Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Основная часть






ПЛАН

I.ВВЕДЕНИЕ……………………………….……………………………………..3

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………..………………………………4

1. Русская Православная Церковь в 1700–1724 годы. Предпосылки церковной реформы……………………………..……………………………………………..4

2. Меры Петра I по отношению к духовенству, принятые до учреждения Святого Синода (указы 1701 – 1718 гг.)……………………..…………………..6

3. Начало церковной реформы. Духовная Коллегия. Святейший Синод……..8

4. Русская Православная Церковь в 1725–1741 годы…………………………..9

5. Итог…………………………………………………………………………….14

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...…………………………………………………….16

IV.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…...17

I. ВВЕДЕНИЕ

Первая половина XVIII столетия — начало синодального периода в истории Русской Православной Церкви. Учреждается специальный орган, который впоследствии получит название «Святейший Синод», который на себя берет функции патриарха, нарушая тем самым и форму высшего управления Русской Церковью. Синодальный период неоднозначно оценивался и оценивается в церковной истории. С одной стороны, секуляризация церковных земель и введение штатов в монастырях привело к временному умалению числа монастырей и монашествующих. С другой стороны, эти негативные явления лишь на деле проверили необычайную живучесть русского монашества и повели к новому его расцвету. Неоднозначность исторических оценок определяет актуальность темы реферата.

Цель работы – изучение положения православной церкви в первой половине XVIII века.

Для достижения цели были оставлены следующие задачи:

- изучить положение Русской Православной Церкви в 1700–1724 годы и предпосылки церковной реформы;

- изучить меры Петра I по отношению к духовенству, принятые до учреждения Святого Синода (указы 1701 – 1718 гг.);

- изучить начало церковной реформы, создание Духовной Коллегии и Святейшего Синода;

- изучить положение Русской Православной Церкви в 1725–1741 годы;

- подвести итоги.

Объект исследования – Русская Православная Церковь.

Предмет исследование – положение Русской Православной Церкви в XVIII веке.

Реферат написан с использованием научной и историко-публицистической литературы по теме исследования.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Русская Православная Церковь в 1700–1724годы. Предпосылки церковной реформы

Инициатором церковной реформы был, как известно, Петр I. С первого взгляда эта реформа носит ярко выраженный протестантский характер и вписывается в общеевропейский процесс свержения церковного авторитета и заменой его авторитетом государства и светской культуры. Одним из краеугольных принципов доктрины Лютера – идеолога протестантизма - является утверждение о том, что религия является Privatsache, т.е. частным делом каждого христианина, и дело это не нуждается ни в каких одушевленных и неодушевленных посредниках. Упраздняя (как выяснилось позже, чисто теоретически) все видимые формы церковной организации и культа, Лютер подчинил церковную организацию государственной, светской. Т.о., в этой схеме во всех вопросах «внешней» религиозной жизни государство имеет безусловную власть над Церковью (обратим, однако, внимание на слово «внешней»)[1].

Возникшая под влиянием протестантских идей теория «государственного права» прямо утверждает, что монарху, который является служителем идеи всеобщего народного блага, на подвластной территории подчинено решительно все (но обратим внимание, а в дальнейшем поговорим более подробно о том, кем является монарх православного государства)[2]. С этой точки зрения все веры в принципе равны (на практике это положение до 1917 г. никогда в России не было реализовано сколько-нибудь последовательно на законодательном уровне), а духовенство берет на себя функции служилого класса. Совершенно ясно, что это фундаментальный переворот в мировоззрении десятков и сотен поколений и верующих, и священнослужителей. Каким путем Петр пришел к нему?

Анализируя причины радикального поворота в церковной жизни, проведенного Петром I, мы должны обратить внимание на следующее.

Стрелецкий бунт, когда на глазах у юного Петра были растерзаны два его родных дяди Нарышкина, породил у Петра в целом глубокое отвращение к темной фанатичной «старине». К этому примешивалась и нелюбовь к первой жене, Евдокии Лопухиной, за которой стояла эта самая старина. Интересно отметить, что архимандрит и священники Суздальского монастыря, куда была заточена Евдокия, прямо воспротивились распоряжению ее постричь, за что были взяты в страшный Преображенский приказ.

Ранний опыт общения с иностранцами. А) Петр не получил столь благочестивого домашнего воспитания, как его братья и сестры. Кроме того, Петр и с детства был окружен иностранными вещами (западное влияние имело место и при Алексее Михайловиче). Б) В Немецкой слободе, куда бежал Петр от душащей его «старины», находил он то, чего не мог найти больше нигде: свобода отношений, разгул. В) Уже в первом заграничном путешествии 1697-1698 гг. (Великое посольство) в Англии Петр живо интересуется церковным устройством Англиканской церкви: епископы Кентерберийский и Йоркский даже назначили к Петру специальных богословов-консультантов. Английский король Вильгельм Оранский (1689-1702), воспитанный в Голландии в еще более радикальных протестантских традициях, советует Петру самому сделаться «главой религии», дабы обладать всей полнотой монархической власти.
Симпатии Петра к коллегиальному управлению[3].

2. Меры Петра I по отношению к духовенству, принятые до учреждения Святого Синода (указы 1701 – 1718 гг.)

В 1701 г. последовал ряд жестких мер по отношению к монашествующим: из монастырей велено выгнать всех послушников, всех девиц, проживавших там, выдать замуж, впредь постригать в монахини не моложе 40 лет. Запрещено монахам в кельях давать перья и чернила.
Чужеземную одежду велено носить даже женам священнослужителей и причетников.

Распоряжение брать в солдаты в 1705 г. коснулось бельцов, клирошан и детей духовенства. Высочайший указ от 25 ноября 1707 г., воспрещающий содержать «по господским домам» крестовых (крестцовых) священников (бродячих), а также строить часовни; в дальнейшем неоднократные указы о запрещении крестовым попам ходить с требами «по градским домам и у приходских людей»[4], но, видимо, запрещение нарушалось (указы преследовали целью водворение порядка и привлечение молящихся в храмы). Во время Северной войны в Новгороде и Пскове Петр приказал высылать на работу по возведению военных укреплений женщин, священников и членов причта.

1707 г.: со всех священников и диаконов наложен сбор драгунских лошадей. Высочайшими указами 1714, 1716 и 1720 гг.: в архиерейских домах и монастырях велено отводить помещения для специальных занятий грамотой, цифирью и геометрией[5].

С начала Шведской войны (с 1700 г.) стали производиться строгие разборы детей духовенства: лишних и неспособных по неграмотности к духовному служению забирали на военную службу. Указ 1708 г. делал ситуацию еще более определенной: «поповым и дьяконовым детям учиться в школах греческих и латинских; а которые в тех школах учиться не хотят, и их в попы и во дьаконы на отцовы места никуда не посвящать, и в подъячии и в иные ни в какие чины, кроме служивого чина, принимать не велено». В 1710 г. этот приказ был распространен и на церковнослужителей.

С 1711 г. Петр обращает внимание на малочисленность духовенства и издается указ о ставленниках, определяющих, кто мог быть достойным священником и кого следует рукополагать архиерею.
1718 г. двумя Высочайшими указами повелевалось кандидатов на священство заранее учить в школах, дабы в случае открытия вакансий готовы были к посвящению, а Монастырскому приказу, заведовавшему всеми славяно-греко-латинскими школами, было предписано удерживать учеников этих школ от преждевременного выхода из заведения в разные чины, разыскивать и снова отсылать в школы всех уже записавшихся в разные чины. Таким образом, для получения церковной должности становится необходимо образование, и это образование связывается со славяно-греко-латинскими школами[6]. В 1718 же году вводятся штаты священнослужителей, лишних же дьячков, пономарей и безместных детей духовного сословия велено забирать в солдаты: многие из них жили гуляками и бесчинствовали, промышляли и воровством. Также был принят духовный регламент. Духовный регламент – документ, который в течение двух веков был главным «нормативным актом» жизни Русской Церкви и русского духовенства[7].

К составлению Регламента Феофан приступил в 1718 г. В феврале 1720 г. рукопись Регламента была заслушана и исправлена царем, затем зачитана перед 6 архиереями, 3 архимандритами и Сенатом и подписана царем.
Духовный регламент был задуман не только как комментарий к закону, но и сам должен был заключать в себе основной закон церковного управления[8].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал