Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налогообложение физических лиц. Подоходный налог с граждан Швеции






Тема 6. Налоговые системы скандинавских стран-членов ЕС. Налоговая система Швеции, Дании

План

1. Общая характеристика налоговой системы Швеции.

2. Налог на прибыль компаний Швеции.

3. Налогообложение физических лиц. Подоходный налог с граждан Швеции.

4. Налог на добавленную стоимость Швеции.

5. Прочие налоги Швеции.

6. Налоговая система Дании.

1. Общая характеристика налоговой системы Швеции

Налоговая система Швеции включает множество прямых и косвенных налогов и сборов. Наиболее важными прямыми налогами являются госу­дарственный и местный подоходные налоги и государственный налог на собственность. Прямыми налогами облагаются также наследование (пошлина, уплачиваемая наследником) и дарение. Отдельно от налогов существует система разнообразных сборов, взимаемых с работодателей (расходы на социальное страхование), из которых выплачиваются пенсии, медицинские страховки и прочие социальные выплаты.

Все доходы от непрямого налогообложения, фактически поступающие в государственную казну, имеют два основных источника: налог на добав­ленную стоимость и акцизные сборы, которыми облагается ряд товаров.

Определение уровня государственных и местных налогов входит во властные полномочия шведского парламента. Тем не менее местные орга­ны могут устанавливать уровень подоходного налога непосредственно в муниципалитетах и областных органах самоуправления.

Важная роль отводится и таким косвенным налогам, как акцизы на табак и алкоголь. Есть годовой налог на пользование личным транспор­том и разовый налог на его приобретение. Энергетический налог отно­сится к дизельному топливу, углю, электроэнергии.

Швеция имеет соглашения примерно с шестьюдесятью другими страна­ми об избежании двойного налогообложения доходов и собственности.

Доходная часть бюджета Швеции состоит из следующих поступлений:

- 41% - государственный и муниципальный подоходный налог (физи­ческие лица - с дохода от наемного труда, дохода с капитала; юридичес­кие лица - с прибыли от хозяйственной деятельности);

- 24% - налог на добавленную стоимость;

- 21% - налог на заработную плату (социальные взносы работодателей);

- 3, 5% - налог на имущество (налоги на собственность);

- 10, 5% - прочие налоги.

Каждый работодатель, коллективный или индивидуальный, выплачи­вает в казну так называемые социальные взносы, равные примерно трети заработка каждого рабочего и служащего. Эти средства идут на покрытие пенсионных и медицинских расходов.

 

2. Налог на прибыль компаний Швеции

Важное место в системе налогов занимает налог на прибыль корпора­ций. Налогом на прибыли компаний облагаются акционерные общества, кооперативы и иностранные компании, осуществляющие коммерческую деятельность в Швеции. Обложение этим налогом регулируется законом о национальном подоходном налоге 1947 г. с последующими изменения­ми и поправками.

Предприятия с ограниченной ответственностью могут создаваться толь­ко в форме акционерной компании. В то же время законом предусмотре­ны различия в функционировании и отчетности для крупных компаний и для мелких и средних фирм. Крупными считаются компании, акти­вы которых превышают 35 млн крон, численность работников больше 200 человек или имеющие листинг на фондовой бирже. Минимальный размер капитала для акционерных компаний составляет 50 тысяч крон, при этом компания может иметь только одного собственника.

Все компании и другие виды организационно-правовой формы, такие как товарищества с ограниченной ответственностью, должны быть заре­гистрированы в Патентном и Регистрационном отделе, для того чтобы получить статус юридического лица. Обычно как минимум 50% управля­ющих директоров и главный директор должны быть резидентами стран ЕС или Европейских государств. Тем не менее возможны исключения из правил, предоставляемые Отделом Патентов и Регистрации или Прави­тельством, в отношении юридических лиц, большая часть совета дирек­торов которых состоит из нерезидентов Швеции.

Торговые товарищества не подлежат обложению налогом на прибыли, хотя они также признаются юридическими лицами и подлежат учету в Управлении патентов и регистрации. Их доходы с точки зрения налого­обложения считаются распределенными между участниками товарищес­тва (в долях, определенных учредительными документами) и облагаются подоходным налогом непосредственно у этих участников.

Наиболее часто встречающаяся организационно-правовая форма - это компании с ограниченной ответственностью. Существуют два вида: открытые компании с ограниченной ответственностью и частные компа­нии с ограниченной ответственностью.

Компании-резиденты подлежат обложению налогом на прибыль по всей сумме своих доходов, полученных как в Швеции, так и за ее преде­лами. Резидентами обычно считаются компании, зарегистрированные по законам Швеции и внесенные в соответствующий реестр. Все остальные компании считаются нерезидентами Швеции.

Компании-нерезиденты подлежат обложению налогом в Швеции только по доходам, полученным из источников в Швеции, по доходам от перепродажи имущества, находящегося в Швеции, или по доходам, полу­ченным от деятельности, осуществляемой на территории Швеции через постоянное деловое учреждение. Доходы, получаемые от деятельности, осуществляемой через постоянное деловое учреждение, подлежат обло­жению в обычном порядке, при этом постоянное деловое учреждение считается для целей налогообложения отдельным предприятием и долж­но рассчитывать свою прибыль и подавать налоговую декларацию по тем же правилам, что и шведские компании. Иностранные фирмы, получаю­щие доходы в виде роялти, считаются осуществляющими деятельность на территории Швеции, и они должны представлять налоговые деклара­ции и уплачивать налог на прибыль в обычном порядке.

Налогооблагаемая база для компаний - плательщиков налога на при­быль, определяется на основе чистого дохода (прибыли), показанной в финансовом отчете компании. Вместе с тем конечный результат рассчи­тывается с поправками, предусмотренными налоговым законодательс­твом. С одной стороны, из отчетной прибыли исключаются некоторые виды доходов, освобождаемых от налогообложения (например, дивиден­ды, полученные от дочерних компаний), с другой стороны, применяются некоторые ограничения и лимиты, предусмотренные для определенных видов расходов или списаний.

Базовой основой для исчисления налогооблагаемой прибыли является валовой доход (выручка) компании. Затем из него вычитаются все рас­ходы, нормально и обоснованно связанные с извлечением этого дохода. В первую очередь это зарплата наемных работников и затраты на матери­алы и сырье, потребленные в процессе производственной (коммерческой) деятельности.

Заработная плата и другие аналогичные выплаты работникам относятся на затраты в полном размере, включая удержанные с них налоги и другие обязательные начисления (по социальному страхованию).

Начальные затраты на создание и регистрацию компании могут быть списаны на затраты в первом же году деятельности компании, но при этом должны быть исключены суммы уплаченных гербовых налогов и обязательных сборов за регистрацию компании. Расходы на юридическое обслуживание относятся на затраты, если они связаны с осуществлени­ем обычной коммерческой деятельности компании. Однако на затраты не списываются расходы, связанные с регистрацией новых компаний, и рас­ходы на ведение споров с налоговыми властями.

Стоимость машин и оборудования, а также зданий и сооружений, используемых в производственной или коммерческой деятельности, переносится на затраты в порядке амортизации. Амортизация машин и оборудования (включая транспортные средства) может начисляться одним из двух методов: равномерной прямолинейной амортизации или снижающегося остатка. Кроме того, активы со сроком полезного исполь­зования менее 3 лет и стоимостью менее 2000 крон (до 10 000 крон для крупных предприятий) могут списываться на затраты непосредственно в году приобретения.

Расходы на некоммерческие цели - представительские, на развлечения и отдых сотрудников и т.д. - могут списываться на затраты при опреде­ленных условиях и в рамках установленных лимитов. Специальные нор­мативы установлены для пожертвований на благотворительные и другие аналогичные цели. Формирование свободных от налогов резервов в пос­ледние годы существенно ограничивается, что объясняется политикой властей, нацеленной на постепенное снижение налоговых ставок, но при соответствующем уменьшении действующих налоговых льгот.

Налоги, уплаченные компанией в связи с ее коммерческой деятельнос­тью, списываются на затраты в полной сумме (но без штрафов и санк­ций), исключая суммы выплаченного налога на прибыль. Иностранные подоходные налоги могут списываться на затраты или приниматься на зачет в форме налогового кредита при условии, что соответствующий иностранный доход подлежит налогообложению в Швеции.

Некоторые виды доходов компаний не подлежат обложению налогом на прибыль и соответственно не включаются в состав налогооблагаемой базы.

К таким доходам относятся, например, дивиденды, получаемые от компа­ний, в которых налогоплательщику принадлежит акций 25% или более.

Отчетным периодом для налога на прибыль является год, при этом раз­решается считать началом отчетного года 1 января, 1 мая, 1 июля или 1 сентября. Сменить отчетный год можно только с разрешения налоговых властей.

Налоговая декларация должна быть представлена в срок не более 6 месяцев со дня окончания отчетного периода. Налогоплательщик не рас­считывает сумму причитающегося с него налога, это делают налоговые органы на основе данных, приведенных в налоговой декларации. Неза­висимо от результатов расчета компании должны производить авансовые платежи равными взносами, в счет налога на протяжении всего отчетного периода на основании расчета налога за предыдущий год - 18 января, 18 марта, 18 мая, 18 июля, 18 сентября и 18 ноября. Налоговые органы в пределах примерно 6-7 месяцев со дня подачи налоговой декларации делают окончательный расчет налога и направляют его компании. В слу­чае необходимости недостающая сумма налога должна быть доплачена в пределах 2-3 месяцев после получения требования. В случае «перевеса» авансовых платежей над суммой налоговых обязательств компании она может получить возврат налога либо отнести это превышение в счет сво­их текущих авансовых платежей.

Ставка налога на прибыль составляет 28%, кроме того при переводе дивидендов за рубеж компании должны удерживать налог с общей сум­мы дивидендов также по ставке 30% (стандартная ставка, которая по условиям действующих налоговых соглашений может быть снижена до 10-15% или даже до нуля).

 

Налогообложение физических лиц. Подоходный налог с граждан Швеции

Резиденты Швеции подлежат обложению подоходными налогами по всем своим доходам из всех источников, как в Швеции, так и за ее преде­лами. Нерезиденты облагаются налогами только по доходам, полученным в Швеции: доходы от работы по найму, доходы, от деятельности, осу­ществляемой на территории Швеции через постоянное деловое учрежде­ние, и доход от недвижимости, находящейся в Швеции.

Резиденты платят муниципальный подоходный налог с доходов от работы по найму и от осуществления коммерческой деятельности плюс национальный подоходный налог с этих же доходов, если их сумма пре­вышает 200 тысяч крон в год. Они также платят национальный подоход­ный налог со своих доходов от капитала (проценты, дивиденды, доходы от перепродажи имущества, акций и т.д.). Нерезиденты платят муници­пальный подоходный налог по доходам от коммерческой деятельности и национальный подоходный налог по всем остальным видам доходов.

Резидентами Швеции в целях налогообложения признаются лица:

а) постоянно проживающие на территории Швеции или

б) имеющие общее место жительства в Швеции, или

в) имеющие существенные экономические и семейные связи в Швеции.

Первый критерий предполагает, что физическое лицо постоянно и неизменно проживает в Швеции и нет какой-либо другой страны, которая могла бы конкурировать со Швецией в этом отношении. Второй крите­рий относится к случаям, когда физическое лицо часть времени проводит также и в другой стране (странах). По этому критерию лицо является рези­дентом Швеции в каждом году, когда оно проводит на территории Шве­ции 6 и более месяцев (без существенных перерывов). Третий критерий применяется в ситуации, когда лицо прежде было резидентом Швеции как ее постоянный житель и затем по каким-то причинам большую часть времени вынуждено жить за ее пределами. Эго лицо все же будет продол­жать считаться резидентом Швеции, если оно имеет там семью, постоян­ный дом и ведет в ней существенную экономическую деятельность.

Все остальные лица, не подпадающие под перечисленные критерии и условия, считаются нерезидентами для целей налогообложения.

Законом предусмотрено индивидуальное обложение налогом, и чле­ны семьи должны индивидуально отчитываться по своим налоговым обя­зательствам, в том числе и несовершеннолетние дети, если они имеют самостоятельные источники доходов. Расчет облагаемого дохода физи­ческих лиц ведется в разбивке по следующим видам доходов: доходы от работы по найму, доходы от коммерческой деятельности и доходы от капитала.

Доходы от работы по найму включают не только непосредствен­но заработную плату или премии, но и различного рода компенсации и льготы натурального характера (автомобиль за счет компании, питание и т.д.). Вместе с тем иностранные специалисты и ученые, привлекаемые на работу шведскими фирмами, могут получать освобождение от нало­гов в отношении предоставляемой им компенсации расходов на жилье и на обучение детей. Резиденты Швеции, выполняющие работу по найму за рубежом, обычно освобождаются от налогообложения этих доходов в Швеции при условии, что эти доходы облагаются местными налогами в стране их происхождения.

Наемные работники имеют право исключать некоторую часть своего заработка из налогообложения как компенсацию из расходов в связи с этой работой. Общий предел для этих скидок составляет 5000 крон в год. Исключаются из налогообложения также выплаты на компенсацию командировочных расходов.

Расчет доходов от коммерческой деятельности регулируется теми же правилами, что и расчет облагаемой прибыли для компаний. Расхо­ды, связанные с деятельностью по извлечению доходов, относятся на затраты, уменьшающие облагаемый доход; активы и имущество, исполь­зуемые в коммерческих целях, амортизируются по общим нормам, уста­новленным налоговыми властями для компаний и предприятий. При этом дохода от коммерческого использования недвижимости (отдельного дома или жилого помещения) освобождаются от налогообложения, если более 50% полезной площади помещения занято для целей проживания самим собственником или его семьей.

Доходы от капитала включают прибыли от капиталовложений различ­ного рода, от купли и продажи акций, а также доходы от лотерей. Убыт­ки и некоторые виды затрат, связанные с операциями с капиталом, могут относиться на уменьшение налогооблагаемой базы,

Физические лица, получающие доходы от работы по найму и от занятия коммерческой деятельностью, имеют право на получение индивидуаль­ной скидки, минимум которой составляет 11 тысяч крон в год (фактичес­ки необлагаемый минимум заработка всех лиц) и максимум - 20 тысяч крон (для доходов свыше 200 тысяч крон в год). Специальные виды ски­док предусмотрены для взносов, уплачиваемых по полисам частного пен­сионного страхования.

Ставки муниципального подоходного налога несколько отличаются по различным регионам и обычно составляют около 31%. Националь­ный подоходный налог с доходов от работы по найму и от коммерчес­кой деятельности составляет 25% для доходов, превышающих 229 тысяч крон в год. Доходы от капитала облагаются по ставке 30% (для любых видов доходов).

Нерезиденты, получающие в Швеции заработную плату или пенсию, облагаются национальным налогом по твердой ставке 25% и по дохо­дам от коммерческой деятельности - муниципальным налогом по той же ставке. Если общая сумма этих доходов превышает 200 тысяч крон в год, то с суммы превышения дополнительно взимается национальный налог по ставке 20%.

Доходы иностранных спортсменов и лиц творческих профессий, полу­чаемые ими в Швеции, облагаются специальным налогом по ставке 15%. Если нерезиденты получают в Швеции доходы от капитала, подпадающие под налогообложение в Швеции, то для них применяется ставка налога 30%. При этом льготные персональные скидки для нерезидентов не действуют.

Отчетный год для налогоплательщиков - календарный год, заканчиваю­щийся 31 декабря. Срок представления налоговых деклараций установлен до 15 февраля года, следующего за отчетным. Лица, получающие только доходы от работы по найму, представляют декларации по упрощенной форме. Для лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, срок пре­доставления деклараций продлен до 31 марта. Нерезиденты, получающие в Швеции только доходы от работы по найму или пенсию, освобождаются от обязанности представлять налоговые декларации. Налоги с заработной платы удерживаются нанимателями в момент выплаты и переводятся ими в бюджет на счет работников. Окончательный расчет налога делается по итогам года на основании представленных налоговых деклараций, и в соответствии с этим производится доплата или возврат части налога.

Платежи по социальному страхованию производятся нанимателями в порядке начислений на заработную плату (с отнесением их затем на затраты при исчислении облагаемой налогом прибыли). Размер таких платежей - 33% суммы всех выплат работникам. Лица, работающие за свой счет, платят взносы по социальному страхованию самостоятельно, и для них размер таких взносов установлен равным 31, 25% их чистого дохода. Для некоторых ситуаций (например, работа по найму лиц пен­сионного возраста) предусмотрена замена платежей по социальному страхованию специальным налогом на зарплату. Ставка этого налога составляет 21, 39% общей суммы выплаченной заработной платы. Кроме того, и предприниматели, и наемные работники должны платить взносы по страхованию от болезни - по 3, 95% суммы выплаченных (получен­ных) заработков.

Такие же платежи предусмотрены и в отношении иностранцев, работаю­щих на шведских предприятиях. Вместе с тем Швеция имеет с рядом стран специальные соглашения по социальному страхованию, и положение граж­дан из этих стран, работающих в Швеции, регулируется условиями этих соглашений. Например, граждане скандинавских стран, Великобритании, США и Канады освобождаются от платежей по социальному страхованию, если срок их работы в Швеции составляет менее 1 года, для граждан из большинства западноевропейских стран и Турции льготный срок равен 2 годам, для граждан Франции, Израиля и Марокко - 3 годам.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал