Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Регион как субъект управления
Регион, как субъект самоуправления, является сложной многокомпонентной системой, функционирующей в федеральной внешней среде и имеющей многоцелевой характер развития, а именно: · повышение уровня жизни населения, · реализация потенциала региона, · использование территориальных ресурсов и т.д. Кроме того, регион представляет собой сомоорганизующуюся систему, которая способна адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды путем преобразования структуры системы управления, связей между своими подсистемами и качественных изменений алгоритмов управления. Это подтверждается наличием в регионе законотворчества, возможностью самостоятельного формирования регионального управления, изменения схемы территориального управления. Также регион является саморазвивающейся динамической системой, которая самостоятельно вырабатывает цели своего развития и стратегии по их достижению, критерии оценки достижений, и в соответствии с этим изменяет свои параметры, структуру и другие характеристики. Реализация принципов саморазвивающейся системы происходит через стратегическое и тактическое региональное планирование, распределение бюджета, установление налогов и сборов, распоряжение ресурсами региона. Поскольку, регионы входят в метасистему федерального управления, их способность встроиться в процесс реализации федеральных стратегий и программ социально-экономического и инновационного развития, играет важную роль в переходе к постиндустриальной модели хозяйствования. В то же время формирование конкурентных преимуществ регионов зависит от готовности принять на себя ответственность субъекта самоуправления, сформировать инновационную систему управления и воплотить в жизнь региональные цели и планы.
8. Региональная политика РФ: основные направления Под региональной политикой РФ понимается система целей и задач органов гос. власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Под регионом понимается часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. В зависимости от заданных параметров, под регионом может пониматься: · ОЭЗ · Субъект Федерации · Фед-е округа · Географически однородные территории · Нац-е образования · Др. части территории России, объединённые по какому-либо признаку Осн. целями региональной политики в РФ являются: ü обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства; ü обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной соц. защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов; ü выравнивание условий социально-экономического развития регионов; ü предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов; ü приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; ü максимальное использование природно-климатических особенностей регионов; ü становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. Одними из важнейших положений региональной политики в РФ являются: ü децентрализация власти путем закрепления за субъектами РФ возможно большего числа полномочий в сферах совместного ведения, а также усиление влияния населения на принятие решений фед. органами гос. власти. Эти меры будут способствовать повышению эффективности взаимодействия фед. органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, обеспечению стабильности развития и укреплению единства Российского государства; ü обеспечение действия принципа равноправия субъектов РФ между собой и в их отношениях с фед. органами государственной власти с учетом специфики каждого из них путем достижения реального конституционно-правового равенства субъектов РФ, соблюдения прав и интересов субъектов РФ в ходе подготовки и принятия правовых актов фед. органов государственной власти. Чрезвычайно важно обеспечить соответствие норм конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и фед. законам. В этих целях необходимо определить порядок приведения действующих и вновь принимаемых актов в соответствие с Конституцией РФ. Механизмом такого приведения должна стать функционирующая независимая суд.власть, способная оперативно и непредвзято рассматривать споры между фед. органами гос. власти и органами гос. власти субъектов РФ. Особая роль здесь принадлежит Конституционному Суду РФ, для повышения эффективности работы которого следует законодательно определить порядок реализации его решений. В качестве основных форм ее реализации наряду с фед. целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием должны использоваться такие формы, как: ü участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации; ü размещение фед. заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд; ü поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий; ü содействие активизации международных экономических связей регионов РФ; ü создание условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру; ü содействие малому и среднему бизнесу.
|