Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Понятие денежных средств






Лекции по Бухгалтерскому финансовому учету.

Тема 1.Учёт денежных средств.

 

Вопросы:

1. Понятие денежных средств.

2. Учёт кассовых операций.

3. Учёт операций на расчётном счёте.

4. Учёт операций на специальных счетах.

5. Учёт операций на валютных счетах.

6. Раскрытие информации о денежных средствах в бухгалтерской (финансовой) отчетности

 

I. Понятие денежных средств

Денежные средства – это составная часть оборотных средств и наиболее ликвидная.

Роль денежных средств в деятельности предприятия проявляется в том, что с их помощью осуществляется:

- обслуживание индивидуального кругооборота фондов, т.е. происходит смена форм стоимости: денежная форма превращается в товарную, а затем товары обратно приобретают денежную форму стоимости (после завершения процессов производства и реализации готовой продукции) в виде выручки от реализации продукции;

- распределение выручки от реализации товаров (после уплаты косвенных налогов) в фонд возмещения материальных затрат, включая амортизационные отчисления, фонд оплаты труда и чистый доход, выступающий в форме прибыли;

- контроль за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных ресурсов в процессе индивидуального кругооборота фондов, т. е. состоянием ликвидности, платежеспособности и финансовой независимости организации от внешних источников финансирования.

Условием эффективного существования предприятия в современной конкурентной среде является создание эффективного механизма управления денежными средствами, обеспечивающего формирование оперативной и достоверной информации, регулирование взаиморасчетов, повышение платежной дисциплины и, как итог, ускорение оборачиваемости денежных средств.

В бухгалтерском учёте к денежным средствам относят:

· Наличные деньги в кассе,

· денежные документы,

· Денежные средства на расчётном счёте;

· Денежные средства на валютных счетах;

· Денежные средства на специальных счетах (депозитные счета в аккредитивах, в чеках, на специальном карточном счёте и на текущем счёте обособленных подразделений, электронные деньги).

· переводы в пути

· денежные эквиваленты (краткосрочные высоколиквидные финансовые вложения организации, которые без риска могут быть конвертированы в деньги (депозитные вклады до востребования, высоколиквидные рыночные ценные)).

В бухгалтерском балансе денежные средства и денежные эквиваленты отражаются по статье «Денежные средства и денежные эквиваленты».

Основные задачи учета денежных средств:

• своевременное и полное отражение в учете операций с денежными средствами при строгом соблюдении требований действующего законодательства;

• правильное документальное оформление операций с денежными средствами согласно

• контроль за сохранностью денежных средств, документов в кассе и их целевым использованием.

Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 г. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»

Информация Минфина России №ПЗ-10/2012 О вступлении в силу с 1 января 2013 г. ФЗ от 6. 12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

 

Указание ЦБ «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами в упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» от 11 марта 2014 г. №3210-У

Указание Банка России «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 г. № 3073-У

ФЗ №209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники

Указание ЦБР от 20 июня 2007 г №1843 «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

Приказ Минфина РФ от 17 октября 2011 г. №133н «Об утверждении Административного регламента исполнения ФНС государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Инструкция Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И " Об открытии и закрытии банковских счетов"

 

ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 26. мая 2003 г. № 54 – ФЗ

ФЗ «О национальной платежной системе» от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ

Положение ЦБ «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств» от 19 июня 2012 г. N 383-П
Положением Банка России от 24 декабря 2004 года N 266-П " Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (ред от 10.08. 2012 г.)

Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 г. от 31.12.2014 г. (Глава 46)

 

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности

ПБУ 3/2006 «Учет активов, обязательств в иностранной валюте» от 27 ноября 2006 г. N 154н (в ред. 24 декабря 2010 г.)

 

II. Учёт кассовых операций.

 

Наличные денежные средства, как в национальной, так и в иностранной валюте, ценные бумаги и денежные документы, хранящиеся непосредственно на предприятии составляют кассу предприятия. В мировой практике принято, что касса должна обеспечивать текущие потребности предприятия в наличности (выдача заработной платы, средств на командировочные расходы и т.д.), а основная масса денежных средств и приравненных к ним активов принято хранить в банке на расчетном счете, депозите. Хранение больших средств в кассе предприятия считается рисковым по сравнению с банком, поэтому от финансового менеджера требуется выработка такой финансовой политики, при которой в кассе находилась бы минимально необходимая сумма для нужд предприятия на текущий день.

Однако, учитывая текущее состояние экономики России, данный принцип не оправдывает себя. В большинстве случаев предприятия не в состоянии спланировать эффективную тактику своих действий. Большая сумма наличности в кассе объясняется также следующими факторами:

в случае наступления непредвиденных событий требует значительной суммы денег;

застраховаться от риска неплатежей банка, обслуживающего расчетный счет предприятия из-за отсутствия наличных денежных средств у банка;

не менее важным в деятельности предприятий, а в особенности торговых предприятий, является дифференциация цен на товары (сырье, материалы, комплектующие) и услуги в зависимости от вида платежей в наличной или безналичной форме. Это в свою очередь вынуждает предприятия применять менее эффективную и менее затратную форму расчетов в наличной форме, причем нередко в обход законов. Это один из факторов, заставляющих предприятия вести " черную бухгалтерию".

В соответствии с положением о безналичных расчётах все свободные денежные средства должны хранится на расчётном счёте, однако для осуществления текущих хозяйственных операций используются наличные деньги, которые хранятся в кассе организации, их величина ограничена лимитом кассы, которая рассчитывается в специальном документе и утверждается руководителем

Наличные деньги используются:

- для приобретения канцелярских товаров, хозяйственного инвентаря, запасных частей, топлива (водителями);

- для осуществления командировочных расходов;

- для оплаты задолженности поставщику, при этом установлен предел расчетов наличными деньгами не более 100 000 руб. по одному платежу.

 

Документальное оформление.

Приём наличных денег осуществляется по приходному кассовому ордеру в одном экземпляре.

Расход — оформляется расходным кассовым ордером в одном экземпляре (подписывает руководитель, бухгалтер, кассир). Характеристика документа удостоверяющего личность получателя денег.

При выдаче наличных денег большому числу лиц (зар. плата, материальная помощь, премии), то оформляется платёжная ведомость, которая прикладывается к расходному кассовому ордеру.

Для отражения операций в учёте, кассир заполняет кассовую книгу на основании приходных и расходных кассовых ордеров. Кассовая книга состоит из двух частей: 1. Кассовая книга, 2. Отчёт кассира (вкладной лист). Кассовая книга прономеровывается, прошнуровывается, подписывается.

В ней отражается № документа, содержание операции, код счёта и сумма по приходу и расходу, остаток на начало дня, итоги за день, остаток на конец дня с выделением сверх лимита суммы в дни выдачи зар. платы и увеличение лимита в момент выдачи зар. платы.

Кассовый отчёт передаётся главному бухгалтеру вместе с приложенными документами на проверку.

На основании кассового отчёта ведётся аналитический учёт кассовых операций. Синтетический учёт ведётся на сч. 50 «Касса». Счет Активный. По Д-ту сч.50 отражаются поступления наличных денег, а по К-ту — выбытие наличных денег.

Для проверки правильности ведения кассовых операций проводится инвентаризация (плановая и внезапная). Результаты оформляются актом инвентаризации (комиссия не менее 3-х человек).

Если недостача: Дт94 Кт50

Дт73 Кт94 — отнесение задолженности на вин. лицо

Дт50 Кт73 — внесение денег в кассу

Если излишки: Дт50 Кт91/1

Для обобщения информации о движении денежных средств используется ЖО и ведомость, либо только журнал в зависимости от содержания бухгалтерской программы.

ЖО — содержит расшифровку кредитового оборота сч. 50, а ведомость — дебетового оборота.

В журнале дополнительно раскрывается информация о корреспонденции счетов по направлениям выбытия и движения денежных средств (субконто).

Для проверки правильности корреспонденции счетов формируется оборотно-сальдовая ведомость (по аналитическим счетам).

Учёт денежных документов

К денежным документам относятся документы, имеющие денежную стоимость и позволяющие осуществить какую либо услугу или деятельность (проездные билеты, марки и т. д.). Не относятся: ценные бумаги и путёвки. Их учёт ведётся на сч. 50/3 на основании приходных и расходных кассовых ордеров.

Корреспонденция:

1. Приобретение денежных документов

Дт 50/3 Кт 60

19 60 (сум.НДС)

50/3 71

2. Использование денежных документов

Дт 71 Кт 50/3

26 50/3

 

 

III. Учёт операций на расчётном счёте

 

Каждая организация может открыть расчётный счёт в банке при подаче совокупности документов:

1. копия устава (оригинал);

2. свидетельство о регистрации в налоговой инспекции;

3. приказ руководителя организации на главного бухгалтера имеющего право на распоряжение финансовыми документами и карточка с образцами подписей.

При положительном решении открывается расчётный счёт с присвоением двадцатизначного кода. Одновременно заключается договор на кассовое обслуживание.

Поступление денег осуществляется от покупателей и прочих дебиторов, от банков и заёмщиков, из бюджета, наличные деньги из кассы.

Расход осуществляется на погашение задолженности поставщикам, подрядчикам, банку, бюджету, на выдачу зар. платы, на оплату услуг банка.

Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России (далее при совместном упоминании - законодательство) в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных пунктами 1.10 и 1.11 настоящего Положения распоряжений о переводе денежных средств (далее - распоряжения), составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков (далее - взыскатели средств), банками.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:

расчетов платежными поручениями;

расчетов по аккредитиву;

расчетов инкассовыми поручениями;

расчетов чеками;

расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Перевод электронных денежных средств осуществляется в соответствии с законодательством и договорами с учетом требований настоящего Положения.

Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами (далее - основной договор).

 

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163450/
© КонсультантПлюс, 1992-2015

 

Документальное оформление:

1. Платёжное поручение не менее чем в 3-х экземплярах;

2. Заявление на аккредитив;

3. Платёжное требование (по договору);

4. Чеки из расчётных чековых книжек;

5. Чеки из денежных чековых книг (при получении наличных денег);

6. Объявления на взнос наличными;

7. Ордер;

Платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера являются расчетными (платежными) документами.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163450/
© КонсультантПлюс, 1992-2015

Аналитический учёт операций ведётся в выписке банка из лицевого счёта (формируется на день совершения операции). Выписка содержит: наименование банка и организации, лицевой счёт, входящее сальдо, № документа, расчётный счёт контрагентов, суммы по дебиту и кредиту, исходящее сальдо.

При поступлении выписки банка в организацию вместе с приложенными документами, бухгалтер обрабатывает её:

- Проверяет соответствие сумм в выписке и в документе;

- Проставляет корреспонденцию.

При определении корреспонденции необходимо помнить суммы по дебету в выписке отражать по кредиту сч. 51, а суммы по кредиту – по дебету счета 51. Это потому что сч. 51 по банку - пассивный, а для организации — активный.

Синтетический учёт ведётся по сч. 51- активный, может иметь суб. счета, если имеется несколько расчётных счетов.

Сч. 51 — сальдо начальное — остаток денег

по дебету — поступление денежных средств

по кредиту — выбытие (списание) денежных средств

При обработке выписки могут быть выявлены ошибочные операции или записи. О выявленной ошибке уведомляется банк в виде претензии.

Дт 76/2 Кт 51 — ошибочное списание

51 76/2 — ошибочное зачисление

После выяснения обстоятельств делаются обратные проводки:

Дт 51 Кт 76/2

76/2 51

Плата за услуги банка по кассовому обслуживанию считается прочими расходами.

Дт 91/2 Кт51

Обобщение информации о движении денежных средств на расчётном счёте ведётся в ЖО и оборотно-сальдовой ведомости.

IV. Учёт операций на специальных счетах.

Специальные счета — открываются для проведения особых операций отличных от осуществления текущих операций по расчётному счёту.

Используется сч. 55

55/1 — аккредитивы

55/2 — чеки (расчёт)

55/3 — депозитный счёт

55/4 — специальные карточные счета

55/5- электронные деньги

Аккредитив — это форма расчётов применяемая между российскими партнёрами на большом расстоянии, либо при международных расчётах.

Аккредитив открывается на основании заявления за счёт собственных средств или кредита.

После открытия — банк плательщика перечисляет средства в банк получателя, который уведомляет поставщика о поступлении денег. Поставщик отгружает товар и копию отгрузочных документов передаёт в банк, банк перечисляет деньги на расчётный счёт получателя. Документы на проведённую операцию банк получателя передаёт в банк плательщика, который списывает деньги со специального счёта в оплату задолженности поставщику. Сделка завершена.

Дт 55/1 Кт 51, 66, 52 — открытие аккредитива.

После поступления денег в банк отражается списание средств с аккредитива.

Дт 60/1 Кт 55/1

Стоимость поступивших ценностей

Дт 10, 41 Кт 60/1

Дт 19 Кт 60/1 – сумма НДС

Не использованная сумма аккредитива поступает на расчётный счёт или в погашение кредита.

Дт 51, 66, 52 Кт 55/1

 

Расчёты чеками – используется при приобретении материальных ценностей на небольшую сумму.

Открытие специального счёта осуществляется на основании заявления - Дт 55/2 Кт 51

При получении банком чеков, составляется реестр чеков и проводится операция по списанию средств в оплату задолженности со специального счёта - Дт 60/1 Кт 55/2

При предоставлении документов подотчет лицом на поступившие товары -

Дт 10, 41 Кт 60/1

20, 26

Как правило, каждый месяц чековая книжка закрывается, и неиспользованная сумма зачисляется на расчётный счёт - Дт 51 Кт 55/2.

Для контроля движения денежных средств по чекам ведётся по журналу учёта выдачи чековой книжки. Все данные подтверждаются подписью подотчётного лица. При выписки банка суммы проверяются на соответствие.

 

Депозитный счёт – открывается на основании заключённого договора путём перечисления указанной суммы на определённый срок. Оформляется платёжное поручение - Дт 55/3 Кт 51.

В соответствии с условиями договора начисляются проценты. Проценты относятся к прочим доходам - Дт 55/3 Кт 91/1.

Банк самостоятельно зачисляет проценты на специальный счёт на основании ордера. По окончании договора, средства с депозитного счёта зачисляются на расчётный счёт - Дт 51 Кт 55/3.

 

Карточный счёт – для осуществления операций по оплате услуг связи, по оплате задолженности поставщикам, по приобретению материалов в розницу, по оплате командировочных расходов используется корпоративная расчётная карта. Она выдаётся на основании заявления и договора. Если пользователей несколько, то дополнительно организация предоставляет список пользователей.

Для использования средств по карточке денежные средства списываются с расчётного счёта и перечисляются на специальный счёт - Дт 55/4 Кт 51.

В контрольных целях выдача карточки и использование средств ведётся журнал выдачи и использования средств (дата, назначение, фамилия и остаток по счёту, на последний день использования, подпись).

Назначение использования с документами:

1. Магазин – оплата по карте с расшифровкой кассового чека.

2. Банкомат – снятие наличных, оплата услуг.

3. Специализированный магазин – товарный чек, кассовый чек.

По мере совершения операций ответственное лицо составляет авансовый отчёт на основании документов

Дт 10, 41 Кт 71

60 71

26 60 – отражение услуг оплаченных по карте.

10, 41 60 – оприходование ценностей приобретённых подотчётным лицом.

После получения выписки банка происходит списание средств подотчётным лицом - Дт 71 Кт 55/4.

Основанием для отражения по специальному счёту является выписка банка.

Синтетический учёт ведётся в ЖО и ведомости, по аналитическим счетам и другим направлениям аналитики.

 

Тема 2 Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками.

Поставщики и подрядчики — это юридические и физические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели, которые поставляют материальные ценности выполняют работы и услуги на условиях договора, как правило на возмездной основе.

В результате договорных отношений одна сторона обязуется поставить материальные ценности, работы, услуги, а другая оплатить в установленные сроки.

Основанием для отражения задолженности является счёт-фактура, в которой указывается общая сумма к оплате и в связи с налоговым законодательством сумма НДС предъявляется к оплате поставщиком.

Материальные ценности принимаются на учёт без налога, за исключением случаев когда организация не является налогоплательщиком НДС.

Расчёты с поставщиками осуществляется как в наличной так и в безналичной формах.

При безналичном расчете оформляется платёжное поручение, платёжное требование если указано в договоре, заявление на аккредитив и ордер, реестр чеков если используются чеки.

Если заключается договор мены, то составляется бухгалтерская справка на зачёт задолженности.

Договор мены означает равноценный обмен, если суммы не равны, то в обычном случае разница относится на прочие доходы и расходы, либо в соответствии с договором разница перечисляется поставщику, либо поступает от покупателя.

Если возникли обстоятельства применяется взаимозачёт задолженностей, то оформляется акт взаимозачёта задолженности. Он оформляется одним из участников сделки и передаётся на согласование другому лицу, если другое лицо согласно на взаимозачёт, то в учёте отражается погашение задолженности. Отличие договора мены — подразумевает неденежную оплату, а при взаимозачёте обычные денежные расчёты, а в последствии неденежные расчёты.

Синтетический учёт расчётов с поставщиками ведётся по сч. 60 — А/П.

К сч. 60 могут быть открыты следующие суб. счета:

60/1 — расчёты с поставщиками и подрядчиками по основному договору;

60/2 — авансы выданные;

60/3 — векселя выданные.

По дебету отражается: оплата задолженности — 50, 51, 55, 62, 66, 67; перечисление суммы аванса, предоплаты — 51, 50, 55.

По кредиту отражается: задолженность поставщика за поставленные материальные ценности, работы, услуги

Дт10, 41, 20. Кт 60/1

Также отражается НДС по приобретенным ценностям.

Дт19 Кт 60/1

При соблюдении условий НДС принимается к вычету

Дт 68 Кт 19

Оплата задолженности поставщиком - Дт60/1 Кт 50, 51, 55 и т. д.

 

Учёт расчётов на условиях авансовых платежей или предоплаты:

 

1. Перечислен аванс поставщику - Дт 60/2 Кт 51, 52.... В соответствии с Налоговым кодексом РФ с 2009 г. с перечисленного аванса начисляется НДС и принимается к зачёту - Дт 68/НДС Кт 76 — НДС предъявленный к вычету;

2. Счёт-фактура и товарная накладная - Дт 10, 41... Кт 60/1 — стоимость поступивших ценностей, Дт 19 Кт 60/1 — сумма НДС., принят НДС к вычету Дт 68 Кт 19

3. Произведён зачёт задолженности поставщику за счёт ранее выданного аванса - Дт 60/1 Кт 60/2 — сумма аванса. Одновременно восстанавливается НДС с аванса выданного - Дт 76 Кт 68.

4. Перечислена оставшаяся сумма поставщику - Дт 60/1 Кт 50, 51...

Если договор мены заключён, то на основании бухгалтерской справки - Дт 60/1 Кт 62/1- отражён зачёт задолженности на общую сумму с учётом налога и при взаимозачёте.

Аналитический учёт ведётся по каждому поставщику, по каждому договору и по срокам оплаты.

Учётные регистры — это карточка счёта, оборотно-сальдовая ведомость, ЖО по счёту и анализ счёта.

 

Тема 3. Учёт расчётов с покупателями.

 

Покупатели — это юридические и физические лица, которым организация реализует свою продукцию на возмездных условиях.

Основанием для расчётов с покупателями является договор.Синтетический учёт ведётся на сч. 62-А/П.

По дебету отражается: задолженность покупателей за реализованную продукцию — 90/1; Зачёт задолженности покупателя за счёт ранее полученного аванса — 62/2.

По кредиту отражается: оплата задолженности покупателем — 50, 51, 52; сумма полученного аванса (предоплата) — 50, 51, 52; зачёт НДС с реализации за счёт НДС с аванса — 68.

1. На условиях последующей оплаты. Отражена задолженность покупателя и выручка от реализации продукции на сумму с НДС. Обороты по реализации являются налогооблагаемыми –

Дт 62/1 Кт 90/1. Начислен НДС с реализации - Дт 90/3 Кт 68.

Поступила выручка от реализации продукции - Дт 50, 51, 52 Кт 62/1.

2. Предоплата. Зачислена на расчетный счёт сумма аванса от покупателя - Дт 50, 51, 52 Кт 60/2 — авансы полученные. В соответствие с Налоговым кодексом сумма аванса подлежит обложению НДС - Дт 62/2 Кт 68 — начислен НДС с аванса. Отражена задолженность покупателю и выручка от реализации продукции - Дт 62/1 Кт 90/1. Одновременно начислен налог с реализации - Дт 90/3 Кт 68. Произведён зачёт задолженности покупателя за счёт ранее полученного аванса от него - Дт 62/2 Кт 62/1, зачтён НДС с реализации за счёт НДС с аванса - Дт 68 Кт 62/2. Получена от покупателя сумма задолженности - Дт 50, 51 Кт 62/1- расчёт задолженности.

3. Договор мены. Отражена задолженность покупателя - Дт 62/1 Кт 90/1, Дт 90/3 Кт 68. Отражены поступления материалов, товаров - Дт 10 Кт 60/1, Дт 19 Кт 60/1, Дт 68 Кт 19. Взаимозачёт - Дт 60/1 Кт 62/1.

Аналитический учёт ведётся по каждому покупателю, договору и срокам оплаты.

Учётные регистры: карточка счёта, оборотно – сальдовая ведомость, анализ счёта и ЖО.

В случае наличия безнадёжных долгов (просроченные более 3-х месяцев) организация обязана создавать резерв по сомнительным долгам ПБУ 21 – «Изменения в оценочных значениях». Величина резерва определяется самостоятельно исходя из вероятности погашения долга, но можно руководствоваться положениями Налогового кодекса.

Резерв учитывается на сч. 63.

На сумму резерва (бухгалтерская справка) – Дт 91/2 Кт 63, сумма долга по сч. 62.

Для отражения в отчётности информации о расчётах с покупателями делается расчёт по уточнению оценки дебиторской задолженности.

Ск по сч. 62 – Ск по сч.63 = величина записываемая в баланс.

Если покупатель оплачивает безнадёжный долг, то делается проводка по восстановлению резерва – Дт 63 Кт 91/4.

Если покупатель оплачивает часть долга – Дт51 Кт62/1, оставшаяся сумма списывается за счёт резерва – Дт63 Кт62/1.

Информация о резерве должна быть раскрыта в пояснительной записки годовой отчётности.

 

Тема 4. Учёт расчётов по кредитам и займам.

При недостаточности денежных средств, для осуществления деятельности организации, организация использует заёмные средства кредиты или займы.

Кредиты – выдаются кредитными учреждениями, на условиях срочности, платности и возвратности, только в денежной форме.

Займы – выдаются юридическими и физическими лицами на условиях срочности, платности или без % и погашения. Займы могут выдаваться как в денежной, так и в товарной форме.

Для получения кредита, подаются документы в банк, и при положительном решении заключается кредитный договор.

Кредит выдаётся под:

1. Пополнение оборотных средств;

2. На приобретение основных средств;

3. На погашение задолженности.

Одновременно организация подаёт обеспечение погашения кредита.

Кредиты и займы бывают краткосрочными и долгосрочными.

Если по долгосрочному кредиту остался срок менее года, то организация имеет право перевести задолженность в краткосрочный кредит или займ.

Для учёта по кредитам и займам предназначен сч. 66, 67.

Информация о наличие кредита или займа отражается в четвёртом разделе и в пятом разделе (долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы).

На основании кредитного договора, банк зачисляет на расчётный счёт кредит или займ – Дт 51, 55 Кт 66, 67 получение товарного займа, Дт 10, 41 Кт 66, 67-по фактической себестоимости. По данной операции начисляется НДС – Дт 19 Кт 66, 67.

Использование заёмных средств, предусматривает осуществление затрат:

1. Основные затраты (%);

2. Дополнительные затраты – связанные с работой для получения кредита.

Учёт процентов.

Проценты по кредитам и займам в общем случае включаются в состав прочих расходов – Дт 91/2 Кт 66, 67.

Исключения:

1. Если организация использует кредит или займа на получение инвестиционного актива, то проценты до введения объекта в эксплуатацию включаются в первоначальную стоимость – Дт08 Кт66, 67.

После введения в эксплуатацию проценты включаются в прочие расходы – Дт 91/2 Кт 66, 67.

Инвестиционный актив – это вложениия в основные средства, которые отвечают двум условиям: длительное осуществление затрат; значительность величины затрат.

При погашении кредита или займа - Дт 66, 67 Кт 51, 55/1- по денежным кредитам и займам, Дт 66, 67 Кт 10, 41 – товарный займ.

Отражена разница в стоимости материалов полученных по займу и переданных для его погашения - Дт 91/2 Кт 66, Дт 66 Кт 91/2.

Аналитический учёт ведётся:

1. По срокам погашения;

2. По видам кредита и займа;

3. По каждому кредитному договору;

4. Учёт просроченной задолженности.

Учёт процентов ведётся, обособлено от основного долга. Основанием для отражения записей 66, 67 является выписка банка с приложенными документами.

Синтетический учёт ведётся в журнале ордере, анализ счёта, карточка счёта, оборотно – сальдовая ведомость.

 

 

Тема 5. Учёт расчётов по налогам и сборам.

При наличиеи объектов налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом РФ (НКРФ) у организации возникают налоговые обязательства. В соответствии с НК РФ организация должна правильно исчислять налоговые обязательства и своевременно их погашать.

Расчёт налогов осуществляется в разные учётные периоды, ежемесячно, ежеквартально, по итогам налогового периода.

Для исчисления налоговых обязательств формируется налоговая база.

Способы формирования налоговой базы;

1. Данные бухгалтерского учёта (налог на имущество);

2. Данные бухгалтерского и налогового учёта (часть НДС, НДФЛ). Налоговый учёт-книга покупок и книга продаж (НДФЛ, бухгалтерские записи по начислению заработной платы и налоговая карточка по учёту доходов и исчислению НДФЛ);

3. Данные налогового учёта – налог на прибыль, единый налог при упрощенной системе налогообложения;

4. Внеучётные данные (другие налоги: земельный налог, транспортный налог, водный налог, ЕНВД).

Для учёта расходов по налогам и сборам используется сч. 68 – А/П.

Учёт НДС.

Объекты налогообложения:

1. Обороты по реализации продукции, работ, услуг;

2. Безвозмездная передача;

3. Строительные монтажные работы, выполненные хозспособом;

4. Стоимость приобретённых импортных товаров;

5. Сумма авансов платежей, полученной от покупателей и другие.

Начисление НДС отражается по кредиту сч. 68.

При реализации продукции – Дт 62/1 Кт 90/1, Дт 90/3 Кт 68.

При реализации прочих активов – Дт 76 Кт 91/1, Дт 91/2 (3) Кт 68.

Безвозмездная передача - Дт 91/2 Кт 10, 41, Дт 91/2(3) Кт 68.

При строительных работах собственными силами- Дт 08 Кт 10, 70, 69, НДС начисляется на конец каждого отчетного периода (квартала) Дт 19 Кт 68.

Импортный товар - Дт 10, 41 Кт 60, Дт 19 Кт 68.

С авансов полученных - Дт 51 Кт 62/2, Дт 62/2, 76 Кт 68.

НДС начисляется с объекта налогообложения, но это не означает, что исчисленная сумма НДС подлежит уплате в бюджет, так как по НК РФ сумма НДС, предъявленная покупателям и начисленная по другим основаниям, уменьшается на сумму налоговых вычетов.

 

Налоговые вычеты возникают по операциям связанным с приобретением материальных ценностей, работ, услуг, с выполнением строительно -монтажных работ, приобретенным импортным товаров после уплаты его в бюджет, при выплате авансов поставщикам.

В бухгалтерском учёте для учёта налоговых вычетов в частности НДС по приобретенным материальным ценностям предназначен сч. 19, по авансам выданным — сч. 76.

При приобретении материальных ценностей, услуг

Дт 10, 41, 08, 20, 23, 25, 26 Кт 60, 71 — сумма без НДС,

Дт 19 Кт 60, 71 — сумма НДС.

Для принятия НДС по приобретённым материальным ценностям в качестве налоговых вычетов необходимо соблюдение условий:

1. Наличие правильно оформленных первичных документов.

2. Материальные ценности должны быть приняты на учёт, основные средства должны быть введены в эксплуатацию, работы должны бать выполнены.

Дт 68 Кт 19;

при выдачи аванса - Дт 60/2 Кт 51, Дт 68 Кт 76.

 

В некоторых случаях организация должна восстановить НДС, ранее, принятый к вычету. Если ценности используются не на производственные нужды или возникает двойное налогообложение (по авансам).

Сумма восстановленного НДС учитывается в прочих расходах: Дт 91/2 Кт 68.

Случаи восстановления НДС:

1) если имущество, ранее использованное в производственных целях передается в уставный капитал другой организации,

2) при недостаче ценностей,

3) при использовании ценностей на ликвидацию последсвий чрезвычайных ситуаций.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет или возмещению из бюджета рассчитывается в Налоговой декларации по НДС, которая составляется ежеквартально.

НДС подлежащий уплате в бюджет (возмещению из бюджета) = НДС начисленный + НДС восстановленный — налоговые вычеты.

 

Налог на имущество.

Рассчитывается ежеквартально по данным счетов 01, 02. Ставка 2, 2%.

Может возмещаться за счёт двух источников:

- себестоимости— Дт 26 Кт 68/налог на имущество.

- За счёт прочих расходов - Дт 91/2 Кт 68

Конкретный вариант отражается в учётной политике.

Транспортный налог.

Рассчитывается ежеквартально исходя из мощности двигателя и ставки налога. Возмещается налог за счёт себестоимости — Дт 20, 23, 25, 26 Кт 68/ транспортный налог, зависит от сферы использования транспортного средства.

 

Земельный налог.

Рассчитывается на начало года исходя из кадастровой стоимости земельного участка и ставки налога — Дт 26 -в промышленных организациях

44 — в торговых организациях

20, 23, 26 — в сельскохозяйственных и

Кт 68.

Водный налог.

Возмещается через себестоимость — Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 68/водный налог. Если потребление воды сверх нормы, то сумма налога со сверх лимита относится на прочие расходы. Дт 91/2 Кт68

 

Учёт НДФЛ — удерживается из заработной платы — Дт 70, 75/2, 73 Кт 68/НДФЛ.

ЕНВД, единый налог при упрощенной системе налогообложения— уменьшается финансовый результат организации — Дт 99 Кт 68/ЕНВД.

 

 

Тема 6. Учёт расчётов с подотчетными лицами (71).

Для осуществления хозяйственной деятельности, некоторые хозяйственные операции производятся с участием подотчетных лиц.

Для выполнения хозяйственных операций им выдают под отчёт денежные средства, как в наличной, так и в безналичной форме.

Операции:

- Выполнение своих обязанностей в командировке.

- Приобретение материальных ценностей;

Операции могут осуществляться в рублях и в иностранной валюте.

Учёт расчётов ведётся по сч.71-А/П. По Д-ту отражается задолженность подотчетного лица по выданным средствам, а по К-ту списание сумм выданных под отчёт, в зависимости от направления их использования. Выдача денежных средств осуществляется по расходному кассовому ордеру. Сумма определяется оперативным путём либо на основании представленного расчёта в случае командировки – Дт71 Кт50.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.05 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал