Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма родительного падежа множественного числа.






валенок чулок сапог ботинок яблок дел мест пятен блюдец полотенец помидоров килограммов мандаринов апельсинов шалашей фонарей носков

Составленный орфоэпический минимум усваивается в течение длительного времени и складывается в определённую систему произносительных навыков под влиянием двух взаимодействующих факторов:

– речевая среда, в которой ребёнок находится в учебной ситуации и вне школы;
– специально организованное овладение нормами культуры речи.

Конечно, в младшем школьном возрасте, когда в процессе обучения огромное значение имеет пример, показ, слушая правильное произношение, ребёнок невольно подражает ему, достаточно влияния одного фактора речевой среды. Однако необходимость специально организованной работы над формированием навыков литературного произношения вызвана тем, что многие учащиеся находятся в неблагополучной речевой среде, окружены стихией бытовой речи.

Работа по овладению нормами культуры произношения предполагает наличие системы упражнений по орфоэпии и акцентологии, основанной на развитии и совершенствовании речевого слуха детей, и спланирована в два этапа.
Первый этап связан с работой по развитию речевого аппарата учащихся в 1 классе, так как обучение нормам произношения невозможно без хорошо развитого артикуляционного аппарата. На уроках используются различные чистоговорки, дикционные и интонационные упражнения, скороговорки, логопедические стихи, артикуляционная гимнастика.
Второй этап работы начинается вместе с изучением темы “Имя существительное”. Часть слов из составленного орфоэпического минимума (1, 2, 3 разделы) усваивается детьми на уровне лексики, школьники запоминают слова с присущим им, персонально закреплённым ударением и произношением. Вторая половина слов изучается с грамматическими формами имени существительного: числа, падежа, склонения. Здесь широко используются: наглядность, в том числе и звуковая, разучивание стихов и рифмовок с интересующими нас словами, разгадывание ребусов, кроссвордов, работа в лингафонном кабинете, нахождение ошибок в средствах массовой информации.

Проблема обучения младших школьников нормам произношения нуждается в дальнейшей разработке. Необходимо продумать, например, такие вопросы:

– корректировка лексико-орфоэпического минимума,
– оптимальная взаимосвязь орфоэпии и дикции в процессе формирования культуры речи,
– введение в действующую программу по русскому языку для начальной школы раздела “Орфоэпия” и разработка соответствующего дидактического подкрепления,
– решение вопроса преемственности в обучении культуре произношения в старших классах.

 

 

18.Работа над синонимми, антонимами, многозначными словами в начальной школе Синонимы – это слова, обозначающие, одно и тоже, явление действительности. Однако они называют одно и тоже по-разному – или, выделяв в называемом предмете различные ее стороны, или характеризуя этот предмет с различных точек зрения.В начальной школе теорит. свед. о синонимах не даётся. Наблюдается практическая работа с синон., наблюдение над ними, формирование у уч-ся понятия о син-ах. Система упражнений с синонимами: 1.Обнаружение синонимов в текстах, объяснение значений и оттенков значений, различий между словами синонимами; 2.Подбор синонимов, которые могут служить заменой данному. И выяснение оттенков значений, различий употребления; 3.Спец. упражнения с синонимами (градация син-ов); 4.Активизация сино-ов т.е. использование в связной речи; 5.Исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов), замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте. Элементарная работа с синонимами начинается в I классе лесе в «Азбуке» читают предложения и обращают на градацию синонимов (крепко, непробудно). во 2 классе уч. подбирают группы 2 -3 синонимов по нарастающей степени кач-ва: большой, огромный, громадный. Во 2-4 кл. ввод.группы из 3 и более синонимов: смелый, храбрый, отважный. Антонимы - слова с противоположным значением. Они исп. в речи для контраста. Работа начинается с анализа худ. Текста затем ввод. специальные упр. 1. Подбор антонимов к данным словам: - тьма-…, -вверх-; 2. Составление предложении с антонимами точнее с парами антонимов. 3. Замена антонима в предложении: заяц бегает быстро, черепаха ходит …; 4. Продолжение начатого предложения с антонимами (в поле холодно, ветер свищет, а в уютном беличьем домике…(доб. слов тепло и спокойно); 5. подбор антонима к многозначным словам. Свежий хлеб- черствый хлеб. Свежая газета, старая газета. 6. составление параллельных синонимических рядов. В лесу было тихо, спокойно. В лесу было шумно, тревожно. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания (троп), которыми сами пользовались ещё в дошкольном возрасте. (Солнышко спать пошло. Собачка загорает на солнышке.) Впервые с многозначностью слов дети встречаются в 1-ом классе в «Азбуке» текст «Языки, язык во рту, иностранные языки, языки пламени. Анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значения – основа работы. Упражнения: 1. Подобрать слова, которые бы имели 2-3 значения на каждое значение составить предложение., объяснить значения слов.Объяснить значен. Слов 2.Сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы – идут дети, идёт строительство. 3. Подобрать близкие по смыслу слова к каждому значению данного слов т.е. с инонимы. Влажный, мокрый (влажная, мокрая земля после дождя).Сырой, незрелый, зелёный (виноград, помидор). 4. Подобрать противоположные по смыслу слова к каждому значению данных слов, т.е. – антонимы. Сухой песок, сырой …, зрелый виноград.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал