Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация методов по процедуре исследования.






· Экстенсивные методы.

Биографический метод. Эта процедура может быть представлена в экспертной работе как через применение специальных диагностических методик (LifeLine, 1993), так и через психологический анализ материалов дела методами контент-анализа и герменевтическим. Биографический материал используется психологом как для воссоздания целостной истории жизни личности, так и для целей изучения прошлых и актуальных переживаний, интересов, взаимоотношений и мотивов подэкспертного.

Наблюдение, которое может проводиться как во время экспертизы, так через видеозаписи. Психологический анализ видеозаписей в гражданском процессе иногда выделяется в специальное производство.

Диалоговые методы, главными из которых является беседа и глубинное интервью с подэкспертным, его родственниками, друзьями и знакомыми. С несовершеннолетними и малолетними подэкспертными (потерпевшими и свидетелями) беседа может быть дополнена игровыми интеракциями. В рамках беседы моделируются различные ситуации диалогового взаимодействия с регистрацией поведения подэкспертного. В процессе беседы и наблюдения психолог формулирует гипотезу экспертного исследования, которая в дальнейшем подвергается им экспериментальной проверке.

· Интенсивные методы.

Объективные тесты, характеризующиеся наличием нормативных ответов. Ими обычно служат психометрические методы измерения интеллекта (Векслер, Равен) или классические патопсихологические методы исследования познавательных процессов (10 слов, Пиктограмма, Классификация, Сравнение понятий, таблицы Шульте и т.д.).

Стандартизированные самоотчеты:

а) Тесты-опросники, базирующиеся либо на клинико-психологической типологии личности (MMPI), либо на типологии черт личности (Кеттелл), либо характера (Шмишек, ПДО), либо темперамента (Айзенк, Стреляу), либо отдельных черт личности или психических состояний (Роттер, Баса-Дарки, Спилбергера и др.);
б) Субъективное шкалирование, выявляющее особенности самосознания. Чаще всего в экспертизе применяются шкалы самооценки Дембо-Рубинштейн.

 

Проективные техники:
а) словесная апперцепция (ТАТ, тест Роршаха, тест руки Вагнера).
б) проективное предпочтение, где испытуемым осуществляется выбор стимула (тесты Люшера, Сонди, Эткинда).
в) полупроективные тесты, к которым можно отнести тест Розенцвейга, метод незаконченных предложений, Пиктограмму;
г) рисуночные тесты. Чаще всего используются методики Рисунок человека, Дерево, Несуществующее животное, Дом-дерево-Человек, которые имеют достаточно унифицированные стандартизованные схемы интерпретации.

Анализ продуктов спонтанного творчества – применяется в тех случаях, когда в распоряжении эксперта-психолога имеется литературная и художественная продукция испытуемого.

Ассоциативный и метод дистантной оценки для оценки личности без непосредственного контакта с ней по речевой продукции личности, представляемой в виде фонограммы и видеозаписей.

Метод экспертных независимых оценок (К.К.Платонов, 1966) положен в основу конструирования психологом семантического поля представлений окружающих об испытуемом (через характеристики окружающих).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал