Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок: его структура, механизм функционирования

 

Как уже отмечалось выше, динамичное развитие экономики приводит к возникновению товарного хозяйства, когда блага создаются не для собственного потребления, а для обмена на другие товары (деньги) в определенных эквивалентах.

Рыночные отношения возникают тогда, когда в обществе формируется устойчивое разделение труда. При этом отдельные товаропроизводители специализируются на производстве определенных благ, а возрастающие потребности требуют устойчивых связей между различными товаропроизводителями по обмену результатами деятельности. Эти связи формирует кооперация. Значит, разделение труда представляет единство двух сторон – специализации и кооперации. Специализация как форма производства обосабливает труд и его результаты, а кооперация, наоборот, обобществляет. И чем глубже специализация, тем масштабнее кооперация.

Связи единиц производства могут быть нетоварными (продуктообмен) и товарными (денежные, бартерные).

Кроме того, для товарного, рыночного хозяйства нужно экономическое обособление, свободное предпринимательство.

Рынок – это форма взаимодействия, связей между отдельными, самостоятельно принимающими решения экономическими субъектами.

Совершенный рынок требует определенных общественных условий.

Рынок считается совершенным, когда на одинаковые продукты существует единая цена. Для этого нужны:

· большой и регулярный спрос;

· неограниченное количество участников-производителей;

· абсолютная мобильность факторов производства;

· свободная конкуренция среди покупателей и продавцов;

· наличие всей информации у участников конкуренции;

· свободное ценообразование.

Сегодня свободная конкуренция вытесняется монопольной.

Чтобы уменьшить силу монополий, необходимы:

· многообразие форм собственности;

· создание рыночной структуры:

· рынка товаров и услуг;

· рынка факторов производства;

· финансового рынка.

Рынок товаров и услуг требует создания и функционирования:

· товарных бирж;

· оптовой и розничной торговли;

· маркетинговых организаций.

Рынок факторов производства включает:

· землю;

· труд;

· капитал.

Особую роль играет биржа труда, где осуществляется купля-продажа рабочей силы. На ней формируются спрос и предложение на рабочую силу, подготовка и переподготовка безработных, организация общественных работ.

Капитал – средства производства, здания, сооружения, станки, оборудование, а также деньги, которые идут на приобретение средств производства. Сюда ряд экономистов включают предпринимательскую деятельность: 5–10 % населения обладают предпринимательскими способностями.

Финансовый или денежный рынок – это рынок денег, облигаций, акций. На рынке субъекты предоставляют в заем деньги и формируют фондовые и валютные биржи.

Все эти рынки взаимосвязаны и взаимодействуют друг на друга. Если они находятся в равновесии, то и во всей экономике сохраняется макроэкономическое равновесие. Это возникает тогда, когда в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке товаров и услуг устанавливается равновесный уровень объема продукции и цен, на рынке факторов производства – равновесие используемых факторов производства и издержек на них, а на рынке капиталов – объем капитала и уровень ссудного процента.

Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой.

Его классифицируют по различным категориям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

· рынок потребительских товаров и услуг;

· рынок товаров промышленного назначения;

· рынок промежуточных товаров;

· рынок труда;

· рынок ценных бумаг;

· теневой рынок и др.

2. По географическому положению:

· местный;

· национальный;

· мировой.

3. По степени организации конкуренции:

· монополистический;

· олигополистический;

· монопсонический (когда единичному покупателю противостоят множество продавцов);

· свободный;

· смешанный.

4. По отраслям:

· автомобильный;

· компьютерный;

· нефтяной и т. д.

5. По характеру продаж:

· оптовый;

· розничный.

Как работает рынок? Миллионы потребителей принимают самостоятельно решения, какие товары и в каком количестве покупать, множество предприятий – что и как производить, владельцы факторов производства – кому и как их продать. Все эти субъекты тесно связаны между собой через рынок. Рынок – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения.

Координацию всех независимых участников осуществляет рыночный механизм – сердце рынка. Он обеспечивает как доведение до определенной цели решений субъектов, так и увязку этих решений, что осуществляется через систему цен и конкуренцию. Рыночный механизм наводит порядок в потенциальном хаосе прежде всего через цены. Цены дают сигнал к действию каждому производителю и потребителю благ. Цены – организующая сила.

Конкуренция направлена на производство общественно необходимых товаров; когда ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно, тогда производство рентабельно.

Преимущества рынка:

1. Эффективное распределение ресурсов.

2. Функционирует эффективно даже при ограниченной информации, если есть информация о цене и издержках.

3. Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям.

4. Оптимальное использование результатов НТР. Для большей прибыли нужно внедрять достижения НТР.

5. Свобода выбора действий потребителей и предпринимателей.

6. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Однако рынок несет в себе и негативные стороны:

1. Не воспроизводит природные ресурсы.

2. Не защищает окружающую среду – только законы вынуждают проводить природоохранные мероприятия.

3. Не регулирует запасы природы (рыба, лес).

4. Могут продаваться вредные товары: табак, наркотики, вредные яды, оружие.

5. Нет стимула для производства товаров и услуг общественного (коллективного) пользования (дороги, аэропорты, мосты, образование, здравоохранение и др.).

6. Безработица, нет гарантии на отдых. П. Самуэльсон считает, что рыночная система воспроизводит существенное неравенство, отсутствует социальная справедливость.

7. Не обеспечивает фундаментальные исследования в науке.

8. Рынок ориентирован на тех, кто имеет деньги, а не на социальную защиту.

9. Нестабильность развития, инфляция, кризисы. Решение многих социально-экономических проблем должно брать на себя государство.

Особую роль в рыночных отношениях играет средний бизнес.

Структурами рыночного хозяйства являются:

· Домашнее хозяйство – основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Состоит из одного или нескольких человек. В домашнем хозяйстве потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашнее хозяйство является собственником и поставщиком факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг, труда, капитала и др. факторов производства деньги расходуются для удовлетворения собственных потребностей, а не для прибыли. Главная задача домашнего хозяйства состоит в том, чтобы создать, воспроизвести новую рабочую силу. Только в этом субъекте появляется, формируется новый работник.

· Бизнес – это предприятия (фирмы), функционирующие с целью получения дохода (прибыли). Он предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

· Государство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые выполняют функции государства.

Принципы рыночной экономики:

· пространство экономических действий. Главный признак экономики рыночного типа – освобождение от внешнего вмешательства;

· свободный выбор видов и форм деятельности;

· всеобщность рынка;

· равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности;

· свободное ценообразование;

· саморегулирование хозяйственной деятельности;

· принцип договорных отношений;

· экономическая ответственность;

· самофинансирование;

· децентрализация управления и хозяйственная самостоятельность;

· государственное регулирование;

· конкуренция;

· механизм социальной защиты.

Функции рынка:

1. Регулирующая: спрос – предложение – цена. Рост цены – сигнал для развития, и наоборот.

2. Стимулирующая: посредством цен он стимулирует внедрение достижений НТП, что снижает затраты, повышает качество товаров, услуг и конкуренцию.

3. Информационная: рынок – богатый источник информации, знаний, сведений, которые нужны хозяйственным субъектам. Полученная информация дает объективную оценку деятельности, поэтому систематический анализ созидательной деятельности позволит хозяйствовать эффективнее.

4. Посредническая функция состоит в том, что экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами деятельности.

5. Санирующая функция способствует очищению экономики от слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц.

6. Рынок позволяет решать центральные проблемы экономики, такие как уровень жизни, структура и эффективность производства.

7. Рынок позволяет пользоваться достижениями цивилизации, общечеловеческими ценностями. Он и сам – достижение мировой цивилизации.

8. Механизм рынка освобождает от дефицита товаров и услуг.

9. Рынок влияет на фазы воспроизводства: производство – распределение – обмен – потребление.

Для нормального функционирования рынка необходимы:

· персонифицированная собственность;

· свобода производственной и коммерческой деятельности;

· наличие твердой, авторитетной валюты;

· налаженная система кредитных и финансовых отношений;

· изучение управления в рыночных условиях в мировой практике.

Экономический закон устанавливает существенные причинно-следственные взаимосвязи, взаимодействия общественно-производственных отношений, проявляющихся объективно в действиях субъектов (работников, потребителей, продавцов, покупателей, бизнесменов, хозяйственников).

Взаимосвязь между субъектами рынка представлена на рисунке 2.1.

 

 

Рис. 2.1. Взаимосвязь между субъектами рынка

 

Данная схема упрощена. Однако указанные связи и движение продукта идут через рынок, захватывают деятельность банков, финансовую систему. Все это приводит к движению готового продукта через вовлечение всех институтов рынка.

 

Законы спроса и предложения

Эластичность

 

Основной целью рыночного механизма является удовлетворение потребностей. Потребности – безграничны, ресурсы – редки. Ограниченность ресурсов может внести дисбаланс между производством и потреблением, создавая дефицит благ и услуг. Это приводит к уменьшению правительственных расходов на социальную защиту населения, нормированию потребления и др.

В условиях ограниченности ресурсов выбор осуществляется с учетом:

· вида и объема альтернативных продуктов;

· альтернативных средств производства и технологий для производства продуктов;

· распределения доходов, налогов и трансфертных платежей;

· распределения ресурсов для текущих и будущих платежей.

При решении этих вопросов продавец и покупатель должны иметь информацию о редкости и альтернативной стоимости различных товаров и факторов производства. Такую информацию дает рынок через цены – это основной индикатор для сравнения. Повышение цен на продукцию вызовет расширение предложения, рост производства.

Любой рынок подчиняется стихийному порядку, при котором субъекты рынка, основываясь на информации и стимулах, координируют свои действия с учетом ситуации на рынке.

Основные элементы рынка – это цены, спрос и предложение, конкуренция.

На спрос влияют потребности, они меняются под действием разных факторов. Спросу должно соответствовать предложение.

Спрос – это представленная на рынке потребность в тех или иных товарах, которые можно приобрести при соответствующих ценах и доходах.

Конкуренция влияет на получение прибыли. Когда спрос превышает предложение, то конкуренция идет между покупателями, создаются условия для роста прибыли предпринимателей.

Спрос определяет желание и способность купить товар. Спрос выражает отношение между ценой на товар и его количеством, т. е. объем спроса. Чем выше цены, тем ниже спрос при заданном уровне дохода, и наоборот. Так формируется закон спроса.

Любой товаропроизводитель, поставляя товар на рынок, сталкивается с проблемой спроса на данный товар.

Спрос определяется желанием потребителей приобрести какой-то товар, однако, кроме желания надо иметь возможность. Спрос – это зависимость между количеством товара, которое покупатели хотят и могут купить, и ценами на этот товар.

Спрос на рынке зависит от:

· величины спроса (количества покупателей);

· величины цен на товары. Зависимость величины спроса от уровня цен называется шкалой спроса;

· места и времени, где и когда формируется спрос;

· моды.

Величина спроса – это количество товаров (услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Кривая спроса должна рассматриваться с двух точек зрения:

1. Для любой конкретной цены величина спроса показывает максимальное количество товаров, которое покупатели желают и могут приобрести.

2. Для любого конкретного объема спроса устанавливается максимальная цена, по которой продавцы смогут продать указанное количество товаров.

Шкала спроса и кривая спроса дают возможность определить, как зависит величина спроса от уровня цен. Зависимость обратная.

Закон спроса – при прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара (рис. 2.2).

Величина спроса является функциейцены товара:

 

 

где Q – количество товара; Р – цена.

 

 

Рис. 2.2. Закон спроса

 

Кривая спроса показывает, что спрос на благо тем выше, чем ниже цены. Под влиянием конкуренции между покупателями цены растут, а когда конкуренция преобладает между товаропроизводителями, то цены снижаются, значит закон спроса на блага указывает на связь дохода покупателя и уровня цен на них в каждом определенном месте и времени.

На спрос влияют:

1. Ценовой барьер, когда ряд граждан не могут купить этот товар. Чем выше цена, тем меньше людей, которые могут купить этот товар.

2. Эффект дохода – снижение цены на один товар экономит часть дохода покупателя, вследствие этого приобретаются дополнительные блага.

3. Рост объема спроса при снижении цены объясняется и эффектом замещения. Этот эффект связан с проблемой выбора. Когда один товар дешевеет, потребитель отдает предпочтение ему в ущерб другому, т. к. последний относительно дорожает.

4. Рост величины спроса при снижении цены можно объяснить и принципом убывания предельной (дополнительной) полезности товара.

Бывают ли исключения из этого закона?

Английский экономист и статистик Роберт Гиффен (1837–1910) описал ситуацию, когда повышение цены ведет к повышению спроса. Эта ситуация названа «эффектом Гиффена». Бедные рабочие семьи при подорожании картофеля покупают его больше. Покупают картофель в ущерб мясу.

Величина спроса вызывается не только изменением цены данного товара.

Изменение спроса (его рост или уменьшение) находит отражение в новом положении кривой спроса относительно начального. Рост спроса сдвигает кривую спроса вправо (когда растет доход), снижение – влево.

Какие факторы двигают кривую в ту или иную сторону?

1. Уровень дохода покупателя. Различают низшие и нормальные товары, к низшим товарам относятся те блага, которые приобретают люди с низким доходом. С ростом доходов покупка низших товаров уменьшается, а покупка нормальных товаров возрастает: не ремонтируют, а приобретают новую обувь, покупают больше фруктов, мяса, масла. С ростом доходов их доля растет.

2. Вкусы и предпочтения потребителя зависят от рекламы.

3. Спрос на товары изменяется, если изменяются цены на другие товары. Тогда необходимо разграничить взаимозаменяемые и дополняющие товары. Взаимозаменяемые товары – это группа товаров, которые удовлетворяют аналогичные потребности: разные прохладительные напитки, «Орбит», «Дирол». Дополняющие товары – это товары, которые не могут потребляться один без другого: фотоаппарат – пленка, магнитофон – кассета.

4. Ожидание изменения дохода и цены. Предполагается поднять заработную плату, цены уже вырастут с учетом предполагаемых изменений, хотя рост зарплаты будет позднее. Предварительная информация о повышении пенсий и зарплат бюджетникам подталкивает к росту цен на рынке. Благие намерения приводят к обратному результату. Жизненный уровень людей падает, а не растет от этого мероприятия.

5. Изменение числа покупателей. С ростом числа покупателей увеличивается спрос. Рост рождаемости вызывает спрос на детские товары.

 

Закон предложения

 

Покупатель – с одной стороны рынка, с другой – продавец, они формируют предложение.

Предложение – это зависимость между количеством товара, который продавцы могут и хотят продать с учетом цен на этот товар. Возможность производства любого товара связана прежде всего с получением прибыли. Для этого нужен анализ цен и издержек. Сопоставив все предложения, определяем шкалу предложения. Она зависит от цены, времени и места.

Величина предложения это количество товара, которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене в данном месте и в данное время.

Из рис. 4.3 видно, что предложение тем больше, чем выше цены на рынке. Закон предложения гласит: при прочих равных условиях изменение предложения (производства) товара находится в прямой зависимости от изменения цен на этот товар. Почему?

1. Когда цена на товар растет, хозяин получает больше прибыли, расширяет предложение, может наблюдаться перелив капитала из отрасли в отрасль.

2. Производство каждой дополнительной единицы товара требует дополнительных затрат. Дополнительная продукция будет расти, если поднимутся цены. (Рис. 2.3, P – цена товара, Q – объем предложения)

 

 

Рис. 2.3.

 

Расширение производства может продолжаться до тех пор, пока дополнительные затраты не превысят дополнительный доход.

Предложение может также расти в зависимости от:

· цен на ресурсы, т.е. чем они ниже, тем больше продукции можно произвести на свои ограниченные ресурсы;

· изменений в технологии производства, т. к. рост производительности труда приводит к снижению цены на факторы производства;

· налогов и дотации (налоги – дополнительные издержки, дотации – доход);

· цен на другие товары, например, рост цен на йогурт побуждает тех, кто производил кефир сменить продукцию;

· ожидания изменения цен (инфляция внесет коррективы). В краткосрочном периоде фирма при ожидании роста цен придержит на 2–3 дня товар на складе. Значит, в краткосрочном периоде предложение сократится и кривая предложения сдвинется влево. В долгосрочном периоде небольшая инфляция будет стимулировать рост производства, т. к. повышение цен даст больше прибыли. Кривая предложения сдвинется вправо;

· роста числа производителей, т. е. при большем количестве предложений кривая сдвинется вправо.

Рыночное равновесие. Спрос и предложение раскрываются в условиях совершенной конкуренции. Тогда между предложением и спросом устанавливается равновесная цена.

Равновесная цена – цена, при которой количество товара, предлагаемое продавцами, совпадает с количеством товара, который готов купить покупатель.

Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, при котором решения о продаже и покупке синхронизируются (совпадают), называется уравновешивающейся функцией цены. Дефицит и излишки на рынке – временное явление, которое быстро устраняется силами рыночной конкуренции.

Равновесная цена – также временное явление (рисунок 2.4). Эти же рыночные силы будут изменяться, что влияет на равновесие. Это проявляется:

1. в изменении спроса:

· спрос возрастает – кривая движется вправо;

· спрос уменьшается – кривая движется влево.

2. в изменении предложения:

· увеличивается – кривая вправо;

· сокращается – кривая влево.

 

 

Рис. 2.4. Равновесная цена

 

В жизни часто спрос и предложение изменяются одновременно.

Спрос и предложение изменяются в одном направлении:

· в равной степени и одновременно. Тогда меняется только равновесное количество в сторону увеличения, а равновесная цена прежняя;

· в зависимости от изменения цены. Равновесная цена увеличивается, а равновесное количество снижается.

Спрос и предложение изменяются в разных направлениях:

· спрос увеличивается, а предложение сокращается в тех же пропорциях. Одновременное увеличение спроса и сокращение предложения не изменяют равновесного количества, но ведут к росту равновесной цены;

· спрос сокращается, а предложение увеличивается в той же пропорции. Тогда равновесное количество не изменится, а равновесная цена снизится. Но в жизни могут быть разные пропорции.

Дефицит и избыток существуют там, где силы рыночной конкуренции кем-то подавляются – государством или монополией.

 

Эластичность спроса и предложения

 

Предприниматели должны учесть, что повышение цены может привести к резкому падению спроса на товары, тогда общая выручка упадет.

В экономической теории принято считать, что реакция одной величины на изменение другой называется эластичностью.

Мера реакции величины спроса на данный товар, изменение цены на него, называется ценовой эластичностью спроса, или эластичностью спроса по цене. Ценовая эластичность спроса показывает, на сколько изменится в процентном выражении величина спроса на товар при изменении его цены на 1 %.

Спрос эластичен, если при изменении цены на 1% величина спроса на него изменится более, чем на 1%.

Спрос неэластичен, если при изменении цены на 1% величина спроса на него изменится менее, чем на 1%. Растительное масло подорожало на 40%, а спрос снизился только на 10–15%.

Единичная эластичность спроса – 1% на 1%. Единичная эластичность представляет собой любое изменение цены товара, сопровождаемое обратно пропорциональным изменением величины спроса на данный товар.

Совершенно эластичный спрос – это такой спрос, когда при данной цене можно продать товар в каком-то диапазоне. Поднятие цены на зерно приведет покупателя к конкурентам. Поэтому спрос отдельного продавца на пшеницу будет совершенно эластичен.

Совершенно неэластичный спрос, когда спрос на товар не меняется; хотя растут цены, объем спроса не реагирует на это (инсулин, наркотики, табак).

Но кроме того, на эластичность спроса влияют:

1. Наличие заменителей. Чем больше у товара заменителей, тем более эластичным оказывается спрос на него (стиральный порошок и мыло).

2. Степень необходимости данного товара для потребителя. Чем необходимее товар, тем ниже степень эластичности. Подорожал бензин, но автомобилист покупает его, т. к. необходимо ездить. Драгоценные металлы, мебель, меха – спрос на них неэластичен.

3. Какую долю в бюджете составляют расходы для покупки этого товара. Зубная щетка, паста – недороги, и даже если цены повысятся, то на бюджете это не скажется. Спрос неэластичен.

4. Фактор времени. Как правило, в долгосрочном периоде спрос более эластичен, т.к. люди находят заменители.

Мера реакции величины спроса на товар, вызванной величиной дохода покупателя, называется эластичностью спроса по доходу. Она представляет собой отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению доходов потребителя.

Отличие коэффициента эластичности спроса по доходу от коэффициента эластичности спроса по цене состоит в том, что абсолютное значение коэффициента эластичности здесь играет меньшую роль, чем при определении эластичности спроса по цене.

Если доходы растут, то «низших» товаров приобретается меньше.

Ценовая эластичность предложения показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина предложения при изменении цены товара на 1%. Предложение эластично, если при изменении цены на 1% его объем изменится более, чем на 1%. Цена на нефть поднялась 40%, а производство растет на 32%.

Эластичность предложения зависит от:

· наличия или отсутствия резервов производства. Есть резерв рабочих, станки не загружены, тогда есть возможность отреагировать на повышение цен;

· характера и типа производимого товара. Спрос на инженеров не отреагирует на предложение;

· от хранения фирмой значительного количества запасов готовой продукции, тогда она быстрее реагирует на рыночные цены.

 

Экономический выбор и альтернативная стоимость

 

Человека окружает огромное количество благ, которые отвечают его потребностям. Одновременно всеми благами нельзя воспользоваться. Они являются взаимоисключающими: время одно и то же, ограничены ресурсы. Человек всегда должен распределять имеющиеся у него ресурсы между различными благами, которые он хочет получить. Способов потратить деньги множество. Фирма решает, как потратить прибыль: часть – на расширение производства, другую – на зарплату и личный доход владельца

фирмы. Владелец фирмы решает: сколько наемников иметь, какая у них должна быть заработная плата, какое и сколько приобрести оборудования, сырья, материалов.

В рамках национальной экономики тоже существует проблема распределения ограниченных ресурсов (благ) на разные цели (инвестиции, социальные нужды, вооруженные силы, науку, образование и т.д.). А эти расходы взаимоисключающие, т.е. каждый экономический субъект неизменно сталкивается с проблемой выбора между взаимоисключающими решениями.

Отсюда вытекает важный экономический принцип: производство блага А всегда предполагает отказ от производства блага В, т.к. ресурсы ограничены. Тогда нужно выбирать, что и сколько может быть произведено этими ресурсами (благами).

Если производить 5 единиц товара А, то для товара В ресурсов не остается. И наоборот, товары В создаются в ущерб товару А. Тогда фирма (любой товаропроизводитель) выбирает оптимальное сочетание между этими товарами. Эта ситуация изображена на рисунке 2.5.

 

 

Рис. 2.5. Кривая производственных возможностей

 

Из него видно, что:

1. кривая производственных возможностей показывает, что оптимальное производство в точке Д, которая определяет 3 единицы товара А и 3 единицы товара В. На большее ресурсов нет;

2. каждая замена одного блага другим требует больших затрат на единицу, т. к. для этого нужны другие технологии и факторы производства;

3. если рассматривать производство в точке К, то потенциальные возможности фирмы полностью не используются, есть резервы. Тогда как желание иметь производство за пределами кривой производственных возможностей в точке Р не осуществимо. Для этого нужны дополнительные ресурсы капитала, рабочей силы, сырья, материалов и т. д.

 

Теории стоимости

 

Основным элементом товарного производства являются блага или услуги для обмена, т.е. товар. В натуральном хозяйстве нет обмена, поэтому нет и стоимости.

Продукты товарного производства (товары, блага) обладают полезностью, т.е. удовлетворяют потребности. Продукты товарного производства должны обмениваться на другой товар в определенных эквивалентах. Таким образом, в основе товаров лежит величина их стоимости, которая определяет либо меновые пропорции натурального обмена, либо количество денег, измеряющих эту величину. Денежное измерение стоимости есть цена.

Аристотель считал, что обмена не может быть без равенства, а равенства – без соизмеримости.

 

Теория стоимости классической школы

 

Затраты труда – источник стоимости. Их вывод: два товара меняются друг на друга, потому что на их производство затрачено одинаковое количество труда. В трудах теоретиков классической школы были поставлены вопросы о связи полезности и стоимости. Полезность – это свойство товара по химическим, техническим, эстетическим свойствам и т.д., что удовлетворяет конкретные потребности. Полезность не влияет на стоимость. Если бы полезность определяла стоимость, то товары первой необходимости оценивались бы выше, чем другие товары (например, золото).

 

Теория стоимости марксистской школы

 

К. Маркс утверждал, что труд товаропроизводителя носит двойственный характер: конкретный (полезность товара) и абстрактный (выражает стоимость) – расчетное рабочее время, а не индивидуальное. Величина стоимости меняется под влиянием производительности и интенсивности труда. К. Маркс описал закон стоимости и функции закона стоимости:

1. Стихийный регулятор.

2. Дифференциальный товар производителя.

3. Фактор развития НТП.

К. Маркс в своей теории не учитывал стоимость капитала и земли, не учитывалось также свойство полезности товара.

 

Теория факторов производства

 

Теория факторов производствасвязана со взглядами на стоимость. Ж. Б. Сэй и Д. С. Милль приравнивали стоимость к затратам предпринимателя на приобретение ресурсов для производства данного товара. Предприниматель должен рассчитаться с владельцами ресурсов, т.е. выплатить зарплату, ренту, процент. Поэтому цена созданного продукта должна окупать издержки и обеспечить хотя бы минимальный доход самому предпринимателю. Источник стоимости – в производстве. А цена самих ресурсов решается рынком.

 

Предельная полезность и предельная производительность

 

В конце XIX в. в теории стоимости наметился поворот. Теория пределов в математике подтолкнула маржиналистов к разработке понятий «предельная полезность», «предельная производительность».

Предельная полезность экономического блага означает полезность каждой дополнительной единицы, поступающей в потребление. Она снижается вплоть до полного насыщения, и эта ступень есть предел в пользе данного блага.

Предельная производительность – производительность каждой дополнительной единицы ресурса, поступающей в производство, которая снижается.

 

Теория объективной стоимости

 

Теория объективной стоимости (предельной полезности) разработана У. С. Джевонсом (Англия) и представителями австрийской школы политэкономии К. Менгером, Е. Бем-Баверком. Они предложили искать стоимость не в производстве, а в потреблении. Значит, стоимость выступает как субъективное суждение людей о ценности блага. Чем выше удовлетворенность этим благом, тем ниже его ценность. Оценки индивидуальны, но рынок сводит их вместе и определяет при определенных условиях предложения единые цены товаров для разных покупателей.

Закон предельной полезности означает, что предельная полезность убывает по мере насыщения благом. Чем больше блага на рынке, чем больше возможности его произвести и доставить на рынок, тем больше будут удовлетворены соответствующие потребности и тем меньше, следовательно, установленная цена товара.

Связь этого следующая (рис. 2.6).

 

 

Рис. 2.6.

 

Современная теория стоимости и цены

 

Английский экономист кембриджской школы А. Маршалл (1842–1924) создал теорию стоимости, в которой были синтезированы достоинства всех теорий, и назвал ее теорией спроса и предложения.

Стоимость создается в производстве, с одной стороны, и потребностями – с другой. Новый подход к стоимости назвали «маршалльской революцией» в экономической науке. По поводу стоимости дискуссии были прекращены. Теория А. Маршалла господствовала в ХХ в.

Основные тезисы теории:

1. Потребности формируют максимально высокий уровень цены, которую индивидуальные потребители готовы уплатить за данный товар на рынке.

2. Издержки производства на единицу данного товара определяют минимальную цену, по которой индивидуальные производители готовы продать созданный ими товар на рынке.

3. При этом каждый потребитель и производитель стремятся к извлечению выгоды, т. е. покупатели хотят купить дешевле собственных максимальных оценок, а продавцы продать дороже своей минимальной цены, чтобы окупить издержки производства.

4. В процессе конкуренции между продавцами и покупателями на рынке происходит взаимоприспособление индивидуальных оценок и устанавливается единая цена товара. Если объем спроса больше, чем объем предложения, образуется дефицит товара, что приводит к увеличению цены. Увеличение цены влияет на расширение производства и одновременно сокращает спрос. Такое движение может привести к излишкам.

5. Равновесие на отраслевом рынке достигается тогда, когда прекращаются колебания объемов производства и цены.

Особенностью теории А. Маршалла является то, что в ней определяются функциональные связи между экономическими явлениями (рис. 2.7).

 

 

Рис. 2.7. Функциональные связи между экономическими явлениями

 

Из рисунка 2.7 видно, что, по А. Маршаллу, условия потребления раскрываются в полезности, которая формирует спрос. Условия производства раскрываются производительностью ресурсов, которые формируют предложение. В условиях рыночного хозяйства спрос и предложение формируют равновесную цену.

Суть теории А Маршалла в следующем:

1. Сведение стоимости только к затратам или факторам производства или только к полезности товаров неприемлемо.

2. Рыночная цена, через которую проявляется стоимость, устанавливается в процессе взаимодействия на рынке спроса и предложения, при этом в основе спроса лежит предельная полезность потребляемых благ, а в основе предложения – предельная производительность ресурсов.

Вывод: не сами по себе пределы определяют рыночные цены, но они создают те условия, которые формируют цены.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поликарпова К.Н. | Молдаване не хотели оказаться под сапогом Бухареста
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.043 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал