Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регион как субъект управления






Регион, как субъект самоуправления, является сложной многокомпонентной системой, функционирующей в федеральной внешней среде и имеющей многоцелевой характер развития, а именно:

· повышение уровня жизни населения,

· реализация потенциала региона,

· использование территориальных ресурсов и т.д.

Кроме того, регион представляет собой сомоорганизующуюся систему, которая способна адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды путем преобразования структуры системы управления, связей между своими подсистемами и качественных изменений алгоритмов управления. Это подтверждается наличием в регионе законотворчества, возможностью самостоятельного формирования регионального управления, изменения схемы территориального управления. Также регион является саморазвивающейся динамической системой, которая самостоятельно вырабатывает цели своего развития и стратегии по их достижению, критерии оценки достижений, и в соответствии с этим изменяет свои параметры, структуру и другие характеристики. Реализация принципов саморазвивающейся системы происходит через стратегическое и тактическое региональное планирование, распределение бюджета, установление налогов и сборов, распоряжение ресурсами региона. Поскольку, регионы входят в метасистему федерального управления, их способность встроиться в процесс реализации федеральных стратегий и программ социально-экономического и инновационного развития, играет важную роль в переходе к постиндустриальной модели хозяйствования. В то же время формирование конкурентных преимуществ регионов зависит от готовности принять на себя ответственность субъекта самоуправления, сформировать инновационную систему управления и воплотить в жизнь региональные цели и планы.

 

8. Региональная политика РФ: основные направления

Под региональной политикой РФ понимается система целей и задач органов гос. власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Под регионом понимается часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.

В зависимости от заданных параметров, под регионом может пониматься:

· ОЭЗ

· Субъект Федерации

· Фед-е округа

· Географически однородные территории

· Нац-е образования

· Др. части территории России, объединённые по какому-либо признаку

Осн. целями региональной политики в РФ являются:

ü обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства;

ü обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной соц. защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов;

ü выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

ü предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

ü приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

ü максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

ü становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Одними из важнейших положений региональной политики в РФ являются:

ü децентрализация власти путем закрепления за субъектами РФ возможно большего числа полномочий в сферах совместного ведения, а также усиление влияния населения на принятие решений фед. органами гос. власти. Эти меры будут способствовать повышению эффективности взаимодействия фед. органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, обеспечению стабильности развития и укреплению единства Российского государства;

ü обеспечение действия принципа равноправия субъектов РФ между собой и в их отношениях с фед. органами государственной власти с учетом специфики каждого из них путем достижения реального конституционно-правового равенства субъектов РФ, соблюдения прав и интересов субъектов РФ в ходе подготовки и принятия правовых актов фед. органов государственной власти.

Чрезвычайно важно обеспечить соответствие норм конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и фед. законам. В этих целях необходимо определить порядок приведения действующих и вновь принимаемых актов в соответствие с Конституцией РФ.

Механизмом такого приведения должна стать функционирующая независимая суд.власть, способная оперативно и непредвзято рассматривать споры между фед. органами гос. власти и органами гос. власти субъектов РФ. Особая роль здесь принадлежит Конституционному Суду РФ, для повышения эффективности работы которого следует законодательно определить порядок реализации его решений.

В качестве основных форм ее реализации наряду с фед. целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием должны использоваться такие формы, как:

ü участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;

ü размещение фед. заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;

ü поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;

ü содействие активизации международных экономических связей регионов РФ;

ü создание условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;

ü содействие малому и среднему бизнесу.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал