Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды мышления






Человек может мыслить с разной степенью обобщенности. В зависимости от этого различают:

По форме и соответственно по содержанию знаний выделяют:

Наглядно-действенное мышление (предметно-действенное)- это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, заня­тых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

В элементарной форме свойственно детям раннего возраста.

Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осу­ществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Он опирается на восприятие или представления. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к дей­ствительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и опера­тивной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей до­школьного и младшего школьного возраста. Также для людей таких профессий как (писатели, музыканты, актеры, художники).

Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются опре­деленные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обра­щаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информа­ции, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выражен­ными в форме понятий, суждений умозаключений. Характерно для старших школьников и взрослых.

Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

По характеру решаемых задач выделяют:

1. Теоретическое – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.

2. Практическое – мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

По степени развернутости

1. Дискурсивное – мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.

2. Интуитивное – мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

По степени новизны и оригинальности.

1. Репродуктивное (воспроизводящее) - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

2. Продуктивное (творческое) - мышление на основе творческого воображения.

Творческоемышление – отличается оригинальностью, гибкостью, образностью.

Оно связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оценкой чужих мыслей.

Конкурирующий способ мышления – критический – направлено на выявление недостатков других людей в суждениях других людей.

Человек, у которого более выражено критическое мышление, уделяет основное внимание критике. Человек, у которого доминирует творческое мышление над критическим, часто оказывается не способенвидеть недостатки в собственных суждениях и оценках; чтобы этого избежать, с детства необходимо формировать и развивать как критическое, так и творческое мышление.

Особенности творческого мышления:

- оригинальность;

- гибкость;

- образность.

Препятствия развития творческого мышления.

1. Склонность к конформизму

2. Боязнь выделяться

3. Тревожность

4. Отказ от критичности

5. Боязнь осуждения

6. Завышенная самооценка

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал