Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расширение СССР.






1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. 3 сентября Франция и Англия объявили Германии войну. Началась вторая мировая война. В короткий срок польская армия была разгромлена, правительство Польши бежало в Лондон. 17 сентября Красная Армия перешла советско-польскую границу и к концу сентября присоединила к СССР захваченные Польшей в 1920 г. западные земли Украины и Белоруссии. Польша как самостоятельное государство перестала существовать. 28 сентября - 10 октября 1939 г. СССР заключил договоры о взаимопомощи с государствами Прибалтики, предусматривавшие размещение советских гарнизонов и военно-морских баз на территории Эстонии, Латвии и Литвы.

В марте 1939 г. СССР предлагал Финляндии заключить договор о взаимопомощи. Получив отказ, он в октябре того же года предложил отодвинуть на несколько десятков километров советско-финляндскую границу на Карельском перешейке, а также сдать Советскому Союзу в аренду участок финской территории у входа в Финский залив для защиты Ленинграда. Правительство Финляндии отвергло это предложение. Советское руководство решило достичь своих внешнеполитических целей силой. 30 ноября 1939 г. началась 104-дневная советско-финляндская война. Ценой больших потерь Красная Армия лишь в феврале прорвала мощную систему укреплений («линия Маннергейма») и устремилась к центру Финляндии и ее столице. Руководство Финляндии предложило переговоры, и 12 марта 1940 г. в Москве между СССР и Финляндией был подписан мирный договор. Финляндия отказалась от участия в антисоветских коалициях, отодвинула границу на Карельском перешейке на 150 км от Ленинграда (до Выборга), передала СССР ряд других территорий, а также островов в Финском заливе, сдала ему в аренду на 30 лет полуостров Ханко. Большая часть присоединенных территорий была объединена с Карельской АССР, которую преобразовали в Карело-Финскую ССР и включили в состав СССР на правах союзной республики. Лига Наций осудила СССР как агрессора и в декабре 1939 г. исключила его из своего состава.

В июне 1940 г. Советское правительство обвинило правительства прибалтийских государств в нарушении пактов о взаимопомощи и ввело на территорию Прибалтики дополнительные войска. Военное давление СССР привело к изменению политической ситуации в Эстонии, Латвии и Литве. Там были сформированы правительства просоветской ориентации, которые провозгласили свои республики социалистическими и обратились к советскому руководству с просьбой включить их в состав СССР. В августе 1940 г. Литовская, Латвийская и Эстонская советские социалистические республики стали составными частями Советского Союза.

В конце июня 1940 г. правительство СССР направило ультиматум Румынии, требуя срочно вывести войска из Бессарабии, оккупированной в 1918 г. и из Северной Буковины, где проживали преимущественно украинцы. Не получив поддержки со стороны Германии, правительство Румынии было вынуждено удовлетворить советские требования. 30 июня Красная Армия заняла освобожденные территории, выйдя на реку Прут. Бессарабия была присоединена к Молдавской АССР, которую преобразовали в Молдавскую ССР и включили в состав СССР в качестве союзной республики. Северная Буковина вошла в состав УССР

В итоге внешнеполитической активности СССР его состав к осени 1940 г. вырос до 16 союзных республик, значительно увеличилась европейская территория Советского Союза. Это создало условия для укрепления обороноспособности СССР на северо-западных, западных и юго-западных границах. Однако к июню 1941 г. новые границы не были надежно укреплены.

 

Вопросы партийного руководства литературой и искусством в 1920-1930 гг.

 

Уровень грамотности в России накануне 1917 г., система советского и религиозного образования в Российской империи, высшая школа и студенчество. Профессионально-техническое образование. Деятельность Всероссийского съезда учителей и добровольных образовательных обществ. Педагогическая периодика. Русские народные университеты. Рабочие просветительские общества. Организации Пролеткульта. Основные направления научной деятельности в России, научные съезды. Общественные науки.

Книжное дело и печать в России, ведущие издательства, периодические издания (“Новое время”, “Научное обозрение”, “Вестник Европы”, “Русская мысль”, “Русские ведомости”, “Гражданин”, “Земщина”, “Московские ведомости”, “Правда” и др.).

Взаимодействие русской культуры и культуры народов России. Общедемократические и пролетарские элементы в отечественной культуре накануне революции.

Разработка В.Лениным проблем культурной революции после победы Октября. Отношение большевиков к культурному наследию прошлого. Проблема взаимоотношения идеологии и морали, идеологии и культуры в работах В.Ленина, Л.Троцкого, Н.Бухарина, А.Луначарского, Н.Крупской, А.Бубнова. Взгляды А.Богданова на развитие советской культуры. Разногласия между Лениным и Богдановым: столкновение концепций “социалистической культуры для всех трудящихся” и “пролетарской культуры”.

Деятельность Наркомпроса в годы гражданской войны. I Всероссийской съезд Пролеткульта, основные вопросы и решения (октябрь 1920 г.). Идеологическая борьба по вопросам культуры. Советское правительство и Всероссийский съезд учителей, причины его роспуска. Борьба вокруг идеи национально-культурной автономии на I Всероссийском совещании работников просвещения народов нерусского языка в августе 1919 г. Взаимоотношения советской власти и интеллигенции в годы гражданской войны. Забастовки среди преподавателей Высшего технического училища в апреле 1921 г. Забастовки профессоров в Москве, Казани и других университетах. Высылка антибольшевистски настроенных представителей отечественной интеллигенции из России (Н.А.Бердяев, И.А.Ильин и др.).

“Правда” и “Большевик” о вопросах партийного руководства литературой и искусством в 1920 - 1930 гг. Резолюция ЦК РКП(б) “О политике партии в области художественной литературы” 18 июня 1925 г. Постановление 1932 г. “О перестройке литературно-художественных организаций” и его организационно-политические последствия. I Всесоюзный съезд советских писателей и его значение в борьбе за победу “социалистического реализма” в литературе и искусстве. М.Горький и его роль в организации советской культуры.

Частичное преодоление левого радикализма и национального нигилизма в культуре по мере утверждения сталинизма. Разгром РАПП. Окончательный отказ от революционного авангардизма в искусстве в искусстве, стиль сталинского “классицизма”.

Раскол в обществе и литература периода революции и гражданской войны. А.Блок, М.Горький, В.Короленко, И.Бунин о русской революции. Творчество А.Толстого, И.Бабеля, А.Фадеева, Д.Фурманова, М.Булгакова, А.Платонова, В.Маяковского, М.Шолохова. Религиозно-мессианская трактовка русской революции (А.Блок, М.Волошин, С.Есенин, Н.Клюев). Сменовеховские писатели и поэты, их судьба: Н.Клюев, С.Есенин, А.Ширяевец, П.Орешин, П.Васильев, Б.Корнилов, С.Клычков. Отражение проблем современного советского общества и переосмысление исторического пути в советской литературе 1920 - 1930 гг. Критика большевистского режима в творчестве Е.Замятина и А.Платонова.

Меры советского правительства по перестройке деятельности театра: огосударствление имущества, развитие самодеятельности, смена репертуара. В.Маяковский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. ХII съезд РКП о назначении театра в общественной системе. Театр как вид массовой пропаганды коммунистических идей. Метод соцреализма в театре.

Лидеры партии большевиков об изобразительном искусстве и его значении для новой власти. Скульптура как монументальная пропаганда. И.Шадр, В.Мухина, Д.Осипов, Н.Андреев. Политический плакат 20 -х гг. Д.Моор, В.Дени, В.Маяковский. Два поколения живописцев и их восприятие революции. К.Петров-Водкин, К.Юон, “Четыре искусства”, ОМХ; К.Малевич, В.Татлин, Союзы АХРР и ОСТ. Оптимизм и демократизм советской живописи. Гравюра. В.Фаворский.

Классицизм и новаторство в архитектуре. А.Щусев, И.Жолтовский, Б.Иофан. Унификация стилей, борьба с формализмом и аппаратная победа соцреализма. Система госзаказов. Основные темы творчества советских художников, скульпторов в 30 -е гг. и суперсюжет. Конструктивизм и традиционализм в архитектуре. Направления “буржуазного” кино начала ХХ в. Оппозиция новой власти. Национализация кинематографа. Задачи советской власти и значение кино. Хроника и документалистика 20-х гг. Создание советского немого кинематографа и его расцвет. С.Эйзенштейн, В.Пудовкин, А.Довженко, Я.Протазанов. Жанры и направление развития советского кино в 30 - х гг.

Революционный подъем и состояние музыкальной культуры. Декреты советской власти 1918 г. о национализации консерваторий и всех частных музыкальных предприятий. Массовая песня времен гражданской войны и методы ее создания. Д.Покрасс, А.Митюшин. Деятельность РАМП, АСМ и их оценка классического наследия. Классическая традиция в творчестве А.Глазунова, М.Гнесина, Р.Глиера. С.Прокофьев, И.Стравинский, Д.Шостакович и новый подъем русской музыки.

Массовая музыкальная культура 20 - 30-х гг. Песня как “эстетическая доминанта” и средства ее внедрения. И.Дунаевский, А.Александров, М.Блантер. Насаждение соцреализма в музыке и организационная унификация творчества. Критика творчества Д.Шостаковича. Развитие “общедоступных” жанров. Джаз, Л.Утесов.

Задачи советской власти и проблема использования научного потенциала России. Переговоры СНК с Российской академией наук. Превращение Академии в координационный центр. Развертывание сети научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений. Основные направления развития фундаментальной и прикладной науки в 1920 - 1930 гг. Место научных работников в общественной системе СССР. В.Вернадский, И.Павлов, Н.Жуковский, А.Иоффе, Н.Вавилов, А.Чижевский, П.Капица, В.Бехтерев, С.Платонов, М.Покровский, А.Чаянов, Н.Кондратьев, К.Циолковский.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал