Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дигелева М. В. – вопрос 7.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Охарактеризуйте психологическую экспертизу как процедуру (предмет, объект, своеобразие предметных связей психологической экспертизы с другими психологическими, юридическими, клинико-биологическими дисциплинами, цели и задачи, сущность и значение экспертизы, объект и предмет, содержание и объем). 1. Психологическая экспертиза - является инструментом в работе психолога клинического профиля, а также судебного эксперта-психолога. Основы психологической экспертизы заключаются в изучениипсихических процессов, состояний и свойств людей, участвующих в уголовном и гражданском деле. Необходимость применения медико-психологической экспертизы обусловлена потребностью в установлении психического «нездоровья» человека. Без заключения психолога человека не могут признать недееспособным в суде. Психологическая экспертиза — род судебных экспертиз, направленных на установление обстоятельств (фактов) путем исследования психологических особенностей личности, характера и закономерностей психической деятельности лица, особенностей психологического воздействия коммуникативных средств на реципиента. 2. Предмет: психологической экспертизы являются особенности психической деятельности вменяемых лиц, временные изменения сознания под влиянием различных факторов, а также любая психологическая информация. 3. Объект: является психическая деятельность субъекта в ситуациях, имеющих юридическое значение, а также сама ситуация, а так же материальные и нематериальные источники психологической информации. При проведении экспертизы могут использоваться источники информации об обстоятельствах и событиях – любые материалы, в которых в заключены данные, имеющие психологическое содержание или которые могут быть подвергнуты экспертному психологическому анализу. 4. Своеобразие предметных связей психологической экспертизы с другими психологическими, юридическими, клинико-биологическими дисциплинами: По видам экспертиз: - психолого-медицинская ( направленная, например, на исследование особенностей психики, обусловленных данным видом заболевания ); - психолого-психиатрическая (изучает, в частности, влияние состояния психического здоровья и особенностей ситуации на способность руководить своими действиями); - психолого-криминалистическая, - психолого-автотехническая, - психолого-светотехническая, - медико-психологическая, - психолого-вокалографическая, - психолого-искусствоведческая (например, экспертиза печатных изданий эротического и порнографического содержания), - психолого-педагогическая, - психолого-лингвистическая (устанавливает, например, соответствие между уровнем интеллектуального развития, особенностями устной и письменной речи, индивидуально-психологическими особенностями, конкретными обстоятельствами дела и авторством исследуемого текста). 5. Специфика выбора методик психодиагностического исследования в экспертной работе психолога связана с необходимостью взаимодействия эксперта-психолога с органом или лицом, назначившим экспертизу, с одной стороны, и с подэкспертным лицом или группой - с другой. Каждая психологическая экспертиза – это уникальная процедура, поэтому не может существовать универсального набора психодиагностических методик, который можно было бы применить ко всем подэкспертным лицам. Считается непозволительным использование в психологической экспертизе малоизвестных, не апробированных в научной психологии и в экспертной практике методов исследования. 6. В собственной экспертной деятельности мы пользуемся следующими методиками. Наиболее общая классификация психодиагностических методов выделяет три группы. 1 группа - L – результаты регистрации реального поведения человека (life record data) методом наблюдения, беседы, через анализ объективных характеристик, свидетельских показаний, отзывов родственников, педагогов и т.д., что предполагает психологический анализ материалов личного, уголовного или гражданского дела, истории болезни и т.д.; 2 группа – Q- данные опросников и методов самооценки и самоотчетов (questionnairy data), направленных на исследование различных сторон личности; 3 группа - Т – данные экспериментального исследования (objective test data), использующего тестовые и патопсихологические методы. Применительно к целям психологической экспертизы разработана дифференцированная классификация методов по двум основаниям – по особенностям техники, процедур и направленности метода (А.Г. Шмелев, Ф.С. Сафуанов). СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ
|