Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Понятие денежных средствСтр 1 из 16Следующая ⇒
Лекции по Бухгалтерскому финансовому учету. Тема 1.Учёт денежных средств.
Вопросы: 1. Понятие денежных средств. 2. Учёт кассовых операций. 3. Учёт операций на расчётном счёте. 4. Учёт операций на специальных счетах. 5. Учёт операций на валютных счетах. 6. Раскрытие информации о денежных средствах в бухгалтерской (финансовой) отчетности
I. Понятие денежных средств Денежные средства – это составная часть оборотных средств и наиболее ликвидная. Роль денежных средств в деятельности предприятия проявляется в том, что с их помощью осуществляется: - обслуживание индивидуального кругооборота фондов, т.е. происходит смена форм стоимости: денежная форма превращается в товарную, а затем товары обратно приобретают денежную форму стоимости (после завершения процессов производства и реализации готовой продукции) в виде выручки от реализации продукции; - распределение выручки от реализации товаров (после уплаты косвенных налогов) в фонд возмещения материальных затрат, включая амортизационные отчисления, фонд оплаты труда и чистый доход, выступающий в форме прибыли; - контроль за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных ресурсов в процессе индивидуального кругооборота фондов, т. е. состоянием ликвидности, платежеспособности и финансовой независимости организации от внешних источников финансирования. Условием эффективного существования предприятия в современной конкурентной среде является создание эффективного механизма управления денежными средствами, обеспечивающего формирование оперативной и достоверной информации, регулирование взаиморасчетов, повышение платежной дисциплины и, как итог, ускорение оборачиваемости денежных средств. В бухгалтерском учёте к денежным средствам относят: · Наличные деньги в кассе, · денежные документы, · Денежные средства на расчётном счёте; · Денежные средства на валютных счетах; · Денежные средства на специальных счетах (депозитные счета в аккредитивах, в чеках, на специальном карточном счёте и на текущем счёте обособленных подразделений, электронные деньги). · переводы в пути · денежные эквиваленты (краткосрочные высоколиквидные финансовые вложения организации, которые без риска могут быть конвертированы в деньги (депозитные вклады до востребования, высоколиквидные рыночные ценные)). В бухгалтерском балансе денежные средства и денежные эквиваленты отражаются по статье «Денежные средства и денежные эквиваленты». Основные задачи учета денежных средств: • своевременное и полное отражение в учете операций с денежными средствами при строгом соблюдении требований действующего законодательства; • правильное документальное оформление операций с денежными средствами согласно • контроль за сохранностью денежных средств, документов в кассе и их целевым использованием. Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 г. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» Информация Минфина России №ПЗ-10/2012 О вступлении в силу с 1 января 2013 г. ФЗ от 6. 12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
Указание ЦБ «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами в упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» от 11 марта 2014 г. №3210-У Указание Банка России «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 г. № 3073-У ФЗ №209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники Указание ЦБР от 20 июня 2007 г №1843 «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя. Приказ Минфина РФ от 17 октября 2011 г. №133н «Об утверждении Административного регламента исполнения ФНС государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Инструкция Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И " Об открытии и закрытии банковских счетов"
ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 26. мая 2003 г. № 54 – ФЗ ФЗ «О национальной платежной системе» от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ Положение ЦБ «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств» от 19 июня 2012 г. N 383-П Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 г. от 31.12.2014 г. (Глава 46)
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности ПБУ 3/2006 «Учет активов, обязательств в иностранной валюте» от 27 ноября 2006 г. N 154н (в ред. 24 декабря 2010 г.)
II. Учёт кассовых операций.
Наличные денежные средства, как в национальной, так и в иностранной валюте, ценные бумаги и денежные документы, хранящиеся непосредственно на предприятии составляют кассу предприятия. В мировой практике принято, что касса должна обеспечивать текущие потребности предприятия в наличности (выдача заработной платы, средств на командировочные расходы и т.д.), а основная масса денежных средств и приравненных к ним активов принято хранить в банке на расчетном счете, депозите. Хранение больших средств в кассе предприятия считается рисковым по сравнению с банком, поэтому от финансового менеджера требуется выработка такой финансовой политики, при которой в кассе находилась бы минимально необходимая сумма для нужд предприятия на текущий день. Однако, учитывая текущее состояние экономики России, данный принцип не оправдывает себя. В большинстве случаев предприятия не в состоянии спланировать эффективную тактику своих действий. Большая сумма наличности в кассе объясняется также следующими факторами: в случае наступления непредвиденных событий требует значительной суммы денег; застраховаться от риска неплатежей банка, обслуживающего расчетный счет предприятия из-за отсутствия наличных денежных средств у банка; не менее важным в деятельности предприятий, а в особенности торговых предприятий, является дифференциация цен на товары (сырье, материалы, комплектующие) и услуги в зависимости от вида платежей в наличной или безналичной форме. Это в свою очередь вынуждает предприятия применять менее эффективную и менее затратную форму расчетов в наличной форме, причем нередко в обход законов. Это один из факторов, заставляющих предприятия вести " черную бухгалтерию". В соответствии с положением о безналичных расчётах все свободные денежные средства должны хранится на расчётном счёте, однако для осуществления текущих хозяйственных операций используются наличные деньги, которые хранятся в кассе организации, их величина ограничена лимитом кассы, которая рассчитывается в специальном документе и утверждается руководителем Наличные деньги используются: - для приобретения канцелярских товаров, хозяйственного инвентаря, запасных частей, топлива (водителями); - для осуществления командировочных расходов; - для оплаты задолженности поставщику, при этом установлен предел расчетов наличными деньгами не более 100 000 руб. по одному платежу.
Документальное оформление. Приём наличных денег осуществляется по приходному кассовому ордеру в одном экземпляре. Расход — оформляется расходным кассовым ордером в одном экземпляре (подписывает руководитель, бухгалтер, кассир). Характеристика документа удостоверяющего личность получателя денег. При выдаче наличных денег большому числу лиц (зар. плата, материальная помощь, премии), то оформляется платёжная ведомость, которая прикладывается к расходному кассовому ордеру. Для отражения операций в учёте, кассир заполняет кассовую книгу на основании приходных и расходных кассовых ордеров. Кассовая книга состоит из двух частей: 1. Кассовая книга, 2. Отчёт кассира (вкладной лист). Кассовая книга прономеровывается, прошнуровывается, подписывается. В ней отражается № документа, содержание операции, код счёта и сумма по приходу и расходу, остаток на начало дня, итоги за день, остаток на конец дня с выделением сверх лимита суммы в дни выдачи зар. платы и увеличение лимита в момент выдачи зар. платы. Кассовый отчёт передаётся главному бухгалтеру вместе с приложенными документами на проверку. На основании кассового отчёта ведётся аналитический учёт кассовых операций. Синтетический учёт ведётся на сч. 50 «Касса». Счет Активный. По Д-ту сч.50 отражаются поступления наличных денег, а по К-ту — выбытие наличных денег. Для проверки правильности ведения кассовых операций проводится инвентаризация (плановая и внезапная). Результаты оформляются актом инвентаризации (комиссия не менее 3-х человек). Если недостача: Дт94 Кт50 Дт73 Кт94 — отнесение задолженности на вин. лицо Дт50 Кт73 — внесение денег в кассу Если излишки: Дт50 Кт91/1 Для обобщения информации о движении денежных средств используется ЖО и ведомость, либо только журнал в зависимости от содержания бухгалтерской программы. ЖО — содержит расшифровку кредитового оборота сч. 50, а ведомость — дебетового оборота. В журнале дополнительно раскрывается информация о корреспонденции счетов по направлениям выбытия и движения денежных средств (субконто). Для проверки правильности корреспонденции счетов формируется оборотно-сальдовая ведомость (по аналитическим счетам). Учёт денежных документов К денежным документам относятся документы, имеющие денежную стоимость и позволяющие осуществить какую либо услугу или деятельность (проездные билеты, марки и т. д.). Не относятся: ценные бумаги и путёвки. Их учёт ведётся на сч. 50/3 на основании приходных и расходных кассовых ордеров. Корреспонденция: 1. Приобретение денежных документов Дт 50/3 Кт 60 19 60 (сум.НДС) 50/3 71 2. Использование денежных документов Дт 71 Кт 50/3 26 50/3
III. Учёт операций на расчётном счёте
Каждая организация может открыть расчётный счёт в банке при подаче совокупности документов: 1. копия устава (оригинал); 2. свидетельство о регистрации в налоговой инспекции; 3. приказ руководителя организации на главного бухгалтера имеющего право на распоряжение финансовыми документами и карточка с образцами подписей. При положительном решении открывается расчётный счёт с присвоением двадцатизначного кода. Одновременно заключается договор на кассовое обслуживание. Поступление денег осуществляется от покупателей и прочих дебиторов, от банков и заёмщиков, из бюджета, наличные деньги из кассы. Расход осуществляется на погашение задолженности поставщикам, подрядчикам, банку, бюджету, на выдачу зар. платы, на оплату услуг банка. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России (далее при совместном упоминании - законодательство) в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных пунктами 1.10 и 1.11 настоящего Положения распоряжений о переводе денежных средств (далее - распоряжения), составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков (далее - взыскатели средств), банками. Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов: расчетов платежными поручениями; расчетов по аккредитиву; расчетов инкассовыми поручениями; расчетов чеками; расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); расчетов в форме перевода электронных денежных средств. Перевод электронных денежных средств осуществляется в соответствии с законодательством и договорами с учетом требований настоящего Положения. Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами (далее - основной договор).
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163450/
Документальное оформление: 1. Платёжное поручение не менее чем в 3-х экземплярах; 2. Заявление на аккредитив; 3. Платёжное требование (по договору); 4. Чеки из расчётных чековых книжек; 5. Чеки из денежных чековых книг (при получении наличных денег); 6. Объявления на взнос наличными; 7. Ордер; Платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера являются расчетными (платежными) документами. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163450/ Аналитический учёт операций ведётся в выписке банка из лицевого счёта (формируется на день совершения операции). Выписка содержит: наименование банка и организации, лицевой счёт, входящее сальдо, № документа, расчётный счёт контрагентов, суммы по дебиту и кредиту, исходящее сальдо. При поступлении выписки банка в организацию вместе с приложенными документами, бухгалтер обрабатывает её: - Проверяет соответствие сумм в выписке и в документе; - Проставляет корреспонденцию. При определении корреспонденции необходимо помнить суммы по дебету в выписке отражать по кредиту сч. 51, а суммы по кредиту – по дебету счета 51. Это потому что сч. 51 по банку - пассивный, а для организации — активный. Синтетический учёт ведётся по сч. 51- активный, может иметь суб. счета, если имеется несколько расчётных счетов. Сч. 51 — сальдо начальное — остаток денег по дебету — поступление денежных средств по кредиту — выбытие (списание) денежных средств При обработке выписки могут быть выявлены ошибочные операции или записи. О выявленной ошибке уведомляется банк в виде претензии. Дт 76/2 Кт 51 — ошибочное списание 51 76/2 — ошибочное зачисление После выяснения обстоятельств делаются обратные проводки: Дт 51 Кт 76/2 76/2 51 Плата за услуги банка по кассовому обслуживанию считается прочими расходами. Дт 91/2 Кт51 Обобщение информации о движении денежных средств на расчётном счёте ведётся в ЖО и оборотно-сальдовой ведомости. IV. Учёт операций на специальных счетах. Специальные счета — открываются для проведения особых операций отличных от осуществления текущих операций по расчётному счёту. Используется сч. 55 55/1 — аккредитивы 55/2 — чеки (расчёт) 55/3 — депозитный счёт 55/4 — специальные карточные счета 55/5- электронные деньги Аккредитив — это форма расчётов применяемая между российскими партнёрами на большом расстоянии, либо при международных расчётах. Аккредитив открывается на основании заявления за счёт собственных средств или кредита. После открытия — банк плательщика перечисляет средства в банк получателя, который уведомляет поставщика о поступлении денег. Поставщик отгружает товар и копию отгрузочных документов передаёт в банк, банк перечисляет деньги на расчётный счёт получателя. Документы на проведённую операцию банк получателя передаёт в банк плательщика, который списывает деньги со специального счёта в оплату задолженности поставщику. Сделка завершена. Дт 55/1 Кт 51, 66, 52 — открытие аккредитива. После поступления денег в банк отражается списание средств с аккредитива. Дт 60/1 Кт 55/1 Стоимость поступивших ценностей Дт 10, 41 Кт 60/1 Дт 19 Кт 60/1 – сумма НДС Не использованная сумма аккредитива поступает на расчётный счёт или в погашение кредита. Дт 51, 66, 52 Кт 55/1
Расчёты чеками – используется при приобретении материальных ценностей на небольшую сумму. Открытие специального счёта осуществляется на основании заявления - Дт 55/2 Кт 51 При получении банком чеков, составляется реестр чеков и проводится операция по списанию средств в оплату задолженности со специального счёта - Дт 60/1 Кт 55/2 При предоставлении документов подотчет лицом на поступившие товары - Дт 10, 41 Кт 60/1 20, 26 Как правило, каждый месяц чековая книжка закрывается, и неиспользованная сумма зачисляется на расчётный счёт - Дт 51 Кт 55/2. Для контроля движения денежных средств по чекам ведётся по журналу учёта выдачи чековой книжки. Все данные подтверждаются подписью подотчётного лица. При выписки банка суммы проверяются на соответствие.
Депозитный счёт – открывается на основании заключённого договора путём перечисления указанной суммы на определённый срок. Оформляется платёжное поручение - Дт 55/3 Кт 51. В соответствии с условиями договора начисляются проценты. Проценты относятся к прочим доходам - Дт 55/3 Кт 91/1. Банк самостоятельно зачисляет проценты на специальный счёт на основании ордера. По окончании договора, средства с депозитного счёта зачисляются на расчётный счёт - Дт 51 Кт 55/3.
Карточный счёт – для осуществления операций по оплате услуг связи, по оплате задолженности поставщикам, по приобретению материалов в розницу, по оплате командировочных расходов используется корпоративная расчётная карта. Она выдаётся на основании заявления и договора. Если пользователей несколько, то дополнительно организация предоставляет список пользователей. Для использования средств по карточке денежные средства списываются с расчётного счёта и перечисляются на специальный счёт - Дт 55/4 Кт 51. В контрольных целях выдача карточки и использование средств ведётся журнал выдачи и использования средств (дата, назначение, фамилия и остаток по счёту, на последний день использования, подпись). Назначение использования с документами: 1. Магазин – оплата по карте с расшифровкой кассового чека. 2. Банкомат – снятие наличных, оплата услуг. 3. Специализированный магазин – товарный чек, кассовый чек. По мере совершения операций ответственное лицо составляет авансовый отчёт на основании документов Дт 10, 41 Кт 71 60 71 26 60 – отражение услуг оплаченных по карте. 10, 41 60 – оприходование ценностей приобретённых подотчётным лицом. После получения выписки банка происходит списание средств подотчётным лицом - Дт 71 Кт 55/4. Основанием для отражения по специальному счёту является выписка банка. Синтетический учёт ведётся в ЖО и ведомости, по аналитическим счетам и другим направлениям аналитики.
Тема 2 Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками. Поставщики и подрядчики — это юридические и физические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели, которые поставляют материальные ценности выполняют работы и услуги на условиях договора, как правило на возмездной основе. В результате договорных отношений одна сторона обязуется поставить материальные ценности, работы, услуги, а другая оплатить в установленные сроки. Основанием для отражения задолженности является счёт-фактура, в которой указывается общая сумма к оплате и в связи с налоговым законодательством сумма НДС предъявляется к оплате поставщиком. Материальные ценности принимаются на учёт без налога, за исключением случаев когда организация не является налогоплательщиком НДС. Расчёты с поставщиками осуществляется как в наличной так и в безналичной формах. При безналичном расчете оформляется платёжное поручение, платёжное требование если указано в договоре, заявление на аккредитив и ордер, реестр чеков если используются чеки. Если заключается договор мены, то составляется бухгалтерская справка на зачёт задолженности. Договор мены означает равноценный обмен, если суммы не равны, то в обычном случае разница относится на прочие доходы и расходы, либо в соответствии с договором разница перечисляется поставщику, либо поступает от покупателя. Если возникли обстоятельства применяется взаимозачёт задолженностей, то оформляется акт взаимозачёта задолженности. Он оформляется одним из участников сделки и передаётся на согласование другому лицу, если другое лицо согласно на взаимозачёт, то в учёте отражается погашение задолженности. Отличие договора мены — подразумевает неденежную оплату, а при взаимозачёте обычные денежные расчёты, а в последствии неденежные расчёты. Синтетический учёт расчётов с поставщиками ведётся по сч. 60 — А/П. К сч. 60 могут быть открыты следующие суб. счета: 60/1 — расчёты с поставщиками и подрядчиками по основному договору; 60/2 — авансы выданные; 60/3 — векселя выданные. По дебету отражается: оплата задолженности — 50, 51, 55, 62, 66, 67; перечисление суммы аванса, предоплаты — 51, 50, 55. По кредиту отражается: задолженность поставщика за поставленные материальные ценности, работы, услуги Дт10, 41, 20. Кт 60/1 Также отражается НДС по приобретенным ценностям. Дт19 Кт 60/1 При соблюдении условий НДС принимается к вычету Дт 68 Кт 19 Оплата задолженности поставщиком - Дт60/1 Кт 50, 51, 55 и т. д.
Учёт расчётов на условиях авансовых платежей или предоплаты:
1. Перечислен аванс поставщику - Дт 60/2 Кт 51, 52.... В соответствии с Налоговым кодексом РФ с 2009 г. с перечисленного аванса начисляется НДС и принимается к зачёту - Дт 68/НДС Кт 76 — НДС предъявленный к вычету; 2. Счёт-фактура и товарная накладная - Дт 10, 41... Кт 60/1 — стоимость поступивших ценностей, Дт 19 Кт 60/1 — сумма НДС., принят НДС к вычету Дт 68 Кт 19 3. Произведён зачёт задолженности поставщику за счёт ранее выданного аванса - Дт 60/1 Кт 60/2 — сумма аванса. Одновременно восстанавливается НДС с аванса выданного - Дт 76 Кт 68. 4. Перечислена оставшаяся сумма поставщику - Дт 60/1 Кт 50, 51... Если договор мены заключён, то на основании бухгалтерской справки - Дт 60/1 Кт 62/1- отражён зачёт задолженности на общую сумму с учётом налога и при взаимозачёте. Аналитический учёт ведётся по каждому поставщику, по каждому договору и по срокам оплаты. Учётные регистры — это карточка счёта, оборотно-сальдовая ведомость, ЖО по счёту и анализ счёта.
Тема 3. Учёт расчётов с покупателями.
Покупатели — это юридические и физические лица, которым организация реализует свою продукцию на возмездных условиях. Основанием для расчётов с покупателями является договор.Синтетический учёт ведётся на сч. 62-А/П. По дебету отражается: задолженность покупателей за реализованную продукцию — 90/1; Зачёт задолженности покупателя за счёт ранее полученного аванса — 62/2. По кредиту отражается: оплата задолженности покупателем — 50, 51, 52; сумма полученного аванса (предоплата) — 50, 51, 52; зачёт НДС с реализации за счёт НДС с аванса — 68. 1. На условиях последующей оплаты. Отражена задолженность покупателя и выручка от реализации продукции на сумму с НДС. Обороты по реализации являются налогооблагаемыми – Дт 62/1 Кт 90/1. Начислен НДС с реализации - Дт 90/3 Кт 68. Поступила выручка от реализации продукции - Дт 50, 51, 52 Кт 62/1. 2. Предоплата. Зачислена на расчетный счёт сумма аванса от покупателя - Дт 50, 51, 52 Кт 60/2 — авансы полученные. В соответствие с Налоговым кодексом сумма аванса подлежит обложению НДС - Дт 62/2 Кт 68 — начислен НДС с аванса. Отражена задолженность покупателю и выручка от реализации продукции - Дт 62/1 Кт 90/1. Одновременно начислен налог с реализации - Дт 90/3 Кт 68. Произведён зачёт задолженности покупателя за счёт ранее полученного аванса от него - Дт 62/2 Кт 62/1, зачтён НДС с реализации за счёт НДС с аванса - Дт 68 Кт 62/2. Получена от покупателя сумма задолженности - Дт 50, 51 Кт 62/1- расчёт задолженности. 3. Договор мены. Отражена задолженность покупателя - Дт 62/1 Кт 90/1, Дт 90/3 Кт 68. Отражены поступления материалов, товаров - Дт 10 Кт 60/1, Дт 19 Кт 60/1, Дт 68 Кт 19. Взаимозачёт - Дт 60/1 Кт 62/1. Аналитический учёт ведётся по каждому покупателю, договору и срокам оплаты. Учётные регистры: карточка счёта, оборотно – сальдовая ведомость, анализ счёта и ЖО. В случае наличия безнадёжных долгов (просроченные более 3-х месяцев) организация обязана создавать резерв по сомнительным долгам ПБУ 21 – «Изменения в оценочных значениях». Величина резерва определяется самостоятельно исходя из вероятности погашения долга, но можно руководствоваться положениями Налогового кодекса. Резерв учитывается на сч. 63. На сумму резерва (бухгалтерская справка) – Дт 91/2 Кт 63, сумма долга по сч. 62. Для отражения в отчётности информации о расчётах с покупателями делается расчёт по уточнению оценки дебиторской задолженности. Ск по сч. 62 – Ск по сч.63 = величина записываемая в баланс. Если покупатель оплачивает безнадёжный долг, то делается проводка по восстановлению резерва – Дт 63 Кт 91/4. Если покупатель оплачивает часть долга – Дт51 Кт62/1, оставшаяся сумма списывается за счёт резерва – Дт63 Кт62/1. Информация о резерве должна быть раскрыта в пояснительной записки годовой отчётности.
Тема 4. Учёт расчётов по кредитам и займам. При недостаточности денежных средств, для осуществления деятельности организации, организация использует заёмные средства кредиты или займы. Кредиты – выдаются кредитными учреждениями, на условиях срочности, платности и возвратности, только в денежной форме. Займы – выдаются юридическими и физическими лицами на условиях срочности, платности или без % и погашения. Займы могут выдаваться как в денежной, так и в товарной форме. Для получения кредита, подаются документы в банк, и при положительном решении заключается кредитный договор. Кредит выдаётся под: 1. Пополнение оборотных средств; 2. На приобретение основных средств; 3. На погашение задолженности. Одновременно организация подаёт обеспечение погашения кредита. Кредиты и займы бывают краткосрочными и долгосрочными. Если по долгосрочному кредиту остался срок менее года, то организация имеет право перевести задолженность в краткосрочный кредит или займ. Для учёта по кредитам и займам предназначен сч. 66, 67. Информация о наличие кредита или займа отражается в четвёртом разделе и в пятом разделе (долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы). На основании кредитного договора, банк зачисляет на расчётный счёт кредит или займ – Дт 51, 55 Кт 66, 67 получение товарного займа, Дт 10, 41 Кт 66, 67-по фактической себестоимости. По данной операции начисляется НДС – Дт 19 Кт 66, 67. Использование заёмных средств, предусматривает осуществление затрат: 1. Основные затраты (%); 2. Дополнительные затраты – связанные с работой для получения кредита. Учёт процентов. Проценты по кредитам и займам в общем случае включаются в состав прочих расходов – Дт 91/2 Кт 66, 67. Исключения: 1. Если организация использует кредит или займа на получение инвестиционного актива, то проценты до введения объекта в эксплуатацию включаются в первоначальную стоимость – Дт08 Кт66, 67. После введения в эксплуатацию проценты включаются в прочие расходы – Дт 91/2 Кт 66, 67. Инвестиционный актив – это вложениия в основные средства, которые отвечают двум условиям: длительное осуществление затрат; значительность величины затрат. При погашении кредита или займа - Дт 66, 67 Кт 51, 55/1- по денежным кредитам и займам, Дт 66, 67 Кт 10, 41 – товарный займ. Отражена разница в стоимости материалов полученных по займу и переданных для его погашения - Дт 91/2 Кт 66, Дт 66 Кт 91/2. Аналитический учёт ведётся: 1. По срокам погашения; 2. По видам кредита и займа; 3. По каждому кредитному договору; 4. Учёт просроченной задолженности. Учёт процентов ведётся, обособлено от основного долга. Основанием для отражения записей 66, 67 является выписка банка с приложенными документами. Синтетический учёт ведётся в журнале ордере, анализ счёта, карточка счёта, оборотно – сальдовая ведомость.
Тема 5. Учёт расчётов по налогам и сборам. При наличиеи объектов налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом РФ (НКРФ) у организации возникают налоговые обязательства. В соответствии с НК РФ организация должна правильно исчислять налоговые обязательства и своевременно их погашать. Расчёт налогов осуществляется в разные учётные периоды, ежемесячно, ежеквартально, по итогам налогового периода. Для исчисления налоговых обязательств формируется налоговая база. Способы формирования налоговой базы; 1. Данные бухгалтерского учёта (налог на имущество); 2. Данные бухгалтерского и налогового учёта (часть НДС, НДФЛ). Налоговый учёт-книга покупок и книга продаж (НДФЛ, бухгалтерские записи по начислению заработной платы и налоговая карточка по учёту доходов и исчислению НДФЛ); 3. Данные налогового учёта – налог на прибыль, единый налог при упрощенной системе налогообложения; 4. Внеучётные данные (другие налоги: земельный налог, транспортный налог, водный налог, ЕНВД). Для учёта расходов по налогам и сборам используется сч. 68 – А/П. Учёт НДС. Объекты налогообложения: 1. Обороты по реализации продукции, работ, услуг; 2. Безвозмездная передача; 3. Строительные монтажные работы, выполненные хозспособом; 4. Стоимость приобретённых импортных товаров; 5. Сумма авансов платежей, полученной от покупателей и другие. Начисление НДС отражается по кредиту сч. 68. При реализации продукции – Дт 62/1 Кт 90/1, Дт 90/3 Кт 68. При реализации прочих активов – Дт 76 Кт 91/1, Дт 91/2 (3) Кт 68. Безвозмездная передача - Дт 91/2 Кт 10, 41, Дт 91/2(3) Кт 68. При строительных работах собственными силами- Дт 08 Кт 10, 70, 69, НДС начисляется на конец каждого отчетного периода (квартала) Дт 19 Кт 68. Импортный товар - Дт 10, 41 Кт 60, Дт 19 Кт 68. С авансов полученных - Дт 51 Кт 62/2, Дт 62/2, 76 Кт 68. НДС начисляется с объекта налогообложения, но это не означает, что исчисленная сумма НДС подлежит уплате в бюджет, так как по НК РФ сумма НДС, предъявленная покупателям и начисленная по другим основаниям, уменьшается на сумму налоговых вычетов.
Налоговые вычеты возникают по операциям связанным с приобретением материальных ценностей, работ, услуг, с выполнением строительно -монтажных работ, приобретенным импортным товаров после уплаты его в бюджет, при выплате авансов поставщикам. В бухгалтерском учёте для учёта налоговых вычетов в частности НДС по приобретенным материальным ценностям предназначен сч. 19, по авансам выданным — сч. 76. При приобретении материальных ценностей, услуг Дт 10, 41, 08, 20, 23, 25, 26 Кт 60, 71 — сумма без НДС, Дт 19 Кт 60, 71 — сумма НДС. Для принятия НДС по приобретённым материальным ценностям в качестве налоговых вычетов необходимо соблюдение условий: 1. Наличие правильно оформленных первичных документов. 2. Материальные ценности должны быть приняты на учёт, основные средства должны быть введены в эксплуатацию, работы должны бать выполнены. Дт 68 Кт 19; при выдачи аванса - Дт 60/2 Кт 51, Дт 68 Кт 76.
В некоторых случаях организация должна восстановить НДС, ранее, принятый к вычету. Если ценности используются не на производственные нужды или возникает двойное налогообложение (по авансам). Сумма восстановленного НДС учитывается в прочих расходах: Дт 91/2 Кт 68. Случаи восстановления НДС: 1) если имущество, ранее использованное в производственных целях передается в уставный капитал другой организации, 2) при недостаче ценностей, 3) при использовании ценностей на ликвидацию последсвий чрезвычайных ситуаций. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет или возмещению из бюджета рассчитывается в Налоговой декларации по НДС, которая составляется ежеквартально. НДС подлежащий уплате в бюджет (возмещению из бюджета) = НДС начисленный + НДС восстановленный — налоговые вычеты.
Налог на имущество. Рассчитывается ежеквартально по данным счетов 01, 02. Ставка 2, 2%. Может возмещаться за счёт двух источников: - себестоимости— Дт 26 Кт 68/налог на имущество. - За счёт прочих расходов - Дт 91/2 Кт 68 Конкретный вариант отражается в учётной политике. Транспортный налог. Рассчитывается ежеквартально исходя из мощности двигателя и ставки налога. Возмещается налог за счёт себестоимости — Дт 20, 23, 25, 26 Кт 68/ транспортный налог, зависит от сферы использования транспортного средства.
Земельный налог. Рассчитывается на начало года исходя из кадастровой стоимости земельного участка и ставки налога — Дт 26 -в промышленных организациях 44 — в торговых организациях 20, 23, 26 — в сельскохозяйственных и Кт 68. Водный налог. Возмещается через себестоимость — Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 68/водный налог. Если потребление воды сверх нормы, то сумма налога со сверх лимита относится на прочие расходы. Дт 91/2 Кт68
Учёт НДФЛ — удерживается из заработной платы — Дт 70, 75/2, 73 Кт 68/НДФЛ. ЕНВД, единый налог при упрощенной системе налогообложения— уменьшается финансовый результат организации — Дт 99 Кт 68/ЕНВД.
Тема 6. Учёт расчётов с подотчетными лицами (71). Для осуществления хозяйственной деятельности, некоторые хозяйственные операции производятся с участием подотчетных лиц. Для выполнения хозяйственных операций им выдают под отчёт денежные средства, как в наличной, так и в безналичной форме. Операции: - Выполнение своих обязанностей в командировке. - Приобретение материальных ценностей; Операции могут осуществляться в рублях и в иностранной валюте. Учёт расчётов ведётся по сч.71-А/П. По Д-ту отражается задолженность подотчетного лица по выданным средствам, а по К-ту списание сумм выданных под отчёт, в зависимости от направления их использования. Выдача денежных средств осуществляется по расходному кассовому ордеру. Сумма определяется оперативным путём либо на основании представленного расчёта в случае командировки – Дт71 Кт50.
|