Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды мышления ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Человек может мыслить с разной степенью обобщенности. В зависимости от этого различают: По форме и соответственно по содержанию знаний выделяют: Наглядно-действенное мышление (предметно-действенное)- это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта. В элементарной форме свойственно детям раннего возраста. Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Он опирается на восприятие или представления. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Также для людей таких профессий как (писатели, музыканты, актеры, художники). Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений. Характерно для старших школьников и взрослых. Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. По характеру решаемых задач выделяют: 1. Теоретическое – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. 2. Практическое – мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. По степени развернутости 1. Дискурсивное – мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. 2. Интуитивное – мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. По степени новизны и оригинальности. 1. Репродуктивное (воспроизводящее) - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. 2. Продуктивное (творческое) - мышление на основе творческого воображения. Творческое – мышление – отличается оригинальностью, гибкостью, образностью. Оно связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оценкой чужих мыслей. Конкурирующий способ мышления – критический – направлено на выявление недостатков других людей в суждениях других людей. Человек, у которого более выражено критическое мышление, уделяет основное внимание критике. Человек, у которого доминирует творческое мышление над критическим, часто оказывается не способенвидеть недостатки в собственных суждениях и оценках; чтобы этого избежать, с детства необходимо формировать и развивать как критическое, так и творческое мышление. Особенности творческого мышления: - оригинальность; - гибкость; - образность. Препятствия развития творческого мышления. 1. Склонность к конформизму 2. Боязнь выделяться 3. Тревожность 4. Отказ от критичности 5. Боязнь осуждения 6. Завышенная самооценка
|