Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемные аспекты изучения текста художественного произведения






Художественный текст не равен литературному произведению. Лит. произведение существует только в голове автора. Произведение материально существует только в виде художественного текста, он даёт представление о произведении. Пересказ художественного текста не равен его содержанию. Малейшее изменение формы худ. текста приводит к появлению нового художественного текста.

Текст – система знаков, связанных между собой. Текст существует неизменным, на определенном материальном носителе. Существует наука «текстология», которая изучает первоначальные тексты, оригиналы. Тексты различных веков различны. Но текст все равно подвижен. Текст многомерен, то есть может быть по-разному прочитан разными людьми. Распахнутость текста во внешний мир превращает текст в художественное произведение, а не простую систему знаков.

Текст существует сам по себе, он замкнут. В произведении все наоборот – важно, на что откликается автор, что его волнует. Писатель меняется на протяжении жизни. Произведение не только изменяется, но и по-разному воспринимается читателем. Очень важно перечитывание – открываются разные стороны произведения.

Форма и содержание – основополагающие понятия, которые содержат обобщенные представления о внутренних и внешних сторонах произведения. Содержание – это то, что сказано. Это высказывание писателя о мире, его эмоционально-мыслительная реакция на те или иные явления действительности. Это система приемов и средств, в которых это восприятие находит свое выражение.

Форма – это стиль, это жанр (роман, драма и т.д.), композиция, художественная речь, ритм.

Содержание – тема, фабула, конфликт, характеры и обстоятельства, художественные идеи, тенденция (пафос).

1. Проблема текстовых границ.

Первым выразителем целостности художественного произведения является текст – он зафиксирован, неизменяем. Текст: структурирован, носит знаковый характер.

Границы текста – испытания текстовой завершённости. 1 путь: в творчестве романтиков - незавершённые тексты (до этого времени незавершённые тексты не оставались в памяти. Фрагмент становится новым жанром. Читатель задумывается над тем, что находится за рамками фрагмента.

Литературная циклизация – соединение в группы. Автор призывает читателя читать произведение именно в этом порядке. Цикл произведений – произведение из произведений (все произведения перекликаются, новое содержание). Лирика создаёт большой жанр – «романоподобные» циклы (Фет, Майков). Цикла работал и на читателя (выбор чтения).

Пропуски внутри текста – через мистификацию показать оборванность текста.

2 путь: эффект интертекстуальности (19 век). Строительный материал – уже существующие тексты. Во 2-ой половине 20 века – активно используется реминисценция (переложение).

Интертекстуальность создаёт новые жанры: приём центонного построения текста – только из цитат.

2. Проблема композиции.

Новое: в прозе – проблема точек зрения, смена точек зрения.??????

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал