права сдавать землю в аренду ирландцам и должны были привезти с собой мелких арендаторов из Британии, а также английским чиновникам и офицерам. Эти меры заложили основы будущего межэтнического конфликта. Формировались три этнических группы: ирландцы-католики, англичане-англикане и шотландцы-пресвитериане. Уже в 1659 г. пришельцы составляли в Северной Ирландии по отдельным графствам от 28 до 40% населения. Большинство населения ирландских городов составляли англичане. Белфаст уже в конце ХУП века был преимущественно английским городом.

Ирландцам из конфискованных земель досталась 1/10. Средний размер надела ирландцев был в 10 раз меньше, чем у английских колонистов. 89% земельных участков у ирландцев были мелкими, но и они иногда приходились на 2-3 семьи. Следствием была депрессия в сельском хозяйстве. Отношения между группами были резко враждебными. Аграрное движение в Ирландии приняло религиозную окраску и поощрялось католическим духовенством. Враждебными были и отношения между пресвитерианами-шотландцами и сторонниками англиканской церкви, которая имела епископальное устройство.

Дополнительные административные меры еще дальше разводили этнические группы. Католикам запрещалось занимать административные должности и был затруднен доступ к образованию. Права пресвитериан тоже ущемлялись: они не принадлежали к господствующей верхушке, также платили десятину англиканской церкви, для них существовали те же ограничения в сфере общественной деятельности и образовании, что и у католиков.

С католиками их разделяли религия, язык и конкуренция за землю. К концу ХУШ века население Ирландии быстро возросло. Ирландцы были готовы платить более высокую ренту, чем шотландцы. Лендлорды-англичане не продляли аренду с шотландцами. В Ирландии отношения между католиками и пресвитерианами обострились.

По мере развития промышленности конфликт переместился в города, так как на заводах ирландцы в большинстве своем составляли кадры неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих. Голод в сельской местности гнал большие массы ирландцев в города, где обострялась борьба за рабочие места, принимавшая этнорелигиозный характер. Ирландцы проживали в обособленных кварталах, нищих и перенаселенных, больше похожих на гетто.

Разделение групп сохранилось до настоящего времени. Этническое и религиозное разделение практически совпадают. Браки между католиками и протестантами – исключение. Представители всех трех групп проживают отдельными кварталами. Католики в городах составляют основные кадры неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих. Безработных в 2–3 раза больше, чем у протестантов. У каждой из групп свои начальные и средние школы с национальными особенностями программ. Лиц с высшим образованием среди католиков по-прежнему меньше.

Современные миграционные процессы вызывают беспокойство у властей многих государств. Первоначально миграцию не контролировали, а приезд некоторых категорий работников даже поощрялся государственными структурами. Так, Министерство транспорта Великобритании заключило в начале 50-х гг. ХХ в. соглашение с властями Барбадоса о вербовке нескольких сотен человек для работы кондукторами автобусов в Лондоне и некоторых других городах, а также на железных дорогах. Британская национальная служба здравоохранения и Британская ассоциация отелей и ресторанов заключили соглашение о вербовке низшего обслуживающего персонала (санитарки, уборщицы и т.п.). Им обеспечивали льготный проезд и трудоустройство.

Необходимость контролировать миграцию осознается в Великобритании к началу 60-х. Уже наблюдалось замедление экономического роста страны. Уменьшился спрос на рабочую силу. Новоприбывшие готовы были работать за меньшую плату, что угрожало некоторым экономическим завоеваниям английских трудящихся. Некоторые профсоюзы отказывали в приеме «цветным», высказывались за ограничение миграций, при составлении коллективных договоров оговаривали прием мигрантов после англичан, а увольнение в первую очередь, в некоторых отраслях устанавливали квоты на иностранный труд. Первый закон об ограничении миграции был принят в конце 1961 года сроком на 5 лет[87].

Как свидетельствует опыт европейских стран, ужесточение иммиграционных законов часто запаздывает и малоэффективно. Выдворение мигрантов по разным причинам нереально. Можно вспомнить выселение евреев из некоторых европейских стран или выселение еврейского населения из Москвы в конце Х1Х в. в пределы черты оседлости. В первом случае выселенные обосновывались в близлежащих странах и возвращались при более благоприятных условиях. После выселения из Москвы появилось постоянное еврейское население в пригородах. В некоторых населенных пунктах евреи составили от 10 до 20% населения[88].

Законодательные меры могут повлиять на социальный облик группы. Уже упоминался высокий образовательный уровень еврейского населения внутренних губерний России. Эти же законодательные меры привели к тому, что в этой группе не было люмпенов и прислуги, многочисленных в черте оседлости[89].

 

В 1791г. в России издаются указы, заложившие черту оседлости, которые будут действовать до марта 1917 г. Издается указ, запрещавший евреям записываться в купечество и мещанство внутренних губерний России. Постоянное проживание разрешалось только в некоторых губерниях. Позднее их стало 15 (Царство Польское, Литва, Белоруссия, Бессарабия, Курляндия, большая часть Украины, Кавказа и Средней Азии), т.е. там, где они проживали в момент присоединения этих земель к России. На остальной территории (так называемые внутренние губернии России) разрешалось лишь временное пребывание. Ко времени февральской революции действовало 140 «особых о евреях правил». Но перед реформой 1861г. и в пореформенное время выходят указы, отменившие черту оседлости для некоторых категорий еврейского населения: 1859 г. – для евреев-купцов 1-й гильдии; 1861 г. – для лиц, имевших ученую степень; 1865 г. – для ремесленников; 1867 г. – для отставных нижних чинов; 1878 г. – для лиц, имевших высшее образование, и купцов всех трех гильдий.

 

Такие законодательные меры ограничивают миграцию и помогают получить мигрантов нужного уровня квалификации и образования. Но они же создают сильную конкурентную местному населению группу, представители которой занимают очень привлекательные экономические и социальные ниши, что чревато конфликтами не меньшими, чем в случае иммиграции малообразованных лиц с низкой квалификацией.

С помощью законов и административных мер нельзя сформировать беспроблемную для принимающей стороны группу мигрантов, но можно учитывать вышерассмотренные факторы и предвидеть конфликтные ситуации для их своевременного разрешения и смягчения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал