Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы и приемы формирования навыков звукового анализа и синтеза
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, малыш не овладеет чтением.
При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.
Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребенка не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане, по представлению.Правильная и эффективная подготовка к обучению языку реализуется на уровне развития языкового анализа и синтеза.Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза проводится по нескольким направлениям.
Ребенок должен правильно определить место звука в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирать слова на заданный звук. Но учатся выделять все звуки в слове и моделировать слова.
Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза провожу с учётом сложности различных форм звукового анализа и синтеза:
*Выделение звука из ряда звуков;
| выделение гласного звука из ряда звуков;
выделение согласного звука из ряда звуков;
выделение первого гласного звука в слове;
выделение первого согласного звука в слове;
выделение последнего согласного звука из слов;
определение места гласного звука в слове;
определение места согласного звука в слове;
| *Узнавание звука;
| Хлопни в ладоши, если в слове слышится заданный звук;
Подними флажок, если в слове услышишь заданный звук;
Отбери картинку, в названии которой слышится заданный звук;
Найди на сюжетной картинке слова, в которых слышится заданный звук;
Придумай слово, которое начинается с заданного звука;
| *Определение места звука в словах;
| 1. Игра “Поезд”.
Дети раскладывают картинки по вагончикам в зависимости от того, где слышится звук.
2. Игра “ Закрой фишкой”.
Дети определяют место звука в слове (начало или конец) и закрывают картинку красной фишкой, если звук слышится в начале слова, и зеленой фишкой, если звук слышится в конце слова.
3. Игра “Светофор”.
Дети ставят фишку на левую красную, среднюю желтую или зеленую правую часть полоски в зависимости от того, где слышится звук в слове.
4. Игра “Волшебный домик”.
Дети определяют место звука в слове и выставляют картинку на определенном этаже (1этаж- начало слова, 2 этаж – середина слова, 3 этаж – конец слова).
| Обучение звуковому анализу и синтезу на основе слов возрастающей степени слоговой трудности:
*Степени слоговой трудности;
| односложных, состоящих из обратных слогов (уп);
двусложных, состоящих из двух гласных(ау);
односложных слов с закрытым слогом (кот);
двусложных, первый из которых состоит из одного гласного (осы);
двусложных без стечения согласных (ноты);
двусложных закрытым и открытым слогом (утка);
многосложных (кумушка);
односложных со стечением согласных (квас, бант).
| Для развития умения определять количество, последовательность и место слова в предложении используются такие задания:
*Работа с предложением:
| Составление предложений по сюжетной картинке и определение количества слов в нем.
Придумывание предложений с определенным количеством слов.
Распространение предложений путем увеличения количества слов.
Составление предложений из слов, данных вразбивку (все слова даны в правильной форме).
Составление предложений с определенным словом.
Составление графической схемы предложения.
Придумывание предложений по графической схеме.
Определение последовательности слов в предложении.
Выбор карточки, соответствующей количеству слов в предложении.
|
|