Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема № 3 Политические и правовые учения в феодальном обществе
Дайте подробный ответ на следующие вопросы: 1.Каково было отношение христианства к языческому государству? 2.Какие теоретические проблемы вставали перед церковью в связи с христианизацией государства? Проанализируйте потенциально возможные варианты решения этих проблем. 3.Церковь может отождествляться с церковной иерархией и ее авторитетом. А может интерпретироваться как единство всех верующих во главе с самим Христом. Какие идеи Августина могли быть использованы для усиления первого понимания в ущерб второму? Аргументируйте свой ответ. 4.Сравните, как идея богоустановленности власти трактуется в христианской и в исламской традициях. Какие особенности мусульманского подхода вы можете назвать? 5.Каковы основные различия во взглядах на власть и собственность в раннем христианстве и первоначальном исламе? Чем можно объяснить эти различия? 6.В чем заключаются преимущества той формы правления, которую Фома Аквинский называл политической монархией? 7.Как концепция права Фомы Аквинского связана с христианской этикой? 8.Каковы особенности понимания свободы личности и условий ее достижения в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона? 9Какими причинами можно объяснить слабую расчлененность проблем этики, экономики, политики и права в памятниках древнерусской литературы? Сформулируйте несколько принципиально различных подходов к ответу на последний вопрос. 10.Исламские идеологи утверждают, что «мусульманская демократия основана на суверенитете шариата» - всецелом подчинении халифата мусульманскому праву. Что означает «суверенитет шариата» и каковы политико-правовые последствия реализации этого принципа? Дайте аргументированный ответ на следующие вопросы: 11.Какими интересами объясняется тесный союз церкви и московской династии в деле формирования и укрепления Русского централизованного государства? 12.Как должны строиться отношения церкви и государства по учению православной церкви? 13.Русский политический идеал носит семейный характер. Царь в нем - «хозяин земли русской», (муж) и «батюшка» для крестьян. Как этот идеал повлиял на формирование политической культуры Московской Руси и ее политической мысли? Используйте при ответе на последний вопрос анализ идей «Сказания о царе Константине» И.С. Пересветова и полемику Ивана Грозного с Андреем Курбским.
Дайте правильный ответ: 1.Кто в XI веке говорил об историческом значении принятия христианства на Руси, сравнивал иудаизм и христианство: а) В.Мономах б) Илларион в) Пересветов г) Я. Мудрый д) Нестор
2.Кто считал, что историческое предназначение Русского государства «быть не Империей, а Святой Русью»: а) Петр 1 б) Филофей в) Пересветов г) Я. Мудрый д) И. Волоцкий
3.Кто говорил (в 16 в.), что право церкви обеспечивается имуществом. «Церковь должна быть богатой»: а) И. Волоцкий б) Пересветов в) Я. Мудрый г) Петр 1 д) Филофей 4.Кто в своих посланиях (письмах) царю в 16 веке предлагал варианты радикальной судебной и военной реформ: а) Сперанский б) Филофей в) Курбский г ) Пересветов д) И. Волоцкий
5.Что было ведущим сводом законов на Древней Руси вплоть до конца 16 в: а) «Повесть временных лет» б) «Задонщина» в) Москва - третий Рим» г ) « Русская Правда» д) Судебник 1550
6.По чьей инициативе был принят Судебник 1550 г.: а) И. Волоцкого б) Сперанского в) Курбского г) Пересветова д) Филофея
7.Кто говорил, что «Два Рима пали, третий – стоит, а четвертому не бывати»: а) Пересветов б) Филофей в) Сперанский г) Я. Мудрый д) Петр 1
8. В каком источнике древнерусской правовой мысли впервые системно изложены нормы обычного права, правовое положение различных слоев общества, ответственность общины за преступления своих членов: а) «Задонщина б) «Русская Правда» в) «О Законе и Благодати» г) «Повесть временных лет» д) «Слово о полку Игореве» ж) Поучение В. Мономаха
9.Кто в 13 веке был сторонником выборности народом высшей исполнительной власти? Он же лишал (в своем учении) духовенство религиозной прерогативы - быть посредником между богом и людьми: а) Падуанский б) Бердяев в) Герцен г) Ф.Аквинский д) М. Аврелий 10. Какой деятель написал «Комментарий к «Никомаховой Этике Аристотеля»: а) Августин Блаженный б) Фома Аквинский в) Иоанн Златоуст г) Сенека д) Марк Аврелий
11.Кто автор знаменитых в Средние века трудов «Сумма теологии», «О правлении государей»? В них автор выдвигает пять доказательств существования бога и четыре основных, с его точки зрения, закона: а) Августин Блаженный б) Фома Аквинский в) Иоанн Златоуст г) император Марк Аврелий д) император Юстиниан
12.Какой деятель написал «Комментарий к «Политике» Аристотеля»: а) Августин Блаженный б) Сенека в) Иоанн Златоуст г) Фома Аквинский д) Марк Аврелий
13.Какой деятель ввел в ИППУ понятие «суверенитет»: а) М. ПадуанскиЙ б) Фома Аквинский в) Ш. Монтескье г) Г. Гроций д) Ж. Боден
14. Кто в работе «Защитник мира» (14 век) отвергал учение о божественном происхождении государства?: а) Б. Спиноза б) М. Падуанский в) Ф. Аквинский г) Я. Гус д) Т.Мюнцер
15. Кто в 14 веке считал, что «Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства, определяет различия между грехами и заслугами перед Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире, где судьей является Христос»: а) М. Лютер б) Макиавелли в) Ж.Кальвин г) Ф.Аквинский д) М. Падуанский
16. Кто считал, что «государство возникает вследствие необходимости защиты частной собственности»: а) Сократ б) Платон в) Аристотель г) Ликург д) Солон 17. Этот выдающийся теолог — мыслитель Средневековья обосновал концепции «теодицеи» и «креационизма». Кто он?: а) Э. Роттердамский б) Августин Блаженный в) Ф. Аквинский г) И. Златоуст д) Д. Дидро
18. Кто, проповедуя креационизм, говорил: «Все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать... Оно рождается в деятельности человека»?: а ) А. Августин б) Марк Аврелий в) Э. Роттердамский г) Т. Гоббс д) Ф. Аквинский 19. Кто из мыслителей 16 века в канун Реформации порицал католическую церковь и духовенство, прозорливо предсказывая, что католическая религия «близка к своей гибели либо к мучительным испытаниям»: а) Вольтер б) Ламетри в) Н. Макиавелли г) Руссо Ж.Ж. д) Гольбах 20. Родоначальники теологической теории происхождения государства: а) Гоббс и Спиноза б) Платон, Аристотель в) Гроций, Руссо г) Ф. Аквинский д).Августин (Блаженный)
21. Кому принадлежит высказывание «Наша душа – это бог, нашедший приют в теле человека»; «Человек для человека – святыня»: а) Платон б) Сенека в) Гроций г) Руссо д) Ф. Аквинский
22. Кто утверждал: «Все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать… Оно рождается в деятельности человека» а) Ф.Аквинский б) Гоббс в) Спиноза г) Платон д) Аристотель
23. Кто из русских мыслителей писал, что соблюдение законов – не только основа благополучия государства, но и нравственная база общественной жизни, а беззаконие означает падение нравственности?: а) И. Волоцкий; б) А. Курбский; в) А. Филофей; г) Ф. Карпов д) И. Пересветов.
24. Кто из русских мыслителей заявлял о тождестве права и справедливости, а закон должен содержать реально выполнимые требования?: а) А. Карпов б) А. Курбский в) И. Пересветов г) А. Филофей
25. Кто говорил, что «Два Рима пали, третий - стоит, а четвертому не бывати»: а) Н. Сорский б) Филофей в) Пересветов г) Я. Мудрый д) И. Волоцкий 26. Кто в своих посланиях (письмах) царю в 16 веке предлагал ограничить верховную власть сословно-представительным органом?: а) Филофей б) Сперанский в ) Пересветов г) Курбский д) И. Волоцкий
27. Кто в своих посланиях (письмах) царю в 16 веке предлагал варианты радикальной судебной и военной реформ?: а) Пересветов б) Сперанский в) Филофей г) Курбский д) И. Волоцкий
28. Сборник постановлений церковного собора, проходившего в 16 веке с участием царя и членов Боярской думы, регулировал церковную жизнь, имущественные правоотношения и вопросы преступлений и наказаний, - это: а) Четьи-Минеи б) Стоглав в) Судебник г) Пятиглавие д) Библия
29.Кто требовал отторжения всех богатств церкви и лишения ее права владения населенными землями: а) Н. Сорский б) Филофей в) А. Блаженный г) М. Падуанский д) И. Волоцкий
30. Кто писал, что цель человеческого закона – «хорошая жизнь на земле». Цель божественного закона – вечное спасение?: а ) М. Падуанский б) Сперанский в) Филофей г) Курбский д) И. Волоцкий
|